СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад на заседании цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин на тему "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на заседании цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин на тему "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"»



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Московский областной политехнический колледж–

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(МОПК НИЯУ МИФИ)







МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на заседании цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин





Тема: «Формирование патриотизма на уроках литературы и русского языка»





Докладчик: преподаватель русского языка и литературы Кузнецова Г.И.













2024 г.

Воспитание патриотизма на уроках литературы и русского языка




«Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».



Воспитание патриотизма у подростков – одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами и дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой историей и великой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения и воспитания создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого студента. Глубокое знакомство с историей и литературой своего народа, изучение родного языка способствует воспитанию истинного гражданина.
Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств наших студентов.
Воспитанию чувства патриотизма у студентов помогают беседы, чтение произведений о мужестве и героизме людей в разные периоды истории Отечества.

Безусловно,  в воспитании патриотизма у подростков имеют значение все учебные предметы , но особую роль, безусловно, призваны сыграть литература, и русский язык.

«Литература народа есть полное, всестороннее сознание его, в котором должна отразиться народная любовь к добру и правде» - так писал великий русский писатель Л.Н.Толстой. На уроках литературы изучаются многие произведения поэтов и писателей, которые дают прекрасную основу для анализа идейно-политических проблем, а также вопросов нравственного становления молодого человека. Причем литературные образы позволяют видеть сложность этого разностороннего становления личности, противоречия, которые свойственны этому процессу. Изучение произведений на уроках литературы позволяет вовлечь учащихся в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции героев, высказать свои суждения, вступить в спор со сверстниками, по-своему оценить литературные образы. Такие дискуссии развивают самостоятельность суждений, стимулируют разнообразие взглядов, оттачивают нравственную гражданскую позицию самих подростков, готовят их к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, мировоззрения, реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки.

Изучение литературы в колледже начинается с повторения творчества великих русских писателей первой половины Х1Х века – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. В классике русской литературы А.С. Пушкине важно помочь подросткам увидеть писателя, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в жизни страны. Обращение на уроке к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» помогает осознать значение Бородинской битвы и роль в ней простого народа. Подвиг Тараса и его сына Остапа из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» всегда вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает им конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Осознать понятие «истинный патриотизм», представить реальные картины военной жизни, почувствовать отношение к действительности разных слоев общества и сплоченность этого общества перед лицом опасности помогают произведения Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы» и, конечно, его великий роман «Война и мир», который мы изучаем в середине первого семестра.

Далее мы переходим к изучению произведений русских писателей ХХ века. Это советский период в истории нашей страны. Огромное место в литературе советского периода по праву занимает литература периода Великой отечественной войны и литература послевоенных лет о войне. Подавляющее большинство этих произведений написаны писателями-фронтовиками, то есть людьми, защищавшими Родину от немецко-фашистских захватчиков. Литература периода Великой Отечественной войны является хорошим фундаментом для воспитания гражданских чувств подростков. Изучая образ героя поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин», можно подчеркнуть его органичное слияние с образом всего народа, обладающего неисчерпаемой силой и несгибаемостью. Или образ Андрея Соколова из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Этот герой обладает исключительным мужеством, во всех испытаниях его поддерживает любовь к Родине, чувство ответственности за её судьбу, человеческое достоинство, сохраненное им в самых тяжелых испытаниях. выпавших на его долю.

Стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского и других поэтов рассказывают о солдатских буднях, пробуждают чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических стихах и песнях выражаются сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина. Книги о войне, изучаемые на уроках литературы, несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Это такие произведения, как: В.Распутин «Живи и помни», В.Быков «Обелиск», «Сотников», Б.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», В.Кондратьев «Сашка», А. Толстой «Русский характер» и многие другие. Изучая их, мы говорим о беззаветной стойкости нашего народа, его мужестве перед лицом врага, о личной ответственности каждого за судьбу Отечества, о проблеме нравственного выбора, памяти. Эти произведения помогают понять прошлое, заставляют гордиться своей историей, своим народом. Диспуты, уроки мужества, уроки-споры – все формы работы на уроках литературы обладают большим эмоциональным воздействием, вызывают чувство уважения к людям, защищавшим страну в суровые годы. Беседы о ратных подвигах русских полководцев, о защите русских земель от набегов врагов, просмотр презентаций, отрывков из документальных и художественных фильмов, снятых по изучаемым на уроках произведениям, творческие задания и сочинения на темы «Судьба семьи в судьбе страны», «Никто не забыт и ничто не забыто» , словарные работы – такая целенаправленная планомерная работа формирует у подростков чувство гордости за свою Родину и за свой народ. Ведь Отчизна – это не только сегодняшняя страна, но и всё её прошлое, её история. ее великий язык, ее великая культура.

     

     Одним из самых естественных, очевидных и действенных путей патриотического воспитания подрастающего поколения было и будет воспитание любви к родной природе. Природа всегда была хранилищем мудрости и силы, а отношение человека к ней – мерилом его нравственной чистоты. Мы изучаем стихи А.Фета, Ф.Тютчева, А.Блока, С.Есенина, К.Симонова, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова. Они не нуждаются в пояснениях, так просто и безыскусно отражается в них любовь к России , тонкое чувство любви к родной природе. Любовь к природе – это стержень человеческой личности. Философский пейзаж Л.Н. Толстого, лиричный пейзаж И.С.Тургенева, стихотворение А.Блока «Россия», «несказанная, синяя, нежная» «Русь» С.Есенина остаются с человеком на всю жизнь. Обращение не только к классикам, но и к современным писателям и журналистам позволяет нам понять актуальность поднимаемых экологических проблем.

Уроки-презентации о красоте родной природы плавно перетекают в создание уроков о чистоте и выразительности речи, о богатстве русского языка, о разнообразии его художественно-выразительных средств.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к родному языку. Русский язык как учебный предмет в этом плане несет чрезвычайно высокую познавательную ценность. Поэтому важно научить студентов умелому обращению с языком, верному соблюдению норм устной и письменной речи. Мы стараемся правильно подобрать к урокам русского языка дидактический материал, то есть тексты упражнений, диктантов, темы сочинений. Народные пословицы, поговорки на тему любви к Родине, любви к родной речи, отрывки из произведений на соответствующие темы помогают акцентировать внимание учащихся на тех мыслях и чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность. Подобные тексты в полном объёме позволяют выполнить массу разнообразных заданий, связанных с изучением, повторением и закреплением всех разделов русского языка. Анализируя тексты, отражающие общественно-политическую жизнь страны, подростки овладевают соответствующей лексикой, понятиями, усваивают форму выражения мыслей. Дополнительные индивидуальные задания для учащихся предусматривают самостоятельную подборку материала из средств массовой информации на заданную тему, например: спортивные и трудовые достижения, экология, природа родного края и другие. Такая подготовительная работа позволяет заранее выполнить анализ текста, определить его основную тему, провести словарную работу и работу по предупреждению речевых недочетов и грамматических ошибок. Развитие критического мышления и нестандартные задания помогают сделать работу интересной и разнообразной, становятся стимулом для учащихся в самостоятельной учебной деятельности.