СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по выполнению практических работ по МДК 01.13Методика преподавания краеведения в начальных классах для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению практических работ по МДК 01.13Методика преподавания краеведения в начальных классах для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж»





МДК 01.13. Методика преподавания краеведения в начальных классах





Методические указания

по выполнению практических работ

для студентов специальности

44.02.02 Преподавание в начальных классах













2016 г.














Автор: Тароева М.Н.











Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Содержат задания согласно программе ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования, разработанной на основе ФГОС СПО по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Введение

Методические указания могут быть использованы для проведения практических занятий при изучении МДК 01.13. Методика преподавания краеведения в начальных классах.

Задания для выполнения практических работ составлены по программе ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования для специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».

Практические задания направлены на формирование умений:

• Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам по курсу «Забайкаловедение»

• Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

• Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по курсу «Забайкаловедение», строить их с учетом особенностей учебного курса, возраста и уровня подготовленности обучающихся

• Использовать технические средства обучения (далее – ТСО) в образовательном процессе

• Проводить педагогический контроль на уроках по курсу «Забайкаловедение»

• Анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам.






1. Перечень практических работ по МДК 01.13. Методика преподавания краеведения в начальных классах


Тема 4.9.Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы по Краеведению начального общего образования- 2 часа

Практическая работа №1

Анализ ФГОС начального общего образования.- 2 часа

Тема 4.10. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы по краеведению – 4 часа

Практическая работа №2

Анализ программ по краеведению в начальной школе – 2 часа

Практическая работа №3

Анализ программы и тематического плана по предмету «Забайкаловедение» - 2 часа

Тема 4.11. Вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования - 2 часа

Практическая работа №4

Анализ ФГОС и основной общеобразовательной программы дошкольного образования и программ Радуга», «Развитие», «Детство»– 2 часа

Тема 4.12. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках краеведения – 6 часов

Практическая работа №5

Экскурсия на природу - 2 часа

Практическая работа №6

Экскурсия в музей – 4 часа

Тема 4.13. Основное содержание предмета краеведение в начальном общем образовании в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методика преподавания – 4 часа

Практическая работа №7

Изучение тематического плана 1 модуля «Природное наследие Забайкалья» – 2 часа

Практическая работа № 8

Изучение тематического плана 2 модуля «Историческое и культурное наследие Забайкалья»» – 2 часа

Тема 4.14. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по краеведению – 2 часа.

Практическая работа № 9

Психолого-педагогический анализ урока – 2 часа.





2.Методические указания по выполнению практических работ


Практические работы с использованием инструкций обучающиеся выполняют индивидуально. В этом случае каждый обучающийся будет приобретать необходимые практические умения.

Если в ходе выполнения практической работы необходимо ответить на вопросы для выяснения понимания учащимися сущности опыта, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.

Таблицы заполняются четко и аккуратно, при этом таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.

В конце каждой практической работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели практической работы).

3. Задания для практических работ

Тема 4.9.Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы по Краеведению начального общего образования

Практическая работа №1

Тема: Анализ ФГОС начального общего образования.

Цель занятия: проанализировать структуру и содержание федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Задание: Проанализируйте содержание и структуру ФГОС НОО по предложенной схеме.

Ход работы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой ___________

________________________________________________________

2. Какой подход заложен в основу ФГОС НОО?

3. Перечислите структурные компоненты ФГОС НОО__________

________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечислите требования, которые включает в себя стандарт, оформив в виде схемы.

5. Перечислите требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования ______________________________________

________________________________________________________

6. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать__

________________________________________________________

7. В какой предметной области просматривается краеведческое содержание?_____________________________________________

8. Представьте модель «портрет выпускника начальной школы»

________________________________________________________


Выводы: __________________________________________________


Контрольные вопросы:

1. Дайте определение ФГОС.

2. Какие виды требований предъявляет ФГОС?

3.На формирование каких УУД указывает ФГОС?

4. Выскажите свое суждение по поводу того, необходимо ли учителю в профессиональной деятельности знание ФГОС?


Тема 4.10. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы по краеведению.

Практическая работа №2

Тема: Анализ программ по краеведению в начальной школе.

Цель занятия: проанализировать содержание и структуру рабочих программ по краеведению в начальных классах.

Задание: Ознакомьтесь с содержанием рабочей учебной программы по краеведению и выделите её основные компоненты.

Ход работы:

1. Запишите название, авторов программы, возраст обучающихся, на который она рассчитана_________________________________

2. Определите общее количество часов, отводимое на изучение данного курса ___________________________________________

3. Перечислите структурные компоненты программы___________

________________________________________________________

4. Что описывается в пояснительной записке?

5. На формирование каких знаний, умений, результатов нацелена данная программа?

6. Определите количество занятий по каждому разделу (теме).

________________________________________________________

7. Прослеживается ли в содержании, структуре программы соответствие ФГОС НОО?

8. Какие виды информационных ресурсов приведены в рабочей программе?


Выводы: __________________________________________________


Контрольные вопросы:

1. Что такое учебная программа?

2. На основании каких документов составляется рабочая учебная программа?

3.Для каких целей служит рабочая учебная программа в дальнейшей перспективной работе педагога?

4.Облегчает ли трудовую деятельность педагога подготовка рабочей учебной программы, или же напротив, усложняет её?

5. Перечислите компоненты рабочей программы.



Практическая работа №3

Тема: Анализ программы по курсу «Забайкаловедение».

Цель занятия: проанализировать содержание и структуру программы курса «Забайкаловедение», ознакомиться с тематическим планированием по курсу.

Задание: изучите структуру и содержание программы по курсу «Забайкаловедение»

Ход работы:

1. Авторы программы курса ________________________________

2. Цель курса: ____________________________________________

3. Задачи курса: __________________________________________

4. Подходы и принципы, лежащие в основе моделирования и реализации программы курса ______________________________

5. Курс рекомендован для __________________________________

6. Продолжительность курса _______________________________

7. Учебно-методическое обеспечение курса «Забайкаловедение»_

________________________________________________________________________________________________________________

8. Заполните таблицу:


Название модуля



Цель изучения модуля



Краткое содержание модуля (разделы или темы)



Требования к учебным умениям и навыкам учащихся по освоению модуля



9. Изучите раздел «Рекомендуемая тематика внеклассных мероприятий и коллективно-творческих дел», придумайте самостоятельно тематику внеклассных мероприятий и коллективно-творческое дело к каждой теме или разделу.

Выводы: __________________________________________________


Контрольные вопросы:

1. Кто авторы программы курса «Забайкаловедение»?

2. На какой возраст рассчитан данный курс?

3. Какой подход лежит в основе программы?

4. На каких принципах основано построение и содержание курса?

5. На какие модули разбито изучение курса?

6.Какова продолжительность изучения данного курса по модулям?

7. Какова цель изучения 1 модуля «Природное наследие Забайкалья»?

8. Какова цель изучения 2 модуля «Историческое и культурное наследие Забайкалья»?

9. Какие требования к уровню подготовки учащихся начальных классов предъявляются по курсу «Забайкаловедение»?

10. Каким образом предусмотрено участие родителей учащихся в реализации программы?


Тема 4.11. Вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования - 2 часа

Практическая работа №4

Тема: Анализ ФГОС и основной образовательной программы дошкольного образования и программ «Радуга», «Развитие», «Детство»

Цель занятия: проанализировать содержание и структуру ФГОС ДО и примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

Задание: изучите структуру и содержание ФГОС ДО, примерной основной образовательной программы дошкольного образования и программ Радуга», «Развитие», «Детство»

Ход работы:

1. Выделите основные структурные элементы ФГОС.___________

________________________________________________________

2. Выделите области и виды деятельности дошкольника________

________________________________________________________

3. Стандарт включает в себя требования к____________________

4. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:_____________________________________________

5. Какие разделы должна содержать программа?

6. Что в программе выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования?

7. Заполните таблицу:

Название программы

Целевой раздел

Содержательный раздел

Организационный раздел






Выводы: __________________________________________________


Контрольные вопросы:

1. Какие требования предъявляет ФГОС ДО к программе?

2. Перечислите разделы программы.

3. Как описаны планируемые результаты дошкольного образования?

4. Что в программе выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования?

5. Каковы основные различия в рассмотренных программах дошкольного образования?

6. Прослеживается ли в содержании программ краеведческое направление?

7. Прослеживается ли в целевых ориентирах краеведческое содержание?


Тема 4.12. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках краеведения.

Практическая работа №5

Тема: Экскурсия на природу

Цель занятия: изучение методики организации и проведения экскурсий в природу с отработкой правил поведения в природе.

Задание: рассмотреть теоретические подходы к методике организации и проведения экскурсий в природу

Ход работы:

1.1. Изучите материалы предложенных текстов и составьте конспект по предложенным пунктам

1. Экскурсия – это _______________________________________

2. Значение экскурсий в природу___________________________

3. Схема «Виды экскурсий» ________________________________

4. Этапы организации экскурсии ____________________________

5. Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает ________________________________________

6. Требования к организации и проведению экскурсии в природу_________________________________________________

7. Заполнить таблицу:

Этап проведения экскурсии

Содержание этапа



8. Рассмотреть «Десять заповедей экскурсионного дела» Б.Е. Райкова.

1.2. Составить методические рекомендации по организации и проведению экскурсий в природу с отработкой правил поведения в природе.

Выводы: __________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Дать определение понятию «экскурсия».

2. Раскройте значение экскурсий в природу.

3. Какие виды экскурсий бывают согласно классификации Н.М. Верзилинина?

4. Перечислите требования, предъявляемые к экскурсии в природу.

5. Каких три этапа при организации экскурсии в природу выделяют?

6. В чем заключается подготовка учителя к проведению экскурсии?

7. Перечислите и кратко охарактеризуйте этапы проведения экскурсии в природу.


Практическая работа №6

Тема: Экскурсия в музей.

Цель занятия: изучение методики организации и проведения экскурсий в музей.

Задание: рассмотреть теоретические подходы к методике организации и проведения экскурсий в музей, посетить краеведческий музей имени Н.В.Гладких.

Ход работы:

1.Значение экскурсий в музей_______________________________

2. Структура экскурсии в музей_____________________________

3. Заполнить таблицу «Классификация методических приемов проведения экскурсий в музей»

Название приема

Краткая характеристика приема



4. Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии _______________________________________________

5. Оформление текста музейной экскурсии ___________________

6. Техника использования «портфеля экскурсовода» ___________

________________________________________________________

7. Оформление результатов посещения музея имени Н.В.Гладких в с.Красный Чикой - заполнение таблицы:

Цель экскурсии:

Название зала

Наполнение зала

Краеведческое значение

Примечания






Выводы: __________________________________________________


Контрольные вопросы:

1. Перечислите и кратко охарактеризуйте структурные компоненты экскурсии в музей.

2. Перечислите методические приемы проведения экскурсий в музей.

3. Назовите особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии.

4. В чем заключается суть техники использования «портфеля экскурсовода»?


Тема 4.13. Основное содержание предмета краеведение в начальном общем образовании в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методика преподавания.

Практическая работа №7

Тема: Изучение тематического плана 1 модуля «Природное наследие Забайкалья» .

Цель занятия: Изучение тематического плана 1 модуля «Природное наследие Забайкалья» и составление календарно-тематического плана (КТП).

Задание: изучите структуру и содержание 1-го модуля курса «Забайкаловедение» и на его основе составьте календарно-тематический план 1-го модуля.

Ход работы:

1. Тематический план – это ________________________________

2. Форма представления тематического планирования __________

3. Названия граф__________________________________________

4.Соответствие содержания тематического плана параграфам книги для чтения «Родное Забайкалье»______________________________________________

5. Календарно-тематический план – это ______________________

6. На какое количество часов рассчитано изучение модуля ?

7. Составьте КТП 1 модуля «Природное наследие Забайкалья»

Тема урока

Основное содержание

Перечень слов

для словаря

Формируемые

умения

Кол-во

час

Сроки проведения








Выводы: __________________________________________________


Контрольные вопросы:

1.На основании каких документов составляется КТП?

2.В какой форме представлена информация в тематическом плане и какие графы включает в себя?

3. Облегчает ли КТП трудовую деятельность педагога?

4.Для каких целей служит КТП в дальнейшей работе педагога?

5.Чем отличается тематический план от КТП?

6. Как соответствует содержание календарно-тематического плана темам книги для чтения «Родное Забайкалье»?


Практическая работа № 8

Тема: Изучение тематического плана 2 модуля «Историческое и культурное наследие Забайкалья»»

Цель занятия: Изучение тематического плана 2 модуля «Историческое и культурное наследие Забайкалья» и составление календарно-тематического плана.

Задание: изучите структуру и содержание 2 модуля «Историческое и культурное наследие Забайкалья»» и на его основе составьте календарно-тематический план.

Ход работы:

1.Форма представления плана ______________________________

2. Графы тематического планирования ______________________

3. На какое количество часов рассчитано изучение модуля?

4. Особенность тематического планирования 2 модуля в сравнении с тематическим планированием 1-го модуля________

________________________________________________________

5. Соответствие содержания тематического плана статьям книги для чтения «Наша малая Родина»____________________________

________________________________________________________

6. Составьте КТП 2-го модуля на основе изученного тематического планирования, добавив графы: дата проведения и форма работы.

Выводы: __________________________________________________


Контрольные вопросы:

1. В каком документе можно посмотреть тематическое планирование 2-го модуля?

2. На какое количество часов рассчитано изучение модуля?

3. Как распределены темы уроков в соответствии с книгой для чтения «Наша малая Родина»?

4. В чем особенность тематического планирования 2-го модуля?

Тема 4.14. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по краеведению.

Практическая работа № 9

Тема: Психолого-педагогический анализ урока.

Цель занятия: сформировать умения проводить психолого-педагогический анализ урока для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам.

Задание: изучите материалы по теме «Анализ урока» и проанализируйте предложенный фрагмент урока.

Ход работы:

1. Анализ урока – это ______________________________________

2. Виды анализа урока_____________________________________

3. Схема психолого-педагогического анализа урока____________

________________________________________________________

4. Рекомендации по проведению психолого-педагогического анализа__________________________________________________

5. Дайте психолого-педагогический анализ предложенного урока по краеведению.

Выводы: __________________________________________________

Контрольные вопросы:

1.Что такое анализ урока?

2.Назовите и охарактеризуйте виды анализа уроков?

3.Какие рекомендации необходимо учитывать при психолого-педагогическом анализе?

4.Нужно ли педагогу проводить самоанализ учебного занятия?


Библиографический список

  1. Граубин Г.Р. Наша малая Родина: учебное пособие по краеведению для младшего школьного возраста. – Чита : Экспресс-изд-во, 2003. – 127 с.).

  2. Игумнова Е.А., Барахоева И.Б. Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы: рабочая тетрадь.-Чита: Экспресс-издательство,2010.-104с.

  3. Корсун О.В. Родное Забайкалье: книга для чтения в начальной школе. / О.В. Корсун, Е.А. Игумнова. – Чита : Экспресс-изд-во, 2007. – 152 с.).

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.


















Содержание



Введение……………………………………………….……………..3

Перечень практических работ………………………….…………4

Методические указания…………………………….…………..…...6

Библиографический список…………….…………………...……19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!