СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический кейс заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся на занятиях физкультурно-спортивной направленности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический кейс заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся на занятиях физкультурно-спортивной направленности»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Северного района Новосибирской области Центр дополнительного образования












КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

















Северное, 2025


Уважаемы коллеги!


В сборнике содержатся кейсы для формирования функциональной грамотности обучающихся. Представлены описание методических проблем, способы их решения, набор заданий и рекомендации по организации образовательного процесса.

Материал выстроен с учетом изменения образовательной парадигмы и соответствует требованиям обновленного содержания федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Кейсы носят практико-ориентированный характер, они направлены на формирование приемов аналитической деятельности обучающихся, отработку навыков смыслового чтения, формирование и оценку компетенций естественно-научной грамотности обучающихся, формулировать, применять и интерпретировать математическую грамотность в разнообразных контекстах, развитие креативного мышления, глобальных компетенций, критического мышления, что позволяет проектировать самостоятельную деятельность школьников.

Методические кейсы предназначены педагогам дополнительного образования физкультурно-спортивной деятельности, педагогам физической культуры, инструкторам по физической культуре и могут быть использованы как на уроках, так и в ходе занятий внеурочной деятельностью.










Кейс № 1. «Математическая грамотность»


Тема: «Общая физическая подготовка»


Методическая проблема


Формирование компетенции математической грамотности «интерпретировать и оценивать полученные результаты» в ходе выполнения заданий по общей физической подготовке.


Анализ методической проблемы

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость и важность привести современное школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий.

Главным становится функциональная грамотность, так как это "способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний". Одним из ее видов является математическая грамотность. Развивать математическую грамотность нужно не только на уроках математики и геометрии, но и на других уроках. Межпредметные связи значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность обучающихся.

Ни один вид спорта не обходится без математики. Так как в спорте присутствует и порядок, и мера, математика для него не может быть сторонней наукой. Как в спорте нельзя достигнуть высоких результатов без ежедневных тренировок, так и математика любит упорных и настойчивых. Математика необходима при организации турниров, составлении стартовых и итоговых протоколов, при подготовке и оценке выступлений. На любых соревнованиях спортсмены следят за цифрами, которые появляются на табло. От них зависит итог соревнований. Не обойтись без математики и на уроках физической культуры.

Содержание занятий можно охарактеризовать как способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Практические задания, которые можно использовать на занятиях по физкультурно-спортивной направленности, помогают педагогу формировать различные компетенции математической грамотности, в том числе «интерпретировать и оценивать полученные результаты» в ходе выполнения заданий по общей физической подготовке.

Цель

Описание методики формирования компетенции математической грамотности «интерпретировать и оценивать полученные результаты» на примере практического занятия при изучении темы «Общая физическая подготовка».


Задачи

  1. Выделить перечень умений, необходимых для формирования компетенции грамотности «интерпретация и оценка полученных математических результатов в контексте реальных проблем».

  2. Разработать систему типовых заданий для формирования компетенции «интерпретировать и оценивать полученные результаты».

  3. Описать методические приёмы, используемые при формировании компетенции «интерпретировать и оценивать полученные результаты» при изучении темы «Общая физическая подготовка».

Способы решения методической проблемы

В таблице 1 представлены характеристики деятельности обучающихся в основном содержании темы «Общая физическая подготовка».

Таблица 1. Характеристики деятельности обучающихся в основном содержании темы «Общая физическая подготовка»



Перестроения в квадрат, прямоугольник, круг. Треугольник. Площадь и периметр игровой площадки. Счет, измерение частоты пульса. Сравнения чисел и выражений.

Описывать, используя терминологию, изображать с помощью перестроения или построению в геометрическую фигуру.

Приводить примеры объектов реального мира, имеющих форму, прямоугольника, квадрата, треугольника, круга.

Вычислять: периметр игровой площадки (волейбольной, баскетбольной)…

Использовать свойства счета, сравнения предмета по величине и форме, сравнение чисел и выражений...

Выражать величину измерения частоты пульса, понимать и использовать измерение частоты пульса.

Знакомиться с примерами применения площади и периметра в практических ситуациях. Решать задачи из реальной жизни, предлагать и обсуждать

различные способы решения задач.


Основная задача курса «Математическая грамотность» – создание достаточного запаса геометрических представлений, развитие пространственного воображения, геометрической интуиции и творческих способностей обучающихся.

При изучении темы «Общая физическая подготовка» обучающиеся рассматривают различные виды счета, выражений, сложения и вычитания, изучают их характеристические свойства; выводят и применяют на практических занятиях формулы для нахождения периметра и площади различных спортивных игровых площадок.

Таким образом, обучающиеся приобретают умения интегрировать и оценивать двигательную и познавательную деятельность в форме физкультурных занятий.

Задание 1

Применение математики при выполнении строевых упражнениях.

  • Порядковые номера (команда: по порядку рассчитайсь, на первый второй рассчитайсь и т.д.

  • Знакомство с параллельными прямыми (в две колонны, в две шеренги, в круг становись и т.д.).

Задание 3

Применение математики при выполнении общих развивающих упражнений:

  1. Предложить детям подсчитать сколько выполнено в разминке было упражнений на различные группы мышц.

  2. Выполни упражнения на развитие мышц спины и живота, оцени величину нагрузки по таблице.

Таблица нагрузок

Пульс

Нагрузка

151 – 170 ударов в мин.

Большая

131 – 150 ударов в мин.

Средняя

До 130 ударов в мин.

Малая


Задание 4

Круговая тренировка с подсчитыванием результатов: Выполните комплекс из 6 упражнений.

  1. Прыжки через скакалку;

  2. Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки (девочки); в упоре лёжа, ноги на скамейке (мальчики);

  3. Бросок баскетбольного мяча в кольцо;

  4. Поднимание гантели вверх;

  5. Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой;

  6. Приседания.

(время на каждое выполнение упражнение 45 секунд, отдых между упражнениями - 30 секунд. После выполнения каждого упражнения запишите какое кол-во раз выполнил упражнение. После выполнения всех заданий высчитайте свой общий результат и оцените величину нагрузки.

Упражнение

Уровень величины нагрузки

Высокий

Средний

Низкий

Прыжки через скакалку; (кол-во)

60

40

20

Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки (девочки); в упоре лёжа, ноги на скамейке (мальчики); (кол-во аз)

20

15

10

Бросок баскетбольного мяча в кольцо; (кол-во аз)

8

6

4

Поднимание гантели вверх; (кол-во аз)

15

10

5

Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой; (кол-во аз)

23

21

19

Приседания (кол-во раз)

40

38

36

Результат



Умение:

  • выполнять упражнения на развитие силы мышц;

  • измерять частоту пульса при выполнении упражнений;

  • оценивать по таблице величину нагрузки.


Кейс № 2. «Читательская грамотность»


Тема: «Работа с текстом»


Методическая проблема

Формы проведения работы на физкультурно-спортивных занятиях, с применением функциональной (читательской) грамотности.

Анализ методической проблемы

Современное занятие по физкультурно-спортивной направленности строится на компетентностной основе и включает в себя формирование у обучающихся способностей находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать её, осмысливать и оценивать содержание текста, а также использовать информацию из текста для решения практических задач.

Работа с текстом – основная форма заданий не только на уроке русского языка, овладение компетенциями читательской грамотности необходимо каждому обучающемуся на занятиях физкультурно-спортивной направленности для успешного освоения учебного материала и достижения поставленной цели.

Современные дети считают, что практическая деятельность намного важнее теоретической, поэтому чтение разной литературы занимает последнее место в обучении, тем более на занятиях физкультурно-спортивной направленности. В связи с этим возникла необходимость решения данной проблемы. Один из путей решения - развитие функциональной (читательской) грамотности на занятиях физкультурно-спортивной направленности.

Цель смыслового чтения - научиться работать с информацией, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Решение любого задания физкультурно-спортивной направленности, требует навыка смыслового чтения. Здания могут проверять понимание информации, имеющейся в тексте, понимание смысла терминов, использующихся в тексте, понимание техники выполнения упражнений, описанной в тексте, умение оценивать степень значимости описанных в тексте физических упражнений, понятий, техник.

Цель

Описание методики формирования читательской грамотности на основе умений интегрировать, интерпретировать информацию, осмысливать содержание текста, формулировать мысли, делать обобщения.

Задачи

  • Осознанно выбирать и упорядочивать информацию;

  • Работать с иллюстрацией, схемой как источником данных;

  • Обобщать фрагменты информации, делать выводы;

  • Переводить сообщение текста в двигательное действие;

  • На основе выполнения двигательного действия, выражать свои мысли, делать обобщения.

Способы решения

Для решения представленной методической проблемы важно «встраивать» задания разного уровня в структуру современного занятия, при этом поддерживая познавательную активность обучающихся в достижении планируемых результатов, ориентированных на формирование читательской грамотности.


Форматы текстов

Формат текста

Характеристика

Требуемые умения






Сплошные

Обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы; абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д.; абзацы и более крупные единицы текста организованы иерархически и обозначены заголовками

и подзаголовками

Поиск информации в сплошном тексте нередко облегчён такими деталями, как размер и форма шрифтов (курсив, жирный шрифт и пр.).

Существует группа указаний на тип связи информационных элементов текста: нумерация или числительные (первый, второй и пр.), слова-указатели (поэтому, за это, с тех пор как...)




Не сплошные

Списки, таблицы,

графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, формы,

индексы, модели, рисунки

Требуют несколько иных читательских навыков, так как такие тексты организованы иначе: содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели

на эти связи (например, названия осей графика)




Смешанные

Соединяют черты сплошных и не сплошных текстов

Вербальные и невербальные элементы смешанных текстов дополняют друг друга; все чаще используют смешанную форму при презентации; журналы и веб-страницы по большей части состоят из текстов смешанной

формы




Составные

Соединяют несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным

Могут быть соединены тексты, авторы которых выражают взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения; части составного текста могут иметь единый формат

(например, два сплошных текста)



Задание 1

Данное задание можно выполнять в нескольких вариантах:

  1. Чтение с пометками - (выделение ключевых слов, обозначение частей текста, выделение новой информации и т.п.). Во время чтения текста обучающиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Подобный приём не только позволяет организовать продуктивную работу, но и учит осознанному восприятию текста.

  2. Чтение с пометками.  Во время чтения текста обучающиеся делают пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников.

Темы текстов, о технике безопасности, о ЗОЖ, каких-то интересных фактах, известных спортсменах, выдающихся тренерах и т.д.

Задание 2

«Ромашка Блума», заключается в том, что обучающиеся задают 6 типов вопросов по прочитанному тексту.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Подобные вопросы применяют на традиционных формах контроля.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал, в результате чего происходит рефлексия.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Данный вид вопросов направлен на установление причинно-следственных связей, что позволит ребенку глубже проникнуть в смысл прочитанного.

Творческие вопросы. В них есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …, если бы ...?», «Как вы думаете, как будет…?». С помощью этих вопросов ребёнок включается в анализ текста, рассматривая различные варианты событий.

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных фактов. «Чем … отличается от …?» и т.д., что тоже очень важно для лучшего понимания прочитанного.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Эти вопросы вызовут у обучающихся особый интерес, потому что связь изучаемой информации с жизнью всегда увлекает. Здесь возможно привлечь и жизненный опыт самих школьников, что позволит еще лучше усвоить учебную информацию.

Задание 3

Цель учебного задания (главный вопрос): «Как уберечься от инфекционных заболеваний?».

Для поиска ответа на поставленный вопрос обучающиеся будут работать с учебным текстом по теме «Инфекционные заболевания»4. Предлагаем использовать приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Этот приём помогает школьникам систематизировать уже имеющийся по теме учебный материал, расширить знания по изучаемому вопросу, провести логико- смысловое структурирование и графически предоставить информацию учебного текста.

При этом данный приём позволяет педагогу контролировать работу каждого обучающегося и оценивать их образовательный результат. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к раскрытию содержания темы.

З – Что знаем

Х – Что хотим узнать

У – Что узнали

(Что осталось узнать)














Используемые понятия

Источники информации








Педагог

Обучающийся

- Вспомните, что вам уже известно по теме сегодняшнего урока.

- Запишите эти сведения в первой графе таблицы: «Что мы уже знаем?».

- Назовите понятия в рамках изучаемой темы, значение которых можете объяснить. Внесите их в таблицу.

- Какими источниками информации вы пользовались? Внесите их в таблицу.

- Попробуйте систематизировать уже имеющиеся сведения до работы с основным учебным текстом. Что у вас получилось.

- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы до начала изучения темы урока?

- Сформулируйте их и запишите в таблицу.

Учитель помогает обобщить и систематизировать информацию по теме урока до начала работы с основным учебным текстом; подводит итоги 1-го этапа работы с таблицей.


Актуализируют свои знания по теме урока до знакомства с

основным учебным текстом.

Самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Что знаем», «Что хотим узнать».


Определяем время выполнения задания и форму представления результатов:

На выполнение данного учебного задания запланируем до 20 минут, а затем переходим к 3-му этапу работы с таблицей, подведение итогов работы с основным учебным текстом. Результатом выполнения учебного задания становится заполненная

Оцениваем формируемые умения

Можно применить технику формирующего оценивания, которая заключается в самооценке своей деятельности при ответах на следующие вопросы: «Что я делал? Что у меня получилось на данный момент? Где мне надо остановиться, чтобы проверить еще раз? Какие изменения мне нужно внести?».

Тема: «Глобальные компетенции»

Задание

Ребята обсуждали вопрос: «Что для тебя означает понятие «физическая культура»?»

Познакомься с высказываниями пяти детей — Миши, Ани, Светы, Романа и Дениса.

Высказывания детей к заданию:

Миша: Для меня физическая культура — это следить за спортивными соревнованиями, лучше на стадионе, но можно и по телевизору. Я всегда знаю, кто победил.

Аня: А для меня физическая культура — это подвижные игры и развлечения во время отдыха.

Света: Это регулярные занятия физическими упражнениями. Они помогают мне укреплять здоровье и развивать физические качества.

Роман: Физическая культура — это посещение спортивных секций. Я занимаюсь плаванием и готовлюсь к соревнованиям.

Денис: Физическая культура — это уроки в школе, на которых мы выполняем разные упражнения, учимся правильно бегать, прыгать, лазать.

Чью точку зрения ты разделяешь?

Объясни, почему ты выбрал именно это высказывание.

Методический комментарий к заданию

Задание предъявляется с использованием ИКТ-технологий. Высказывания детей звучат с экрана мультимедийного проектора и помещены на табличках, установленных в кругах на игровой площадке. При отсутствии мультимедийного проектора целесообразно использовать пятерых помощников из числа обучающихся, которые озвучивают ту или иную точку зрения, Обучающимся предлагается выслушать высказывания детей и занять место в том круге, где размещено высказывание, с которым они согласны. Пояснения обучающихся, выбравших одну и ту же точку зрения, могут даваться ими поочерёдно как дополнение предыдущих ответов. Возможен также коллективный ответ группы, который даётся выбранным обучающимися представителем после того, как в ней пройдёт обсуждение всех предлагаемых ответов. Задание может использоваться для оценки динамики и сформированное представления о физической культуре. С этой целью подобные задания следует предлагать в течение всех четырёх лет обучения, отслеживая возрастающую полноту представлений о физической культуре.

Кейс № 3. «Естественно-научная грамотность»


Методическая проблема

Формирование у обучающихся умений разбираться в вопросах здоровье сбережения, личной гигиены, владеть навыками первой помощи, понимать принципы биомеханики упражнений.

Анализ методической проблемы

Естественнонаучная грамотность – одно из ведущих направлений исследования PISA. Вместе с тем уровень, который демонстрируют обучающиеся нашей страны, недостаточный. Результаты проведения региональных мониторингов также свидетельствуют о том, что школьники испытывают затруднения в выполнении заданий, в которых необходимо использовать информацию, представленную в нестандартном виде, анализировать и сравнивать результаты различных исследований, обосновывать свою точку зрения, используя научную аргументацию, требуется дать ответ в свободной форме; затрудняются применить их в незнакомых ситуациях, близких к реальной жизни.

Цель

Формирование компетентностных областей естественно-научной грамотности.

Задачи

  • строить предположения и прогнозы;

  • Анализировать результаты проведённых заданий, наблюдений, исследований;

  • анализировать, оценивать, интерпретировать информацию.

Способы решения

В представленном кейсе задания содержат несколько вопросов-заданий, имеющих отношение к описанному сюжету. Содержательную основу заданий формально составляет теоретический материал. Для того, чтобы обучающиеся смогли самостоятельно оценить сформированность естественно-научной грамотности, педагогу необходимо предложить совместно разработать понятные и чёткие критерии оценивания работы. Предложенные в содержании кейса методические комментарии к ответу могут быть использованы как эталон для организации учебных действий обучающихся и действий самоконтроля.

Представленные задания, основанные на реальных жизненных ситуациях, проблемах практического (личностного) характера, которые помещены в определенный контекст (здоровье, опасности и риски).

Задания содержат как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, графиков, рисунков, схем.

Задание 1

«Рассказать о строении человека» или предложить задания по оказанию первой медицинской помощи, например, правила переноса при травме, правила оказания первой помощи при остановке дыхания и кровообращения и т.д.

Задание 2

Распределитесь на команды и выберите в каждой команде капитана. Рассмотрите рисунок 20, выберите 4 упражнения и составьте комплекс физкультминутки.

Потренируйтесь в выполнении комплекса. Обсудите и предложите капитану варианты ответов на следующие вопросы:

1. Почему вы отобрали эти упражнения для комплекса, на что они направлены?

2. Когда следует выполнять этот комплекс упражнений?

3. Как провести физкультминутку в классе; на что нужно обратить особое внимание, чтобы избежать травм?

Продемонстрируйте комплекс игрокам другой команды. (Капитаны выполняют роль педагога, показывая упражнения, а затем отвечают на поставленные вопросы. Команды работают по парно).

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

1. Правильно ли составлен комплекс? Поставь + (правильно) или — (неправильно).

2. Правильно ли каждый выполнил свое упражнение? Поставь + (правильно) или — (неправильно) за каждое упражнение.

1. 4. 7.

2. 5. 8.

3. 6. 9.

Был ли дан игроком правильный ответ на вопрос? Поставь + (правильно) или — (неправильно) за каждый ответ.

1. 4. 7.

2. 5. 8.

3. 6. 9.

Задание 3

Пример 1: Изучите инструкцию «Защитимся от жары». Внимательно рассмотрите рисунок, на котором изображены ребята. Игра проходит в жаркую погоду в 13-30.

Вопрос: Как вы считаете, кто из ребят защитился от жары? Отметьте знаком (V) на рисунке этих ребят?

Инструкция Рисунок

Задание 4

Перечислите с помощью каких упражнений можно проверить развитие физического качества выносливость:

___________________________________________________________

(например: 12-минутный бег).

Задание 5

Какие физические качества мы проверяем следующими контрольными нормативами:

Кейс № 3. «Технологии критического мышления»


Методическая проблема

Формирование у обучающихся функциональной грамотности посредством технологий критического мышления на занятиях физкультурно-спортивной направленности.

Анализ методической проблемы

Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.

Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные знания, умения и навыки, представленные в виде задания, а формой организации — проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода знаний, умений и навыков в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

Цель

Формирование эффективности применения технологии развития критического мышления, как средство для развития мыслительной деятельности обучающихся.

Задачи

  • Организовывать аналитическую деятельность обучающихся;

  • Актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний;

  • Формирование целостного осмысления и обобщения полученной информации, собственного отношения к изучаемому материалу.





Задание 1

Этот прием развивает у детей умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдения, формулировать вопросы, находить главное, проводить аналогии, сравнивать и анализировать, содействует самообразованию, активизирует учебную деятельность. Учащимся предлагается работать в паре, группе.

Ребята составляют кластер по темам:

«Профилактика ОРЗ»,

«Предупреждение сколиоза»,

«Профилактика травматизма на уроке физической культуры»,

«Правила здорового питания»,

«Польза бега и ходьбы» и др.

и в конце делают вывод, как видят решение этой проблемы.




Составьте Кластер по теме: «Спорт»


Задание 2

«Диаграмма Вена» – графический организатор, строящийся на двух пересекающихся кругах. Можно использовать для сравнения гимнастических упражнений, спортивных игр, правил игры, судейства. Например, сравните кувырок вперед и назад, пионербол и волейбол. Учащиеся описывают отличия и сходства, им предлагается работать в паре, в группе. Данный прием учит слушать и слышать, развивает речь, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес.






Опишите отличия и сходства виды спорта Самбо и боевое Самбо



общее

Боевое Самбо

Самбо








Ожидаемые результаты

Содержание кейса демонстрирует пример организации внеурочного мероприятия на основе интеграции предметного содержания, которое изучалось обучающимися на уроках математике, биологии, литературы и т.д. Материалы кейса позволят не только актуализировать изученные темы, но и использовать учебное содержание для решения практических вопросов и проектных задач.

В ходе работы с материалом кейса была продолжена работа по:

  • применению естественно-научных методов исследования;

  • анализу и интерпретации данных, и формулированию соответствующих выводов;

  • правильному изложению собственных мыслей, используя научную терминологию;

  • овладению умений смыслового чтения на основе работы с информационной составляющей кейса и пониманием сути вопросов.

На основе материалов кейса созданы условия для освоения обучающимися не только «предметных» учебных действий, но и «личностных»:

  • осознание ценности жизни;

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.

Для оценки образовательных результатов при работе с кейсом рекомендуем использовать различные приёмы формирующего оценивания, обеспечивающие оценку:

  1. достигаемых образовательных результатов;

  2. процесса достижения полученных результатов;

  3. осознанности обучающимся особенностей собственного личностного роста в процессе обучения.


Список литературы

Нормативно-правовые документы

1.Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. – Текст: электронный // Информационно- правовой портал ГАРАНТ.РУ: [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 28.01.2022);

2.Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях РФ, реализующих ООП. – Текст: электронный // Банк документов сайта Министерства просвещения Российской Федерации : [сайт]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f7ccb63562c743ddc208b5c1b54c3aca/ (дата обращения: 28.01.2022);

3.Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель): профессиональный стандарт (Утвержден приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н. – Текст: электронный // Профессиональные стандарты и справочники должностей: [сайт]. – URL: https://classdoc.ru/profstandart/01_education/professionalstandarts_1/ (дата обращения: 12.08.2022);

4.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г.). – Текст: электронный // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: [сайт]. – URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения 11.11.2022);

5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). – Текст: электронный // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: [сайт]. – URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 12.12.2022).

Основная литература

6.Асанова, Л. И. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Л. И. Асанова, И. Е. Барсуков, Л. Г. Кудрова и др. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 84 с. – Текст: непосредственный.

Забродина, Н. П. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова // под ред. Р. Ш. Мошниной. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с. – Текст: непосредственный;

8.Лукина, Е. А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий // Наука и образование: современные тренды. Москва: МПГУ, 2016. – № 2. – С. 46–102. – Текст: непосредственный;

9.Моисеенко, Н. В. Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. Москва: НИУ ВШЭ, 2015. – № 9. – С. 178–182. – Текст: непосредственный;

10.Попова, Н. Е. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО // Педагогическое образование в России. – Москва: НИУ ВШЭ, 2015. – № 12. – С. 139–144. – Текст: непосредственный;

11.Субботкина, М. И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. – № 9. – С. 73–79. – Текст: непосредственный;

12.Трофимова, Т. А. Математическая грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Т. А. Трофимова, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова // под ред. Р. Ш. Мошниной. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 68 с. – Текст: непосредственный;

13.Четвертных Т. В. Обучаясь, оцениваю — оценивая, обучаюсь: пособие для развития познавательной деятельности детей 11–13 лет. / Сост. Т. В. Четвертных [и др.]. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2018. – 64 с. – Текст: непосредственный;

14.Четвертных Т. В. Развитие субъектной позиции школьника на основе формирующего оценивания (на примере курса «Обучаясь, оцениваю — оценивая, обучаюсь»: учебно-методическое пособие / Сост. Т. В. Четвертных [и др.]. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2018. – 64 с. – Текст: непосредственный;

15. Читательская грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск: учебное пособие: в 2 частях / Г. С. Ковалева, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова [и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, Л. А. Рябининой. – 3-е изд., стер. – Москва: Просвещение: 2022. – 79 с;

16. Таблицы. Приемы технологии РКМ. — Текст: электронный // Информационный банк современного учителя: [сайт]. — URL: http://kmspb.narod.ru/posobie/tablicpr.htm#4 (дата обращения 10.09.2022);

17. Трубинова, Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе / Е. А. Трубинова. — Текст: электронный // Молодой ученый: [сайт]. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23578 / (дата обращения: 27.02.2019).



Интернет-ресурсы

18.Актаева, Т. В. Формирование универсальных учебных действий / Т. В. Актаева. — Текст: электронный // Открытый урок «Первое сентября»: [сайт]. — URL: http://festival.1september.ru/articles/635018/ (дата обращения: 16.04.2022);

19.Дронова, Т. С. Формирование универсальных учебных действий средствами предмета / Т. С. Дронова. — Текст: электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/formirovanie-universalnyh-uchebnyh- dejstvij-na-urokah-fizicheskoj-kultury-5041411.html

20.Кемельбекова, Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла / Г. А. Кемельбекова. – Текст: электронный // Молодой ученый: [сайт]. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 23.01.2020).

21.Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры. – Текст : электронный // Учителя.com: [сайт].–URL: https://uchitelya.com/fizkultura/1842-realizaciya-mezhpredmetnyh-svyazey-na- urokah-fizicheskoy-kultury.html (дата обращения: 03.02.2022);

22.Типовые задачи по формированию универсально учебных действий на уроках. – Текст : электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. – URL: https://infourok.ru/tipovie-zadachi-po-formirovaniyu-uud-na-urokah-fizicheskoy- kulture-3408685.html (дата обращения: 13.03.2022);

23.Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / П. И. Фролова. — Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike/viewer (дата обращения: 15.09.2022).

Учебники

24.Матвеев, А. П. Физическая культура. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. П. Матвеев. – 9-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2019. – 127 с. – Текст: непосредственный;

25.Матвеев, А. П. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. П. Матвеев. – Москва: Просвещение, 2019. – 319 с. – Текст: непосредственный.