СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по выполнению практических занятий по специальности 35.02.14 "Охотоведение и звероводство"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предпо­лагающая выполнение студентами по заданию и под руководством препода­вателя одной или нескольких практических работ. Они являются обязательным и необходимым элементом при изучении ПМ.0101 раздела «Дикоросы» и направлены на формирование у студентов профессиональных и практических умений.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению практических занятий по специальности 35.02.14 "Охотоведение и звероводство"»

Департамент лесного хозяйства Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Нижегородской области

«Краснобаковский лесной колледж»





«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

работе ____________О.Н. Спирин

от «____»_________________2016г.





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практических работ (лабораторных) работ

ПМ 01. «Организация и проведение всех видов

охоты»

МДК 01.01 «Технология охотничьего промысла»

( заготовка дикоросов )








«РАССМОТРЕНО»

на заседании цикловой комиссии

общепрофессиональных модулей

протокол №______

от «___»_______________2016г.

Председатель

____________/О.Ю. Игнатенко/


СОСТАВИЛА:

Чашина Г.Н.






р.п. Красные Баки

2016г.


Пояснительная записка


Методические указания составлены в соответствии с программой профессионального модуля «Организация и проведение всех видов охотничьего промысла» для СПО по специальности 35.02.14 «Охотоведение и звероводство».

Данные методические указания предназначены для студентов II курса, обучающихся по специальности 35.02.14 «Охотоведение и звероводство». Они содержат основные подходы к организации и выполнению практических работ, раскрыты требования, исходящие из нормативных документов к их количеству и объему.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предпо­лагающая выполнение студентами по заданию и под руководством препода­вателя одной или нескольких практических работ. Они являются обязательным и необходимым элементом при изучении раздела «Дикоросы» и направлены на формирование у студентов профессиональных и практических умений.

Содержание практических работ составляют:

- изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ про­изводственной документации, выполнения заданий с их использованием;

- уметь организовывать и проводить заготовку , первичную переработку и сбыт дикорастущей продукции и лекарственно- технического сырья;

- умение определять основные виды грибов, дикорастущих плодово-ягодных растений, лекарственно- технического сырья.

Целями проведения практических работ являются:

- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теорети­ческих знаний по темам раздела «Заготовка дикоросов»;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализа­ция единства интеллектуальной и практической деятельности;

- выработка при решении поставленных задач таких профессионально зна­чимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творче­ская инициатива.

Не древесная продукция имеет существенное экономическое значение.

Побочные пользования лесными угодьями включают в себя заготовку ягод, плодов, семян, грибов , лекарственного и технического сырья, организацию сенокошения, пастьбы скота, пчеловодства.

Заготовку сырья и недревесной продукции, побочные пользования лесными угодьями ведут предприятия и организации, предприниматели и частные лица.

При этом лесохозяйственный контроль возложен на работников лесного хозяйства, которые должны знать вопросы рационального пользования не древесными ресурсами.







Практическое занятие № 1


Тема: Съедобные грибы Нижегородской области Краснобаковского района.


Цель: Используя муляжи и иллюстрации съедобных грибов, практически ознакомиться с их строением и многообразием в связи с условиями произрастания


Задачи работы: изучить видовой состав съедобных грибов, их приуроченность к разным биотопам. Пользуясь определителями шляпочных установить видовую принадлежность грибов по муляжам и изображениям на открытках.

Обеспечивающие средства: муляжи грибов, таблицы, открытки с изображениями грибов, альбом для рисования, простые и цветные карандаши.


Теоретические сведения.

Мир грибов очень разнообразен и включает в себя около 100 тыс. видов. В подзоне южной тайги Нижегородской области преобладают следующие виды грибов: волнушка, подосиновик, подберезовик, сыроежка, груздь, белый гриб, валу, масленок, моховик, козляк, млечник (путник), подгруздок, рыжик, их произрастает 90 видов, однако населением практически собирается 25-30 видов грибов, а заготпункты принимают 10-15 видов.

Наиболее высокими валовыми промысловыми урожаями характеризуются смешанные леса юго-запада области и подзоны южной тайги (более 64 тыс. тонн). Нижегородские леса области (север) бедны грибами первой категории (груздь, рыжик). В целом по Нижегородской области валовые запасы грибов составляют: биологический около 145 тыс.т, промысловый -82 тыс.т.

К самым высокоурожайным видам грибов в Нижегородской области относятся: подосиновики ,волнушки, сыроежки, подберезовики, черный груздь, среднегодовой биологический урожай которых составляет от 22 до 32 тыс.т, а промысловый от 10 до 22 тыс.т. Низкой урожайностью характеризуется: рыжик ,подгруздок, валуй, биологический запас которых составляет от 600 до 1600, а промысловый – 300-765 т.

Грибы богаты азотистыми веществами, особенно белками. В грибах имеются гликоген и хитин, присущие животным организмам. Грибы содержат жировые вещества и, в частности, много лейцина, который входит в состав яичного белка. Усвояемость жиров в грибах достигает 95 %.

Углеводов грибы содержат меньше. Но их усвояемость высокая. Грибы богаты витаминами В1, В2, ДРР и др..

Из минеральных веществ в грибах много фосфор и калия. Они содержат микроэлементы (цинк, медь, марганец).



Задания:

1.Познать видовое разнообразие заготовляемых грибов Нижегородской области Краснобаковского района.

2. Объяснить причины их распространения в разных типах леса.

3. Зарисовать наиболее распространенные виды грибов, определяя их категорию.


Требования к оформлению практической работы:

Итоги выполнения практического занятия представить в виде рисунков с указанием видовой принадлежности грибов. Дать ответ с результатами вычислений урожайности грибов в древостоях различных типов леса.


Технология выполнения:

  1. Рассмотреть плодовые тела грибов.

  2. Зарисовать не менее 10-15 видов съедобных грибов.

  3. По внешним признакам научиться определять основных представителей съедобных грибов.

  4. В соответствии с заданием определить урожайность грибов статистическим методом в древостоях различных типов леса с различными таксационными характеристиками (по учетным площадкам).

Контрольные вопросы:

  1. Отметить особенности строения трубчатых грибов.

  2. Объяснить принадлежность грибов к местам произрастания.

  3. Привести примеры по категориям грибов.


Список литературы:

  1. Васильев Б.П. Методы учета съедобных грибов в лесах России.Л. Наука, 1968. – 68с.

  2. Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения. М. 1994.- 204с.

  3. Телишевский Д.А. Комплексное использование недревесной продукции леса.М. 1986. - 200с.














Практическое занятие № 2


Тема: Лекарственные растения Нижегородской области.


Цель: изучить современное распространение основных видов лекарственных растений, используя гербарные образцы, иллюстративный материал практически познать многообразие лекарственных растений северных районов Нижегородской области.

Задачи работы:

1.Ознакомиться с лесными лекарственными растениями по гербарному материалу.

2. Изучить строение, характерные признаки.

3. Определить до 15- 20 видов.

4. Зарисовать до 10 видов растений по цветам, описать краткую внешнюю характеристику.

5. Ознакомиться с правилами сбора, сушки лекарственных растений, приготовления сборов из них.


Обеспечивающие средства : гербарий лекарственных растений; образцы лекарственных сборов; иллюстрации; картинки, таблицы; список русских и латинских названий растений, простые и цветные карандаши.


Теоретические сведения.

В Нижегородской области произрастает около 100 видов лекарственных видов, но только половина из них встречается в количествах, достаточных для организации сбора. В отдельных районах насчитывается до 80 видов лекарственных растений, заготовке их них подлежат не более 46 видов.

Все лекарственные растения наших лесов можно объединить в 4 группы. В первую группу включены виды, произрастающие повсеместно в большом количестве: сосна, береза, черника, брусника, клюква т.д. Запасы сырья таких растений намного превышает местные потребности. Ко второй группе относятся лекарственные растения, образующие заросли в пределах своих ареалов: зверобой продырявленный, ландыш майский и др. Они могут заготавливаться в ограниченном количестве для местных нужд. Третья группа представлена видами, растущими рассеяно в напочвенном покрове и не представляющая интереса для массовой заготовки. В нее входят следующие виды: калган, сабельник, валериана. Четвертая группа состоит из редких и охраняемых растений ( купена лекарственная, вахта болотная, душица лекарственная и др.)

Река Ветлуга служит естественной северной границей сбора плодов шиповника и черной смородины. Заготовку этих ценных видов лекарственного сырья следует производить в южных районах области, сохраняя их на северной границе распространения. Крайний юг области может дать небольшое количество липового цвета для местных нужд.



Задания:


1.Познать видовое разнообразие лекарственных растений Нижегородской области Краснобаковского района.

2.Объяснить причины их распространения в разных типах леса.

3.Освоить определение видов лекарственных растений, значение в охотничьем хозяйстве.


Требования к выполнению практической работы:

Результаты выполнения практического занятия представить в виде рисунков с указанием видовой принадлежности лекарственных растений.

В табличной форме дать примеры лекарственных сборов.

Результаты изучения лекарственных растений в цветущем виде сдать в цветном изображении (10 видов).


Технология работы.

1.Рассмотреть гербарные образцы лекарственных растений. Определить 15-20 видов.

2. Зарисовать внешний вид до 10 представителей и дать краткую характеристику признаков.

3.Составить таблицу лекарственных растений, используемых в охотхозяйстве.

4.Ознакомиться с правилами сбора, сушки лекарственных растений, приготовления сборов из них. Записать примеры лекарственных трав, применяемых в охотхозяйствах (не менее 5 примеров для лесных птиц и зверей).


Контрольные вопросы:

1.Какие лекарственные растения в Нижегородской области запрещены для заготовки.

2.Примеры лекарственных трав, используемых в питании лесных птиц и зверей ( охотничьем хозяйстве).


Список литературы:

1.Атлас ареалов лекарственных растений. М. 1980.-380 с.

2.Котелина Н.С. Целебные растения. М.

3.Кощеев А.В. Дикорастущие съедобные растения. М.1994.-204 с.

4.Телишевский Д.А. Комплексное использование недревесной продукции леса. М. 1990.- 262 с.

5.Евстигнеева Г.В., Сметова А.М. Лекарственные растения Горьковской области. Г. В.-В. 1978.-63 с.







Практическая работа № 3


Тема: Основные виды съедобных лесных растений Нижегородской области


Цель: Знакомство с разнообразным ассортиментом дикорастущих плодов, ягод их характеристикой, сроками и условиями заготовки.


Задачи работы: определить по образцам, гербарию, фотографиям и рисункам основных видов плодов, лесных ягод и орехов. Зарисовать виды плодов основных лесных пищевых растений Нижегородской области.

Обеспечивающие средства: плоды лесных дикорастущих растений съедобных растений, гербарий, иллюстрации растений.

Теоретические сведения:

Дикорастущие ягоды, плоды, орехи встречаются в самых разных почвенных и климатических условиях от Крайнего Севера до южных границ страны. Особо важное значение приобретают дикорастущие ягодники северных районов Европейской части страны. Районы, покрытые тундрой и тайгой, с большим количеством сфагновых болот, богаты клюквой, брусникой, голубикой, гонобобелем, малиной, рябиной. Организация приёмки и переработки этих ягод непосредственно в местах заготовок обеспечит значительное освоение этих богатств. Почти полностью остаются неосвоенными ягодники Сибири и Дальнего Востока. Здесь клюква, черника, брусника, земляника, голубика и такие ягоды, как шиповник, облепиха, дикий виноград, и многие другие. Лесной орех ( лещина), дикая груша, яблоко-дичка, терн, чёрная смородина-не полный перечень того, что можно заготовлять на севере Нижегородской области РФ. Распределение дикорастущих богатств по территории РФ настолько разнообразно и обширно, что это даёт благоприятные условия для полного использования этих ресурсов.

В лесах Нижегородской области произрастает около 15 видов ягодных растений, имеющих пищевое значение. К важнейшим дикорастущим ягодам относятся клюква, брусника, черника, земляника, шиповник, чёрная смородина.

Организация заготовок дикорастущих плодов, ягод и орехов приобретает исключительное значение. Благодаря содержанию сахаров, кислот, витаминов, ароматических и др. ценных веществ имеют большое профилактическое значение в борьбе со многими болезнями.

Задания:

1.Познать видовое разнообразие съедобных лесных растений Нижегородской области.

2. Объяснить причины их распространение в лесах различного типа.

3. Освоить определение съедобных лесных растений, описать внешнюю характеристику плодов.

Требования к выполнению практической работы:

Результаты выполнения лабораторного занятия представить в виде рисунков с указанием видовой принадлежности съедобных растений. В табличной форме дать примеры дикорастущих ягод и плодов, орехоплодных растений. Дать краткую характеристику.



Технология работы:

1.Рассмотреть гербарные образцы, образцы плодов съедобных растений. Определить 10-15 видов.

2. Зарисовать внешний вид 15 представителей и запомнить их характерные признаки.

3. Зарисовать плоды и дать краткую характеристику 5 основных видов пищевых растений Нижегородской области.

Контрольные вопросы:

  1. Какие съедобные растения в Нижегородской области запрещены для заготовки?

  2. Примеры лесных съедобных растений (лещина, рябина, яблоко, шиповник) Нижегородской области, места произрастания?




Список литературы:

1.Губанов И.А. Дикорастущие полезные растения. М.:Моск.ун-т; 1987-160 с

2.Дикорастущие ягодные растения России. М. Академия 1990.-226с

3.Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения. М, 1994-204с

4. Телешевский Д.А. Комплексное использование недревесной продукции леса. М.1986-262с.

5. Петрик В.В. и др. Недревесная продукция леса. М. :Моск.ун-т; 2007-250с

6. Новиков В.С. Популярный атлас ( определитель дикорастущих растений). М. Дрофа. 2006.-415 с.


















Практическая работа № 4


Тема: Ядовитые грибы Нижегородской области.


Цель: Используя муляжи и иллюстрацию ядовитых грибов, практически ознакомиться с многообразием данной группы в связи с условиями обитания.

Задачи работы:

  1. Ознакомиться с особенностями внешнего строения грибов. Зарисовать до 7 видов.

  2. Изучить видовой состав ядовитых грибов их приуроченность к разным биотопам.

  3. Для различных видов грибов составить фенологический календарь, характеристика.

Обеспечивающие средства: муляжи грибов, таблицы, открытки с изображением грибов, альбом для рисования, простые и цветные карандаши.

Теоретические сведения:

Грибы - это организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. По характеру питания их делят на сапрофитные использующиеся за счет живы организмов. Выделяют еще группу микоризных грибов, которые отличаются своеобразной связью с древесными растениями.

По сравнению со съедобными количество ядовитых грибов невелико. Все они имеют довольно четкие внешние отличительные признаки. Чаще встречаются мухомор вонючий, поганковидный, красный, пантерный, ложноопенок серно-желтый, желчный гриб, строчек обыкновенный и др.

Состав древесных пород в лесу и свойства почвы-главные показатели условий роста грибов. В пределах каждого типа леса ценности участка для сбора грибов зависит от возраста деревьев, густоты насаждения. Наиболее интересны для грибников молодняки в возрасте от 15 до 30-40 лет, особенно с куртинным расположением деревьев. Молодой лес расходует меньше влаги, чем более зрелый, а тонкий слой лесной подстилки не препятствует быстрому прогреванию почвы. Поэтому в молодняках грибы появляются раньше и урожай их выше. В насаждения старше, по мере изреживания спелых и особенно перестойных насаждений, условия для роста грибов улучшаются. Подобные высокрвозрастных леса обычно расположены далеко от населенных пунктов и поэтому пока не имеют большое значение для сборщиков грибов. К грибным угодьям относятся и вырубки. На вырубках из-под всех типов леса с не заболачивающим почвами растёт строчек обыкновенный. На второй - третий год после рубки сосняков и ельников черничных, кисличных и березняков разнотравных появляются опята.





Задания:

  1. Познать видовое разнообразие ядовитых грибов Нижегородской области.

  2. Объяснить причины их распространения в лесах различного типа.

  3. Определить шляпочные грибы до 7 видов, составить таблицу, зарисовать, краткая характеристика.

Требования к выполнению практического занятия:

Результаты выполнения практического занятия представить в виде рисунков с указанием видовой принадлежности грибов. В табличной форме дать фенологический календарь грибов Нижегородской области.

Технология работы:

1.Рассмотреть плодовые тела грибов.

2.Зарисовать не менее 5-7 видов ядовитых грибов.

3.По внешним признакам научиться определять основных представителей ядовитых грибов.

4.Описать в таблице , дать краткую характеристику основным видам ядовитых грибов.


Контрольные вопросы:

1.Отметить особенности произрастания ядовитых грибов.

2.Значение ядовитых грибов в питании лесных зверей охотхозяйства.



Используемая литература:


1.Васильков Б.П. Съедобные и ядовитые грибы средней полосы Европейкой части СССР (определитель).М.1948.- 135 с.

2.Горовой А.Б. Грибы наших лесов.В.- В.1975.- 54 с.

3.Петрик В.В. и др. Недревесная продукция леса.М.2007.-250 с.

4.Телишевский Д.А. Комплексное использование недревесной продукции

леса.М.Лесн. промыш-сть.- 261с.

5.Федоров Ф.В. Грибы.М. Россельхозиздат.1985.-255 с.














Используемая литература:

Основная:

1.Васильков Б.П. Съедобные и ядовитые грибы средней полосы Европейской части СССР (определитель).М.1948.- 135 с.

2.Горовой А.Б. Грибы наших лесов. В.- В.1975.- 54 с.

3.Петрик В.В. и др. Недревесная продукция леса.М.2007.-250 с.

4.Телишевский Д.А. Комплексное использование недревесной продукции леса.М.Лесн. промыш-сть.- 261с.

5.Федоров Ф.В. Грибы. М. Россельхозиздат.1985.-255 с.

6.Губанов И.А. Дикорастущие полезные растения. М.:Моск.ун-т; 1987- 160 с

7. Дикорастущие ягодные растения России. М. Академия 1990.-226с

8. Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения. М, 1994-204с

9. Телешевский Д.А. Комплексное использование недревесной продукции леса. М.1986-262с.

10.Петрик В.В. и др. Недревесная продукция леса. М. :Моск.ун-т; 2007-250с

11. Новиков В.С. Популярный атлас ( определитель дикорастущих растений). М. Дрофа. 2006.-415 с.

12 Атлас ареалов лекарственных растений. М. 1980.-380 с.

13 Котелина Н.С. Целебные растения. М.

14 Евстигнеева Г.В., Сметова А.М. Лекарственные растения Горьковской области. Г. В.-В. 1978.-63 с.


Нормативно-правовая и справочная литература:

15.Лесной кодекс Российской Федерации // Сборник нормативных правовых актов в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. М.: ВНИИЛМ, 2002. С. 13-62.

16. Лесной кодекс Российской Федерации. Утвер. Президентом 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с изменениями от 13 мая, 22, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 14 марта 2009 г.

17.Основные положения по осуществлению побочных лесных пользований в лесах Российской Федерации. М., 1994. 40 с.

18.Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора. Утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2007 г. № 394 (с изменениями от 26 февраля 2009 г.).

19.Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

20.Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов. Утв. Приказом МПР России от 10.04.2007 г. № 84.

21.Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. Утв. приказом МПР России от 27.07.2005 г. № 212.

22. Правила санитарной безопасности в лесах. Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414.

23. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310.


Интернет- ресурсы:

( программное обеспечение и Интернет-ресурсы)

Перечень доступных для ТвГУ информационных ресурсов

Научный журнал Nature Biotechnology;

Журналы ACS (Американского химического общества): Chemical Biology,

Biochemistry, Energy and Fuels, Langmuir, Organometallics, Nano Letters, Organic

Letters и другие;

Доступ к Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU;


Лицензионное программное обеспечение

Microsoft Windows Professional Russian Upgrd OpenLicensePack NoLevel

AcademicEdition (версии XP, Vista, 7)

Microsoft Office Russian OpenLicensePack NoLevel AcademicEdition (версии 2003,

2007)

Kaspersky Anti-Spam for Linux Russian Edition. 1500-2499 User 2 year Educational

Renewal License

Kaspersky WorkSpace Security Russian Edition. 500-999 User 2 year Educational

Renewal License

SYMC ENDPOINT Protection 11.0 renewal BASIC- 12 MONTHS AcademicEdition

Band A

Total Commander 7.x 101-200 User licence

ABBYY Lingvo х3 Европейская версия (лицензии Concurrent)

ABBYY FineReader Professional Edition (версии 7, 8, 9)

CorelDRAW Graphics Suite X4 Education License ML (1 - 60)

Nero 9 Premium Volume Licenses SRP GOV/AcademicEdition 10-19 seats

NetOp School Комплекты лицензий 1 Teacher+10 Students

OriginLab OriginPro V8 Educational concurrent license

Используемые источники - журналы: «Ботанический журнал», «Биохимия»,

«Журнал общей биологии», «Экология», «Экология и жизнь», «Экология

урбанизированных территорий»






2.4. Самостоятельная работа и контроль успеваемости

Темы рефератов:


1.Ядовитые лекарственные растения.

2.Брусника - распространение, ресурсы, пищевая и фармакологическая

ценность .

3. Орехоплодные дикорастущие растения - значение, ресурсы, видовое

разнообразие.

4. Клюква – распространение, ресурсы, пищевая и фармакологическая

ценность.

5. Травянистые лекарственные растения Поволжья.

6. Краткая характеристика главнейших видов грибов: съедобных, условно- съедобных , ядовитых и несъедобных.

7. Грибы, занесенные в Красные книги РФ и Нижегородской области.

8. Лечебные свойства грибов.

9. Мероприятия по рациональной эксплуатации и повышению урожайности грибных месторождений.

10. Основные виды дикорастущих плодово-ягодных растений, их пищевое и лекарственное значение.

11. Мероприятия по рациональной эксплуатации ягодников и повышению их урожайности.

12. Основной видовой состав лесных лекарственных растений Нижегородской области и их значение.

13. Основные правила сбора, сушки и хранения пищевого и лекарственного сырья.

14. Охрана и рациональная эксплуатация лекарственных растений.

15. Методика учета и изучение запасов лекарственного сырья и возможностей заготовок пищевых и лекарственных растений.

16. Лесные растения-медоносы.


















Рекомендации по самостоятельной подготовке студентов:


3.1. Методические рекомендации по самостоятельному изучению тем

Самостоятельная работа студентов по изучению тем дисциплины включает поиск учебных пособий по данному материалу, проработку и анализ теоретического материала, самоконтроль знаний по данной теме с помощью ниже перечисленных вопросов и заданий.

Наименование темы Контрольные вопросы:

Основные положения по осуществлению побочных лесных

пользований, охрана и учет урожайности ягод, грибов.

Сроки осуществления и принципы определения сырьевых дикорастущих ресурсов (ягод,грибов, орехов).

Порядок предоставления права на осуществление побочных лесных

пользований.

Права и обязанности владельца лесного фонда, лесозаготовителя , арендатора.

Правила заготовки технического лекарственного сырья.

Экономическая эффективность использования ягодников.