Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Нижегородской области
«Краснобаковский лесной колледж»
| «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по учебной работе работе ____________О.Н. Спирин от «____»_________________2016г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических работ (лабораторных) работ
ПМ 01. «Организация и проведение всех видов
охоты»
МДК 01.01 «Технология охотничьего промысла»
( заготовка дикоросов )
«РАССМОТРЕНО» на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных модулей протокол №______ от «___»_______________2016г. Председатель ____________/О.Ю. Игнатенко/ | СОСТАВИЛА: Чашина Г.Н. |
р.п. Красные Баки
2016г.
Пояснительная записка
Методические указания составлены в соответствии с программой профессионального модуля «Организация и проведение всех видов охотничьего промысла» для СПО по специальности 35.02.14 «Охотоведение и звероводство».
Данные методические указания предназначены для студентов II курса, обучающихся по специальности 35.02.14 «Охотоведение и звероводство». Они содержат основные подходы к организации и выполнению практических работ, раскрыты требования, исходящие из нормативных документов к их количеству и объему.
Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. Они являются обязательным и необходимым элементом при изучении раздела «Дикоросы» и направлены на формирование у студентов профессиональных и практических умений.
Содержание практических работ составляют:
- изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной документации, выполнения заданий с их использованием;
- уметь организовывать и проводить заготовку , первичную переработку и сбыт дикорастущей продукции и лекарственно- технического сырья;
- умение определять основные виды грибов, дикорастущих плодово-ягодных растений, лекарственно- технического сырья.
Целями проведения практических работ являются:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по темам раздела «Заготовка дикоросов»;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
- выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Не древесная продукция имеет существенное экономическое значение.
Побочные пользования лесными угодьями включают в себя заготовку ягод, плодов, семян, грибов , лекарственного и технического сырья, организацию сенокошения, пастьбы скота, пчеловодства.
Заготовку сырья и недревесной продукции, побочные пользования лесными угодьями ведут предприятия и организации, предприниматели и частные лица.
При этом лесохозяйственный контроль возложен на работников лесного хозяйства, которые должны знать вопросы рационального пользования не древесными ресурсами.
Практическое занятие № 1
Тема: Съедобные грибы Нижегородской области Краснобаковского района.
Цель: Используя муляжи и иллюстрации съедобных грибов, практически ознакомиться с их строением и многообразием в связи с условиями произрастания
Задачи работы: изучить видовой состав съедобных грибов, их приуроченность к разным биотопам. Пользуясь определителями шляпочных установить видовую принадлежность грибов по муляжам и изображениям на открытках.
Обеспечивающие средства: муляжи грибов, таблицы, открытки с изображениями грибов, альбом для рисования, простые и цветные карандаши.
Теоретические сведения.
Мир грибов очень разнообразен и включает в себя около 100 тыс. видов. В подзоне южной тайги Нижегородской области преобладают следующие виды грибов: волнушка, подосиновик, подберезовик, сыроежка, груздь, белый гриб, валу, масленок, моховик, козляк, млечник (путник), подгруздок, рыжик, их произрастает 90 видов, однако населением практически собирается 25-30 видов грибов, а заготпункты принимают 10-15 видов.
Наиболее высокими валовыми промысловыми урожаями характеризуются смешанные леса юго-запада области и подзоны южной тайги (более 64 тыс. тонн). Нижегородские леса области (север) бедны грибами первой категории (груздь, рыжик). В целом по Нижегородской области валовые запасы грибов составляют: биологический около 145 тыс.т, промысловый -82 тыс.т.
К самым высокоурожайным видам грибов в Нижегородской области относятся: подосиновики ,волнушки, сыроежки, подберезовики, черный груздь, среднегодовой биологический урожай которых составляет от 22 до 32 тыс.т, а промысловый от 10 до 22 тыс.т. Низкой урожайностью характеризуется: рыжик ,подгруздок, валуй, биологический запас которых составляет от 600 до 1600, а промысловый – 300-765 т.
Грибы богаты азотистыми веществами, особенно белками. В грибах имеются гликоген и хитин, присущие животным организмам. Грибы содержат жировые вещества и, в частности, много лейцина, который входит в состав яичного белка. Усвояемость жиров в грибах достигает 95 %.
Углеводов грибы содержат меньше. Но их усвояемость высокая. Грибы богаты витаминами В1, В2, ДРР и др..
Из минеральных веществ в грибах много фосфор и калия. Они содержат микроэлементы (цинк, медь, марганец).
Задания:
1.Познать видовое разнообразие заготовляемых грибов Нижегородской области Краснобаковского района.
2. Объяснить причины их распространения в разных типах леса.
3. Зарисовать наиболее распространенные виды грибов, определяя их категорию.
Требования к оформлению практической работы:
Итоги выполнения практического занятия представить в виде рисунков с указанием видовой принадлежности грибов. Дать ответ с результатами вычислений урожайности грибов в древостоях различных типов леса.
Технология выполнения:
Рассмотреть плодовые тела грибов.
Зарисовать не менее 10-15 видов съедобных грибов.
По внешним признакам научиться определять основных представителей съедобных грибов.
В соответствии с заданием определить урожайность грибов статистическим методом в древостоях различных типов леса с различными таксационными характеристиками (по учетным площадкам).
Контрольные вопросы:
Отметить особенности строения трубчатых грибов.
Объяснить принадлежность грибов к местам произрастания.
Привести примеры по категориям грибов.
Список литературы:
Васильев Б.П. Методы учета съедобных грибов в лесах России.Л. Наука, 1968. – 68с.
Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения. М. 1994.- 204с.
Телишевский Д.А. Комплексное использование недревесной продукции леса.М. 1986. - 200с.
Практическое занятие № 2
Тема: Лекарственные растения Нижегородской области.
Цель: изучить современное распространение основных видов лекарственных растений, используя гербарные образцы, иллюстративный материал практически познать многообразие лекарственных растений северных районов Нижегородской области.
Задачи работы:
1.Ознакомиться с лесными лекарственными растениями по гербарному материалу.
2. Изучить строение, характерные признаки.
3. Определить до 15- 20 видов.
4. Зарисовать до 10 видов растений по цветам, описать краткую внешнюю характеристику.
5. Ознакомиться с правилами сбора, сушки лекарственных растений, приготовления сборов из них.
Обеспечивающие средства : гербарий лекарственных растений; образцы лекарственных сборов; иллюстрации; картинки, таблицы; список русских и латинских названий растений, простые и цветные карандаши.
Теоретические сведения.
В Нижегородской области произрастает около 100 видов лекарственных видов, но только половина из них встречается в количествах, достаточных для организации сбора. В отдельных районах насчитывается до 80 видов лекарственных растений, заготовке их них подлежат не более 46 видов.
Все лекарственные растения наших лесов можно объединить в 4 группы. В первую группу включены виды, произрастающие повсеместно в большом количестве: сосна, береза, черника, брусника, клюква т.д. Запасы сырья таких растений намного превышает местные потребности. Ко второй группе относятся лекарственные растения, образующие заросли в пределах своих ареалов: зверобой продырявленный, ландыш майский и др. Они могут заготавливаться в ограниченном количестве для местных нужд. Третья группа представлена видами, растущими рассеяно в напочвенном покрове и не представляющая интереса для массовой заготовки. В нее входят следующие виды: калган, сабельник, валериана. Четвертая группа состоит из редких и охраняемых растений ( купена лекарственная, вахта болотная, душица лекарственная и др.)
Река Ветлуга служит естественной северной границей сбора плодов шиповника и черной смородины. Заготовку этих ценных видов лекарственного сырья следует производить в южных районах области, сохраняя их на северной границе распространения. Крайний юг области может дать небольшое количество липового цвета для местных нужд.
Задания:
1.Познать видовое разнообразие лекарственных растений Нижегородской области Краснобаковского района.
2.Объяснить причины их распространения в разных типах леса.
3.Освоить определение видов лекарственных растений, значение в охотничьем хозяйстве.
Требования к выполнению практической работы:
Результаты выполнения практического занятия представить в виде рисунков с указанием видовой принадлежности лекарственных растений.
В табличной форме дать примеры лекарственных сборов.
Результаты изучения лекарственных растений в цветущем виде сдать в цветном изображении (10 видов).
Технология работы.
1.Рассмотреть гербарные образцы лекарственных растений. Определить 15-20 видов.
2. Зарисовать внешний вид до 10 представителей и дать краткую характеристику признаков.
3.Составить таблицу лекарственных растений, используемых в охотхозяйстве.
4.Ознакомиться с правилами сбора, сушки лекарственных растений, приготовления сборов из них. Записать примеры лекарственных трав, применяемых в охотхозяйствах (не менее 5 примеров для лесных птиц и зверей).
Контрольные вопросы:
1.Какие лекарственные растения в Нижегородской области запрещены для заготовки.
2.Примеры лекарственных трав, используемых в питании лесных птиц и зверей ( охотничьем хозяйстве).
Список литературы:
1.Атлас ареалов лекарственных растений. М. 1980.-380 с.
2.Котелина Н.С. Целебные растения. М.
3.Кощеев А.В. Дикорастущие съедобные растения. М.1994.-204 с.
4.Телишевский Д.А. Комплексное использование недревесной продукции леса. М. 1990.- 262 с.
5.Евстигнеева Г.В., Сметова А.М. Лекарственные растения Горьковской области. Г. В.-В. 1978.-63 с.
Практическая работа № 3
Тема: Основные виды съедобных лесных растений Нижегородской области
Цель: Знакомство с разнообразным ассортиментом дикорастущих плодов, ягод их характеристикой, сроками и условиями заготовки.
Задачи работы: определить по образцам, гербарию, фотографиям и рисункам основных видов плодов, лесных ягод и орехов. Зарисовать виды плодов основных лесных пищевых растений Нижегородской области.
Обеспечивающие средства: плоды лесных дикорастущих растений съедобных растений, гербарий, иллюстрации растений.
Теоретические сведения:
Дикорастущие ягоды, плоды, орехи встречаются в самых разных почвенных и климатических условиях от Крайнего Севера до южных границ страны. Особо важное значение приобретают дикорастущие ягодники северных районов Европейской части страны. Районы, покрытые тундрой и тайгой, с большим количеством сфагновых болот, богаты клюквой, брусникой, голубикой, гонобобелем, малиной, рябиной. Организация приёмки и переработки этих ягод непосредственно в местах заготовок обеспечит значительное освоение этих богатств. Почти полностью остаются неосвоенными ягодники Сибири и Дальнего Востока. Здесь клюква, черника, брусника, земляника, голубика и такие ягоды, как шиповник, облепиха, дикий виноград, и многие другие. Лесной орех ( лещина), дикая груша, яблоко-дичка, терн, чёрная смородина-не полный перечень того, что можно заготовлять на севере Нижегородской области РФ. Распределение дикорастущих богатств по территории РФ настолько разнообразно и обширно, что это даёт благоприятные условия для полного использования этих ресурсов.
В лесах Нижегородской области произрастает около 15 видов ягодных растений, имеющих пищевое значение. К важнейшим дикорастущим ягодам относятся клюква, брусника, черника, земляника, шиповник, чёрная смородина.
Организация заготовок дикорастущих плодов, ягод и орехов приобретает исключительное значение. Благодаря содержанию сахаров, кислот, витаминов, ароматических и др. ценных веществ имеют большое профилактическое значение в борьбе со многими болезнями.
Задания:
1.Познать видовое разнообразие съедобных лесных растений Нижегородской области.
2. Объяснить причины их распространение в лесах различного типа.
3. Освоить определение съедобных лесных растений, описать внешнюю характеристику плодов.
Требования к выполнению практической работы:
Результаты выполнения лабораторного занятия представить в виде рисунков с указанием видовой принадлежности съедобных растений. В табличной форме дать примеры дикорастущих ягод и плодов, орехоплодных растений. Дать краткую характеристику.
Технология работы:
1.Рассмотреть гербарные образцы, образцы плодов съедобных растений. Определить 10-15 видов.
2. Зарисовать внешний вид 15 представителей и запомнить их характерные признаки.
3. Зарисовать плоды и дать краткую характеристику 5 основных видов пищевых растений Нижегородской области.
Контрольные вопросы:
Какие съедобные растения в Нижегородской области запрещены для заготовки?
Примеры лесных съедобных растений (лещина, рябина, яблоко, шиповник) Нижегородской области, места произрастания?
Список литературы:
1.Губанов И.А. Дикорастущие полезные растения. М.:Моск.ун-т; 1987-160 с
2.Дикорастущие ягодные растения России. М. Академия 1990.-226с
3.Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения. М, 1994-204с
4. Телешевский Д.А. Комплексное использование недревесной продукции леса. М.1986-262с.
5. Петрик В.В. и др. Недревесная продукция леса. М. :Моск.ун-т; 2007-250с
6. Новиков В.С. Популярный атлас ( определитель дикорастущих растений). М. Дрофа. 2006.-415 с.
Практическая работа № 4
Тема: Ядовитые грибы Нижегородской области.
Цель: Используя муляжи и иллюстрацию ядовитых грибов, практически ознакомиться с многообразием данной группы в связи с условиями обитания.
Задачи работы:
Ознакомиться с особенностями внешнего строения грибов. Зарисовать до 7 видов.
Изучить видовой состав ядовитых грибов их приуроченность к разным биотопам.
Для различных видов грибов составить фенологический календарь, характеристика.
Обеспечивающие средства: муляжи грибов, таблицы, открытки с изображением грибов, альбом для рисования, простые и цветные карандаши.
Теоретические сведения:
Грибы - это организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. По характеру питания их делят на сапрофитные использующиеся за счет живы организмов. Выделяют еще группу микоризных грибов, которые отличаются своеобразной связью с древесными растениями.
По сравнению со съедобными количество ядовитых грибов невелико. Все они имеют довольно четкие внешние отличительные признаки. Чаще встречаются мухомор вонючий, поганковидный, красный, пантерный, ложноопенок серно-желтый, желчный гриб, строчек обыкновенный и др.
Состав древесных пород в лесу и свойства почвы-главные показатели условий роста грибов. В пределах каждого типа леса ценности участка для сбора грибов зависит от возраста деревьев, густоты насаждения. Наиболее интересны для грибников молодняки в возрасте от 15 до 30-40 лет, особенно с куртинным расположением деревьев. Молодой лес расходует меньше влаги, чем более зрелый, а тонкий слой лесной подстилки не препятствует быстрому прогреванию почвы. Поэтому в молодняках грибы появляются раньше и урожай их выше. В насаждения старше, по мере изреживания спелых и особенно перестойных насаждений, условия для роста грибов улучшаются. Подобные высокрвозрастных леса обычно расположены далеко от населенных пунктов и поэтому пока не имеют большое значение для сборщиков грибов. К грибным угодьям относятся и вырубки. На вырубках из-под всех типов леса с не заболачивающим почвами растёт строчек обыкновенный. На второй - третий год после рубки сосняков и ельников черничных, кисличных и березняков разнотравных появляются опята.
Задания:
Познать видовое разнообразие ядовитых грибов Нижегородской области.
Объяснить причины их распространения в лесах различного типа.
Определить шляпочные грибы до 7 видов, составить таблицу, зарисовать, краткая характеристика.
Требования к выполнению практического занятия:
Результаты выполнения практического занятия представить в виде рисунков с указанием видовой принадлежности грибов. В табличной форме дать фенологический календарь грибов Нижегородской области.
Технология работы:
1.Рассмотреть плодовые тела грибов.
2.Зарисовать не менее 5-7 видов ядовитых грибов.
3.По внешним признакам научиться определять основных представителей ядовитых грибов.
4.Описать в таблице , дать краткую характеристику основным видам ядовитых грибов.
Контрольные вопросы:
1.Отметить особенности произрастания ядовитых грибов.
2.Значение ядовитых грибов в питании лесных зверей охотхозяйства.
Используемая литература:
1.Васильков Б.П. Съедобные и ядовитые грибы средней полосы Европейкой части СССР (определитель).М.1948.- 135 с.
2.Горовой А.Б. Грибы наших лесов.В.- В.1975.- 54 с.
3.Петрик В.В. и др. Недревесная продукция леса.М.2007.-250 с.
4.Телишевский Д.А. Комплексное использование недревесной продукции
леса.М.Лесн. промыш-сть.- 261с.
5.Федоров Ф.В. Грибы.М. Россельхозиздат.1985.-255 с.
Используемая литература:
Основная:
1.Васильков Б.П. Съедобные и ядовитые грибы средней полосы Европейской части СССР (определитель).М.1948.- 135 с.
2.Горовой А.Б. Грибы наших лесов. В.- В.1975.- 54 с.
3.Петрик В.В. и др. Недревесная продукция леса.М.2007.-250 с.
4.Телишевский Д.А. Комплексное использование недревесной продукции леса.М.Лесн. промыш-сть.- 261с.
5.Федоров Ф.В. Грибы. М. Россельхозиздат.1985.-255 с.
6.Губанов И.А. Дикорастущие полезные растения. М.:Моск.ун-т; 1987- 160 с
7. Дикорастущие ягодные растения России. М. Академия 1990.-226с
8. Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения. М, 1994-204с
9. Телешевский Д.А. Комплексное использование недревесной продукции леса. М.1986-262с.
10.Петрик В.В. и др. Недревесная продукция леса. М. :Моск.ун-т; 2007-250с
11. Новиков В.С. Популярный атлас ( определитель дикорастущих растений). М. Дрофа. 2006.-415 с.
12 Атлас ареалов лекарственных растений. М. 1980.-380 с.
13 Котелина Н.С. Целебные растения. М.
14 Евстигнеева Г.В., Сметова А.М. Лекарственные растения Горьковской области. Г. В.-В. 1978.-63 с.
Нормативно-правовая и справочная литература:
15.Лесной кодекс Российской Федерации // Сборник нормативных правовых актов в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. М.: ВНИИЛМ, 2002. С. 13-62.
16. Лесной кодекс Российской Федерации. Утвер. Президентом 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с изменениями от 13 мая, 22, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 14 марта 2009 г.
17.Основные положения по осуществлению побочных лесных пользований в лесах Российской Федерации. М., 1994. 40 с.
18.Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора. Утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2007 г. № 394 (с изменениями от 26 февраля 2009 г.).
19.Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
20.Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов. Утв. Приказом МПР России от 10.04.2007 г. № 84.
21.Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. Утв. приказом МПР России от 27.07.2005 г. № 212.
22. Правила санитарной безопасности в лесах. Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414.
23. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310.
Интернет- ресурсы:
( программное обеспечение и Интернет-ресурсы)
Перечень доступных для ТвГУ информационных ресурсов
Научный журнал Nature Biotechnology;
Журналы ACS (Американского химического общества): Chemical Biology,
Biochemistry, Energy and Fuels, Langmuir, Organometallics, Nano Letters, Organic
Letters и другие;
Доступ к Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU;
Лицензионное программное обеспечение
Microsoft Windows Professional Russian Upgrd OpenLicensePack NoLevel
AcademicEdition (версии XP, Vista, 7)
Microsoft Office Russian OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition (версии 2003,
2007)
Kaspersky Anti-Spam for Linux Russian Edition. 1500-2499 User 2 year Educational
Renewal License
Kaspersky WorkSpace Security Russian Edition. 500-999 User 2 year Educational
Renewal License
SYMC ENDPOINT Protection 11.0 renewal BASIC- 12 MONTHS AcademicEdition
Band A
Total Commander 7.x 101-200 User licence
ABBYY Lingvo х3 Европейская версия (лицензии Concurrent)
ABBYY FineReader Professional Edition (версии 7, 8, 9)
CorelDRAW Graphics Suite X4 Education License ML (1 - 60)
Nero 9 Premium Volume Licenses SRP GOV/AcademicEdition 10-19 seats
NetOp School Комплекты лицензий 1 Teacher+10 Students
OriginLab OriginPro V8 Educational concurrent license
Используемые источники - журналы: «Ботанический журнал», «Биохимия»,
«Журнал общей биологии», «Экология», «Экология и жизнь», «Экология
урбанизированных территорий»
2.4. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
Темы рефератов:
1.Ядовитые лекарственные растения.
2.Брусника - распространение, ресурсы, пищевая и фармакологическая
ценность .
3. Орехоплодные дикорастущие растения - значение, ресурсы, видовое
разнообразие.
4. Клюква – распространение, ресурсы, пищевая и фармакологическая
ценность.
5. Травянистые лекарственные растения Поволжья.
6. Краткая характеристика главнейших видов грибов: съедобных, условно- съедобных , ядовитых и несъедобных.
7. Грибы, занесенные в Красные книги РФ и Нижегородской области.
8. Лечебные свойства грибов.
9. Мероприятия по рациональной эксплуатации и повышению урожайности грибных месторождений.
10. Основные виды дикорастущих плодово-ягодных растений, их пищевое и лекарственное значение.
11. Мероприятия по рациональной эксплуатации ягодников и повышению их урожайности.
12. Основной видовой состав лесных лекарственных растений Нижегородской области и их значение.
13. Основные правила сбора, сушки и хранения пищевого и лекарственного сырья.
14. Охрана и рациональная эксплуатация лекарственных растений.
15. Методика учета и изучение запасов лекарственного сырья и возможностей заготовок пищевых и лекарственных растений.
16. Лесные растения-медоносы.
Рекомендации по самостоятельной подготовке студентов:
3.1. Методические рекомендации по самостоятельному изучению тем
Самостоятельная работа студентов по изучению тем дисциплины включает поиск учебных пособий по данному материалу, проработку и анализ теоретического материала, самоконтроль знаний по данной теме с помощью ниже перечисленных вопросов и заданий.
Наименование темы Контрольные вопросы:
Основные положения по осуществлению побочных лесных
пользований, охрана и учет урожайности ягод, грибов.
Сроки осуществления и принципы определения сырьевых дикорастущих ресурсов (ягод,грибов, орехов).
Порядок предоставления права на осуществление побочных лесных
пользований.
Права и обязанности владельца лесного фонда, лесозаготовителя , арендатора.
Правила заготовки технического лекарственного сырья.
Экономическая эффективность использования ягодников.