Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему "Практика работы в вокальном классе"»
Практика работы в вокальном классе.
Работа концертмейстера с вокалистами имеет разную направленность и определенные задачи. Они приходят во время обширной концертмейстерской практики. Поле деятельности концертмейстера в вокальном классе очень обширно и значимо. Отсюда следует, что концертмейстеру предъявляются большие требования. Он должен обладать: общей музыкальной одаренностью. Хорошим музыкальным слухом, воображением. Умением охватить образ и форму произведения. Одним из важных практических навыков в деятельности концертмейстера является способность бегло читать с листа. От пианиста требуется быстрота ориентирования в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения. Поэтому здесь важна исполнительская свобода концертмейстера, как воспитателя и преподавателя. Уверенность преподавателя придаёт уверенность исполнению ученика. Важно чаще хвалить ребёнка даже за малые успехи в пении, тогда результат с каждым разом будет улучшаться.
Прежде чем начать играть концертмейстер должен смотреть и слышать немного вперед, хотя бы на 1-2 такта. Переворачивать страницу за один или два такта до того, как музыка доиграла до конца., Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер не отходит от указаний преподавателя вокального класса. Важно следить за точным воспроизведением учеником звуков и ритмического рисунка, за чёткой дикцией, артикуляцией, дыханием, фразировкой. Поэтому концертмейстер должен ознакомиться с основами вокала - особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, должен знать основные распевания и уметь их показывать.
В обучении по вокалу первую роль играет, конечно, педагог по вокалу. Именно он, «ставит» голос, учит технике пения. Но и в классе любого вокального педагога сидит еще и концертмейстер. Если просто – это пианист, который аккомпанирует вокалисту. Для неопытного вокалиста, который уже умеет кое-как петь, крайне важно скорее начать заниматься с хорошим концертмейстером. Именно концертмейстер «выстроит» произведение, расставит акценты, укажет на тончайшие оттенки и многое другое. Поэтому хороший концертмейстер важен как для опытных певцов, так и для начинающих.
Начиная работу над любым вокальным произведением важно поговорить с учеником о характере, динамике, о художественном замысле произведения. Пропев мелодию несколько раз, можно приступать к детальной работе над произведением (по фразам и периодам) и где обращать внимание на фразировку, дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию.
Поскольку работа идёт индивидуально с каждым учащимся, то и подход концертмейстера должен быть дифференцированным. С отдельными учениками достаточно для ознакомления пройти произведение 2 раза, с другими детьми - 3 - 4 раза.
Важно помнить, над, чем преподаватель работал на прошлом занятии, чтобы отметить успехи в исполнении вокального произведения учеником, продумать заранее, над, чем работать на следующем занятии. Из-за загруженности детей в общеобразовательных школах, других коллективах, дети часто приходят усталые, иногда нездоровые. И тогда, поменяв задачу, преподаватель или концертмейстер строят урок на импровизации, чтобы не напрягать голосовые связки ученика, дать ему возможность закрепить знания, полученные ранее на предыдущем уроке
Список литературы
1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. / Н.В. Басова. изд. «Феникс» 2001 г.
2. Бикташев, В. Основы исполнительского мастерства, учебно - методическое пособие для музыкальных учебных учреждений. / В. Бакташев., издательство «Союз художников» 2014 г.
3. Корчинская, К. Е., Бажанова А. Г. Методические рекомендации по развитию навыков аккомпанемента чтению с листа. / К.Е. Корчинская. Свердловск. Управление культуры. 1981 г.
4. Мейлих Л. У истоков музицирования. Музыка – детям вып. 3 Сборник статей Л. / Л. Мейлик. «Музыка» 1976 г.
5. Мур, Д.Солист и концертмейстер. / Мур Д. Изд. Радуга 1988 г.