МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
Бодиев Б.Р.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПМ 05 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ БУРЯТСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ
МДК 0501 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
54.01.13 Изготовитель художественных изделий из дерева
(Методические указания)
с. Иволгинск
2016
Методические указания рассмотрены на методобъединении педагогов художественного отделения, утверждены на научно-методическом совете колледжа и рекомендованы к использованию.
В сборнике представлены практические занятия по профессиональному модулю, методические указания к их выполнению для студентов по профессии 54.01.13 Изготовитель художественных изделий из дерева.
.
Рецензент: Эрдынеева С.Д., главный специалист РЦНТ, заслуженный работник культуры РБ
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………4
Практическая работа № 1. Выполнение выбора материалов для изготовления деревянных деталей традиционных музыкальных бурятских инструментов…………6
Практическая работа № 2. Обработка шкуры козла……………………………………7
Практическая работа № 3 Изготовление струн…………………………………………8
Практическая работа № 4. Изготовление струн для смычка. Варка морилки для отделки традиционных музыкальных бурятских инструментов………………………8
Практическая работа № 5. Изготовление элементов корпуса сууха хуура. Подготовка мочевого пузыря к натяжению на корпус………………………………………………..9
Практическая работа № 6. Изготовление колка сууха хуура. Изготовление подставки и порожка сууха хуура. Изготовление смычка сууха хуура……………………………9
Практическая работа № 7. Изготовление заготовки для грифа сууха хуура. Изготовление грифа сууха хуура………………………………………………………10
Практическая работа № 8. Выполнение упражнений по отделке сууха хуура……..10
Критерии оценивания…………………………………………………………………...11
Литература……………………………………………………………………………...12
Введение
Профессиональные компетенции.
ПК1. Выбор древесины и материалов для музыкальных инструментов.
ПК2. Подготавливать материалы к работе.
ПК3. Изготавливать музыкальные инструменты.
ПК4. Выполнять отделку музыкальных инструментов.
Практический опыт:
На базе основного общего образования.
Опыт работы не требуется.
Умения:
-подбирать материалы для изготовления деревянных деталей традиционных музыкальных бурятских инструментов;
- удалять волосяной покров шкуры козла;
- изготавливать струны;
- изготавливать составы для морения традиционных музыкальных бурятских инструментов;
- изготавливать элементы корпуса;
- натягивать мочевой пузырь на корпус;
- изготавливать колок;
- изготавливать подставки и порожки;
- изготавливать смычок;
- изготавливать гриф;
- выполнять отделку.
Знания:
- древесные материалы для изготовления музыкальных бурятских инструментов;
- материалы для изготовления корпуса традиционных музыкальных бурятских инструментов;
- материалы для изготовления струн традиционных музыкальных бурятских инструментов;
- материалы для отделки традиционных музыкальных бурятских инструментов;
- технологическую последовательность изготовления корпуса традиционных музыкальных бурятских инструментов;
- технологическую последовательность изготовления грифа традиционных музыкальных бурятских инструментов;
- технологическую последовательность изготовления колка, подставки, порожка традиционных музыкальных бурятских инструментов;
- технологическую последовательность изготовления смычка традиционных музыкальных бурятских инструментов;
- технологическую последовательность соединения струны и смычка традиционных музыкальных бурятских инструментов;
- технологическую последовательность сборки и отделки традиционных музыкальных бурятских инструментов.
Общие компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Практическая работа №1
Выполнение выбора материалов для изготовления деревянных деталей традиционных музыкальных бурятских инструментов.
Задание: Выполнить подбор материалов для изготовления деревянных деталей традиционных музыкальных бурятских инструментов.
Материалы для изготовления сууха хуура
«Хуур – струнный смычковый музыкальный инструмент, один из самых любимых и широко распространенных у бурятского народа»1. «В старину дека и дно хуура обычно изготавливались из сырого мочевого пузыря крупного рогатого скота или из козьей кожи, а струны из конского волоса»2. По сведениям Ю.А. Банеева, «хуур был однострунным, изготавливался из подручных средств: из дощечек собирался корпус, к нему приделывался гриф, на корпус надевался сырой бычий пузырь, после чего инструмент просушивался. Струной служил пучок конских волос. Смычком служил согнутый деревянный прут, внешне напоминающий детский лук с натянутой тетивой из конского волоса»3. Это одна из разновидностей бурятского хуура – сууха хуур. «Как пишет монгольский исследователь Э. Лувсанноровын: «С древних времен бурятский народ создал однострунный смычковый инструмент суух хуур. Высота суух хуура была 80-90 см. Раньше на верхнюю деку «цар» натягивали мочевой пузырь крупнорогатого скота (бычий пузырь – Л.Д.) и завязывали его» [Лувсанноровын, 1994, с. 25]»4. Сууха (бурят.) – мочевой пузырь5. Давсаг (монг.) - мочевой пузырь.
Для изготовления сууха хуура выбирались священные для бурят породы деревьев: лиственница, береза. «С древнейших времен береза считалась священным деревом – тотемом и была особо почитаема. Она часто использовалась в обрядовой системе шаманских ритуалов и во всех основных родовых и семейно-бытовых обрядах бурят. Особое отношение было к конскому волосу, из которого делали струны и натягивали на дугообразный смычок, напоминающий лук. В прошлом конский волос имел магические свойства защитника от злых духов и играл роль оберега»6. «Волос для изготовления струн и смычка берется только у мерина, желательно резвого. Цвет конского волоса должен быть обязательно белым»7.
«Старинный способ изготовления смычка описан Б.П. Сальмонтом: «Берется березовый прут длиной 65 см., диаметром в 1см., для держания в руке оставлено примерно 8 см., а остальная часть выгнута стягиванием продетых сквозь круглые отверстия пучков волос» [Сальмонт, 1928, с. 139]»8.
Сууха хуур – смычковый однострунный музыкальный инструмент, березовый или лиственный каркас которого обтянут мочевым пузырем бычка-трехлетки, струна и смычок – пучки конских волос из хвоста жеребца. Он олицетворял удачу и приумножение скота, а его звук отгонял несчастья. Сууха хуур является прародителем современных бурятских многострунных хууров.
Наименование этапа | Содержание этапа | Примечания |
Выбор материала | Выбрать сухой, без трещин, сучков, гнили, свилеватости волокон пиломатериал | Может быть сочетание лиственницы и берёзы, или же одна берёза |
Практическая работа №2
Обработка шкуры козла.
Задание: Обработать шкуру козла.
Наименование этапа | Содержание этапа | Примечания |
Приклеивание шкуры козла на корпус | Отмочить в тёплой воде шкуру, предварительно очищенную от волосяного покрова. Натянуть шкуру на пяльцы. Нанести костный клей на кромки стенки корпуса и внутреннюю сторону шкуры. Опустить пяльцы со шкурой на корпус и прижать под давлением используя струбцины | После оставить на просушку при комнатной температуре, до получения барабанного звучания. После обрезать лишнюю часть шкуры по периметру корпуса и отшлифовать клеевое соединение. Вторую деку сформировать в такой же последовательности, как и первую. |
Практическая работа №3
Изготовление струн.
Задание: Изготовление струны.
Наименование этапа | Содержание этапа | Примечания |
Изготовление струн | Изготовить струны из пучка конского волоса. Одну для смычка, а вторую для грифа. Длина струны - 1 м. В пучке до 100 волос. На одном конце струны завязать узел, а на другом - заплести плетёнку длиной 15 см. | Волос для изготовления струн и смычка берется только у мерина, желательно, резвого. Цвет конского волоса должен быть обязательно белым |
Практическая работа №4
Варка морилки для отделки традиционных музыкальных бурятских инструментов.
Задание: Сварить морилку для отделки сууха хуура.
Коричневый оттенок.
Рассмотрим несколько вариантов создания коричневой морилки:
Очистите грецкие орехи от скорлупы и просушите ее в тени. Затем потолките скорлупу до образования порошка, залейте кипятком, профильтруйте и положите щепотку соды.
Измельчите кору ивы и дуба, добавьте скорлупу грецких орехов и сережки ольхи (все в одинаковом соотношении). Залейте все компоненты водой и положите 1 ч. л. соды. Проварите состав на маленьком огне, затем остудите и процедите.
Для предметов из светлого дерева подойдет морилка из крепкой чайной заварки. Насыщенность оттенка зависит от концентрации. Альтернативный вариант – заварить крепкий растворимый кофе и задействовать жидкость в качестве морилки.
Красный оттенок.
Приготовьте крепкий отвар из луковой шелухи. Возьмите небольшую кастрюлю, положите в нее много луковой шелухи и залейте ее водой (чтобы покрылась вся шелуха). Вода должна прокипеть 5 минут. Затем снимите кастрюлю с огня, накройте крышкой и дайте настояться. Отвар идеально подойдет для изделий из светлого цвета. Для придания красного оттенка березе, сделайте крепкий отвар из коры лиственницы по такому же принципу.
Практическая работа №5
Изготовление элементов корпуса сууха хуура. Подготовка мочевого пузыря к натяжению на корпус.
Задание: Изготовить корпус сууха хуура, а также подготовить мочевой пузырь и натянуть на корпус.
Наименование этапа | Содержание этапа | Примечания |
Выполнение разметки | Выполнить разметки боковых стенок корпуса, грифа на доске | Высота стенок -5 см. Длина 2-х длинных стенок -19 см. Длина 1-ой короткой стенки -14 см, Длина 2-ой короткой стенки -16 см. Толщина стенок - 1 см. |
Выпиливание заготовок | Выпилить заготовки для боковых стенок корпуса и грифа | Выпиливание производить на циркулярной пиле, используя прижимную планку |
Изготовление корпуса | Собрать корпус, используя клеевое соединение | Склеенную конструкцию скрепить струбцинами или же резиновой лентой для фиксации деталей до полного застывания клея |
Натяжение мочевого пузыря на корпус | Отмочить в тёплой воде мочевой пузырь. Для растяжения пузыря до нужных размеров налить в него воду, завязать и размять пузырь руками. Натянуть пузырь на корпус | После натяжения оставить на просушку при комнатной температуре, до получения барабанного звучания |
Практическая работа №6
Изготовление колка сууха хуура. Изготовление подставки и порожка сууха хуура. Изготовление смычка сууха хуура.
Задание: Изготовление колка сууха хуура. Изготовление подставки и порожка сууха хуура. Изготовление смычка сууха хуура.
Наименование этапа | Содержание этапа | Примечания |
Изготовление колка | Выточить колок на токарном станке | Диаметр колка от 0,9 до 2,5см. Длина колка - 8 см. |
Изготовление порожка и подставки | Выпилить и вырезать порожек и подставку. Приклеить порожек к грифу | Высота - 2 см. Ширина порожка- 2 см. Ширина подставки -5 см. |
Изготовление смычка из березового прута | Очистить прут от коры. Просверлить круглые отверстия вверху и внизу прута, оставив на одном из концов ручку длиной 8 см. Пучок конского волоса продёрнуть сквозь верхнее отверстие плетеным концом в сторону ручки, а затем натянуть и закрепить во втором отверстии | Длина прута 65 см, диаметр 1 см. Выгнутость достигается стягиванием продетого сквозь круглые отверстия пучка волос. Для лучшего звучания, смычок смазывается канифолью |
Практическая работа №7
Изготовление заготовки для грифа сууха хуура. Изготовление грифа сууха хуура.
Задание: Изготовление заготовки для грифа сууха хуура. Изготовление грифа сууха хуура.
Наименование этапа | Содержание этапа | Примечания |
Изготовление грифа | Выпилить головку грифа, пятку, высверлить отверстие для колка на заготовке для грифа. Вырезать гриф, отшлифовать | Общая длинна грифа - 85 см. Головка грифа может быть выполнена в виде головы быка |
Практическая работа №8
Выполнение упражнений по отделке сууха хуура.
Задание: Выполнение упражнений по отделке сууха хуура.
Наименование этапа | Содержание этапа |
Художественное оформление инструмента | Выполнить резьбу на грифе. Выполнить роспись на грифе и смычке. Инкрустировать гриф и смычок. Оформить гриф накладной чеканкой или резьбой. |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
СТУДЕНТОВ ЗА ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
ОЦЕНКА «5» СТАВИТСЯ, ЕСЛИ СТУДЕНТ:
1. Правильно самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
ОЦЕНКА «4» СТАВИТСЯ, ЕСЛИ СТУДЕНТ:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
ОЦЕНКА «3» СТАВИТСЯ, ЕСЛИ СТУДЕНТ:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью преподавателя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности.
ОЦЕНКА "2" СТАВИТСЯ, ЕСЛИ СТУДЕНТ:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи преподавателя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Литература
Банеев Ю. Современные бурятские народные музыкальные инструменты. -Улан-Удэ: РИО ВСГИК, 2011.
Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят. Учебно-методическое пособие. Улан-Удэ, 2014.
Дугаров Д.С. О традиционных народных инструментах бурят. Традиции и современность в народной музыке Евразии: материалы научной конференции Международного фестиваля «Звуки инструментов Евразии». Сост. и науч. ред. Ц.В. Китов. – Улан-Удэ, 2015.
Дополнительные источники:
Васильченко Е. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия): Учеб. пособие. / Рос. ун-т дружбы народов. М., 2013.
Вертков К. и др. Атлас музыкальных инструментов народов СССР / К. Вертков, Г. Благодатов, Э. Язовицкая. М.: Музыка, 1975.
Дондукова М. Пусть звучит морин-хур! // Бурятия. 2013.
Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Улан-Удэ, 2014.
Найдаков В. С. Музыкальная культура Бурятии. Бурятское книжное издательство. Улан-Удэ, 2006.
Руднев А. Д., Мелодии монгольских племён, "Записки РГО по отделу этнографии", т. XXXIV, СПБ, 2012.
Степанов Б. А. Материаловедение для профессий, связанных с об
работкой дерева. — М.: «Академия», 2015.
Интернет-источники:
Бурятская музыка — Википедия. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/, свободный.- Заглавие с экрана.
Диссертация «Музыкально-инструментальное творчество бурят». [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.dissercat.com/, свободный.- Заглавие с экрана.
Как возрождали сууха-хуур (бурятский народный инструмент). [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://belaya-yurta.com/, свободный.- Заглавие с экрана.
Музыкальные инструменты. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://dic.academic.ru/, свободный.- Заглавие с экрана.
Музыкальные мастерские. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.fund-patriot.ru/ , свободный.- Заглавие с экрана.







Бодиев Б.Р.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПМ 05 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ БУРЯТСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ
МДК 0501 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
54.01.13 Изготовитель художественных изделий из дерева
(Методические указания)
1 Ю.А. Банеев. Современные бурятские народные музыкальные инструменты. Учебное пособие. Улан-Удэ, 1993 – стр. 16.
2 Д.С. Дугаров. О традиционных народных инструментах бурят. Традиции и современность в народной музыке Евразии: материалы научной конференции Международного фестиваля «Звуки инструментов Евразии». Сост. и науч. ред. Ц.В. Китов. – Улан-Удэ, 2006 – стр. 12.
3 Ю.А. Банеев. Там же. стр. 16.
4 Л.Д. Дашиева. Традиционная музыкальная культура бурят. Учебно-методическое пособие. Улан-Удэ, 2005 – стр. 137.
5 С.М. Бабушкин. Бурятско-русский словарь, 2009 – стр. 207.
6 Л.Д. Дашиева. Там же. – стр. 135-136.
7 В.В. Китов. Оркестр бурятских народных инструментов. Улан-Удэ, 2001 – стр. 23.
8 Л.Д. Дашиева. Там же. – стр. 136.
2