СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад на тему : «Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы возросло внимание к  проблемам теории и практики эстетического  воспитания, через танец, в том числе, народный танец,  как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему : «Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников».»

Методический доклад на тему :

«Народный танец как средство эстетического воспитания

младших школьников».



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность  темы.  В последние годы возросло внимание к  проблемам теории и практики эстетического  воспитания, через танец, в том числе, народный танец,  как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

 Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.    

 Р.Тагор  говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...

    Наука о прекрасном искусстве, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному искусству во всех его проявлениях написано и сказано немало.

   В последнее время слова о необходимости  эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах  газет и журналов и услышать с  экрана телевизора. 

Начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

    Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому искусству, яркому испытывает радость от нового. Он  видит и слышит чудесные русские народные танцы и песни, слышит стихи, и сказки. Красота народного творчества неповторима.

   Проблема эстетического  воспитания вызывает интерес у специалистов различных  отраслей: воспитателей, педагогов, психологов, ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Эстетическое воспитание через народный танец это процесс формирования эстетического отношения к действительности и активизации творческой деятельности личности нужно рассматривать комплексно. Эстетическое восприятие, эстетическое чувство, оценка, суждение, вкус, идеал, потребности. Интересы, творческий потенциал - определяются умственной, нравственной, эмоциональной, духовной подготовкой школьника. Приводят к существенным изменениям мировоззрения, убеждений, поведения, способствуют всестороннему развитию его творческих сил и способностей.

Проблема состоит в том, что слабо разработано применение народного танца как средства эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Изучению эстетического воспитания детей посвящены работы ученых.  

Разработчик программы «Ребенок в мире творчества»  Наталия Варкки, педагог танца кандидат педагогических наук, представляет следующею трактовку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать через народный танец прекрасное в жизни и искусстве».  

Философско-эстетические аспекты проблемы рассматриваются в научных трудах Ю.Борева, И.Гончарова, М.Киященка, В.Ядов.

Психологические основы эстетического воспитания раскрыли в статьях Б. Ананьев, Л.Божович, Л.Выготский, И.Кон, Б.Теплов и другие.

Важные вопросы теории и методические основы эстетического воспитания подрастающего поколения освещаются в трудах Л.Коваль, В. Передерий, Ю. Фохт-Бабушкина, Т. Цвелых, Г.Шевченко, А. Щербо.

За последние годы опубликовано много работ, в которых поднимаются проблемы творчества и познавательной деятельности в процессе эстетического воспитания младших школьников.  Раскрываются механизмы творчества; закономерности взаимосвязи деятельности с воспроизведенной действительностью; формируются основные принципы формирования творческой личности (Ф. Говорун, В. Левин, В.Моляко, Ю. Петров, П.Пидкасистий, Я.Пономарьов, В.Романець, В. Цапок).

Предметом эстетического воспитания является процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и искусству танца. Именно искусство выступает той гармоничной частью духовного богатства личности, которое развивает эстетические, интеллектуальные, чувства.

Показателем уровня эстетического и общего развития младших школьников является их творческая активность и деятельность. Творческая деятельность - это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Творческая активность предусматривает создание нового эстетического элемента нового средства действия или нового средства его применения. Творческая активность младшего школьника проявляется в заинтересованном отношении к эстетическим предметам и занятиям, в результате чего возникает потребность в творческой, эстетической деятельности.

Важным являются работы ученых, раскрывающих применение народного танца и народной хореографии в эстетическом воспитании младших школьников.

 Это работы следующих ученых: Степень теоретической разработанности проблемы формирования ее эстетической культуры одна из важнейших, стоящих перед образовательным учреждением.

Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

На воспитательные возможности хореографического искусства обращали внимание выдающиеся украинские художники Г.О.Березова, К.Ю.Василенко, В.М. Верховинец, П.П. Вирского, А.Г.Гуменюк, О.П.Колосок, М.И.Трегубов.

Как отмечает О.Мерлянова: «Эстетическая функция - специфическая способность народного танца производить художественный вкус, способности и потребности человека, тем самым ценностно ориентировать и пробуждать творческий потенциал личности, желание творить по законам красоты».

Степень проблемы данной программы является приобщение детей к прекрасному искусству народного танца. Дети видят танец на сцене, учатся выполнять его элементы, благодаря мастерству педагога своему упорству они достигают совершенство эстетического воплощения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1.В процессе занятия народным танцем происходит гармоничное этетическое развитие детей, прививаются основы этикета, Воспитания национального самосознания. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку.

Используемые в хореографии движения, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

2. Механизм влияния танцевальных упражнений на развитие детей, формирует осанку, пластичность, развитие мышц суставов и связок координацию исправление косолапости. Методика преподавания народного танца требует от педагога внутренней собранности и подготовленности, умения строго и обдуманно выстроить весь учебный процесс в целом, и его отдельные части. Также педагог должен составлять общий план работы, включающий в себя целый ряд танцевальных упражнений влияющих на этетическое и физическое развитие детей.

Существует система учебной и воспитательной работы методика преподавания, знания педагога, передающего учащимся не только мастерство, но и свою культуру, своё мировоззрение.

Опираясь на профессиональный опыт и талант педагога исключительно важны в работе, как природа народного танца и его техника исполнения и овладение подлинным мастерством при помощи методического, анализа.                                

3. Педагог должен учитывать возрастные особенности детей к танцам.       В процессе освоения  танцевального материла педагог должен учитывать возрастные особенности учеников, применяя на первых порах несложные комбинации и композиции. Развитие увеличения мышечной нагрузке в течение всего периода обучения постепенно и плавно с ведением новых технических приёмов.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Буров А.И. Предмет и содержание эстетического воспитания, его соотношение с другими видами воспитания. - М., 1971.

Государственная национальная программа «Образование» (Знание).-М., 1994.

2.Калинина Л. Эстетическое воспитание младших школьников как социально-педагогическая проблема //Начальная школа, 2006.

3.Литвинова Н. Развитие личности во внешкольной деятельности //Начальная школа, 2003.

4.Мартыненко А. Танцевальная мозаика. //Палитра педагога. 2009.

Мартыненко А. Ваша импровизация. Раскрытие творческого потенциала дошкольников выразительными средствами хореографического искусства //Палитра педагога, 1999.

4.Мерлянов А. Художественные особенности народного танца в эстетическом воспитании молодежи //Начальная школа, 2004

6.Мерлянов А. Влияние функций народного танца на воспитание личности. //Начальная школа, 2006.

7.Проект концепции единой системы эстетического воспитания в общеобразовательных школах России  //Искусство и образование. - 1998.

8. Записки балетмейстера. М., 1976. Захаров Р. Беседы о танце. М., 2003.

Захаров Р.

 9.Работа балетмейстера с исполнителем. М., 1967. Захаров Р. Сочинение танца. М., 2003. Захаров Р. Искусство балетмейстера. М., 1994.

10.Лопухов А., Ширяев А., Бочаров Ф. Основы характерного танца. Л.—М.,

1939. Степанова Л. Танцы народов СССР. М., 1971.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!