СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический комплекс заданий по составлению рассказов – описаний, направленный на развитие связной устной речи у детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс заданий на развитие связной устной речи у детей с нарушением интеллекта

Просмотр содержимого документа
«Методический комплекс заданий по составлению рассказов – описаний, направленный на развитие связной устной речи у детей с ОВЗ.»

Методический комплекс заданий по составлению рассказов – описаний, направленный на развитие связной устной речи у детей с ОВЗ.


Работа по формированию связной устной речи является составной частью в образовательном и воспитательном процессе в целом. Поэтому задания входящие в разработанный мной комплекс направлен на повышение уровня сформированности связной устной речи, целесообразно было включать в структуру уроков «Окружающий мир», проводимых согласно учебному плану.

При построении коррекционной педагогической работы по формированию связной устной речи учитывались следующие положения:

- трудности в овладении связной устной речи;

- при разработке комплекса заданий по формированию связной устной речи, были учтены типичные для класса трудности и индивидуальные потребности учеников.

Работа строилась с опорой на онтогенетические закономерности формирования соответствующих функций, а так же с учётом актуального уровня развития и потенциальных возможностей всех и каждого ученика из класса.

Для большей эффективности формирования связной устной речи, в работу было включено большее число связей: зрительных, слуховых.

Так же учитывалось, что овладение связной устной речью сложно в силу дефекта у детей, поэтому организуя работу по формированию связной устной речи использовались такие приёмы работы: пояснение, объяснение, показ образца правильного высказывания.

При составлении плана работы был модифицирован и апробирован в учебном процессе методический комплекс заданий по составлению рассказов – описание рекомендованный Ефименковой Л.Н. на уроках «Ознакомление с окружающим миром» т.к. данный предмет является одним из средств формирования связной устной речи.[2]

В связи с выбранным направлением работы можно предложить ряд заданий, которые модифицировались в связи с изучением определённых тем. Целью всех заданий является упражнение связном высказывании. Цель реализовалась посредствам задач.

Задачи:

- тренировать учащихся в составлении рассказа – описание по картинке, серии картинок, по собственному рисунку;

- учить составлять рассказ по плану.

Задание 1. Рассмотрите картинки. Расскажите о внешнем виде собаки. (Педагог выставляет на доску картинки, изображающие собаку целиком и фрагменты: хвост, уши, глаза. Учащиеся, пользуясь изображением фрагментов, дают описания животного. Например: собака черная, уши белые, хвост белый, глаза большие, карие .

Аналогично учащиеся описывают внешний вид кошки, лошади, петуха.

После составленных рассказов можно предложить учащимся нарисовать то или иное животное и по своим картинкам составить рассказ.)

При составлении описательного рассказа могут задаваться наводящие вопросы типа:

  • Кто это?

  • Какого цвета?

  • Это дикое или домашнее животное? Почему?

  • Тебе нравится это животное? Почему?

Задание 2. Рассмотрите картинку. Расскажите, какая береза. На доску выставляются картинки, изображающие части березы (ствол, ветки, листья), и картинка, изображающая березу целиком.

Беседа строится так же, как в задании 1.

Работа проводится аналогично.

Задание 3. Нарисуйте клен. Расскажите, какой клен.

Задание 4. Расскажите, как выглядят бабочка, стрекоза, жук. Нарисуйте их. Ученики дополняют рассказы-описания друг друга.

Игра «Четыре дорожки». (приложение 1)

Задание 5. Прослушайте рассказы. Перескажите их по картинкам.

(К каждому рассказу педагог подбирает предметные картинки и располагает их в сюжетной последовательности рассказа или предлагает это сделать детям.)

Осенняя погода.

Наступила осень. Небо стало серым. Чаще стали выпадать дожди. Ветер гнет деревья, срывая листья. Желтеет трава. Радуют глаз последние осенние цветы: настурции, астры, георгины.

Картинки: небо, дождь, ветер, деревья, листья, трава, настурции, астры, георгины.

Осень в огороде.

В огороде созрели овощи. Идет уборка капусты, картофеля, моркови. Дозревают последние помидоры. Освобождаются грядки от овощей и перекапываются под зиму.

Картинки: капуста, картофель, помидоры, грядки.

Осень в саду.

В саду созрели сливы. Идет сбор яблок. Осторожно снимают спелые душистые яблоки, стараясь не поломать веток. На будущий год на каждой веточке созревают новые плоды.

Картинки: сливы, яблоки.

Осень в лесу.

Не узнать осеннего леса. Лес поредел. Последние желтые листья трепещут на ветру. Разноцветные листья устлали землю. Из-под листьев опасливо выглядывают коричневые шляпки белых грибов, красуются красноголовые подосиновики. А под березкой ищи подберезовики. Шляпки у них коричневые на тонкой длинной ножке.

Картинки: лес, листья, белые грибы, подосиновики, подберезовики.

Животные и птицы в осеннем лесу.

Умолк птичий гомон в осеняем лесу. Перелетные птицы собираются в стаи. Над лесом слышится курлыканье пролетающих журавлей. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц поменяли окраску. Белка делает запасы на зиму: собирает орехи и грибы. Медведь выбирает удобное и надежное место для берлоги.

Картинки: птицы, журавли, белка, заяц, медведь.

Задание 6. Составьте рассказ «Осень» по плану. (Педагог использует предыдущие рассказы.)

План.

1. Осенняя погода.

2. Осень в огороде.

3. Осень в лесу.

4. Животные и птицы в осеннем лесу.

Задание 7. Рассмотрите картинки. Составьте рассказ по этим картинкам, придумайте название. (Используются ранее подобранные картинки, подбирает педагог.)

Задание 8. Рассмотрите картинки. Составьте рассказ по этим картинкам, придумайте название.

Перечень картинок (подбирают дети: девочка, троллейбус, электричка, дорога в лесу, бабушка, пирожки.

Задание 9. Составьте рассказ – описание из личного опыта «Как я ходил на экскурсию»

Наводящие вопросы:

  • Куда ходил, с кем?

  • Что увидел интересного?

  • Чем занимался на экскурсии?

  • Что делали остальные ребята?

  • Тебе понравилось? Почему?

Выбранные мной задания направлены на коррекцию формирования связной устной речи, их можно использовать в игровой форме (см. приложение 1), на уроках и во внеурочное время.


Список литературы:


    1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учебник для студентов дефектологических факультетов пед. ВУЗОВ. – М. : Владос, 2002.

    2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М. «ВЛАДОС»., 2006.

    3. Данилкина Г.И. Влияние словесного образца на восприятие сюжетной картинки учащихся 1-2 классов вспомогательной школы// Дефектология. 1970. № 5
















Приложение 1

Примерный план – конспект занятия.

Игра «Четыре дорожки».

Цель: тренировать учащихся в связном описании времен года.

Оборудование. Четыре сюжетные картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень; предметные картинки, соответствующие временам года; четыре цветные полоски — белая, голубая, зеленая, желтая, соответствующие фону сюжетных картинок.

Первый вариант.

Ход игры.

Педагог читает рассказ и предлагает ученикам выбрать себе любую «дорожку» (цветную полоску) и «отправиться в путешествие». Предлагает: «Догадайтесь, в какое время года приведет вас дорожка ».

Учащимся дается задание: пойти по своей «дорожке», быть очень внимательным, все замечать и запоминать.

Дети отбирают картинки, подходящие к их времени года, расставляют их в сюжетной последовательности, и следуя по своей «дорожке» и опираясь на ряд предметных картинок, дают описание того или иного времени года. Дети, не получившие «дорожек», в процессе работы дополняют и исправляют ответы товарищей.

Весна.

Весной небо голубое, чистое. Солнышко светит ярко. Дует теплый ласковый ветерок. Журчат веселые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки.

Лето.

Летом небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко. Луга покрыты цветным ковром. Деревья одеты зеленой листвой. Цветут розы, гладиолусы, маргаритки. В лесу созрели земляника и черника.

Осень.

Осенью небо хмурое, серое, облачное. Солнышко показывается на небе редко. Дуют ветры. Часто идут дожди. Вянет и желтеет трава. Деревья и кусты теряют листву. Отцветают астры, ноготки, георгины. В лесу много грибов. На болоте созрела клюква.

Зима.

Зимой небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь и проспит всю зиму. Белка и зайчик сменили свои шубки. Холодно волку. Он рыщет по лесу в поисках добычи.

Ход игры.

Второй вариант.

Педагог читает рассказы «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Ученик по содержанию рассказа определяет, какой из них подходит к его «дорожке». Затем дети подбирают к рассказу картинки и пересказывают каждый свой рассказ. Педагог проверяет правильность выбранных картинок и последовательность их расположения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!