СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "История"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические указания содержат задания к практическим заданиям по истории России  2 половины 20 века

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "История"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»













МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ
для специальностей СПО








Составитель: Проскурякова Е.Н.























Краснокамск 2017


Пояснительная записка


Методические указания предназначены для выполнения практических работ по дисциплине ОГСЭ.02 История для специальностей СПО.

Методические указания содержат задания практических работ, информационные материалы, контрольные вопросы, список литературы и интернет-источников.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.


знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX –

начала XXI;

- основные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира;

- назначение и деятельность основных международных организаций;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.


формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий








Перечень практических работ



Раздел

№ практической работы


Наименование практической работы

Коли-чество часов

Раздел 3.

СССР в середине 1960-х 1980-х гг.


1



СССР в 60-80-е гг. 20 века


2

Раздел 4.

Перестройка

(1985-1991).

Страны мира в 80-е гг. 20 века


2




СССР в период Перестройки


2



Раздел 5.

Россия и мир в 90-е гг. 20 века


3


Россия и страны мира в 90-е гг. 20 века


2



Раздел 6.

Россия и мир в начале 21 века

4


Тенденции и перспективы развития России в XXI веке


2


ВСЕГО:






8

часов



























Практическая работа № 1. СССР в 60-80-е гг. 20 века


Цели и задачи работы:

Закрепление пройденного учебного материала.

Формирование знаний и умений.


Задание №1. Используя материалы учебника, заполните таблицу и дайте ответы на вопросы.

последствия свёртывания реформы 1965 года

темпы прироста национального дохода

темпы роста производительности труда

1966-1970 гг.

1981-1985 гг.

1966-1970 гг.

1981-1985 гг.






  1. Какими объективными причинами руководство страны объясняло падение темпов экономического роста?

  2. Какие причины такого положения дел можете назвать вы?


Задание № 2. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.


Из письма в ЦК КПСС от оставшихся в живых детей коммунистов, необоснованно репрессированных Сталиным. Сентябрь 1967 г.

В настоящее время с трибун, в печати, по радио и телевидению пропагандируются «заслуги» Сталина. Фактически это является пересмотром постановлений XX и XXII съездов КПСС.

Нас это тревожит. И не только потому, что наши родные и мы сами, как миллионы других людей, стали жертвами созданной Сталиным машины преступлений. Нам тяжело сознавать, что в одобрение произвола в своё время были втянуты жестоко обманутые массы. Это не должно повториться. Возрождение прошлого ставит под удар идеи коммунизма, дискредитирует нашу систему, возводит в закономерность гибель миллионов невинных людей.

Любые попытки отбелить чёрные дела Сталина таят в себе опасность повторения страшной трагедии нашей партии, всего нашего народа и коммунистического движения в целом.

П. Якир, Л. Петровский, А. Антонов-Овсеенко, Ю. Ларин-Бухарин, Ю.Вавилов, А.Бойкий и др. Всего 43 подписи.


Из обращения советских правозащитников к Президиуму Консультативного совещания коммунистических партий в Будапеште. 30 апреля 1968 г.

В последние годы в нашей стране проведён ряд политических процессов. Суть этих процессов в том, что людей в нарушение основных гражданских прав судили за убеждения. Именно поэтому процессы проходили с грубыми нарушениями законности, главное из которых – отсутствие гласности…

Ответом тем, кто наиболее активно протестовал, были увольнения с работы, вызовы в КГБ с угрозой ареста и, наконец, самая возмутительная форма расправы – насильственное заключение в психиатрическую больницу…

Мы считаем своим долгом указать на то, что в лагерях и тюрьмах находятся несколько тысяч политзаключённых, о которых почти никто не знает. Они содержаться в бесчеловечных условиях принудительного труда, на полуголодном пайке, отданные на произвол администрации…

Мы просим участников Консультативной встречи взвесить ту опасность, которую порождает попрание прав человека в нашей стране.


Из письма А.И. Солженицына IVВсесоюзному съезду Союза писателей.

16 мая 1967 г.

Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу, в нужную пору предупредить о грозящих нравственных и социальных опасностях, не заслуживает даже названия литературы, а всего лишь – косметика…

Уже три года ведётся против меня, всю войну провоевавшего командиром батареи, награждённого боевыми орденами, безответственная клевета: что я отбывал срок как уголовник или сдался в плен (я никогда там не был), «изменил Родине», «служил у немцев». Так истолковывают 11 лет моих лагерей и ссылки, куда я попал за критику Сталина.


Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1974 г.

На основании статьи 7 закона СССР от 19 августа 1938 г. «О гражданстве Союза Советских Социалистических республик» за действия, порочащие звания гражданина СССР, лишить гражданства СССР и выдворить за пределы СССР Солженицына Александра Исаевича, 1918 года рождения, уроженца гор. Кисловодска.

Вопросы:

  1. Чем вы можете объяснить кампанию по восхвалению Сталина, начавшуюся в стране после снятия Хрущёва?

  2. Согласны ли вы с мнением авторов письма в ЦК КПСС в том, что это означало отход от решений ХХ и ХХII съездов КПСС?

  3. Что имел в виду А.И. Солженицын, когда негативно оценивал советскую литературу середины 60-х годов?

  4. Какие произведения А.И. Солженицына вы знаете? Какая идея проходит в них красной нитью?

  5. Что послужило истинной причиной высылки из страны А.И. Солженицына?

  6. Какова была реакция властей и участников Будапештской встречи на обращение диссидентов?


Задание № 3. Определите, о каком событии идёт речь, какие страны в них участвовали и, что послужило их причинами.

  1. «Заключение этого договора является одним из первых широкомасштабных соглашений между СССР и США, положившим начало процессу ограничения самого мощного и смертоносного оружия на земле».

  2. Оказание братской помощи союзному государству почему-то воспринято на Западе как стремление СССР «выйти к тёплым морям», расширить сферу своего влияния в Азии. Мы решительно опровергаем подобные домыслы».

  3. Принятие этого документа всеми европейскими государствами, США и Канадой положило начало принципиально новому этапу европейской истории.

  4. Несмотря на ожесточенное сопротивление наших друзей и союзников, агрессор всего за шесть дней сумел оккупировать значительные территории, нанеся трём нашим союзным государствам значительный урон в боевой технике и личном составе. В настоящее время предпринимаются меры по срочному оказанию широкомасштабной помощи из СССР нашим союзникам.






Практическая работа № 2. СССР в период Перестройки


Цели и задачи работы:

Закрепление пройденного учебного материала.

Формирование знаний и умений.


Задание № 1. Прочитайте мнения различных людей о политике «нового мышления» и ответьте на вопросы.

Р. Никсон, экс-президент США

Мы должны понять, почему Горбачёв идёт на эти шаги… Главное – он просто вынужден так поступать. Горбачёв хорошо понимает, что если он не сумеет оживить советскую экономику, то в следующем столетии Советский союз перестанет быть великой державой. Его цель – не заменить коммунистическую систему какой-нибудь другой, а упрочить её…

При Горбачёве требования экономического развития экономического развития оттеснили на второй план внешнеполитические и военные нужды. Пришлось мириться с утратой советского влияния в Восточной Европе ради более важной цели – психологического разоружения в западной Европе…Выбирать Горбачёву было не из чего…


В.А. Крючков, экс-председатель КГБ

Горбачёв, убрав с дороги преграды в лице Громыко, стал «творцом» и исполнителем нового курса в советской внешней политике – курса разрушения, сдачи позиций и предательства.


А. Петров, служащий

Господин Генсекретарь, поздравляю с премией империалистов за то, что развалили Советский Союз, предали Восточную Европу, разрушили Красную Армию, отдали ресурсы американцам…


Е.К. Лигачёв, бывший второй ЦК КПСС

Перестройка, начавшаяся с великих народных надежд, закончилась для нашей страны драматически, а для её лидера Горбачёва – бесславно. Правда, на Западе прозвучало немало восторгов по поводу бывшего Президента СССР. Но при сопоставлении с весьма угрюмым отношением к Горбачёву со стороны соотечественников заграничные восторги лишь подчёркивают противоречия его политики: она обращена лицом к Западу, но оказалась повёрнутой спиной к высшим интересам Отечества.


Из обращения М.С. Горбачёва к гражданам СССР 25 декабря 1991г.

Мы живем в новом мире:

- Покончено с «холодной войной», остановлена гонка вооружений и безумная милитаризация страны, узуродовавшая нашу экономику, общественное сознание и мораль. Снята угроза мировой войны…

- Мы открылись миру, отказались от вмешательства в чужие дела, от использования войск за пределами страны. И нам ответили доверием, солидарностью и уважением.

- Мы стали одним из главных оплотов по переустройству современной цивилизации на мирных, демократических началах.

- Народы, нации получили реальную свободу выбора пути своего самоопределения. Поиски демократического реформирования многонационального государства вывели нас к порогу заключения нового Союзного договора.

Все эти изменения потребовали огромного напряжения, проходили в острой борьбе.


Вопросы:

  1. С какой из высказанных точек зрения вы согласны? Почему?

  2. Как бы вы оценили главные итоги политики «нового мышления» и «перестройки» в целом?


Задание № 2. Используя исторические документы, укажите, кто является автором указанных концепций и в чём заключалась сущность их идей:

  1. концепция «ускорения социально-экономического развития».

  2. частичной реформы экономического развития СССР на основе сохранения плановой системы хозяйства (реформа 1987 г).

  3. программы «500 дней».

  4. «компромиссной программы» (на основе «500 дней» и программы правительства).


Задание № 3. Укажите названия партий по их идеологической направленности:

  1. Коммунистические

  2. Социалистические

  3. Социал-демократические

  4. Либеральные

  5. Национальные

В чём вы видите причины появления многопартийности в СССР?




Практическая работа № 3. Россия и страны мира в 90-е гг. 20 века


Цели и задачи работы:

Закрепление пройденного учебного материала.

Формирование знаний и умений.


Задание № 1. Заполните таблицу.


Проведённые мероприятия

М.С. Горбачёв

Б.Н. Ельцин




  1. Договорённость о выводе советских войск из Германии.

  2. Подписание Договора ОСНВ-1.

  3. Подписание Договора ОСНВ-2.

  4. Подписание договора о ликвидации ракет средней и малой дальности.

  5. Присоединение к Договору о запрещении химического оружия.

  6. Согласие на объединении Германии.

  7. Провозглашение окончания «холодной войны».

  8. Признание независимости Литвы, Латвии, Эстонии.

  9. Восстановление дипломатических отношений с Тайванем, Израилем, ЮАР, Южной Кореей.

10. Нормализация отношений с Китаем.

11. Вывод войск из Афганистана.

12. Вывод войск из Монголии.

13. Подписание соглашения о восстановлении мира на Ближнем Востоке.

14. Соглашение об ограничении обычных вооружений в Европе.


Задание № 2. Используя справочную литературу, подпишите даты к указанным событиям.

Перенацеливание ядерных ракет СССР и США с территории друг друга на ненаселённые

районы земли _______________.

Кэмп-дэвидская декларация СССР и США об окончании «холодной войны» _____________.

Заключение Договора ОСНВ-2 _______________.

Присоединение России к Конвенции о запрещении химического оружия________________.

Присоединение России к программе НАТО «Партнёрство во имя мира»_________________.

Завершение вывода российских войск из Германии________________.

Заключение Договора о коллективной безопасности государств-Членов СНГ_____________.

Заключение между Россией и белоруссией Договора о создании Сообщества Суверенных Республик___________________.



Задание № 3. Прочитайте Статьи 1.2,3,5,7,10,13 Конституции РФ и ответьте на вопросы.

  1. Что означает характеристика Российской Федерации как демократического государства?

  2. Что означают принципы политического и идеологического многообразия?

  3. Каковы, по Конституции, характерные черты Российской Федерации как федеративного государства?

  4. Что характеризует Россию как правовое государство?

  5. Каковы, на ваш взгляд, характерные черты России как социального государства?

  6. Каковы конституционные основы экономической системы России?



Практическая работа № 4

Семинарское занятие по теме: «Тенденции и перспективы развития России в XXI веке»

Цели и задачи работы:

Закрепление пройденного учебного материала.

Формирование знаний и умений.


Вопросы к семинару:

  1. Каковы были, на ваш взгляд, приоритеты во внешней политике России?

  2. Экономические тенденции экономического развития России. Направления НИОКР.

  3. Изменения в политической системе РФ.











Перечень рекомендуемой литературы и интернет-источников

Основная литература:

  1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.И. История. М., 2013.

Дополнительная литература:

  1. История Книга для учителя. /Под ред. А. В. Филиппова. М., 2008.

  2. Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.

  3. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Россия в 90-е годы XX века. М., 2002.

  4. Мир в XX веке. М., 2001.

  5. Внешняя политика России: от Ельцина к Путину. М., 2002.

  6. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2001.

  7. Шацилло В.К. Новейшая история: книга для чтения. М., 2004.

  8. История России.//  Под общ. ред. П.С. Самыгина. М., 2008.

  9. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. М., 2004.


Электронные учебники

Сайт «Образовательные ресурсы интернета. История».

1. История России. 1900-1945 гг.//  Под ред. Данилова А.А., Филиппова А.В. М., 2012.

2. Филиппов А.В. Новейшая история России, 1945—2006 гг. М., 2007.

3. Данилов А.А. История России, 1945-2008. Методическое пособие.
 М., 2008.   

4. Левандовский А.А. История России, XX - начало XXI в. М., 2010.

5. Алексашина Л.Н. История. Россия и мир в XX - начале XXI века.
М.,
2010.

6. Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Кн. 1-я (1985–1999). 
М.,
2010. 

7. Безбородов А., Елисеева Н., Шестаков В. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. М., 2010.


Интернет-ресурсы:

Сайт. http:// histori.standart.edu.ru – История России 1945-2008 гг.

Сайты: http://www.memo.ru/history/diss/ – История советских диссидентов.
http://www.memo.ru/history/diss/arhiv.htm#_VPID_10 – Архив по

истории диссидентства.

Сайт. http://www.tuad.nsk.ru/~history/Russia/USSR/index.html

Н.С. Хрущев. Время. Люди. Власть.

Сайт. "История.РУ"(istorya.ru) - Всемирная история и История России.

Хронология, библиотека, статьи. Карты.

Сайт. sovetika.ru – сайт о советском прошлом. Разделы: Фотогалерея; Библиотека; СССР; Запад;  Третий мир; Соцлагерь; Биографии; Летопись.