СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад «техника папье-маше в декоративном искусстве»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад «техника папье-маше в декоративном искусстве»»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«ТЕХНИКА ПАПЬЕ-МАШЕ В ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ»

Преподавателя Портнягиной О.В.

отделения изобразительного искусства ДШИ №1 г. Волгограда


1. Вступление.

2. Виды техник изготовления предметов из папье-маше.

3. Использование техники папье-маше в декоративно-прикладном искусстве.

Вступление.

Папье-маше - удивительно прочный и легкий материал, который изготавливается из самой обычной бумаги и клея. Когда-то забытая техника приготовления пластичной массы сегодня невероятно популярна во всем мире: многие дизайнеры используют папье-маше для создания оригинальных аксессуаров, мебели и предметов интерьера. Бижутерия, сувениры к любому празднику, елочные игрушки, рамки, вазы, карнавальные маски, объемные панно и даже светильники, наглядные пособия, например, макеты и рельефные карты.

Сделать папье-маше своими руками вполне возможно, главное – знать особенности материала и уметь выполнять поэтапные действия.

Виды техник изготовления предметов из папье-маше.

Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. Первая, классическая техника папье-маше, представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют поливинилацетатный клей или крахмальный клейстер.

Второй метод характерен тем, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее эта масса смешивается с мелом, и в нее постепенно, при постоянном помешивании, добавляется столярный клей или мучной клейстер. Доведя это все до консистенции сметанообразного теста, полученную массу наносят на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.

Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин плотного твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. Модели для формирования изделий выполняются в основном из глины, пластилина, гипса или дерева.

Использование техники папье-маше в декоративно-прикладном искусстве.

В моей педагогической практике хорошо себя зарекомендовал первый метод изготовления предметов из папье-маше. Самое сложное в данной технологии – это изготовление основы для формы. Для этого можно использовать различные материалы: воздушный шар, пенопласт (пенополистирол), пластилин.

Учащиеся 1 класса выполняют задание «Новогодняя игрушка» на основе из воздушного шара. Задача изготовления основы для учащихся младшего класса упрощается, поэтому мы используем здесь воздушный шарик, надувая его до нужного размера. Шар обклеиваем несколькими слоями бумаги (минимум 6 слоев), используя клей ПВА. После высыхания шлифуем форму наждачной бумагой, покрываем грунтовкой и расписываем шар по задуманному эскизу.

Учащиеся 2 класса выполняют задание «Сказочная рыба» на основе формы из пенопласта (пенополистирола). Этот материал имеет ряд преимуществ: он невесом, что позволяет работе быть очень легкой, не смотря на любые габариты; с помощью этого материала можно быстро набрать нужный объем работы. Пенопласт (пенополистирол) нет необходимости вынимать изнутри, что упрощает процесс изготовления. Чтобы создать основную массу объема будущей композиции, вырезаем из пенопласта (пенополистирола) туловище рыбы и подставку. Работать учащимся с этим материалом довольно просто, он легко поддается обработке канцелярским ножом и из него можно вырезать любую форму. Более тонкие детали вырезаем из картона и приклеиваем к туловищу. Мелкие элементы можно слепить из измельченной бумаги (салфеток, бумажного полотенца), смешанного с клеем ПВА.

После высыхания наша форма становится твердой, что делает ее пригодной для дальнейшей обработки. Заключительным этапом работы является роспись и декорирование заготовки по задуманному эскизу автора.

Работы учащихся 2 класса отделения изобразительного искусства ДШИ №1 г. Волгограда

Учащиеся 4 класса выполняют задание «Карнавальная маска» на основе формы из пластилина. Но изготовление заготовки из пластилина - процесс трудоемкий и небыстрый, требующий определенной подготовки, поэтому с этим заданием могут справиться только учащиеся старших классов. Если сравнивать пластилин с другими материалами, то он имеет свои преимущества – возможность более детальной проработки основы формы. Но есть и недостатки – текучесть, непрочность материала.

Итак, все три вида заданий имеют одну технику, но разную основу формы. Все они имеют право на существование и применение в практике на занятиях художественных школ. Знакомство с этой древней техникой декоративно-прикладного искусства вызывает большой интерес обучающихся, повышает уровень мотивации к творческой деятельности.

Заключение.

Доклад основан на накоплении теоретических знаний и практических навыков педагога, анализе собственной работы и обобщении её результатов.

Техника папье-маше как вид прикладного искусства влияет на развитие творческого воображения и мышления, способствует развитию целостного восприятия форм и цвета предметов, пространственного восприятия мира, развивает умение моделировать и стилизовать формы, воспитывает аккуратность, терпение, сосредоточенность, интерес к данному виду искусства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!