СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад "Влияние занятий музыкой на развитие ребёнка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Влияние занятий музыкой на развитие ребёнка"»




Влияние занятий музыкой на развитие ребенка


Многочисленные исследования доказали, что занятия музыкой положительно влияют на развитие ребенка. Они улучшают память, развивают мелкую моторику, запускают речь, развивают чувство ритма, улучшаю координацию движений, стабилизируют эмоциональный фон. Многие психологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным. В Японии, в младшей и средней школе, музыка – один из основных предметов. На уроке музыки детей учат играть на музыкальных инструментах и петь. А также знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.


Стоит отметить, что положительное влияние музыки на развитие человека, его личности, поняли еще древние философы. Они считали, что музыка положительно влияет на тело, дух и интеллект. По мнению Пифагора музыка создает внутри человека такой же порядок и гармонию как в космосе. Платон так же считал, что музыка водворяет гармонию в души людей и делает их прекрасными.


Все дети - прирожденные музыканты. Они начинают реагировать на звуки, ещё до того, как начинают ходить, или говорить. Голоса близких людей, а особенно мамы, действуют на ребёнка успокаивающе. Недаром, ещё с глубокой ревности, чтобы успокоить младенца, мать пела ему колыбельною. Её незатейливая мелодия успокаивала малыша и стабилизировала его эмоионально-психическое состояние.


В детском саду малыши вместе слушают произведения, играют в музыкальные игры, поют. И это сближает их. Звучащие мелодии воздействуют на отделы мозга, которые отвечают за способность ребёнка реагировать эмоционально: сопереживать, доверять, впоследствии — находить общий язык, дружить и сотрудничать с людьми. С помощью занятий ребенок учиться реагировать на окружающий мир, выражать свои чувства, эмоции. Именно на этапе занятий музыкой дети улучшают свои социальные навыки. И именно поэтому музыкальное развитие – одна из важнейших частей подготовки ребенка к школе.


Необходимо развивать мелкую моторику ребенка и делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Отсюда вытекает закономерность: чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность. При игре на музыкальных инструментах задействуются пальцы рук. И это гораздо лучше, обычной гимнастики для развития мелкой моторики.

При игре на фортепиано, баяне или аккордеоне активно задействованы пальцы каждой руки. В начале обучения ребенок, как правило, играет каждой рукой поочерёдно, а затем начинается процесс усложнения: он осваивает игру одновременно двумя руками, синхронную и асинхронную (каждая рука движется по-разному). Именно поэтому фортепиано, баян и аккордеон, являются достаточно сложными инструментами в обучении.


Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком. У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая - сильная, а вторая слабая. Заставляя её работать наравне с сильной, мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. И оно развивается наравне с главным. Оно развивается не хуже «главного» Тренированный таким образом мозг работает быстрее, так как информация, поступающая в него, обрабатывается быстрее


При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. При игре на инструменте слабая по природе рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за извлечение звука при движении смычком.


При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, потому что существуют инструменты, которые используют пальцы только одной руки. Ребёнка учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.


Помимо развития моторики, духовые инструменты ещё плодотворно влияют на здоровье ребенка, в частности на его дыхание. С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания тренируется до конца обучения. Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим дыхательными заболеваниями. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.


Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.


В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения. Академический стиль предполагает округлённый звук, для извлечения которого необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.


Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок берет пример с других детей. А при пении подстраивается под произносимые ими слова. Таким образом, его ошибка не будет заметна. Так снимается психологический дискомфорт и происходит социализация ребенка в обществе.


Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку, а урок музыки превращается в отличную тренировку выдержки ребенка. При игре на инструментах или пении, дети стоят или сидят ровно, их корпус не зажат, положение тела зафиксировано. Учитель, а затем и сам ребенок тщательно следит на протяжении всего урока за осанкой.


У слабослышащих детей вместе с музыкальным слухом развивается ещё и физиологический слух. Это происходит в связи с расширением реакции мозга на звук.


Итак, влияние занятий музыкой на развития ребёнка обширны и положительны. С этим уже никто не спорит, особенно после того, как в 90-е годы 20 века был открыт так называемый «Моцарт-эффект». Проводя эксперимент, калифорнийские ученые выяснили, что после десятиминутного прослушивания музыки Моцарта испытуемые быстрее и успешнее решали заданные интеллектуальные задачи. Однако, этот эффект сохранялся не более 15 минут после прослушивания музыки.


Но всё же, ученые доказали что, если заниматься музыкой регулярно и длительно, происходят серьезные изменения в коре головного мозга, мозг работает эффективнее. И этот факт сохраняется навсегда.