МБОУ ДО
«Детская школа искусств № 6» города Курска
Методическое объединение «общее фортепиано»
Методический доклад
Тема: «Дифференцированный подход к обучению в классе общего фортепиано»
Преподавателя Корсаковой Татьяны Григорьевны
2022 г.
Курск
Успех в любой форме человеческой деятельности зависит не только от определения её целей и содержания, но в значительной степени, и от способов достижения, включая методы обучения. Любой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий преподавателя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования.
Искусство всего обучения заключается в умении найти на каждом этапе необходимый комплекс средств для гармоничного развития ученика.
Обучение игре на фортепиано – процесс длительный и скрупулёзный как для ученика, так и преподавателя. Ежедневный кропотливый труд становится плодотворным и даёт положительные результаты в случае индивидуального подхода в специфике методов преподавания данного предмета учитывающих возрастные особенности, различный уровень одаренности и заинтересованности учащихся.
Дифференциация – означает разделение целого на различные части, формы, ступени. Это разделение обучающихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения.
Индивидуальный (дифференцированный) подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личные особенности.
Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющихся на новом уровне:
- систематическое изучение каждого ученика;
- постановка педагогических задач в работе с каждым учеником;
- выбор и применение индивидуального подхода к ученику;
- фиксация и анализ полученных результатов;
- постановка новых педагогических задач.
Важно заметить, что в индивидуальном подходе нуждается каждый ребёнок. Это непременное условие и предпосылка для формирования гармоничной и всесторонне развитой личности.
Не нужно убеждать никого, что все дети разные, есть успевающие и неуспевающие, непоседы и тихони; одним нужно подробно объяснять что и как, а другие любят дойти до всего сами. Один ребёнок тянет руку даже когда не знает, а другой знает, но молчит. У одних быстрый темп реагирования, а другие медленно включаются в работу и переключить их на новый вид деятельности очень трудно.
Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному анализируют, у них разная работоспособность, внимание, память.
Разные дети требуют разного подхода в обучении, то есть индивидуального дифференцированного подхода.
Основу дифференцированного подхода составляет знание состояния ребёнка в широком смысле этого слова, включая не только физическое, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ученика. В процессе обучения необходимо иметь ввиду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых различных сочетаниях. Этим создавая свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса. Педагоги и психологи называют это «обучаемостью», понимая под этим ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которых зависит успешность обучения.
В нашем случае огромную роль и значение имеют наличие интереса к музыке, наличие музыкального слуха, ритма и т.д.
Степень обучаемости определяет ту меру напряжения усилий, которые потребуются организму и которые он платит за успехи и неудачи. Если нагрузка чрезмерна, а цена превышает предел функциональных возможностей организма человека, это неизбежно приводит к нарушению состояния здоровья.
Преподавателям, ведущим предмет «общее фортепиано» приходится работать с детьми не только дошкольного возраста и младшего школьного возраста (6-8 лет), но и с детьми, переросшими благоприятный возраст для обучения игре на фортепиано – подростками 10 лет и старше, когда на физике происходит постепенное окостенение костных тканей и игровой аппарат становится менее эластичным и податливым. Поэтому перед преподавателем общего фортепиано наиболее остро стоит вопрос о дифференцированном подходе в обучении детей разного возраста, исходя из специфики психофизических возможностей.
При работе с детьми младшего школьного возраста можно выделить несколько психофизических черт: в большинстве своем дети эмоциональны, впечатлительны, деятельны и подвижны, быстро устают и забывают новое. Их музыкально слуховое восприятие отличается конкретностью образов. Активно-двигательная природа моторики детей позволяет педагогу естественным путём с первого года обучения прививать им специальные навыки на основе интенсивного развития двигательных функций.
Гибкость мускулатуры, присущая возрасту, благоприятствует формированию технических навыков и их быстрому закреплению.
Музыкальные способности у детей проявляются и развиваются на основе игровой деятельности, которая требует внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности и т.д.
Игру на фортепиано ребёнок должен воспринимать как новое развлечение или игру.
Задача педагога – направить это развлечение.
Для этого можно использовать всё, что будит воображение ребёнка: музыкальный материал, рисунок, текст песенок-подтекстовок, рассказ, сопровождающий игру, задачи-головоломки и многое другое. Всё это помогает конкретизировать музыкальный образ, постигать трудную для детей музыкальную грамоту и даже находить нужные движения рук.
Педагог, занимающийся с учеником младшего возраста должен проявлять большое внимание, такт и строить свои уроки каждый раз по-новому, в зависимости от характера, способностей, знаний ученика.
Пьесы и упражнения должны быть легкодоступными детскому наивно-сказочному восприятию и направлены на выполнение конкретно поставленной задачи, будь то постановка рук, приобретение навыков в исполнении штрихов или усвоение нотной грамоты. На уроках желательно педагогу самому исполнять много фортепианных произведений, идя по принципу «от простого к сложному».
Благодаря этому идет не только развитие образного мышления и накопления репертуара, но и закрепляется авторитет педагога.
Возрастной период 10-12 лет относится к среднему школьному возрасту.
Это так называемый переходный период в жизни подростка, характеризующийся значительными изменениями во всех структурах центральной нервной системы и костно-мышечной ткани.
Происходит существенная гормональная перестройка в организме, закрепляется темп их деятельности, учащемуся требуется больше времени, возрастает утомление при нагрузках, ухудшается память, условно-рефлексорная деятельность и двигательные навыки, отмечается неуравновешенность эмоций и поведения. Ребёнок становится скрытным и замкнутым.
В костной ткани уже к 13 годам полностью завершается окостенение пястных и запястных отделов рук. Незавершённый процесс окостенения позвоночника может привести у подростков к различным повреждениям при больших нагрузках.
Работая с детьми подросткового возраста существенно отличается от работы с малышами.
Как один из вариантов можно предложить интенсивный метод Татьяны Смирновой. Методика интенсивного обучения включает интенсивное обучение игре на фортепиано; развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей; формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.
При обучении игре на фортепиано интенсивным методом практически сразу даётся весь блок необходимых знаний, умений и навыков.
Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играя двумя руками, работать над музыкальным образом, подбирать по слуху, (транспортировать) импортировать повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению.
За короткий период времени учащиеся получают основные навыки в постановке рук и игре различными штрихами, которые они отрабатывают при разучивании произведений. Параллельно ведётся работа над подбором по слуху с аккордовым сопровождением.
Один из важных моментов – обучение «графическому» восприятию нот, умению видеть общий рисунок нот в их взаимосвязи. Это помогает научиться читать с листа. Подростки предпочитают современную популярную музыку, что вполне допустимо. Но по-моему мнению, на академическом концерте следует выполнять проверенные практикой классические произведения.
Список литературы
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой, 3-е издание – М.: Советский композитор, 1987
Ермолаев Ю.Л. – Возрастная физиология – М.:1973
Смирнова Т.Н. Интенсивный курс по фортепиано: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации – М.: РНФ Криптологос», 1992
Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слёз, или Я-детский педагог»/ Т.Б. Юдовина-Гальперина.-СПб: Союз художников, 2006