СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад на тему: "Работа с начинающими. Постановка игрового аппарата в классе скрипки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему: "Работа с начинающими. Постановка игрового аппарата в классе скрипки"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Сычевская детская школа искусств»

Методический доклад


« Работа с начинающими.

Постановка игрового аппарата в классе скрипки»


















Подготовила преподаватель по кл. скрипки

Крылова Марина Николаевна









Г. Сычевка



2021 го

дВВЕДЕНИЕ.

С первого урока педагог должен вызвать в ученике положительную эмоциональную реакцию, которая послужит стимулом в процессе обучения. Атмосфера в классе должна быть одновременно требовательной и доброжелательной. На первом же уроке надо постараться заинтересовать ученика, поиграть ему на скрипке или дать послушать игру старших учеников.

Первый этап работы с начинающими - самый трудный, самый непривлекательный, но и самый ответственный. Нужно постараться заинтересовать ученика в самых прозаических моментах постановки рук, ног, головы и т. д. Кроме того, мы часто сталкиваемся с почти или совсем не развитым музыкальным слухом. И педагогу по специальности приходится заниматься развитием музыкального слуха параллельно с постановкой рук, знакомством с музыкальной грамотой.

Термином постановка обозначаются типичные формы приспособления скрипача к инструменту, расположение корпуса, ног и рук при игре. Вернее понимать постановку в более широком плане - как творческое взаимодействие исполнителя с инструментом, достижение наиболее оптимальных условий, «зоны комфорта» для действий рук и осуществления игровых движений при воплощении исполнительского замысла, получении максимального художественного результата.

Постановка - это динамический процесс установления целесообразных форм приспособления организма и движений рук инструменталиста к игровым действиям, оптимально отвечающим объективным условиям звукообразования и художественным требованиям исполнительства.

Во всей постановочной работе необходимо исходить из критерия двигательной целесообразности, « постановку следует наполнить движением», обеспечивающим выполнение, прежде всего, двух главных, непосредственно с этим связанных, технических требований скрипичной игры - качественного звукоизвлечения и чистоты интонации.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Оптимальные условия для игровых движений рук обеспечиваются в первую очередь динамичным, гибким положением ног и корпуса в целом как опоры для деятельности рук. Все движения инструменталиста взаимосвязаны и обеспечиваются взаимодействием всех частей тела. А. Ямпольский говорил, что движение правой руки начинается в спине, а практически ещё в ноге.

Не случайно Ю. Янкелевич утверждал, что «вопрос целесообразности постановки может рассматриваться лишь в непосредственной связи с теми движениями, ради которых эта постановка создаётся и свободу которых она должна обеспечить. В педагогической практике бытует выражение «перспективность постановки», определяемая именно тем, насколько она может обеспечить весь комплекс движений, которые понадобятся ему в дальнейшем развитии».

Рассмотрим первоначальную опору корпуса - ноги. Существует даже выражение: «постановка рук начинается с постановки ног». А. Ямпольский, Д. Ойстрах, Ю. Янкелевич придерживались мнения, что наиболее целесообразным является расположение ног на ширине плеч с чуть развёрнутыми в сторону носками. Это необходимо для удобства и устойчивости, а кроме того, левая нога, если правильно стоит, может служить на первых порах ориентиром для положения скрипки: головка скрипки должна быть направлена туда же, куда направлен носок правой ноги. Тогда и позвоночник будет в правильном положении, и рукам будет удобно.

Положение корпуса относительно ног не должно в целом выходить за рамки обычного, но и не должно быть статичным. Необходимо учитывать, что корпус сам по себе при положении стоя естественно колеблется вокруг точки равновесия, как бы постоянно «нащупывая» её вновь и вновь. И любое отклонение корпуса, включение его в подготовку и осуществление деятельности рук, головы и ног, неизбежно требует фазы компенсации, то есть всегда должно рассматриваться в свой целостности, исходя из комфортной игровой зоны.

В отношении положения головы при игре на скрипке разногласий почти не существует. Наиболее верным представляется естественное расположение головы, когда на скрипку опускается левая сторона подбородка и челюсти, что обеспечивает достаточную устойчивость инструмента. Не стоит излишне прижимать скрипку к плечу. Прижим должен быть оптимальным, меняться в зависимости от решаемых исполнительских задач и не мешать движению скрипки в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Руки скрипача должны располагаться в зоне оптимального их действия, в которой движения координированы от природы. Эта зона находится в пределах ясного поля зрения глаз. Если поднять согнутые в локтях руки кистями вверх из положения, когда они висят свободно, то они как раз займут необходимое центральное место этой зоны. Наряду с этим полезно объяснить ученику специфику игрового состояния рук: их нужно чувствовать лёгкими, как бы подвешенными в плечевом суставе. Противоположное состояние «тяжелой руки», появляющееся в результате ее полной расслабленности, для игры, разумеется, не пригодно.



ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ

Положение левой руки должно соответствовать двум задачам -поддержанию скрипки и обеспечению оптимальных условий действий пальцев и кисти на струнах. Чтобы не допустить типичного для начинающих крепкого держания скрипки напряженной рукой, необходимо уделить большое внимание налаживанию точек опоры инструмента. Начинающему не рекомендуется говорить о «держании» скрипки; инструмент должен быть устойчив благодаря тому, что он лежит на двух точках опоры - основной и вспомогательной (или переменной), будучи как бы уравновешенным между ними.

Разберем подробнее основную опору скрипки. Здесь взаимодействуют три опорные точки. На двух нижних - ключице и подушечке - скрипка устойчиво лежит, а третья (верхняя) образуется благодаря уравновешиванию инструмента тяжестью головы, которая левым краем нижней челюсти передаётся подбороднику. Ключица - главная опора инструмента - должна быть открыта для того, чтобы начинающий хорошо ощущал устойчивость скрипки. Подушечка же заполняет свободное пространство, образующееся между опущенным плечевым суставом и декой скрипки, наклоненной так, чтобы смычку было удобно двигаться по всем струнам. Наклон инструмента регулируется подушкой, от высоты которой также зависит правильное положение рук и удобство игры на различных струнах. Из-за неудачного размера и нерационального приспособления подушки ученики нередко держат скрипку настолько плоско, что становится трудно добиться хорошей смены струн, полноценного звучания баска, свободной игры в верхних позициях. Необходимо обеспечить достаточное уравновешивание скрипки сверху. Для верного формирования данного сложного навыка нужен небольшой поворот головы влево, который также следует отработать.

Формируя переменную опору инструмента, целесообразно сначала придерживать скрипку свободной рукой за правый край корпуса. Пальцы при этом нужно держать собранно и округло, как бы сохраняя их игровую форму. Затем постепенно сдвигать руку вниз к первой позиции, периодически останавливаясь для проверки ощущений. Осознание второй точки опоры в движении (а не в статике) очень важно, так как помогает избегать прижимания большого и указательного пальцев к шейке скрипки.

Удерживание инструмента левой рукой обеспечивается тем, что его шейка располагается между слегка согнутым большим пальцем и нижней частью основной фаланги указательного (либо его пястно-фаланговым суставом).

Большой палец нужно стремиться приладить таким образом, чтобы он соприкасался с шейкой скрипки напротив промежутка между 1-ми 2-м пальцами. Пястный сустав должен находиться в своем естественном - «закрытом» состоянии. Указательный палец в переменной точке опоры выполняет вспомогательную функцию: он лишь условно участвует в уравновешивании инструмента, оставаясь достаточно мобильным для выполнения основных игровых задач. Главная трудность в постановке Ук.П. состоит в том, что надо так прикладывать его к

шейке скрипки, чтобы он, с одной стороны, помогал ощущать устойчивость инструмента, а с другой - всегда был готов в необходимых случаях отделиться от шейки. Здесь хорошую службу оказывают три «волшебных» слова: «горка», «окошко», «веер». « Горка»- чтобы левое запястье не выгибалось наружу и не прогибалось внутрь, то есть кисть - тыльная сторона ладони - должна быть как бы продолжением предплечья. «Окошко» - чтобы шейка скрипки держалась между боковой стороной основания Ук.П. и верхней фалангой Б.П. и не проваливалась вниз, то есть, чтобы под шейкой было «окошко». «Веер»- это когда пальцы свободно висят над грифом, при этом Ук.П. от самого основания откинут назад, 2-й и 3-й пальцы занимают своё" среднее положение, а 4-й - чуть впереди. Для постановки пальцев левой руки рекомендуется такая расстановка - от первого пальца, берущего ноту Ля на струне Соль, к четвёртому пальцу, берущему ноту Си на струне Ми, что обеспечивает ненапряженное состояние кисти, большую естественность её положения.

Одной из важных проблем постановки левой руки является выбор верной силы нажима пальцев на струну. Надо стремиться к минимальному нажиму пальцев. Напряжение - это всегда затрата излишней энергии. Полезно дать начинающему возможность экспериментальным путём самим выяснить меру весового воздействия (но не нажима) пальцев на струны для получения определенных, чистых звуков. Этот приём следует тренировать, играя вначале только 2-м пальцем (самым сильным), а затем и 3-м. И лишь по мере формирования необходимого автоматизма можно вводить в игру 1 -й и 4-й пальцы. Важным моментом при постановке пальцев на струну является сама «глубина» их положения. Пальцы лучше ставить « за струну», накрывая её большей площадью подушечки пальца, что очень важно и для улучшения, обогащения, и для выработки чувства контакта со струной, и для более качественного вибрато.

Существует теория «падения» пальцев на струну и их «активного» с неё снятия. Пальцы сами по себе на струну «падать» не могут (они скорее -подвешены), но они должны активно, целенаправленно ставиться на струну. Для снятия же их надо лишь отпустить напряжение, и они сами в значительной мере рефлекторно отойдут от грифа. Иное дело, что при определённых упражнениях можно акцентировать на какое-то краткое время активность постановки и снятия пальцев, а также обратить внимание на указание К. Мостраса: «пальцы надо снимать в направлении баска», что помогает оставить их над струнами, близко к ним.

ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ

Работа с правой рукой идет параллельно с левой. Расстановку пальцев правой руки удобно объяснять на карандаше. Положить ладонь ученика сверху так, чтобы кончиком мизинца он касался карандаша, а указательный палец находился в середине второй фаланги. Снизу подставить большой палец (либо напротив второго, либо третьего, или между вторым и третьим).

В начальном периоде обучения закладываются основы звукоизвлечения. Развитие начальных навыков владения смычком должно идти планомерно и последовательно. Ученик должен научиться свободно уравновешивать смычок в пальцах, удерживая его сначала в вертикальном положении. Только после этого можно наклонять трость в игровое положение, уравновешивая смычок с помощью взаимодействия Ук.П, большого и мизинца, касающегося трости своим кончиком Смычок надо держать легко, не сжимая его пальцами, а как бы только поддерживая. Каждый палец на смычке выполняет свою важную роль, необходимую для формирования звука. Большой и средний пальцы образуют основное охватывающее трость кольцо. Б.П. является противодействующим по отношению к остальным пальцам, лежащим на трости. Он должен легко закругляться при движении смычка вверх и несколько выпрямляться при движении вниз, к концу смычка, то есть быть гибким, пластичным. Для достижения «свободы необходимо, чтобы Б.П. в совокупности с остальными, расположенными на трости, был соединён с ней подвижно, подобно суставу, при игре в любой части смычка» (Ю. Янкелевич). Указательный палец передаёт трости опору, вес руки при движении смычка в верхней половине. Безымянный палец помогает при движении смычка вверх, как бы подтягивая трость. Мизинец является основным противовесом при игре у колодки. Он более других пальцев чувствует вес смычка у колодки и предотвращает излишнее давление в этой части смычка и тем самым не допускает возможности скрипа у начинающих учащихся. Для этой цели можно использовать такое упражнение: легко проведя смычок в верхней и средней части по струне, при приближении к колодке (примерно в нижней трети смычка) чуть приподнять его над струной и по воздуху довести до колодки, положить на струну и расслабить руку.

Начинать ведение смычка целесообразно со средней части (ближе к колодке), постепенно расширяя участок смычка до колодки и до конца. Вначале ученик держит руку со смычком над струной Ля; затем, плавно приблизив смычок к струне круговым движением, проводит им по струне, не останавливая его в момент прикосновения. Сначала звуки извлекаются движением смычка вниз, а затем таким же способом вверх: первое время - вблизи колодки, позже - в других точках нижней половины смычка. Сущность данного метода состоит в том, что во главу угла здесь ставится не увеличение давления смычка на струну, а, напротив, облегчение его веса, передаваемого струне путём противодействия со стороны мизинца. При использовании этого метода рука быстрее освобождается, а пальцы на смычке остаются активными, так как постоянно участвуют в управлении звучанием (М. Либерман).



Главным здесь является естественный, максимально полный контакт пальцев со смычком, открывающий возможность наиболее активного управления его положением, его движением, колебаниями, в то же время позволяющий почувствовать через его вибрацию наиболее тонкие оттенки колебаний струн, то есть выработать как «ощущение действия руки со смычком», так и «ощущение противодействия струны».

Для обеспечения непременного условия - ведения смычка параллельно подставке нужно объяснить ученику и добиться, чтобы в нижней половине смычка движение начиналось от плечевого сустава, в верхней от локтя. При этом кистевой сустав (запястье) при движении вверх несколько поднимается, рука как бы подвешивается, а при движении вниз запястье опускается. Но эти движения не должны быть чрезмерными, они служат лишь для ровного и плавного движения смычка.

Рассмотрим еще один вопрос - о так называемой игре «весом руки». В реальности для игры в большинстве случаев почти достаточно одного веса смычка. Вес всей руки настолько избыточен, что приводит к пережатию струны. Поэтому сам термин явно не приемлем. Правильная постановка правой руки (при «подвешенном» предплечье) оставляет для воздействия на струну лишь кисть и частично предплечье, что и может рассматриваться как максимальная величина.

Параллельно с занятиями постановкой, ученик на первых уроках выучивает мелодию и текст песенок, которые он будет скоро играть, узнает от педагога о строении скрипки и смычка, знакомится с нотной грамотой (учится считать и различать длительности нот).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении своей педагогической деятельности практика работы по системам С. Мильтоняна, Т. Шевцовой, Й. Йордановой, а также анализируя труды выдающихся методистов — скрипачей Ю. Янкелевича, А. Ямпольского, М. Либермана, и др., показала, что использование данных методик помогает интенсифицировать обучение начинающего скрипача в соответствии с его индивидуальными (анатомическими, психологическими, физиологическими) данными и художественно - эстетическими потребностями. Обучающиеся лучше чувствуют и понимают музыку, имеют устойчивые навыки игры в ансамбле, лучше понимают задачи, поставленные педагогом, что позволяет развить творческий потенциал ребенка, делая занятия увлекательными. А также открывает широкий простор для творчества педагога.

Список использованной литературы

Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной

классики. М., 1965.

Баринская А. Начальное обучение скрипача М., 2007.

Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб., 2000.

Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М., 2006

Йорданова Й. Формирование игрового аппарата М., 2006

Ямпольский А. И. О методе работы с учениками // Вопросы скрипичного

исполнительства и педагогики: Сб. статей / Сост. С. Р. Сапожников. М., 1968.

С. 6-21.

Янкелевич Ю. Педагогическое наследие: Сб. статей / Сост. Е. И. Янкелевич. 2-е

изд., перераб. и доп. М.