Методический доклад
преподавателя академического вокала
ГУ ЛНР «Луганское учреждение дополнительного
образования –музыкальная школа № 2»
Перевязко Лилианы Сергеевны
на тему: «Методы мотивации учащихся в обучении вокальному искусству.»
Ни для кого из нас не секрет, что без стимулирующих методов в нашей работе мы не смогли бы добиться результатов в профессиональной деятельности, поскольку каждый человек должен быть замотивирован на определенное занятие, особенно это касается детей.
Давайте определимся : что такое мотив – любой педагог из колледжа знает, что с точки зрения педагогики мотив – это стимул, причина для действия. А мотивация — это совокупность внутренних и внешних стимулов, побуждающих человека к определенной деятельности, придающих смысл его действиям. Методов мотивации очень много. Их насчитывается более 560, но каждый из них подразумевает целенаправленное воздействие на стимуляцию мотивации и побуждению к занятиям вокалом. Важным аспектом мотивации является выработка эмоционального настроя на достижение цели в нашей профессии.
Методы подразделяются на эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
Эмоциональные — это похвала, создание ситуации успеха, создание свободы выбора, удовлетворение желания быть значимым.
Познавательные – это обмен жизненным опытом, учет познавательных интересов учащихся, моделирование проблемных ситуаций, побуждение к поиску различных методов решения проблем, выполнение творческих заданий.
Волевые - выработка ответственного отношения к учебе, выявление познавательных затруднений, выработка у учащихся навыков самооценки и коррекции своей деятельности, формирование рефлексивности, обучение прогнозированию будущей деятельности.
Социальные – развитие желания быть полезным, нужным; создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества; развитие эмпатии, сопереживания; заинтересованность в результате коллективного труда; организация само- и взаимопроверки.
Остановимся на методах стимулирования деятельности и поведения на уроках вокала. (Кнуте и прянике). Что это за методы?
1.Поощрение
2. Наказание
3. Соревнование (конкурс)
На уроке вокала мы используем такие методы поощрения как:
одобрение, похвала, награждение (вручение памятных призов) (пример: Остапенко Т., вручение подарков по своей инициативе); благодарность (Монька А., открытый урок), предоставление почетных прав (выходной после концерта), вознаграждение бесплатными путёвками на отдых и т. д.
Важно! Поощрение должно быть заслуженным, необходимо соблюдать меру и осторожность, чтоб не вызвать в ребенке тщеславие и «звездной болезни».
Наказание - очень сильнодействующий метод, требующий внимательного отношения, осторожности и соблюдения меры. К наказаниям относятся: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, ограничение прав, отсроченное наказание, выговор, наложение дополнительных обязанностей.
Наказание в нашей деятельности нужно применять в последнюю очередь, когда остальные методы уже не работают, лучше предпочесть методы убеждения: беседу, рассказ, обоснование, внушение.
Личный пример и мнение преподавателя оказывают очень сильное воздействие на разум и чувства учащихся, при этом требуя высокой культуры и профессионализма.
Хочешь научить ребенка петь – спой сам на высоком уровне.
Соревнование предполагает возбуждение духа соперничества между учащимися, но оно не со всеми приемлемо поскольку одного будет стимулировать, а другого подавлять. Главное в наших конкурсах - формировать навыки оказания взаимопомощи и взаимовыручки, «чувство плеча».
Основные требования к методам мотивации:
справедливость,
целесообразность,
принципиальность,
посильность,
доступность,
однозначность,
определенность,
тактичность,
гласность,
твердость,
опора на мнение коллектива,
последовательность,
системность.
Критерии выбора методов стимуляции:
Индивидуальный подход
Системность
Соответствие метода реальным условиям и средствам его осуществления
Методы мотивации, применяемые мной в обучении вокальному искусству:
Генерация позитивных эмоций на занятиях (шутка, пантомима и звукоподражание)
Обеспечение комфортной среды (угощение на занятии, слушание мнения ребенка и его проблем, перерывы на отдых во время урока, доброжелательность в общении)
Возбуждение интереса к занятиям академическим вокалом (погружение в классическую музыку, анализ произведений на уроке, уроки взаимообучения учащихся, уроки подражания, например с помощью звукоподражания, интегрированные занятие – вплетение знаний из сольфеджио, музыкальной литературы и истории музыки в занятия по вокалу, например «Старый добрый клавесин» для младших классов.
Применение определенных приёмов обучения. Пример: наглядность – картина Э.Мунка «Крик» - открытие рта; приём - предложение детям оттянуть нижнюю челюсть большим пальцем вниз при пропевании главных «О», «А»…
Использование групповых форм обучения с задействованием детей разных возрастов (пример – иллюстратор --старшеклассник.
Применение интерактивных методов обучения (видео на уроке)
Внедрение авторских развивающих дидактических материалов (голосовой аппарат; объяснение «купола» на руке.
Учреждение ученических жюри
Активное использование пантомимы и карикатуры на уроке
Рациональное и справедливое использование поощрения. (подарочки для занявших призовые места).
Сопереживание за успехи и неудачи в достижениях учеников.
Работа над ошибками после выступлений.
Методы стимулирования формируют личность, волевую, эмоциональную, эстетическую, социальные сферы; влияют на выбор профессии, жизненного пути, формирование вкуса и развитие личностных качеств.
Методы мотивации учащихся должны быть тонким инструментом в обучении детей, а не первобытнообщинными орудиями труда или погребальным инвентарём. Для этого необходимы самообразование, самосовершенствование и самодисциплина. Повышение культуры и профессионализма преподавателя – приоритетная задача каждого специалиста.