Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 6» города Курска
Методический доклад
«Психологическая подготовка перед концертным выступлением»
подготовил:
преподаватель первой квалификационной категории
по классу баяна и аккордеона
МБОУ ДО ДШИ №6 г. Курска
Лященко Л.Н.
Курск 2018
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ ПЕРЕД КОНЦЕРТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ…………………………..
1.1. Подготовка учащегося-музыканта к публичному выступлению…….
1.2. Методы и приёмы преодоления сценического волнения…………….
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Стакливаясь с ней в первые в подростковом возрасте, представители сценических профессий не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей сценическое карьеры. Различные виды сценического волнения, в том числе и музыкальное, требует большой подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнителя. Успешное выступление музыканта является результатом оптимальной концертной готовности. Такое состояние включает в себя три важнейших параметра – физическое, эмоциональное и умственное. Не менее важно выполнять на весьма высоком профессиональном уровне музыкальные произведения (хоровые, фортепианные, вокальные и др.). Следует владеть своеобразными методами – техникой саморегуляции. При ее недостатке выступление перед публикой зачастую обречено на провал. По мнению квалифицированных специалистов музыкант должен уметь эффективно контролировать себя, быть эмоционально стабильным, владеть психологическими приемами и иметь устойчивую психику. Всё это в совокупности гарантирует успех данного вида деятельности, формирует надежную основу в ее фундамент.
Объект исследования – процесс концертного выступления
Предмет исследования – педагогические условия преодоления сценического волнения
Цель исследования – изучение и выявление методов преодоления сценического волнения
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
Раскрыть характеристику понятия «сценическое волнение».
Проанализировать использование приемов преодоления сценического волнения учащихся детской музыкальной школе.
Изучить особенности психического состояния учащихся перед выступлением.
Рассмотреть взаимосвязь типа темперамента и форм проявления сценического волнения в музыкальной психологии.
Методологическая база основывается на трудах Мясищева В.Н., Бочкарёва Л., Бабкиной Ю.А.(Литвиненко Ю.А.), Петрушина В.И., Родионова А., Питюкова В.Ю., Савшинского С.А., Щапова А.П., Скаткина М.Н.
В курсовой работе использовались следующие методы:
теоретический анализ изученной литературы, обобщение;
эмпирический – педагогическое наблюдение, интервьюирование;
изучение научно-исследовательских подходов к проблеме саморегуляции в педагогике и педагогической психологии;
анализ неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на психику музыканта-исполнителя;
анализ положительных, творчески активизирующих потенций сценического волнения
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем составляет 30 страниц.
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ ПЕРЕД КОНЦЕРТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ
1.1. Подготовка учащегося-музыканта к публичному выступлению
Нет такого исполнителя, который не волновался бы перед предстоящим выступлением. Можно всё выучить наизусть, но при этом испытать сильнейший страх. Причиной же боязни является реакция внутренних механизмов самосохранения, которые помогают бороться с напряженным состоянием гораздо быстрее, чем трезвый ум. Страх разрушительно воздействует на формирование личности ученика. Парализуя себя неуверенностью, учащийся лимитирует свои внутренние резервы. Заработанный с годами навык бояться выступления является препятствием для творческого мышления. Как-то раз, попав под господство волнения, воспитанник шагает по маршруту, выбранному не сознанием, а намерением сберечь себя от риска, которым потрясенное волнением воображение весьма утрирует. Боязнь остаться позади, избавиться от тотальных норм уничтожает желание мыслить объективно. Без чувства успеха у учащегося исчезает увлеченность и интерес к учебным занятиям и музыки в целом, но достижение удачи утруждено рядом причин, среди которых можно выделить недостаток знаний и навыков, психические и физиологические черты развития. Именно поэтому педагогу нужно оказать моральную поддержку и психологическую помощь. Это могут быть поощряющие слова, плавные интонации, мелодичность фраз и уместность обращений, так же как и неприкрытая поза, благожелательная мимика в комбинации организуют подходящий психологический фон, который помогает ученику справиться с поставленной перед ним задачей.
Эмоциональная активизация – первостепенное требование для успешного выступления музыканта. Тем не менее, очень важно, чтобы она не переходила за приемлемые ограничения для данной личности.
Вероятнее всего, для каждого музыканта-исполнителя существует своя личная приемлемая высота эмоциональной активизации, которая дает возможность ему более удачно осуществить творческое намерение. Если активизация выше этой высоты, получается дискоординация мыслей, воля выбивается из сил, уменьшается способность надзирать и анализировать результаты исполнительского хода, а в тех случаях, когда активизация не досягает приемлемых границ, выступление, зачастую, проходит обыденно и нудно. Когда эмоциональная активизация исполнителя достигает оптимальной высоты, рождаются условия для становления специфического состояния души, необычного ощущения «окрыленности» и творческого взлета, все того, что положено называть вдохновением.
В нашей стране реализовались попытки обозначать уровень эмоциональной активизации музыканта в цифрах в момент подготовки к концертному выступлению. У готовящихся к выходу на сцену замеряли температуру тела и пульс. При всем этом вдохновение музыканта-исполнителя маловероятно замерить в цифрах. Музыканту очень важно вспомнить именно то самочувствие, то психическое состояние, при котором удавалось осуществлять успехи и, готовясь к предстоящему выходу на сцену, постараться снова познать это ощущение. Очень многие артисты так поступают, но только одного волевого старания маловато.
Педагог во время работы с учащимся иногда чересчур драматизирует, усугубляет ненужную тревогу за конец предшествующего выступления и к началу концерта ученик «перегорает», от недостатка сил не может нести навеянную ему ношу большой ответственности.
Творческая удача происходит лишь тогда, когда эмоциональная нагрузка и напряжение музыканта является приемлемой. Координировать эмоциональную активизацию может отнюдь не каждый. Следует правильно распределять отдых и работу, подкреплять чувство ответственности и не дать овладеть собой тревогу.
Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от психического состояния его педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, т.е. быть для них своеобразным психотерапевтом. Вид собственного наставника, волнующегося до дрожи, и в то же время призывающегося к спокойствию и уверенности в своих силах ученика – нет ничего более нелепого и более психотравмирующего. Очень часто, ребята, занимающиеся музыкой – патологические «одиночки». Круг общения их очень узкий – родители – педагог, отсюда большое количество незнакомых людей пугают ребенка, и исполнительской выразительности добиться трудно. Важно приучать таких учеников к общению:
1) не стесняться подходить и спрашивать о чем-то незнакомых людей;
2) избавляться от «изоляции» - ездить на экскурсии, посещать спортивные секции, ходить в походы;
3) если есть возможность пройти с учеником по залу, перед выступлением, попытаться разговорить ученика с друзьями, знакомыми, преподавателями о произведении, которое он будет играть, спросить нравится ли ему заниматься. Здесь главное в том, чтобы у ученика появилось ощущение исполнения «для своих», чтобы почувствовал, что публика к нему очень доброжелательна.
Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в роли ансамблистов, концертмейстеров, играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее и если такие выступления проводить регулярно, сценического стресса не будет.
При подготовке к выступлению нужно ликвидировать всё, что вызывает раздражительность. У учащегося не должны появляться мысли и сомнения в своем полном успехе. Грядущего выступление следует ожидать как какого-то праздника. Даже если сам педагог волнуется, то он обязан это скрывать. Успокаивать нервирующегося ученика-исполнителя нужно, пусть даже прикрашенным одобрением и акцентировкой его достижений. После выступления похвальный отзыв педагога обязан умножить чувство от успешно проделанной задачи. Особую деликатность нужно применять при любой неудаче. В одном случае будет уместна ласка, в другом, если ученик сильно занервничал, радикальные фразы. Миссия учителя заключается в том, чтобы он был и психологом, и психотерапевтом. Мощной воспитательной силой обозначается внушение педагога. Он вынужден быть готов сменить волю и разум музыканта-исполнителя. Задача существенно затрудняется, когда речь идет о подростках. Помимо того, что для данного возраста характерна требовательность, усложнена психика, причиной также является увеличенная нервозность. Выступление перед аудиторией для ученика событие большее, чем для опытного исполнителя-артиста. Опыта совсем мало и учащийся располагается в этапе самоутверждения. Из этого вытекает, что каждое выступление на сцене надо переживать, как определение судьбы. Голова не должна кружиться от успеха, а руки не должны опускаться от поражений и неудач. Успех долженствует усиливать требовательность к себе и стимулировать к более упорной работе, а неудача в свою очередь заставит переосмыслить все условия подготовки к выступлению, понять причины срыва и находиться в поисках средств, которые смогут уничтожить и преодолеть ошибки недосмотра.
Суммируя суждения известных музыкантов-исполнителей и преподавателей1, ход предконцертной подготовки можно разбить на три опорных этапа:
продолжительный период предконцертной подготовки;
промежуток времени, охватывающий заключительные дни перед выступлением;
самый непродолжительный период – день концерта
К выше упомянутым периодам следует включить четвертый – «послеконцертную» работу, которая будет «планировкой» последующих выходов на сцену. Рассмотрим их более тщательно.
Продолжительный период предконцертной подготовки: ведущая цель – подготовка произведения к исполнению.
А.Щапов [23,с.141]в своих трудах распределил несколько фаз для подготовки исполнения музыкального произведения:
Фаза предшествующего знакомства
Фаза работы «по кускам»
Фаза целостного оформления
Фаза достижения эстрадной готовности
Заключительная является как бы окончательным этапом минувшей третьей фазы. Для нее свойственны: проигрывания в порядке и в промежутке, который должен быть на выступлении; проигрывания пред воображаемой публикой – с полным привлечением внутренних сил; прогон перед намеренно призванной или случайной аудиторией. Очень важно установить продолжительность каждой фазы и стоит растолковать их значимость учащемуся. Зачастую, больше всего времени требуется второй фазе. Небольшой кусок времени отводится третьей фазе. Четвертая же в некоторых случаях вовсе отсутствует, хотя собственно в данной фазе вершиться главная психологическая подготовка в предшествующему выступлению.
Промежуток времени, охватывающий заключительные дни перед выступлением:ведущая цель – приобретение психофизиологической подготовленности.
В течение данной фазы совершается достижение эстрадной готовности, модифицируется содержание занятий, существенное значение овладевает строй и характер репетиций. В процессе работы над произведением следует доминировать к тенденции единичности исполнения, что требует концентрации и постепенного расходования определенной и довольно существенной энергии. Не стоит разрывать единство музыкальной ткани («работа по кускам»). Степень груза в данной фазе управляется педагогом в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей ученика. Не следует перенагружать физически, умственно и эмоционально. Не следует пренебрегать выборов часа репетиций на этой фазе: время их проведения должно совпадать ориентировочному времени выступления, так как нужно учитывать характерные признаки психофизиологического состояния выступающего, а они довольно-таки разные на протяжении всего дня. Существенную помощь постижению положительным психическим состоянием оказывает детальная проработка на репетиции компонентов эстрадной церемонии – выхода и поклона, выхода на аплодисменты и поклона после выступления.
День концерта: ведущие задачи преподавателя – верный психоэмоциональный настрой, оптимизированное планирование энергии учащегося. Данная фаза разделима на два подпункта – подготовка на протяжение дня и подготовка пред выходом на сцену.
Подготовка на протяжение дня – на этом этапе подобает главенство работы с нотами. Чтобы избавиться от «заигранности», следует проверять ноты и наставления от автора, что оказывает помощь на восприятие и «освежает». Очень важно беречь эмоциональные силы ребенка, но резкое понижение жизненного оживления непосредственно в день выступления не всегда одобрительно влияет на тонус во время концерта.
Подготовка пред выходом на сцену – до выступления следует учесть акустику в зале, найти предпочтительную точку на сцене и разыграться. А.Щапов считал допустимым очень медленное проигрывание отдельных кусков музыкальной программы.[24,с.72] Но многие музыканты перед важным выступлением наигрывают те произведения, с которыми связаны максимальные удачи. Действительно, то, что ученик исполняет перед своим выступлением, имеет важную значимость. Как показывает практика, полезно разыгрывать руки на гаммах и упражнениях, так как в них нет выразительных интонаций.
Для достижения наилучшего сценического состояния можно воспользоваться дыхательной гимнастикой, предлагаемой Струве и Токарским: медленный, глубокий вдох через нос, небольшая задержка дыхания и спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Паузу между циклами каждый раз следует удлинять. Продлевать такую гимнастику рекомендуется перед выходом на сцену, на самой сцене до начала исполнения и в перерывах между пьесами. [ 3,с.110]
Важным значением является работа над произведением после концерта. Повторное проигрывание произведения после концерта дает следующие назначения:
Закрепление «по горячим следам» интересных открытий, успешных вердиктов больших построений , либо отдельных частей;
Разбор того, что в концертном состоянии не получилось
Формулировка наиболее многообещающих путей развития виртуозности, а также своеобразное стремление как бы «доиграть» сочинение, дать ему «дозреть» в сохраняющемся актуальном поле творческого воодушевления.
Под конец следует отметить, что размеренное развитие учащегося в течение всего периода обучение, формирование позитивной психической обстановке во время подготовки к публичному выступлению и, что чрезвычайно важно, активизация реакции юного музыканта на внешние и внутренние раздражители во время концерта[13,c.86], устремление к достижению максимальной концентрации внимания в период работы дает возможность достигнуть образцового сценического состояния.
Профессиональные результаты музыканта-исполнителя становятся предопределенными не только его врожденными способностями и присутствием хороших педагогов, но и наличием сильной воли, которая является умением человека преодолевать препятствия на пути достижения поставленной цели. Навык «затормозить» неприятные импульсы и увеличить благоприятные образовывают сущность волевого поведения.
Помочь справиться с последствиями волнения могут только сильные интонационные эмоционально-образные притязания исполнителя. И кто, как не педагог поможет учащемуся открыть для себя сложный, разнообразный и прекрасный мир музыки. Исполнитель должен возродить по нотной записи облик музыкального произведения и олицетворить его в точном звучании. Музыканты-инструменталисты и певцы могут осуществить в объективном звучании предполагаемую, слышимую в творческой фантазии музыку. Одними из мотивов подготовки исполнителя к выступлению могут быть позыв к самосовершенствованию, формирование профессиональных исполнительских умений.
1.2. Методы и приёмы преодоления сценического волнения
Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Существуют специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами.
Аутогенная тренировка:
Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (не должно быть верхней одежды, не должно быть ничего в руках, также рекомендуется снять с себя тяжелые украшения). Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени.
Если удалость освободиться от мысли и ощущения времени, то можно посидеть так, сколько можно – за это время организм отдохнет
Следом психологи рекомендуют представить себе концертный зал, публику и процесс исполнения в мелких деталях.
Следует также повторять почаще вслух и про себя: «Я с нетерпением жду концерта» - страх перед выступлением постепенно будет уступать чувству уверенности, ведь предконцертное волнение основано на беспокойстве за качестве выступления и правильная психологическая установка на успешное выступление – это разумное сбережение нервно-психической энергии, это умение владеть своим состоянием, управлять собой и переводить переживания в нужное русло. Важна грань между паническим страхом и сценическим волнением. Одно вносит хаос и разрушение, а другое созидает, когда надо проявить высокое душевное напряжение, когда исполнитель обязан сообщить людям, собравшимся его слушать – важное, значительное, глубоко отличное от будничных переживаний, мыслей, чувств показать на что способен, и тогда музыка откроется.
Ролевая подготовка
При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену).
Метод игры перед мысленно представляемым слушателем :
На последних этапах работы, когда произведение готово, надо приучать ученика проигрывать его от начала и до конца, с представлением, что он играет перед взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. В домашних условиях можно создать приближенные условия для выступления, а вместо слушателей выставить ряд стульев, посадив на них игрушки, куклы или другие предметы. Во время исполнения приучать ученика быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, проявляющиеся при усилении волнения. Повторные проигрывания произведения с применением этого метода уменьшают влияние волнения на исполнение.
Большую помощь может оказать искусственный стресс. В 1932 г. Пианистка Маргарита Лонг выступала в Европе с выдающимся французским композитором М.Равелем. Присутствие его на концертах не давало ей раскрыться на сцене. Зная, что при игре без Маэстро, ее исполнение обладает большей творческой свободой, она репетировала концерт для детских кукол. Входя в зал, она здоровалась со всеми, а с одной куклой особенно, - представляя ее М.Равелем. Первый опыт игры был неудачен. Второй и последующий уже лучше. В конце концов, с помощью обычных кукол, она привыкла к сознанию, что за исполнением следит сам М.Равель. После экспериментов, на концерте она сыграла блестяще и присутствие М.Равеля ей абсолютно не помешало.
Метод обыгрывания:
Следующим наиболее важным методом является обыгрывание – подобие концертной атмосферы. Чем чаще выступления, тем реже страданий от недуга волнения. Годится любой слушатель, даже несведущий, играть всем, кто готов слушать – друзья, одноклассники, соседи. Играть в детских садах, общеобразовательных школах, музеях, где публика не профессиональная и очень благодарная, доброжелательная. Хорошую помощь в проведении домашних концертов с объявлениями, поклонами, аплодисментами, могут оказать заинтересованные родители. При частных выступлениях, учатся справляться с волнением, даже самые робкие ученики, чувствуя себя значительно увереннее. Любой промах на сцене надо приучать игнорировать, так как разволновавшись из-за одной ноты, можно испортить все исполняемое, поэтому важно слушать себя, ведь что-то исполнено хорошо, что-то хуже и ошибки порой из-за попытки бороться с волнением. После обыгрывания надо провести работу над ошибками, проанализировать:
Когда удалось избавиться от сильного напряжения
Каким было эмоциональное состояние до, в момент и в паузах между выступлением
Что отвлекало
Выявить «слабые» места, моменты, когда накал доходил до максимума
Если выступление было очень неудачным, разговоры не должны быть постоянными, надо настроить ученика постараться в следующий раз сыграть лучше. В.Ломбарди писал: « Не важно, как часто вы падаете. Важно, как часто вы поднимаетесь». При регулярных обыгрываниях организм ученика приучается справляться с волнением, но если перерывы между выступлениями растягиваются на долгое время, то адаптации не происходит, поэтому говоря словами Станиславского, обыгрывание программы надо делать как можно более часто, чтобы трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным.
Секрет успешного выступления в следующем: полностью забыть страх, направить все мысли на осмысление играемого и быть посредником между автором и слушателем. Рассмотреть исполняемое под «новым углом» - важное умение слышать себя. Открыть много неожиданного, может помочь звукозапись – на магнитофон, диктофон, камеру. Снимать побольше ученика на видео, а затем просматривать вместе с ним, избавляя от вредных привычек: раскачивание во время игры, подергивания ногой, закусывание губ, надувание щек и т.п.
Метод предельной концентрации внимания, с осознанием и прочувствованием всего, что связано со звукоизвлечением из фортепиано:
При направлении внимания на слуховые ощущения улавливаются все переходы звуков из одного в другой; интонации, возникающие из соединения звуков между собой. Звуки словно пробуются на вкус, на твердость и мягкость, вдыхаются как аромат, воспринимаются, как окрашенные в различные цвета. Погружение в музыкальную ткань происходит при выполнении таких упражнений как:
Пропевание учеником (сольфеджирование) без поддержки фортепиано
Пропевание учеником вместе с инструментом
Пропевание учеником про себя (мысленно)
Пропевание учеником вместе с мысленным проигрыванием
При направлении внимания на двигательных ощущениях, осознается характер прикосновения пальца к клавише, проверяется свобода движений, наличие в мышцах ненужных зажимов, которые моментально должны быть сброшены. Предельная концентрация внимания с проигрыванием произведения осуществляется в сознании ученика, а пальцы в этот момент играют сами по себе, надо приучать его заметить это, плавно вернув внимание к исполнению и стараться не отвлекаться, именно тогда слуховые, двигательные и мышечные ощущения, мысленные представления начинают работать в неразрывном единстве.
Медленная игра на пианиссимо тренирует концентрацию внимания и усиливает тормозные процессы. Их ослабление во время выступления, провоцирует громкую и неуправляемую игру в быстром темпе.
Метод выявления возможных ошибок:
Когда программа уже достаточно выучена и ученику кажется, что он знает все крепко, считают нужным застраховаться от случайных ошибок, так как всегда найдется невыявленная ошибка, которая непременно вылезет во время важного выступления. Как указывал пианист Г.Коган, игровое движение считается закрепленным тогда, когда исполнитель при желании не смог ошибиться. Крупные музыканты проверяют это, играя выученную программу перед друзьями, коллегами, меняя обстановку, инструменты, на которых им приходится играть, так как известно то, что получается на одном рояле, может совсем не получаться на другом и даже на очень хорошем. А причина не только во внешних условиях и обстоятельствах, но и в прочности выученного материала.
Поведение музыканта в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт. Всем известно, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться. Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения. С другой стороны, музыкант-исполнитель не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть трезв, активен и восприимчив. Следует ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера», так как результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоемкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).
Другой блок состоит из мероприятий практического свойства, также эффективных в данной ситуации (среди них – предварительное «обыгрывание» учащимся концертной программы в присутствии посторонних лиц, что моделирует ситуацию публичного выступления, позволяет учащемуся в известной мере адаптироваться к ней).
Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики учащегося. Успех достигается там, где все три функции психики – интеллектуальная, эмоциональная и двигательная – действуют согласованно, уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле. Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композиторов и слушателем. Исполнитель должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.
Заключение
Сценическое волнение – естественная реакция на сам факт выступления музыканта-исполнителя перед слушательской аудиторией. Следует учитывать в то же время, что сценическое волнение может иметь, в разных соотношениях и пропорциях, как негативные, так и позитивные моменты. Оно проявляется в различных видах и формах. Может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и т.д. В других случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Нередки также резкие смены-перепады душевных состояний, сложные сочетания и контрасты эмоциональных красок.
Доминирование тех или иных внутренних состояний перед публичным выступлением или в самом процессе исполнения зависит от разных причин. Важную роль играет предрасположенность индивида к публичной деятельности, наличие у него качества, определяемого как артистизм, - либо, напротив, отсутствие соответствующих качеств и свойств.
Преодоление сценического волнения, в силу сложности данного явления и многочисленности его составляющих и факторов, влияющих на психологическое состояние исполнителя перед выступлением, является комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую тренировку музыканта-исполнителя, так и многие аспекты организации пространства, сценического костюма, репетиционной работы и т.д. Как правило, механизмы преодоления сценического волнения, при наличии общих рекомендаций и приемов, связаны с сугубо личными, индивидуальными особенностями.
Имеют значение и действия педагога (их «психотерапевтическая составляющая», в частности), от которых во многом зависит психологический «статус» учащегося в преддверии выступления. Действия педагога, направленные на устранение психологических барьеров, возникающих в экстремальных условиях публичного выступления, либо еще в подступах к нему, складываются в основном из двух методологических блоков. Один из них вбирает в себя воздействия психологического свойства, и прежде всего укрепление у учащегося уверенности в себе, в своих силах; наряду с этим снижение планки сверхзначимости происходящего, которая в представлении учащегося стоит обычно непомерно высоко, что само по себе травмирует психику, инициирует разного рода стрессы, гиперволнение и т.д.
Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики учащегося. Успех достигается там, где все три функции психики – интеллектуальная, эмоциональная и двигательная – действуют согласованно, уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле. Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композиторов и слушателем. Исполнитель должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.,Наука,2001
Бабкина Ю.А. (Литвиненко Ю.А.) Подготовка студентов-музыкантов к публичному выступлению как психолого-педагогическая проблема // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Тезисы Второй межвузовской научно-практической конференции. – М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2009. – С. 22-26
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.,1974
Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. – 1975. - №1
Вишнякова С.М.Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.:НМЦ СПО,1999
Гинзбург Г.Р.Статьи, воспоминания, материалы. – М.,1984
Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: Том I. – CПб. – М.:1903
Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.Русский язык,2000
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. – М.: ИНФРА-М,2005. – XVI
Коган Г.М. У врат мастерства. – М.,1961
Литвиненко Ю.А. Подготовка учащихся к публичным выступлениям: психолого-педагогические рекомендации // Музыкальное образование в ХХI веке: традиции и инновации. (К 50-летию музыкального факультета МПГУ). Материалы II Международной научно-практической конференции. – Т. II. – М.: МПГУ, 2009
Мясищев В.Н. Проблемы личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии. Т.50. – Л.,1969. – С.16
Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003 – Ч.1.
Никифоров А.С.Неврология. Полный толковый словарь. – М.,2010
Петрушин В.И.Артистизм – это и тренировка!// Сов.музыка. – 1971. - №12.
Питюков В.Ю. «Основы педагогической технологии: Уч.-практич. Пособие. – М.; Роспод-агенство,1997
Римский-Корсаков Н.А.Летопись моей музыкальной жизни. – М.,2004
Родионов А.Психология. Темперамент и типы высшей нервной деятельности (Лекции для студентов-заочников 3-го курса). – М.: Высш.шк.,1968
Скаткин М.Н.Дидактика средней школы: Некоторые проблемы совр.дидактики. – М.:Просвещение,1982
1http://www.moluch.ru/