Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Северного района Новосибирской области Центр дополнительного образования
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Северное, 2025
Уважаемы коллеги!
В сборнике содержатся кейсы для формирования функциональной грамотности обучающихся. Представлены описание методических проблем, способы их решения, набор заданий и рекомендации по организации образовательного процесса.
Материал выстроен с учетом изменения образовательной парадигмы и соответствует требованиям обновленного содержания федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Кейсы носят практико-ориентированный характер, они направлены на формирование приемов аналитической деятельности обучающихся, отработку навыков смыслового чтения, формирование и оценку компетенций естественно-научной грамотности обучающихся, формулировать, применять и интерпретировать математическую грамотность в разнообразных контекстах, развитие креативного мышления, глобальных компетенций, критического мышления, что позволяет проектировать самостоятельную деятельность школьников.
Методические кейсы предназначены педагогам дополнительного образования физкультурно-спортивной деятельности, педагогам физической культуры, инструкторам по физической культуре и могут быть использованы как на уроках, так и в ходе занятий внеурочной деятельностью.
Кейс № 1. «Математическая грамотность»
Тема: «Общая физическая подготовка»
Методическая проблема
Формирование компетенции математической грамотности «интерпретировать и оценивать полученные результаты» в ходе выполнения заданий по общей физической подготовке.
Анализ методической проблемы
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость и важность привести современное школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий.
Главным становится функциональная грамотность, так как это "способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний". Одним из ее видов является математическая грамотность. Развивать математическую грамотность нужно не только на уроках математики и геометрии, но и на других уроках. Межпредметные связи значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность обучающихся.
Ни один вид спорта не обходится без математики. Так как в спорте присутствует и порядок, и мера, математика для него не может быть сторонней наукой. Как в спорте нельзя достигнуть высоких результатов без ежедневных тренировок, так и математика любит упорных и настойчивых. Математика необходима при организации турниров, составлении стартовых и итоговых протоколов, при подготовке и оценке выступлений. На любых соревнованиях спортсмены следят за цифрами, которые появляются на табло. От них зависит итог соревнований. Не обойтись без математики и на уроках физической культуры.
Содержание занятий можно охарактеризовать как способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Практические задания, которые можно использовать на занятиях по физкультурно-спортивной направленности, помогают педагогу формировать различные компетенции математической грамотности, в том числе «интерпретировать и оценивать полученные результаты» в ходе выполнения заданий по общей физической подготовке.
Цель
Описание методики формирования компетенции математической грамотности «интерпретировать и оценивать полученные результаты» на примере практического занятия при изучении темы «Общая физическая подготовка».
Задачи
Выделить перечень умений, необходимых для формирования компетенции грамотности «интерпретация и оценка полученных математических результатов в контексте реальных проблем».
Разработать систему типовых заданий для формирования компетенции «интерпретировать и оценивать полученные результаты».
Описать методические приёмы, используемые при формировании компетенции «интерпретировать и оценивать полученные результаты» при изучении темы «Общая физическая подготовка».
Способы решения методической проблемы
В таблице 1 представлены характеристики деятельности обучающихся в основном содержании темы «Общая физическая подготовка».
Таблица 1. Характеристики деятельности обучающихся в основном содержании темы «Общая физическая подготовка»
| |
Перестроения в квадрат, прямоугольник, круг. Треугольник. Площадь и периметр игровой площадки. Счет, измерение частоты пульса. Сравнения чисел и выражений. | Описывать, используя терминологию, изображать с помощью перестроения или построению в геометрическую фигуру. Приводить примеры объектов реального мира, имеющих форму, прямоугольника, квадрата, треугольника, круга. Вычислять: периметр игровой площадки (волейбольной, баскетбольной)… Использовать свойства счета, сравнения предмета по величине и форме, сравнение чисел и выражений... Выражать величину измерения частоты пульса, понимать и использовать измерение частоты пульса. Знакомиться с примерами применения площади и периметра в практических ситуациях. Решать задачи из реальной жизни, предлагать и обсуждать различные способы решения задач. |
Основная задача курса «Математическая грамотность» – создание достаточного запаса геометрических представлений, развитие пространственного воображения, геометрической интуиции и творческих способностей обучающихся.
При изучении темы «Общая физическая подготовка» обучающиеся рассматривают различные виды счета, выражений, сложения и вычитания, изучают их характеристические свойства; выводят и применяют на практических занятиях формулы для нахождения периметра и площади различных спортивных игровых площадок.
Таким образом, обучающиеся приобретают умения интегрировать и оценивать двигательную и познавательную деятельность в форме физкультурных занятий.
Задание 1
Применение математики при выполнении строевых упражнениях.
Порядковые номера (команда: по порядку рассчитайсь, на первый второй рассчитайсь и т.д.
Знакомство с параллельными прямыми (в две колонны, в две шеренги, в круг становись и т.д.).
Задание 3
Применение математики при выполнении общих развивающих упражнений:
Предложить детям подсчитать сколько выполнено в разминке было упражнений на различные группы мышц.
Выполни упражнения на развитие мышц спины и живота, оцени величину нагрузки по таблице.
Таблица нагрузок |
Пульс | Нагрузка |
151 – 170 ударов в мин. | Большая |
131 – 150 ударов в мин. | Средняя |
До 130 ударов в мин. | Малая |
Задание 4
Круговая тренировка с подсчитыванием результатов: Выполните комплекс из 6 упражнений.
Прыжки через скакалку;
Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки (девочки); в упоре лёжа, ноги на скамейке (мальчики);
Бросок баскетбольного мяча в кольцо;
Поднимание гантели вверх;
Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой;
Приседания.
(время на каждое выполнение упражнение 45 секунд, отдых между упражнениями - 30 секунд. После выполнения каждого упражнения запишите какое кол-во раз выполнил упражнение. После выполнения всех заданий высчитайте свой общий результат и оцените величину нагрузки.
Упражнение | Уровень величины нагрузки |
Высокий | Средний | Низкий |
Прыжки через скакалку; (кол-во) | 60 | 40 | 20 |
Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки (девочки); в упоре лёжа, ноги на скамейке (мальчики); (кол-во аз) | 20 | 15 | 10 |
Бросок баскетбольного мяча в кольцо; (кол-во аз) | 8 | 6 | 4 |
Поднимание гантели вверх; (кол-во аз) | 15 | 10 | 5 |
Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой; (кол-во аз) | 23 | 21 | 19 |
Приседания (кол-во раз) | 40 | 38 | 36 |
Результат | |
Умение:
выполнять упражнения на развитие силы мышц;
измерять частоту пульса при выполнении упражнений;
оценивать по таблице величину нагрузки.
Кейс № 2. «Читательская грамотность»
Тема: «Работа с текстом»
Методическая проблема
Формы проведения работы на физкультурно-спортивных занятиях, с применением функциональной (читательской) грамотности.
Анализ методической проблемы
Современное занятие по физкультурно-спортивной направленности строится на компетентностной основе и включает в себя формирование у обучающихся способностей находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать её, осмысливать и оценивать содержание текста, а также использовать информацию из текста для решения практических задач.
Работа с текстом – основная форма заданий не только на уроке русского языка, овладение компетенциями читательской грамотности необходимо каждому обучающемуся на занятиях физкультурно-спортивной направленности для успешного освоения учебного материала и достижения поставленной цели.
Современные дети считают, что практическая деятельность намного важнее теоретической, поэтому чтение разной литературы занимает последнее место в обучении, тем более на занятиях физкультурно-спортивной направленности. В связи с этим возникла необходимость решения данной проблемы. Один из путей решения - развитие функциональной (читательской) грамотности на занятиях физкультурно-спортивной направленности.
Цель смыслового чтения - научиться работать с информацией, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Решение любого задания физкультурно-спортивной направленности, требует навыка смыслового чтения. Здания могут проверять понимание информации, имеющейся в тексте, понимание смысла терминов, использующихся в тексте, понимание техники выполнения упражнений, описанной в тексте, умение оценивать степень значимости описанных в тексте физических упражнений, понятий, техник.
Цель
Описание методики формирования читательской грамотности на основе умений интегрировать, интерпретировать информацию, осмысливать содержание текста, формулировать мысли, делать обобщения.
Задачи
Осознанно выбирать и упорядочивать информацию;
Работать с иллюстрацией, схемой как источником данных;
Обобщать фрагменты информации, делать выводы;
Переводить сообщение текста в двигательное действие;
На основе выполнения двигательного действия, выражать свои мысли, делать обобщения.
Способы решения
Для решения представленной методической проблемы важно «встраивать» задания разного уровня в структуру современного занятия, при этом поддерживая познавательную активность обучающихся в достижении планируемых результатов, ориентированных на формирование читательской грамотности.
Форматы текстов
Формат текста | Характеристика | Требуемые умения |
Сплошные | Обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы; абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д.; абзацы и более крупные единицы текста организованы иерархически и обозначены заголовками и подзаголовками | Поиск информации в сплошном тексте нередко облегчён такими деталями, как размер и форма шрифтов (курсив, жирный шрифт и пр.). Существует группа указаний на тип связи информационных элементов текста: нумерация или числительные (первый, второй и пр.), слова-указатели (поэтому, за это, с тех пор как...) |
Не сплошные | Списки, таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, формы, индексы, модели, рисунки | Требуют несколько иных читательских навыков, так как такие тексты организованы иначе: содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (например, названия осей графика) |
Смешанные | Соединяют черты сплошных и не сплошных текстов | Вербальные и невербальные элементы смешанных текстов дополняют друг друга; все чаще используют смешанную форму при презентации; журналы и веб-страницы по большей части состоят из текстов смешанной формы |
Составные | Соединяют несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным | Могут быть соединены тексты, авторы которых выражают взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения; части составного текста могут иметь единый формат (например, два сплошных текста) |
Задание 1
Данное задание можно выполнять в нескольких вариантах:
Чтение с пометками - (выделение ключевых слов, обозначение частей текста, выделение новой информации и т.п.). Во время чтения текста обучающиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Подобный приём не только позволяет организовать продуктивную работу, но и учит осознанному восприятию текста.
Чтение с пометками. Во время чтения текста обучающиеся делают пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников.
Темы текстов, о технике безопасности, о ЗОЖ, каких-то интересных фактах, известных спортсменах, выдающихся тренерах и т.д.
Задание 2
«Ромашка Блума», заключается в том, что обучающиеся задают 6 типов вопросов по прочитанному тексту.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Подобные вопросы применяют на традиционных формах контроля.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал, в результате чего происходит рефлексия.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Данный вид вопросов направлен на установление причинно-следственных связей, что позволит ребенку глубже проникнуть в смысл прочитанного.
Творческие вопросы. В них есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …, если бы ...?», «Как вы думаете, как будет…?». С помощью этих вопросов ребёнок включается в анализ текста, рассматривая различные варианты событий.
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных фактов. «Чем … отличается от …?» и т.д., что тоже очень важно для лучшего понимания прочитанного.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Эти вопросы вызовут у обучающихся особый интерес, потому что связь изучаемой информации с жизнью всегда увлекает. Здесь возможно привлечь и жизненный опыт самих школьников, что позволит еще лучше усвоить учебную информацию.
Задание 3
Цель учебного задания (главный вопрос): «Как уберечься от инфекционных заболеваний?».
Для поиска ответа на поставленный вопрос обучающиеся будут работать с учебным текстом по теме «Инфекционные заболевания»4. Предлагаем использовать приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Этот приём помогает школьникам систематизировать уже имеющийся по теме учебный материал, расширить знания по изучаемому вопросу, провести логико- смысловое структурирование и графически предоставить информацию учебного текста.
При этом данный приём позволяет педагогу контролировать работу каждого обучающегося и оценивать их образовательный результат. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к раскрытию содержания темы.
З – Что знаем | Х – Что хотим узнать | У – Что узнали | (Что осталось узнать) |
| | | |
| | | |
| | | |
Используемые понятия | Источники информации |
| |
| |
| |
Педагог | Обучающийся |
- Вспомните, что вам уже известно по теме сегодняшнего урока. - Запишите эти сведения в первой графе таблицы: «Что мы уже знаем?». - Назовите понятия в рамках изучаемой темы, значение которых можете объяснить. Внесите их в таблицу. - Какими источниками информации вы пользовались? Внесите их в таблицу. - Попробуйте систематизировать уже имеющиеся сведения до работы с основным учебным текстом. Что у вас получилось. - На какие вопросы вы хотели бы найти ответы до начала изучения темы урока? - Сформулируйте их и запишите в таблицу. Учитель помогает обобщить и систематизировать информацию по теме урока до начала работы с основным учебным текстом; подводит итоги 1-го этапа работы с таблицей. | Актуализируют свои знания по теме урока до знакомства с основным учебным текстом. Самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Что знаем», «Что хотим узнать». |
Определяем время выполнения задания и форму представления результатов:
На выполнение данного учебного задания запланируем до 20 минут, а затем переходим к 3-му этапу работы с таблицей, подведение итогов работы с основным учебным текстом. Результатом выполнения учебного задания становится заполненная
Оцениваем формируемые умения
Можно применить технику формирующего оценивания, которая заключается в самооценке своей деятельности при ответах на следующие вопросы: «Что я делал? Что у меня получилось на данный момент? Где мне надо остановиться, чтобы проверить еще раз? Какие изменения мне нужно внести?».
Тема: «Глобальные компетенции»
Задание
Ребята обсуждали вопрос: «Что для тебя означает понятие «физическая культура»?»
Познакомься с высказываниями пяти детей — Миши, Ани, Светы, Романа и Дениса.
Высказывания детей к заданию:
Миша: Для меня физическая культура — это следить за спортивными соревнованиями, лучше на стадионе, но можно и по телевизору. Я всегда знаю, кто победил.
Аня: А для меня физическая культура — это подвижные игры и развлечения во время отдыха.
Света: Это регулярные занятия физическими упражнениями. Они помогают мне укреплять здоровье и развивать физические качества.
Роман: Физическая культура — это посещение спортивных секций. Я занимаюсь плаванием и готовлюсь к соревнованиям.
Денис: Физическая культура — это уроки в школе, на которых мы выполняем разные упражнения, учимся правильно бегать, прыгать, лазать.
Чью точку зрения ты разделяешь?
Объясни, почему ты выбрал именно это высказывание.
Методический комментарий к заданию
Задание предъявляется с использованием ИКТ-технологий. Высказывания детей звучат с экрана мультимедийного проектора и помещены на табличках, установленных в кругах на игровой площадке. При отсутствии мультимедийного проектора целесообразно использовать пятерых помощников из числа обучающихся, которые озвучивают ту или иную точку зрения, Обучающимся предлагается выслушать высказывания детей и занять место в том круге, где размещено высказывание, с которым они согласны. Пояснения обучающихся, выбравших одну и ту же точку зрения, могут даваться ими поочерёдно как дополнение предыдущих ответов. Возможен также коллективный ответ группы, который даётся выбранным обучающимися представителем после того, как в ней пройдёт обсуждение всех предлагаемых ответов. Задание может использоваться для оценки динамики и сформированное представления о физической культуре. С этой целью подобные задания следует предлагать в течение всех четырёх лет обучения, отслеживая возрастающую полноту представлений о физической культуре.
Кейс № 3. «Естественно-научная грамотность»
Методическая проблема
Формирование у обучающихся умений разбираться в вопросах здоровье сбережения, личной гигиены, владеть навыками первой помощи, понимать принципы биомеханики упражнений.
Анализ методической проблемы
Естественнонаучная грамотность – одно из ведущих направлений исследования PISA. Вместе с тем уровень, который демонстрируют обучающиеся нашей страны, недостаточный. Результаты проведения региональных мониторингов также свидетельствуют о том, что школьники испытывают затруднения в выполнении заданий, в которых необходимо использовать информацию, представленную в нестандартном виде, анализировать и сравнивать результаты различных исследований, обосновывать свою точку зрения, используя научную аргументацию, требуется дать ответ в свободной форме; затрудняются применить их в незнакомых ситуациях, близких к реальной жизни.
Цель
Формирование компетентностных областей естественно-научной грамотности.
Задачи
строить предположения и прогнозы;
Анализировать результаты проведённых заданий, наблюдений, исследований;
анализировать, оценивать, интерпретировать информацию.
Способы решения
В представленном кейсе задания содержат несколько вопросов-заданий, имеющих отношение к описанному сюжету. Содержательную основу заданий формально составляет теоретический материал. Для того, чтобы обучающиеся смогли самостоятельно оценить сформированность естественно-научной грамотности, педагогу необходимо предложить совместно разработать понятные и чёткие критерии оценивания работы. Предложенные в содержании кейса методические комментарии к ответу могут быть использованы как эталон для организации учебных действий обучающихся и действий самоконтроля.
Представленные задания, основанные на реальных жизненных ситуациях, проблемах практического (личностного) характера, которые помещены в определенный контекст (здоровье, опасности и риски).
Задания содержат как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, графиков, рисунков, схем.
Задание 1
«Рассказать о строении человека» или предложить задания по оказанию первой медицинской помощи, например, правила переноса при травме, правила оказания первой помощи при остановке дыхания и кровообращения и т.д.
Задание 2
Распределитесь на команды и выберите в каждой команде капитана. Рассмотрите рисунок 20, выберите 4 упражнения и составьте комплекс физкультминутки.
Потренируйтесь в выполнении комплекса. Обсудите и предложите капитану варианты ответов на следующие вопросы:
1. Почему вы отобрали эти упражнения для комплекса, на что они направлены?
2. Когда следует выполнять этот комплекс упражнений?
3. Как провести физкультминутку в классе; на что нужно обратить особое внимание, чтобы избежать травм?
Продемонстрируйте комплекс игрокам другой команды. (Капитаны выполняют роль педагога, показывая упражнения, а затем отвечают на поставленные вопросы. Команды работают по парно).
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
1. Правильно ли составлен комплекс? Поставь + (правильно) или — (неправильно).
2. Правильно ли каждый выполнил свое упражнение? Поставь + (правильно) или — (неправильно) за каждое упражнение.
1. 4. 7.
2. 5. 8.
3. 6. 9.
Был ли дан игроком правильный ответ на вопрос? Поставь + (правильно) или — (неправильно) за каждый ответ.
1. 4. 7.
2. 5. 8.
3. 6. 9.
Задание 3
Пример 1: Изучите инструкцию «Защитимся от жары». Внимательно рассмотрите рисунок, на котором изображены ребята. Игра проходит в жаркую погоду в 13-30.
Вопрос: Как вы считаете, кто из ребят защитился от жары? Отметьте знаком (V) на рисунке этих ребят?
Инструкция Рисунок
Задание 4
Перечислите с помощью каких упражнений можно проверить развитие физического качества выносливость:
___________________________________________________________
(например: 12-минутный бег).
Задание 5
Какие физические качества мы проверяем следующими контрольными нормативами:
Кейс № 3. «Технологии критического мышления»
Методическая проблема
Формирование у обучающихся функциональной грамотности посредством технологий критического мышления на занятиях физкультурно-спортивной направленности.
Анализ методической проблемы
Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные знания, умения и навыки, представленные в виде задания, а формой организации — проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода знаний, умений и навыков в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.
Цель
Формирование эффективности применения технологии развития критического мышления, как средство для развития мыслительной деятельности обучающихся.
Задачи
Организовывать аналитическую деятельность обучающихся;
Актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний;
Формирование целостного осмысления и обобщения полученной информации, собственного отношения к изучаемому материалу.
Задание 1
Этот прием развивает у детей умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдения, формулировать вопросы, находить главное, проводить аналогии, сравнивать и анализировать, содействует самообразованию, активизирует учебную деятельность. Учащимся предлагается работать в паре, группе.
Ребята составляют кластер по темам:
«Профилактика ОРЗ»,
«Предупреждение сколиоза»,
«Профилактика травматизма на уроке физической культуры»,
«Правила здорового питания»,
«Польза бега и ходьбы» и др.
и в конце делают вывод, как видят решение этой проблемы.
Составьте Кластер по теме: «Спорт»
Задание 2
«Диаграмма Вена» – графический организатор, строящийся на двух пересекающихся кругах. Можно использовать для сравнения гимнастических упражнений, спортивных игр, правил игры, судейства. Например, сравните кувырок вперед и назад, пионербол и волейбол. Учащиеся описывают отличия и сходства, им предлагается работать в паре, в группе. Данный прием учит слушать и слышать, развивает речь, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес.
Опишите отличия и сходства виды спорта Самбо и боевое Самбо
общее
Боевое Самбо
Самбо
Ожидаемые результаты
Содержание кейса демонстрирует пример организации внеурочного мероприятия на основе интеграции предметного содержания, которое изучалось обучающимися на уроках математике, биологии, литературы и т.д. Материалы кейса позволят не только актуализировать изученные темы, но и использовать учебное содержание для решения практических вопросов и проектных задач.
В ходе работы с материалом кейса была продолжена работа по:
применению естественно-научных методов исследования;
анализу и интерпретации данных, и формулированию соответствующих выводов;
правильному изложению собственных мыслей, используя научную терминологию;
овладению умений смыслового чтения на основе работы с информационной составляющей кейса и пониманием сути вопросов.
На основе материалов кейса созданы условия для освоения обучающимися не только «предметных» учебных действий, но и «личностных»:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Для оценки образовательных результатов при работе с кейсом рекомендуем использовать различные приёмы формирующего оценивания, обеспечивающие оценку:
достигаемых образовательных результатов;
процесса достижения полученных результатов;
осознанности обучающимся особенностей собственного личностного роста в процессе обучения.
Список литературы
Нормативно-правовые документы
1.Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. – Текст: электронный // Информационно- правовой портал ГАРАНТ.РУ: [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 28.01.2022);
2.Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях РФ, реализующих ООП. – Текст: электронный // Банк документов сайта Министерства просвещения Российской Федерации : [сайт]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f7ccb63562c743ddc208b5c1b54c3aca/ (дата обращения: 28.01.2022);
3.Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель): профессиональный стандарт (Утвержден приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н. – Текст: электронный // Профессиональные стандарты и справочники должностей: [сайт]. – URL: https://classdoc.ru/profstandart/01_education/professionalstandarts_1/ (дата обращения: 12.08.2022);
4.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г.). – Текст: электронный // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: [сайт]. – URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения 11.11.2022);
5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). – Текст: электронный // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: [сайт]. – URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 12.12.2022).
Основная литература
6.Асанова, Л. И. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Л. И. Асанова, И. Е. Барсуков, Л. Г. Кудрова и др. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 84 с. – Текст: непосредственный.
Забродина, Н. П. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова // под ред. Р. Ш. Мошниной. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с. – Текст: непосредственный;
8.Лукина, Е. А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий // Наука и образование: современные тренды. Москва: МПГУ, 2016. – № 2. – С. 46–102. – Текст: непосредственный;
9.Моисеенко, Н. В. Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. Москва: НИУ ВШЭ, 2015. – № 9. – С. 178–182. – Текст: непосредственный;
10.Попова, Н. Е. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО // Педагогическое образование в России. – Москва: НИУ ВШЭ, 2015. – № 12. – С. 139–144. – Текст: непосредственный;
11.Субботкина, М. И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. – № 9. – С. 73–79. – Текст: непосредственный;
12.Трофимова, Т. А. Математическая грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Т. А. Трофимова, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова // под ред. Р. Ш. Мошниной. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 68 с. – Текст: непосредственный;
13.Четвертных Т. В. Обучаясь, оцениваю — оценивая, обучаюсь: пособие для развития познавательной деятельности детей 11–13 лет. / Сост. Т. В. Четвертных [и др.]. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2018. – 64 с. – Текст: непосредственный;
14.Четвертных Т. В. Развитие субъектной позиции школьника на основе формирующего оценивания (на примере курса «Обучаясь, оцениваю — оценивая, обучаюсь»: учебно-методическое пособие / Сост. Т. В. Четвертных [и др.]. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2018. – 64 с. – Текст: непосредственный;
15. Читательская грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск: учебное пособие: в 2 частях / Г. С. Ковалева, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова [и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, Л. А. Рябининой. – 3-е изд., стер. – Москва: Просвещение: 2022. – 79 с;
16. Таблицы. Приемы технологии РКМ. — Текст: электронный // Информационный банк современного учителя: [сайт]. — URL: http://kmspb.narod.ru/posobie/tablicpr.htm#4 (дата обращения 10.09.2022);
17. Трубинова, Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе / Е. А. Трубинова. — Текст: электронный // Молодой ученый: [сайт]. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23578 / (дата обращения: 27.02.2019).
Интернет-ресурсы
18.Актаева, Т. В. Формирование универсальных учебных действий / Т. В. Актаева. — Текст: электронный // Открытый урок «Первое сентября»: [сайт]. — URL: http://festival.1september.ru/articles/635018/ (дата обращения: 16.04.2022);
19.Дронова, Т. С. Формирование универсальных учебных действий средствами предмета / Т. С. Дронова. — Текст: электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/formirovanie-universalnyh-uchebnyh- dejstvij-na-urokah-fizicheskoj-kultury-5041411.html
20.Кемельбекова, Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла / Г. А. Кемельбекова. – Текст: электронный // Молодой ученый: [сайт]. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 23.01.2020).
21.Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры. – Текст : электронный // Учителя.com: [сайт].–URL: https://uchitelya.com/fizkultura/1842-realizaciya-mezhpredmetnyh-svyazey-na- urokah-fizicheskoy-kultury.html (дата обращения: 03.02.2022);
22.Типовые задачи по формированию универсально учебных действий на уроках. – Текст : электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. – URL: https://infourok.ru/tipovie-zadachi-po-formirovaniyu-uud-na-urokah-fizicheskoy- kulture-3408685.html (дата обращения: 13.03.2022);
23.Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / П. И. Фролова. — Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike/viewer (дата обращения: 15.09.2022).
Учебники
24.Матвеев, А. П. Физическая культура. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. П. Матвеев. – 9-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2019. – 127 с. – Текст: непосредственный;
25.Матвеев, А. П. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. П. Матвеев. – Москва: Просвещение, 2019. – 319 с. – Текст: непосредственный.