Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Оренбургский государственный экономический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Методический доклад
на тему: «Методика обучения двигательным действиям детей со сложными
(комплексными) нарушениями развития.
Показания и противопоказания к использованию физических
упражнений»
Подготовила: преподаватель физической культуры,
Воробьева Ирина Николаевна
2021 г.
В теории АФК понятие «метод» трактуется так же, как и в теории физической культуры. Метод - это процесс взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности является совершенствование физических, интеллектуальных, психических, личностных способностей ученика, его телосложение, развитие, эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает как объект и субъект педагогического воздействия.
Специфические способы восприятия учебного материала детьми, имеющими сложные нарушения в развитии, определяют необходимость модификации используемых методов. Модификация основана не столько на видоизменении используемых методов, сколько на обогащении их содержания, приемах приспособления к возможностям ребенка с опорой на его сохранные функции, запас знаний и умений, наличие предыдущего зрительно-слухового, тактильно-вибрационного и двигательного опыта, пространственной ориентировки, способности к подражанию и многое др.
Таким образом, за счет перечисленных особенностей методы обучения двигательным действиям детей со сложными нарушениями приобретают специфический характер. Отбор методов для работы с данной категорией детей определяется рядом факторов:
- сложные нарушения развития обусловливают значительное сужение возможностей полноценного восприятия учебного материала за счет зрительной, слуховой, тактильно-вибрационной, кинестетической информации. Снижение познавательной деятельности умственно отсталых детей также ограничивает поступление информации и снижает уровень ее восприятия;
- сложные нарушения сопровождаются серьезными отклонениями в речевой и коммуникативной деятельности, особенно у глухих и слепоглухих детей. Способы общения у них носят специфический характер, поэтому словесный метод, как ведущий в обучении слепоглухих, использоваться не может;
- сниженный уровень логического мышления, понятийного аппарата, словарного запаса, страх пространства ограничивают возможность развития двигательных умений и применения некоторых методов обучения;
- имеющиеся двигательные нарушения у детей носят стойкий, а порой необратимый характер, что приводит к затруднениям в выборе средств и методов обучения двигательным действиям.
В АФВ детей со сложными нарушениями методы обучения распределены на следующие подгруппы.
Методы формирования знаний: словесный метод, в том числе сопряженная речь, жестовая, письмо по Брайлю, письмо на ладони и др.; наглядной информации; демонстрации двигательного действия; сенсорной передачи и усвоения информации.
Методы обучения двигательным действиям: расчлененного, целостного упражнений; метод практических упражнений; упрощенный дидактический метод; метод мышечно-суставного чувства, подводящих и имитационных упражнений и др.
Специфические методы обучения: контактный метод обучения в сочетании со словесным или с методом практических упражнений; совместно-раздельный; метод поочередных действий, физического сопровождения, дозированной физической нагрузки; метод фасили- тации, дистанционного управления, стимулирования двигательной активности с опорой на сохранные анализаторы и доступные способы восприятия учебного материала.
В структуре обучения двигательному действию, основным признаком которого является способ передачи информации от учителя к ученику, выделяют его составляющие: 1) этап ознакомления с двигательным действием, 2) разучивание двигательного действия, 3) совершенствование двигательного действия. В работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья рассматривают пять этапов обучения двигательному действию. Учитывая многообразие трудностей, возникающих при обучении двигательных навыков у детей со сложными нарушениями, ведущим принципом обучения этих детей является «принцип дробности». Основываясь на вышеописанные положения и особенности психофизического развития детей, можно утверждать, что дробление и пошаговое освоение частей целостного упражнения - характерные особенности обучения детей со сложными нарушениями. Таким образом, появляется потребность в некоторой модификации традиционного алгоритма изучения движения, предусматривающей более детальное, поэтапное изучение движения, введение в него дополнительных этапов. Опираясь на принцип поэтапного подхода к обучению детей со сложными нарушениями, рассматривают семь этапов обучения двигательному действию:
- формирование первоначального знания о двигательном действии;
- коррекция первоначального представления о двигательном действии;
- формирование первоначального умения, кинестетических ощущений на основе сформированного представления за счет активного включения сохранных анализаторов и совместной деятельности с педагогом;
- пошаговое освоение частей целостного упражнения; по мере освоения разученных частей двигательного действия приступают к обучению целостного упражнения с применением частичной помощи ребенку;
переход к самостоятельному выполнению двигательного действия, совершенствование его за счет многократного повторения;
- перенос разученного двигательного умения в повседневную жизнедеятельность.
Каждый из перечисленных этапов соответствует своим образовательным и коррекционным задачам, методам и методическим приемам обучения (или коррекции), что позволяет постепенно переходить от одного этапа к следующему - от простого к более сложному.
На первоначальном этапе двигательные действия выполняются вместе с педагогом, частично с его помощью, по подражанию (образцу), по словесной инструкции, а затем - по мере освоения действия - самостоятельно. Большое значение придается использованию подражательных и имитационных упражнений, варьированию темпа, ритма скорости и направления выполнения движения, применению стимулирующей помощи.
На этапах совершенствования изученное движение используется в сочетании с другими действиями (ведение мяча в движении с последующим броском в цель), а также упражнения, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (упражнения с передачей мяча друг другу). Особенностью этого этапа является то, что для развития двигательных умений у детей со сложными нарушениями необходимо многократное повторение изучаемого движения, особый подход к подбору подводящих упражнений, способов психолого-педагогической помощи и поддержки, создания ситуации успеха. Все это вызывает у ребенка ощущение безопасности, комфортности и доверия. Несмотря на детальное разучивание двигательного действия, в некоторых случаях самостоятельного выполнения движения можно достигнуть только на 2-3-м году обучения, а иногда не удается добиться и вовсе.
Словесный метод обучения - метод вербальной передачи информации, помогающий осмыслению поставленной задачи и сознательному выполнению физических упражнений.
Приемы, относящиеся к методу слова:
- описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся опыт, представления учащихся и приоритетный способ восприятия информации;
- пояснение, сопровождающее показ физического упражнения или уточняющее его отдельные элементы;
- словесная инструкция при введении новых движений, подвижных игр или обучении, требующем разъяснение двигательного действия, уточнение сюжета и правил подвижной игры, и др.;
- вопросы, предъявляемые учащимся перед выполнением физических упражнений, для уточнения правильности усвоения последовательности выполнения действий, перед подвижной игрой для уточнения правил;
- команды, распоряжения и сигналы (вербальные, невербальные).
Словесные методы обучения приобретают специфический характер за счет того, что вводится специальная терминология, жестовая, дактильная речь, образные сравнения с выделением главных элементов техники двигательного действия. Все это способствует осознанному выполнению движений.
После словесной информации рекомендуется наблюдать за реакцией ребенка на предложенное действие, чтобы проверить, насколько правильно он понял алгоритм выполнения движения. Информация детям представляется в том порядке, в котором будет осуществляться упражнение.
Некоторым детям, кроме словесной информации, предъявляется невербальная информация: мимика, жесты, символы, пиктограммы, знаки, письмо по Брайлю и на ладони.
Особую специфичность и важность приобретает наглядный метод обучения, предполагающий использование наглядных пособий, доступных как для зрительно-слухового, так и тактильного восприятия. Однако наглядность должна использоваться в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и формирования у них умений и навыков, опирающихся на образы предметов, явлений и действий. Например, после восприятия предложенного образца (движения) ученик выполняет его самостоятельно, опираясь на доступные каналы восприятия. В случае если у него сложилось неверное представление о технике выполнения движения, следует повторить словесные (дактильные, жестовые, письменные) инструкции; подобрать слово, знак, жест или движение, чтобы правильно передать содержание разучиваемого упражнения. Использование наглядного метода обучения обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
В процессе АФВ применяются следующие приемы наглядности:
наглядно-зрительные, включающие образцовый показ педагогом физического упражнения или его элементов; использование зрительных, слуховых ориентиров для перемещения в пространстве; наглядных пособий, карточек, рисунков, символов, пиктограмм, схем выполнения движения;
приемы тактильно-мышечной наглядности. Например, при обучении ходьбе с высоким подниманием бедра ученику предлагается перешагивать через ворота - пластмассовые дуги, не задевая их; если же ребенок при выполнении упражнения задевает ворота, то он сам может определить неправильность выполнения перешагивания. Тактильно-мышечная наглядность выражается в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела занимающихся, например выпрямление осанки путем прикосновения руки;
- наглядно-слуховые приемы помогают в осуществлении звуковой регуляции движений. Например: хлопки, метроном, постукивание бубном в заданном темпе и ритме для регуляции темпа выполнения физического упражнения. Другой пример восприятия информации на слух: постучать по полу - ребенок воспринимает вибрацию и может понять, что ему предлагают присесть; 2 хлопка над головой - ребенок встает и другие приемы.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением физических упражнений с целью формирования умений через определенные промежутки времени, будь то паузы для отдыха или средство регуляции физической нагрузки на уроке АФВ.
Игровой метод обучения - это наиболее специфичный и эмоционально эффективный метод, который подходит для детей младшего школьного возраста. Игровой метод учитывает элементы нагляднообразного и наглядно-действенного мышления, развивает самостоятельность движений, скорость ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу, а самое главное - дает возможность формировать разнообразные жизненно важные двигательные умения и навыки.
Метод совместно-раздельного действия (физическое сопровождение) имеет особую значимость на начальном этапе обучения движению, например: использование педагогом приема сопряженных (рука в руке) и совместных действий (ребенок выполняет движение или овладевает им с помощью взрослого, когда взрослый направляет и корригирует его действия). Физическое сопровождение может варьироваться от полной физической помощи учащемуся в выполнении двигательного действия до легкого прикосновения, нацеленного на то, чтобы подсказать ребенку правильность выполнения движения.
Метод поочередных действий (вначале выполнение движения вместе с ребенком, а затем он выполняет их один - «теперь твоя очередь») подключается после применения метода совместно-раздельного действия. Педагог координирует действия ребенка, используя для достижения цели упрощенный дидактический материал, развивая тем самым у него способы самостоятельного выполнения движения.
Метод стимулирования двигательной активности. Отсутствие или ограничение у детей ярких зрительно-слуховых ощущений, нарушение познавательной деятельности, связи между предметом и действием и др., обусловленное сенсорными и другими нарушениями, обедняют эмоциональную жизнь детей, значительно снижают мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Для регуляции психоэмоционального состояния занимающихся используются следующие методические приемы: создание ситуации успеха, применение доступных средств общения, участие педагога в игре, что позволяет сохранить темп игры и активность детей. К средствам повышения эмоционального состояния занимающихся относятся элементы музыкотерапии, яркий спортивный инвентарь.
Оказание стимулирующей помощи ребенку может проявляться и в поисковой деятельности. Например, обращаемся к ребенку: «Неправильно, попробуй выполнить движение еще раз, другим способом», или предлагаем незрячему: «Попробуй дойти до тренажера другим путем», «Сколько различных путей?..» .
Для достижения максимального коррекционного воздействия всегда требуется сочетание нескольких методов и приемов работы. Фактически каждый метод реализуется через совокупность методических приемов, которые апробируются, накапливаются практикой, анализируются теорией. Приоритетное положение отводится таким методам обучения, которые наилучшим образом обеспечивают повышение двигательной активности, развитие двигательных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни этих детей.
Вот некоторые методические приемы, которые могут использоваться в процессе АФВ детей со сложными нарушениями развития:
- учет слабых и сильных сторон учащихся до того, как предлагаются им те или иные физические упражнения, игровые задания. Еще до педагогического воздействия необходимо определить, насколько должны быть адаптированы физические упражнения, игры для каждого конкретного ребенка;
- учет связи новых движений с ранее имеющимся двигательным опытом, навыками пространственной ориентировки и др.;
- одномоментное разучивание только одного двигательного действия, и лишь после того, как оно сформировано, можно приступить к изучению нового;
- увеличение количества повторений и усложнение условий выполнения действия осуществляются постепенно, чтобы во всех случаях у ребенка сохранялась «ситуация успеха», желание продолжить занятие физическими упражнениями;
- облегчение или усложнение условий выполнения упражнения (на повышенной опоре; с предметом и без предмета); изменение исходных положений, внешних условий: в спортивном зале, на открытой площадке, в водной среде, со страховкой и без страховки;
- чередование физических упражнений и пауз для отдыха, позволяющее предупредить переутомление и др.
Кроме того, среда обучения, методы обучения двигательным действиям подвергаются модификации, которая предусматривает:
Выбор приемов модификации учебного процесса и метода обучения определяется не только учетом характера, степени н многообразия имеющихся нарушений у индивида, цели и задач обучения, образовательных потребностей и возможностей ребенка, но и уровнем профессиональных компетентностей педагога; владением педагогом и ребенком едиными способами коммуникации.