МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский политехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО выполнению практических работ
для дисциплины: «ОГСЭ.02 История»
основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
Сыктывкар, 2024 г.
Методические рекомендации по выполнению практических работ для дисциплины ОГСЭ 02 «История» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения" разработаны в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения", утвержденным приказом Минобрнауки России от 05.02.2018 N 68
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения", зарегистрированого в Минюсте России 26.02.2018 N 50136.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский политехнический техникум» (далее – ГПОУ «СПТ»)
Разработчики:
Первышева Евгения Яковлевна, заместитель директора;
Мамонтова Елена Ивановна, заместитель директора;
Погудина Виолетта Евгеньевна, начальник учебного отдела;
Захарова Надежда Булатовна, заведующий Удорским филиалом;
Ионова Марина Николаевна, методист;
Дроботова Валерия Владимировна, преподаватель
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии
Протокол № ……. от "….." ……………. 20………. г.
Пояснительная записка
Методические рекомендации призваны оказывать помощь студентам при выполнении практических работ в ходе конкретного занятия, способствовать развитию их умений, навыков и профессиональных компетенций.
Методические рекомендации для выполнения практических работ разработаны в соответствии требованиями ОПОП по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения", рабочей программы учебной дисциплины.
Практические занятия проводятся одновременно со всей группой под руководством преподавателя. Перед началом выполнения каждой работы студенты должны ознакомиться с ее основными положениями, порядком выполнения работы. После выполнения практической работы необходимо произвести обработку результатов и сделать необходимые выводы.
Накануне проведения практического занятия выдается домашнее задание на повторение теоретического материала, знание которого необходимо для сознательного выполнения студентами работ на практическом занятии. Студентам сообщается, какие принадлежности и инструменты они должны иметь при выполнении работ на практическом занятии. Практические работы могут выполнятся с использованием компьютерного оборудования.
В начале каждого занятия кратко повторяется необходимый теоретический материал, после чего студенты приступают к выполнению работ.
Целью практических работ является овладение основными знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения"
В результате освоения учебной дисциплины «ОГСЭ.02 История» обучающийся должен уметь:
У.1 - ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
У.2 - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З.1 - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI);
З.2 - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;
З.3 - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
З.4 -назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
З.5 - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
З. 6 - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
Паспорт методических рекомендаций
Всего часов учебной дисциплины «ОГСЭ.02 История» 48 ч., в т.ч. практические занятия 23 ч.
№ | Наименование раздела, темы практического (лабораторного) занятия | Количество часов, отведенных на занятие | Знания, умения, опыт |
1 | Практическое занятие№1 «Внутренняя политика в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики» | 4 | У.1, З.1-З.6, ОК1-ОК10. |
2 | Практическое занятие №2 Тема: «Культурное развитие народов СССР. Русская культура» | 3 | У.1, З.1-З.6, ОК1-ОК10. |
3 | Практическая работа №3 « Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР». | 4 | У.1, З.1-З.6, ОК1-ОК10. |
4 | Практическая работа №4 Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг. | 4 | У.1, З.1-З.6, ОК1-ОК10. |
5 | Практическая работа №5 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | 4 | У.1, З.1-З.6, ОК1-ОК10. |
6 | Практическая работа № 6 «Укрепление России на постсоветском пространстве» | 4 | У.1, З.1-З.6, ОК1-ОК10. |
Практическое занятие №1
« Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.»
Тема: «Внутренняя политика в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики»
Цель работы: определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики; охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины надвигающегося экономического кризиса.
Информационные ресурсы: 1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей в 2-х частях. Ч. 1: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей в 2- х частях. Ч. 2: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
3. учебник А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. История России, XX – начало XXI века. 11 класс, раздаточный материал, презентация, ПК, мультимедиа проектор.
Время выполнения: 4 часа
Ход выполнения практической работы:
Задание №1: Прочитайте отрывок из Конституции СССР (7 октября 1977г) и ответьте на вопросы:
1) Какие противоречия содержались в ней?
2) Почему многие положения Конституции существовали только на словах?
3) Какой была роль КПСС в общественной жизни страны?
Задание №2: Прочитайте текст учебника (стр. 274-279) заполните таблицу «Экономические реформы в СССР в 60-70-е гг.» и ответьте на вопросы:
1) В чём глава МИД СССР А.А. Громыко видел реальные потребности советского общества?
2) Почему руководство СССР скрывало правду о состоянии дел в стране?
Цели реформ | Мероприятия в с/х | Мероприятия в промышленности | Результаты реформ | Причины свертывания реформ |
| | | | |
Задание №3: Проанализируйте данные аналитического обзора.
Ответьте на вопросы:
1) Какими были планы социального обеспечения советского народа?
2) Сравните уровень жизни советских людей с другими странами.
3) Какие факты говорят об улучшении жизни советских людей? Сделайте вывод.
Задание №4: Прочитайте текст учебника (стр.281), составьте схематическую структуру советского общества с точки зрения распределения благ. Соотнесите результаты с официальным принципом распределения при социализме: «от каждого по способностям, каждому по труду»
Контрольные вопросы:
1) Что значит отсутствие плюрализма в структуре власти, в экономике, в идеологии?
2) Раскройте суть понятий: номенклатура, «теневая экономика», коррупция, экстенсивная экономика, плановые показатели, нефтедоллары, наукоёмкое производство, территориально производственные комплексы
3) В чем проявлялся кризис директивной экономики в СССР?
4) Соответствовала ли реальности характеристика общества развитого социализма, данная в конституции СССР 1977 г.?
5) Можно ли утверждать, что в СССР был решён национальный вопрос?
6) Согласны ли с тем, что в 70-е гг. в СССР сформировался культ личности Л.И. Брежнева?
Практическое занятие №2
Тема: «Культурное развитие народов СССР. Русская культура»
Цель работы: определить особенности духовной жизни советского общества; охарактеризовать культурное развитие СССР в эпоху «развитого социализма»; научиться работать с литературой, анализировать материал, делать теоретические выводы
Время выполнения: 3 часа
Информационные ресурсы: 1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей в 2-х частях. Ч. 1: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей в 2- х частях. Ч. 2: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
3. учебник А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. История России, XX – начало XXI века. 11 класс, раздаточный материал, презентация, ПК, мультимедиа проектор.
Ход выполнения практической работы:
Проблемное задание. Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира
Задание №1: Прочитайте текст пособия (стр.26-27) ответьте на вопросы:
1) В чем проявлялась противоречивость в советской культуре эпохи «застоя»?
2) Какие характерные черты в духовной жизни СССР можно выделить?
Задание №2: Прочитайте текст источника и ответьте на вопросы:
1) Какое общее название получило движение, о котором говорится в документе?
2) На основе текста и исторических знаний, укажите цели, которые ставили перед собой представители описанного движения.
3) Какую роль сыграло движение в истории нашей страны?
Задание №3: Проанализируйте данные презентации и учебника (стр.286-290), заполните таблицу: Вид искусства, науки Представитель Произведения, достижения, открытия
Контрольные вопросы:
1) Как связан советский нонконформизм в литературе и искусстве с главными тенденциями развития мировой культуры?
2) Какие темы преобладали в литературных, музыкальных, художественных произведениях?
3) С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры?
4) Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан? Почему в 1965- 1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
5) Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?
6) Раскройте суть понятий диссиденты, правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-арт.
Практическая работа №3
Тема: Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.
Цель работы: выявить отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР; научиться работать с литературой, анализировать материал, делать теоретические выводы
Время выполнения: 4 часа
Информационные ресурсы: 1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей в 2-х частях. Ч. 1: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей в 2- х частях. Ч. 2: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
3. учебник А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. История России, XX – начало XXI века. 11 класс, раздаточный материал, презентация, ПК, мультимедиа проектор.
Ход выполнения практической работы:
Задание 1. Заполнить таблицу «Этапы экономической реформы (1985 – 1991 гг.)»
Хронологические рамки | Задачи реформы | Результаты |
1. 1985 – 1986 гг. | | |
2. 1987 – 1989 гг. | | |
3. 1989 – 1990 гг. | | |
4. 1991 г. | | |
Задание 2. Заполнить таблицу: «Этапы политической реформы в СССР (1988 – 1991 гг.).
Хронологические рамки | Задачи реформы | Результаты |
1. 1988 г. | | |
2. 1989 г. | | |
3. 1990 г. | | |
4. 1991 г. | | |
Задание 3. Заполнить таблицу
Основные направления внешней политики | Позитивные изменения | Просчеты внешней политики |
Нормализация отношений с США 1985-1988гг. ежегодные встречи М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж. Бушем | | |
Решение региональных конфликтов Февраль 1989г. вывод войск из Афганистана Май-июнь 1989г. визит М.С.Горбачева в Китай Лето 1990г. кризис в Персидском заливе Декабрь 1991г. Мадридские соглашения по арабо-израильскому конфликту | | |
Отношения со странами социалистического блока 1989-1990гг.вывод советских войск из Восточной Европы 1990г. согласие на объединение Германии 1991г.роспуск СЭВ и ОВД | | |
Задание 4. Дайте определения понятиям: «кадровая революция», стратегия ускорения, сепаратизм, биполярная международная система,перестройка, гласность, плюрализм, путч, парад суверенитетов, демократизация, многопартийность, правовое государство, радикализм, политика «нового мышления»
Задание 5.Знать личности: Путин В.В., Черномырдин В, Чубайс А,Б., Зюганов, Жириновский В.В., Тулеев А.Г., Гайдар Е.Т., Ельцин Б.Н., Медведев Д.А.
СРС№3:Межнациональные конфликты в СССР – России на протяжении 1980-2000 гг. план ответа:
Причины ослабления центральной государственной власти. Краткая характеристика сути и значения межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980-2000 гг,( Нагорно- Карабахский ,Грузино –абхазский ,Грузино-осетинский конфликты,Конфликт в Приднестровье,Конфликт в Таджикистане, Кабардино-Балкарский конфликт, Осетино –Ингушский конфликт) ,пути их разрешения
Практическая работа № 4
Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.
Тема: Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века.
Цель работы :
1. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.
2. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты.
Время выполнения: 4 часа
Информационные ресурсы: 1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей в 2-х частях. Ч. 1: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей в 2- х частях. Ч. 2: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
3. учебник А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. История России, XX – начало XXI века. 11 класс, раздаточный материал, презентация, ПК, мультимедиа проектор.
Ход выполнения практической работы:
Порядок проведения практической работы:
1. Учащиеся получают задания от преподавателя.
2. Выполнение заданий № 1-3.
3. Защита практической работы.
Алгоритм выполнения задания практической работы.
1. Учащиеся получают задания от преподавателя.
2. Выполнение заданий № 1-3.
3. Формирование выводов.
4. Подготовка к защите практической работы.
5. Защита практической работы.
Задания на практическую работу:
Вариант 1.
Задание №1
Ответьте на следующие вопросы:
Дать определение понятиям «конфликт», «локальный конфликт», «межгосударственный конфликт».
Перечислить локальные конфликты, произошедшие в РФ и СНГ в 1990-е годы.
Найти общие причины конфликтов.
Задание №2
Проанализируйте документ (см. Приложение) и ответьте на вопросы:
- На каких условиях был подписано данное соглашение? Укажите задачи Контрольной комиссии? Какую роль выполняет 14 армия РФ? Почему договор был подписан Президентом РФ и Президентом Молдовы, а не представителями Приднестровья?
Задание № 3
Ответите на вопрос:
Расшифровать следующие аббревиатуры: МВФ, ВТО, ОЭСР, ЕС, СНГ, ОПЭК.
Задания на практическую работу:
Вариант 2.
Задание №1
Ответьте на следующие вопросы:
1. Дать определение понятиям «конфликт», «локальный конфликт», «межгосударственный конфликт».
2. Перечислить локальные конфликты, произошедшие в РФ и СНГ в 1990-е годы.
3. Найти общие причины конфликтов
Задание № 2
Рассмотреть карту о событиях в Нагорном Карабахе и ответьте на вопросы: причины конфликта, позиции сторон, развязка конфликта.
Задание № 3
Ответите на вопрос:
1. Расшифровать следующие аббревиатуры: ООН, МОТ, ФАО, ЮНЕСКО, ВБ, МВФ.
Приложение 1 вариант
Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова
(Москва, 21 июля 1992 г.)
Российская Федерация и Республика Молдова, стремясь к скорейшему и полному прекращению огня и урегулированию вооруженного конфликта в приднестровских районах мирными средствами; подтверждая приверженность принципам Устава ООН и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; приветствуя принципиальное взаимопонимание, достигнутое 3 июля 1992 года между Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Молдова, договорились о нижеследующем:
Статья 1
1. С момента подписания Соглашения конфликтующие стороны берут на себя обязательства предпринять все необходимые меры к полному прекращению огня, а также любых вооруженных действий друг против друга.
2. С прекращением огня конфликтующие стороны приступают к отводу частей своих вооруженных сил и иных формирований, боевой техники и вооружения и завершают этот процесс в течение семи суток. Целью такого разъединения является создание зоны безопасности между сторонами в конфликте. Конкретные координаты зоны будут определены особым протоколом сторон, участвующих в выполнении данного Соглашения.
Статья 2
1. В целях обеспечения контроля за осуществлением мероприятий, указанных в статье 1, а также обеспечения режима безопасности в упомянутой зоне учреждается объединенная Контрольная комиссия, состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании. Комиссия использует в своей работе созданные в соответствии со всеми предыдущими договоренностями, в том числе четырехсторонними, группы военных наблюдателей. Контрольная комиссия приступает к выполнению задач, возложенных на нее настоящим Соглашением, в течение семи суток с момента подписания Соглашения.
2.Каждая из сторон, участвующих в работе Комиссии, назначает в ее состав своих представителей. Местом пребывания Контрольной комиссии является город Бендеры.
3. С целью реализации вышеуказанных мероприятий в подчинение Контрольной комиссии придаются созданные на добровольной основе воинские контингенты, представляющие стороны, участвующие в выполнении данного Соглашения. Размещение этих контингентов и их использование для обеспечения режима прекращения огня и безопасности в зоне конфликта осуществляется в соответствии с решениями Контрольной комиссии на основе консенсуса. Численный состав, статус, условия ввода в зону конфликта и вывода из нее воинских контингентов определяются отдельным протоколом.
4. В случае нарушения условий настоящего Соглашения Контрольная комиссия проводит расследование его обстоятельств и срочно принимает надлежащие меры по восстановлению мира и правопорядка, а также по недопущению подобных нарушений в дальнейшем.
5. Финансирование деятельности Контрольной комиссии и приданных ей сил осуществляется всеми сторонами на долевой основе.
Статья 3
Город Бендеры, как место пребывания Контрольной комиссии и в силу особой сложности обстановки объявляется районом с повышенным режимом безопасности, который обеспечивается воинскими контингентами сторон, участвующих в выполнении данного Соглашения.
Контрольная комиссия обеспечивает поддержание правопорядка в г. Бендеры во взаимодействии с подразделениями полиции и милиции ограниченного состава. Административно-хозяйственная деятельность в г. Бендеры осуществляется действующими органами городского самоуправления, в случае необходимости, совместно с Контрольной комиссией.
Статья 4
Части 14 армии Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированные в Республике Молдова, будут строго соблюдать нейтралитет. Обе стороны в конфликте берут на себя обязательство уважать нейтралитет и воздерживаться от любых противоправных действий в отношении военного имущества, военнослужащих этой армии и членов их семей.
Вопросы о статусе армии, порядке и сроках ее поэтапного вывода будут определены в ходе переговоров между Российской Федерацией и Республикой Молдова.
Статья 5
1. Конфликтующие стороны считают недопустимым применение любых санкций и блокад. В этом контексте будут незамедлительно устранены любые помехи на пути движения товаров, услуг и людей, а также приняты надлежащие шаги к отмене чрезвычайного положения на территории Республики Молдова.
2. Конфликтующие стороны незамедлительно приступят к переговорам относительно урегулирования вопросов, касающихся возвращения беженцев к местам их постоянного проживания, оказания помощи населению пострадавших районов и восстановления хозяйственных и жилых объектов. Российская Федерация окажет в этом необходимое содействие.
3. Конфликтующие стороны предпримут все меры для беспрепятственного допуска международной гуманитарной помощи в зону урегулирования.
Статья 6
Для распространения объективной информации о положении в зоне урегулирования стороны создают при Контрольной комиссии совместный пресс-центр.
Статья 7
Стороны исходят из того, что предусматриваемые данным Соглашением меры являются важной составной частью процесса урегулирования конфликта мирными, политическими средствами.
Статья 8
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.
Действие настоящего Соглашения прекращается по согласию сторон, или в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон, что влечет за собой прекращение деятельности Контрольной комиссии и приданных ей воинских контингентов.
Совершено в г. Москве 21 июля 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и молдавском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
ЗА РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ: Б. ЕЛЬЦИН ЗА РЕСПУБЛИКУ МОЛДОВА: М. СНЕГУР
Совет Безопасности, подтверждая свои резолюции 822 (1993) от 30 апреля 1993 года, 853 (1993) от 29 июля 1993 года и 874 (1993) от 14 октября 1993 года, подтверждая свою полную поддержку мирного процесса, осуществляемого в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, и неустанных усилий Минской группы Совещания, принимая к сведению письмо действующего Председателя Минской конференции Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе по Нагорному Карабаху от 9 ноября 1993 года на имя Председателя Совета Безопасности и добавления к нему1, выражая серьёзную обеспокоенность тем, что продолжение конфликта в нагорно-карабахском регионе Азербайджанской Республики и вокруг него и сохранение напряженности в отношениях между Республикой Арменией и Азербайджанской Республикой явились бы угрозой миру и безопасности в регионе,
с тревогой отмечая эскалацию военных действий вследствие нарушений прекращения огня и чрезмерного применения силы в ответ на эти нарушения, в частности оккупацию Зангеланского района и города Горадиза в Азербайджане,подтверждая суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и всех других государств в регионе,подтверждая также нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для приобретения территории,выражая серьёзную обеспокоенность по поводу самого последнего случая перемещения большого числа гражданских лиц и возникновения чрезвычайной гуманитарной ситуации в Зангеланском районе и в городе Горадизе и на южной границе Азербайджана,
1. осуждает недавние нарушения установленного сторонами прекращения огня, которые повлекли за собой возобновление военных действий, и в частности осуждает оккупацию Зангеланского района и города Горадиза, нападения на мирных жителей и обстрел территории Азербайджанской Республики;
2. призывает правительство Армении использовать свое влияние с целью достичь соблюдения армянами нагорно-карабахского региона Азербайджана резолюций 822 (1993), 853 (1993) и 874 (1993) и обеспечить, чтобы вовлеченным силам не предоставлялись средства для продолжения их военной кампании;
3. с удовлетворением отмечает заявление девяти членов Минской группы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 4 ноября 1993 года1 и высоко оценивает содержащиеся в нем предложения в отношении односторонних заявлений о прекращении огня;
4. требует от заинтересованных сторон немедленного прекращения военных действий и враждебных актов, одностороннего вывода оккупирующих сил из Зангеланского района и города Горадиза и вывода оккупирующих сил из других оккупированных недавно районов Азербайджана в соответствии с «Обновленным графиком неотложных мер по осуществлению резолюций 822 (1993) и 853 (1993) Совета Безопасности»2 с внесенными в него поправками на совещании Минской группы, состоявшемся в Вене 2-8 ноября 1993 года;
5. самым настоятельным образом призывает заинтересованные стороны срочно возобновить соблюдение прекращения огня, установленного в результате прямых контактов, предпринимаемых при содействии правительства Российской Федерации в поддержку Минской группы, и сделать его эффективным и постоянным; и продолжать поиск возможностей урегулирования конфликта путем переговоров в контексте Минского процесса и «Обновленного графика» с внесенными в него поправками на совещании Минской группы 2-8 ноября 1993 года;
6. вновь настоятельно призывает все государства в регионе воздерживаться от любых враждебных актов и от любого вмешательства, которые привели бы к разрастанию конфликта и подорвали бы мир и безопасность в регионе;
7. просит Генерального секретаря и соответствующие международные учреждения предоставить срочную гуманитарную помощь пострадавшему гражданскому населению, включая население в Зангеланском районе и в городе Горадизе и на южной границе Азербайджана, и помочь беженцам и перемещенным лицам вернуться в свои дома с достоинством и не подвергаясь опасности;
8. вновь обращается с просьбой к Генеральному секретарю, действующему Председателю Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Председателю Минской конференции и впредь сообщать Совету о ходе минского процесса и обо всех аспектах положения на месте, в частности об осуществлении его соответствующих резолюций, и о нынешнем и будущем сотрудничестве между Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организацией Объединенных Наций в этом отношении;
9. постановляет продолжать активно заниматься этим вопросом.
Принята единогласно на 3313-м заседании.
1. Официальные отчеты Совета Безопасности, сорок восьмой год, Дополнение за октябрь, ноябрь и декабрь 1993 года, документ S/26718.
Практическая работа № 5
Тема: «Укрепление России на постсоветском пространстве»
Цель работы:
охарактеризовать основные международные договоры и соглашения РФ со странами мира;
определить с какими из стран СНГ у России развязываются добрососедские отношения, с какими существует конфликт.
Время выполнения: 4 часа
Информационные ресурсы: 1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей в 2-х частях. Ч. 1: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей в 2- х частях. Ч. 2: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
3. учебник А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. История России, XX – начало XXI века. 11 класс, раздаточный материал, презентация, ПК, мультимедиа проектор.
Ход выполнения практической работы:
Порядок выполнения:
подготовиться к выполнению заданий;
внимательно прочитать задание;
изучить текст;
письменно выполнить задание.
Задание: проанализируйте таблицу, ответьте на вопросы.
Год | Название договора, соглашения | Примечания |
8.12.1991 | Договор о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) | Подписан Украиной, Белоруссией и Россией. 21.12.1991 г. принята Алма-Атинская декларация о СНГ в составе России, Украины, Беларуси, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан и Кыргызстан, Азербайджан, Армения, Молдова, позднее Грузия |
22.01.1993 | Устав СНГ | Принят на минском совещании глав государств-членов СНГ, определяет организационное устройство и функции СНГ |
15.05.1992 | Договор о коллективной безопасности СНГ (ДКБ) | Подписан Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Казахстаном, Туркменистаном, Арменией, предполагает совместную оборону границ СНГ и недопущение конфликтов. В 1993г. к договору присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия. |
14.05.2002 | Соглашение о преобразовании блока ДКБ в Организацию ДКБ (ОДКБ) | Определяет принципы взаимодействия России, Киргизии, Таджикистана, Белоруссии, Армении, Казахстана в области безопасности, собой превращение ОДКБ в военнополитический альянс. В 2006 г. свое членство «восстановил» Узбекистан. |
03.1994 | Договор о создании Таможенного союза | Подписан Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном |
29.03. 1996 | Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» | Подписан Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном об углублении экономической интеграции и Таможенного союза - 26.02. 1999г. к Таможенному союзу присоединился Таджикистан |
10.10.2000 | Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) | Подписан странами-участницами Таможенного союза - Россией, Белоруссией. Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном |
1.06.2001 | Соглашение о создании зоны свободной торговли | Подписан Россией со всеми странами СНГ, кроме Украины |
3.09.1993 | Соглашение о судьбе Черноморского флота с Украиной | Закрепило передачу Черноморского флота России в обмен на списание долгов Украины за поставленные ей Россией газ, нефть и др. энергоносители, но Верховный Совет Украины не ратифицировал документ |
9.06.1995 | Сочинские соглашения с Украиной о разделе | Предусматривали разделение флота в пропорции 2:1 и предоставили России право использовать военно-морские базы |
Основные международные договоры и соглашения Российской Федерации со странами мира.
| Черноморского флота | в Крыму |
05.1997 | Новый Договор о разделе Черноморского флота с Украиной | Решал вопрос о разделе флота и об аренде Севастопольской военно-морской базы |
31.05.1997 | Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве России и Украины | Определяет основные принципы взаимоотношений двух стран |
28.01.2003 | Российско-украинский договор о государственной границе | Завершен процесс делимитации сухопутного участка российско-украинской границы |
26.12.2003 | Договор о сотрудничестве в использовании Азово- Керченской акватории Украины | Подчеркивает внутренний характер Азовского моря: заход военных судов третьих стран в акваторию возможен только с согласия России и Украины |
2.04.1996 | Договор об образовании Сообщества Беларуси и России | Создал содружество суверенных государств |
2.04.1997 | Договор о создании Союза Беларуси и России | Сообщество Беларуси и России было преобразовано в Союз Беларуси и России |
8.12.1999 | Договор о создании Союзного государства Беларуси и России | Вступил в силу с 2000г. |
26.04.1996 | Соглашение «Шанхайская пятерка» | Подписано Китаем, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Россией и посвящено укреплению мер доверия в военной области в районе границы |
14.06.2001 | Договор о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) | Возник на базе «Шанхайской пятерки», к которой присоединился Узбекистан |
1.02.1992 | Кэмп-Дэвидская декларация | Подписана Россией и США и знаменует окончание «холодной войны» и установление партнерских отношений России со странами Запада |
23.05.1992 | Лиссабонский протокол | Подписан США и Беларусью, Казахстаном, Украиной, Россией о присоединении России к советско-американскому договору СНВ-1 (1991г.); а также об обязательствах Беларуси, Казахстана и Украины вывести ядерное оружие в Россию и стать безъядерными государствами. Был выполнен всеми странами кроме Украины, требовавшей дополнительных гарантий безопасности |
14.01.1994 | Американо-российско- украинское заявление | Подписано соглашение о транспортировке украинских боеголовок в Россию и о присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия |
3.01.1993 | Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) | Россия и США сокращают на 2/3 имеющееся ядерное оружие. 14.04.2000 г. ратифицирован Госдумой |
24.05.2002 | Договор об ограничении стратегических наступательных потенциалов (СНП) | Подписан Россией и США; предмет договора - сокращение ядерных вооружений. Ратифицирован в 2003г. |
22.06.1994 | Соглашение о присоединении России к программе НАТО «Партнерство во имя мира» | Присоединение России к программе, предусматривающей военное сотрудничество НАТО со странами Восточной и Центральной Европы без их вступления в НАТО |
27.05.1997 | Основополагающий акт о взаимных отношения, сотрудничестве и | Определяет принципы взаимодействия с НАТО. 18.03.1998 Россия официально учредила свое постоянное представительство при НА ГО (формула сотрудничества - |
| безопасности между Россией и НАТО | «19+1») |
25.02.2002 | Декларация «NATO at 20» | Создан Совет России и НАТО по формуле «РФ+НАТО=20» для сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом, а также в сфере миротворчества, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др. РФ участвует на всех стадиях принятия решений и их осуществления |
27.04.1992 | Соглашение о сотрудничестве России с Международным валютным фондом (МВФ) | Принятие России в МВФ |
24.06.1994 | Соглашение о сотрудничестве России с Европейским Союзом (ЕС) | Подписано на встрече с лидерами 12-ти европейских стран. Россия признается страной с переходной рыночной экономикой и партнером ЕС |
28.02.1996 | Соглашение о сотрудничестве с Советом Европы | Принятие России в Совет Европы. С 19.05 по 15.11.2006г. Россия председательствовала в высшем органе СЕ - Комитете Министров СЕ. От РФ Комитет возглавил министр иностранных дел С.Лавров |
1994 | Соглашение о сотрудничестве с «Большой 7» | Вступление России в «Большую 7 по формуле «7+1» с правом решения только политических вопросов. В 06.1997г. «Большая 7» была преобразована в «Большую 8». С 06.2002г. Россия стала равноправной участницей, а в 2006г. - председателем «Большой 8» на один год |
9.02.2000 | Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве с КНДР | Определяет взаимоотношения РФ и КНДР |
16.07.2001 | Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве России и Китая | Определяет отношения между двумя странами на 20 лет |
Вопросы и задания к таблице.
Выделите основные направления внешней политики России.
Проанализировав данные таблицы, сделайте вывод о том, с какими из стран СНГ у России развиваются добрососедские отношения, с какими существуют конфликты?
Как развиваются российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений?
Практическое задание № 6
Тема: «Перспективы интеграционных процессов в начале XXI века».
Цель работы: сформировать представление об интеграционных процессах, научиться анализировать социально-экономические, политические, внешнеполитические процессы, происходящие в мире в конце ХХ начале ХХI вв.
Время выполнения: 4 часа
Информационные ресурсы: 1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей в 2-х частях. Ч. 1: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей в 2- х частях. Ч. 2: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
3. учебник А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. История России, XX – начало XXI века. 11 класс, раздаточный материал, презентация, ПК, мультимедиа проектор.
Ход выполнения практической работы:
Задание 1. Ответьте на вопросы:
1. Возможно ли вступление России в Европейский союз? Какое место Россия занимает в объединениях Европы и других регионов мира?
2. Возможно ли вступление России в НАТО?
3. Как вы думаете, почему после второй мировой войны расширились экономические связи между странами Западной Европы и Северной Америки?
4. Охарактеризуйте основные направления развития европейской интеграции и итоги сближения стран Западной Европы. К каким последствиям привело создание рынка
без границ в развитых странах с различными моделями социальной политики?
5. Обрисуйте перспективы дальнейшего развития интеграции между странами Запада.
6. Что дает членство страны в составе ВТО? Почему современные страны стремятся попасть в него?
Задание 2. Прочитайте документ, сделайте вывод по нему. Исходя из принципов, предложенных в нем определите, основные задачи ООН. О чем говорят организации в структуре ООН. Пользуясь конспектом «Интеграционные процессы конца XX – начала XXI вв.», составьте схему «ООН».
Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН 8 сентября 2000 г.) Генеральная Ассамблея принимает нижеследующую Декларацию:
I. Ценности и принципы
1. Мы, главы государств и правительств, собрались в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 6 по 8 сентября 2000 года, на заре
нового тысячелетия, чтобы вновь подтвердить нашу веру в Организацию и ее Устав как нерушимые основы более мирного, процветающего и справедливого мира.
2. Мы признаем, что... мы несем... коллективную ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном
уровне. Поэтому мы как руководители ответственны перед всеми жителями Земли, особенно перед наиболее уязвимыми из них, и в частности перед детьми мира, которым принадлежит будущее.
...6. Мы считаем, что существенно важное значение для международных отношений в XXI веке будет иметь ряд фундаментальных ценностей. К ним относятся: Свобода... Равенство... Солидарность... Терпимость... Уважение к природе...
Общая обязанность. Обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием...
II. Мир, безопасность и разоружение
8. Мы приложим все усилия к тому, чтобы освободить наши народы от бедствий
войн, будь то внутри государств или между государствами, войн, которые за последнее десятилетие унесли более 5 миллионов жизней.
9. ...Мы преисполнены решимости: предпринять согласованные действия по борьбе против международного терроризма; удвоить наши усилия по осуществлению принятого нами обязательства поставить заслон всемирной проблеме наркотиков; активизировать наши усилия по борьбе с транснациональной преступностью во всех ее аспектах, включая торговлю людьми и их контрабандный провоз и «отмывание» денег…
III. Развитие и искоренение нищеты
11. Мы приложим все усилия к тому, чтобы избавить наших соплеменников, мужчин, женщин и детей, от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынуждены жить более миллиарда из них...
19. Мы также преисполнены решимости:
сократить вдвое к 2015 году долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день, и долю населения, страдающего от голода, а также сократить вдвое к тому же сроку долю населения земного шара, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из за не хватки средств; обеспечить, чтобы к тому же сроку у детей во всем мире, как у мальчиков, так и у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование и чтобы девочки и мальчики имели равный доступ ко всем уровням образования...
IV. Охрана нашей общей окружающей среды
...Мы заявляем о своей решимости:
...приступить к сокращению выбросов «парниковых газов»; активизировать наши коллективные усилия по лесоустройству, сохранению всех типов лесов и устойчивому развитию лесного хозяйства; активизировать сотрудничество в целях сокращения числа и последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф...
V. Права человека, демократия и благое управление
24. Мы не пожалеем усилий для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также для обеспечения уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод, включая право на развитие...
VIII. Укрепление Организации Объединенных Наций
29. Мы приложим все усилия к тому, чтобы превратить Организацию Объединенных Наций в более эффективный инструмент для решения всех этих первоочередных задач: борьбы за развитие для всех народов мира, борьбы с нищетой, невежеством и болезнями; борьбы с несправедливостью; борьбы с насилием, террором и преступностью; борьбы с деградацией и разрушением нашего общего дома...
32. ...Мы вновь торжественно заявляем о том, что Организация Объединенных Наций является незаменимым общим домом для всего человечества...
Задание 4. Проанализируйте выдержку из Договора о создании ЕЭС, выявите главные цели создания ЕЭС, основные средства их достижения, определенные в Договоре. Какие конкретные меры были запланированы для достижения поставленных целей? Какие сферы развития участвующих стран они затрагивали? Почему названные в документе меры могли быть выгодны всем объединяющимся в общий рынок странам?
Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества. Подписан в Риме 25 марта 1957 г.
«Сообщество имеет целью путем установления общего рынка и последовательного сближения экономической политики государств-членов содействовать гармоничному развитию экономической деятельности в рамках всего Сообщества, непрерывному и равномерному росту, большей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным отношениям между государствами, которые оно объединяет.
Для достижения целей, провозглашенных в предшествующей статье, Сообщество действует сообразно условиям и темпам, предусмотренным настоящим Договором, в:
а) отмене между государствами-членами таможенного права и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров, равно как всех других мер, вызывающих аналогичные последствия;
б) установлении общего таможенного тарифа и общей торговой политики в отношении третьих государств;
в) устранении между государствами-членами препятствий для свободного перемещения лиц, услуг и капиталов;
г) введении общей политики в области сельского хозяйства;
д) введении общей политики в области транспорта;
е) установлении режима, обеспечивающего недопустимость извращенной конкуренции в общем рынке;
ж) применении процедур, позволяющих координировать экономическую политику государств-членов и предотвращать нарушение равновесия платежных балансов;
з) сближения национальных законодательств в той мере, какая необходима для функционирования общего рынка;
и) учреждении европейского социального фонда, имея в виду улучшение возможностей найма трудящихся и повышения их жизненного уровня;
к) учреждении европейского инвестиционного банка, призванного обеспечить экономический рост Сообщества посредством формирования новых ресурсов;
л) ассоциации заморских стран и территорий, имея в виду расширить обмены и прилагать совместные усилия к экономическому и социальному развитию».
Контрольные вопросы
1. Какие интеграционные объединения вы можете назвать самостоятельно.
2. В чем «+» и «–» интеграционных процессов.
Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения
запланированных умений
Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.
Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.
Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:
задания выполнены правильно и в полном объеме;
студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.
Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.
Указания по составлению отчета
Отчет выполняется письменно в тетрадях и представляет собой письменную работу с последовательным исполнением указаний к выполнению практической работы с фиксацией:
1. Номер практической работы, темы, цели.
2. Ответ на повторение.
3. Содержание и выполнений заданий.
4. Ответы на контрольные вопросы.
5. Вывод по практической работе.
6. Список литературы.
Критерии оценки практических работ
Оценивается работа по 5-ти бальной системе.
Оценка «5» выставляется, если студент:
- безошибочно выполнил задания;
- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные
положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;
- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных
работах;
- свободно применяет полученные знания на практике.
Оценка «4» выставляется, если студент:
- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить
существенные его стороны;
- обладает умением применять знания на практике, но испытывает
затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет
замеченные преподавателем недостатки.
Оценка «3» выставляется, если студент:
- обладает знанием программного материала, но испытывает затруднения
при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных
уточняющих вопросов преподавателя;
- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;
- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает ошибки.
Оценка «2» выставляется, если студент:
- имеет отдельные представления о материале;
- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.