СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад на тему: "Использование изо - терапии на уроках изобразительного искусства в ДШИ"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изо- терапия - это работа с рисунком, рисование, которое помогает раскрыть свои чувства,эмоции.

Уроки изо в детских школах искусств с использованием методов изо-терапии проводятся для положительной мотивации, помогают преодолеть трудности, при помощи занятий формируется творческое мировоззрение, а также воспитывается чувство взаимопомощи и чувство прекрасного.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему: "Использование изо - терапии на уроках изобразительного искусства в ДШИ"»


ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДВЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»












Методический доклад

на тему: «Использование изо - терапии на уроках изобразительного искусства в ДШИ»









подготовила: преподаватель

художественного отделения ДШИ

Агеева Ольга Ивановна





















Медвенка 2022




Изо - терапия – это работа с рисунком, рисование, которое помогает раскрыть свои чувства, эмоции.

Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которое в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Яркие краски и другие художественные материалы разнообразят жизнь учащихся, восполнят их потребность в приятных ощущениях.

Наконец, занятия живописью, рисунком – это одна из форм предметной деятельности обучающихся, а предметная деятельность совершенно необходима им для физического, психического и умственного развития.

Виды заданий и упражнений, которые применяются в изо-терапии:

- предметно – тематический тип: рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Пример задания: «Я в школе», «Мой дом»;

- образно – символический тип: изображение ребенком в рисунке абстрактных понятий ввиде созданных воображением ребенка образов таких понятий как «добро», «зло», «счастье»;

-упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции: волшебные пятна (кляксы);

- упражнения в форме игры с изобразительным материалом, экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и развития воображения.

Творческие работы обучающихся оцениваются по определенным критериям:

  1. Овладение обучающимися изобразительной деятельностью;

  2. Уровнем цветовосприятия;

  3. Уровнем эмоционального состояния;

  4. Уровнем развития мелкой моторики рук;

  5. Уровнем самостоятельности и творчества.



Выбор критериев зависит от темы урока, от формируемых знаний, умений, возрастных и индивидуальных особенностей ученика.







На уроках изо используются такие техники как:

Письмо по «мокрому», техника тычком, штриховки, мазки, печатки, рисование «набрызгом», монотипия («отпечаток»-разновидность графического искусства и техники печатной графики), рисование смятой бумагой и другие техники нетрадиционного рисования.

На занятиях пользуются не только кисточками, но и любыми подручными материалами.

В основе изо – терапии существует некая «сигнальная, цветовая система», когда с помощью цвета мы сообщаем о своем эмоциональном состоянии.

Эстетическое воспитание положительно влияет на духовное развитие личности. На основе этого формируются эстетические чувства (формы, цвета, композиции…), художественный вкус, творческие способности. Эти чувства связаны между собой и формируются с помощью восприятия окружающего мира.

Цвет является признаком окружающих нас явлений и предметов. Цвет управляет эмоциями. Яркие цвета влияют на эмоциональный настрой.

Цвет давно интересует ученых, например, И. Гете в своих трудах «К учению о цвете» проанализировал основные цветовые оттенки и их воздействие на человека. Есть еще исследователи, которых интересовала сила цвета, такие как Ш. Фере, В.М. Бехтерев, И.Н. Спиртов – они подтверждают психофизическое действие цвета.

Цвет остается одним из самых сильных средств выразительности художников – живописцев.

Чувствовать красоту окружающего мира помогает развитое цветовое восприятие, оно создает душевный покой, гармоничность красок. Для того, чтобы учащиеся понимали значение цвета и ориентировались в цветовой палитре окружающего мира и использовали ее в своем творчестве, нужно помогать обращать внимание на окружающие нас предметы и явления, таким образом получится сформировать у детей навык самостоятельности и они смогут создавать нужные оттенки сами.

Для того, чтобы ученики увидели, почувствовали выразительность цветовой гармонии проводятся занятия: знакомство с основными цветами; знакомство с оттенками; получение новых оттенков, смешивая краски; показ плавного перехода основных цветов; холодные и теплые цвета, оттенки.

Необходимо подбирать образные определения, эпитеты: аппетитный, нарядный, приглушенный, яркий, веселый…Для того, чтобы ребенку было легче запоминать цвета, можно подбирать стихи, загадки. Можно придумать новые названия оттенков, например: огуречный, банановый, клубничный, лимонный и тд.







Таким образом, преподаватель помогает развить наблюдательность у учащихся. Нужно научить смешивать краски, получая все новые и новые оттенки.

Детское творчество – это своеобразная, самобытная сфера духовной жизни, на это обращали внимание известные педагоги Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский. В детском рисунке происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, раскрывается его неповторимость. Дети не просто изображают предметы и явления, они живут в мире красоты. Поэтому необходимо дать простор для фантазии.

Уроки изо в детских школах искусств с использованием методов изо – терапии проводятся для положительной мотивации, помогают преодолеть трудности, при помощи занятий формируется творческое мировоззрение, а также воспитывается чувство взаимопомощи и чувство прекрасного.





























































Литература:



  1. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. Медицина. М.,1989.

  2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве.

М., 1991.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.

4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

5. Копытин А.И. Арттерапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб., 2005.

6. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.

7. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах. М.: Просвещение,1998.