Иошина Оксана Владимировна, методист МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов», г. Новый Уренгой
Методический квест «Педагогический олимп»
Методический квест — это деловая игра, которая позволяет педагогам проявить свои знания, умения и творческий подход. Игра проходит в формате квеста, где участникам предстоит пройти через несколько этапов, выполняя различные задания, связанные с педагогикой, методикой, психологией и другими аспектами педагогической деятельности.
Цель: Развитие профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования через игровую деятельность и обмен опытом.
Задачи:
Стимулирование интереса педагогов к самообразованию и профессиональному росту.
Создание условий для общения и взаимодействия педагогов.
Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.
Формирование навыков решения нестандартных задач.
Обоснование значимости мероприятия:
Методический квест «Педагогический Олимп» способствует развитию профессиональных компетенций педагогов, необходимых для успешной работы в дополнительном образовании. Игра позволяет участникам проявить свои знания, умения и навыки, а также получить обратную связь от коллег и экспертов. Кроме того, мероприятие способствует созданию благоприятной атмосферы для общения и обмена опытом между педагогами.
Ожидаемые результаты для каждого педагога:
Повышение мотивации к самообразованию и профессиональному росту.
Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.
Формирование навыков решения нестандартных задач.
Получение обратной связи от коллег и экспертов.
Обмен опытом с другими педагогами.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги!
Предлагаем вам принять участие в методическом квесте «Педагогический Олимп», для того чтобы активизировать вашу мыслительную деятельность, раскрыть ваш творческий потенциал и оптимизировать межличностные отношения. А что такое «квест»?
Квест — это приключенческая игра, в которой участники, как правило, в команде, проходят ряд испытаний и выполняют задания, чтобы достичь конечной цели. А наша с вами цель, проявить свои знания и навыки, чтобы успешно пройти все испытания и достичь «Педагогического Олимпа».
В квесте будут участвовать три команды, а для этого вам необходимо вытянуть стикер и пересесть за игровые столы в соответствии с ними.
Участники делятся на команды и получают маршрут с заданиями. Задания могут быть связаны с педагогикой, психологией, методикой преподавания и другими областями.
Ведущий: Вам необходимо пройти все станции в том порядке, в котором они указаны в вашем маршруте и заработать как можно больше баллов. Покорителями «Педагогического Олимпа», станет команда, набравшая большее количество баллов.
Ведущий: Итак, первая точка нашего восхождения «Педагогический словарь».
«Педагогический словарь» — путеводная звезда
В мире знаний, где каждый шаг — как новая глава.
Он раскрывает тайны, что скрыты в глубине,
И дарит ключ к пониманию, к новой высоте.
Ведущий: Уважаемые педагоги, вам нужно дать определение каждому педагогическому термину своими словами, избегая использования сложных формулировок. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. На выполнение задания дается 3-5 минут.
Критерии оценки: Полнота и точность объяснения терминов. Активность и вовлеченность всех участников.
Задания для 1 команды.
Педагогический коллектив — это группа людей, объединённых общими целями и задачами в области образования и воспитания.
Самообразование — это процесс самостоятельного получения знаний и навыков, который помогает педагогам развиваться и совершенствоваться.
Индивидуальный подход — это метод обучения и воспитания, учитывающий индивидуальные особенности каждого обучающегося или воспитанника.
Образовательная программа — это набор учебных материалов и заданий, предназначенных для обучения учеников или воспитанников определённым знаниям и навыкам.
Педагогическая рефлексия — это способность педагога анализировать свою работу и делать выводы.
Задания для 2 команды.
Аттестация педагогических работников — это процесс оценки профессиональных знаний, умений и навыков педагогов, который проводится с определённой периодичностью.
Дистанционное обучение — это форма обучения, при которой ученики и педагоги взаимодействуют на расстоянии с помощью интернета и других технологий.
Педагогическая диагностика — это процесс сбора и анализа информации о развитии, знаниях и навыках учеников или воспитанников.
Педагогический мониторинг — это система сбора, обработки и анализа информации о процессе обучения и воспитания.
Педагогический стаж — это количество лет, которое педагог проработал в сфере образования.
Задания для 3 команды.
Педагогическое сотрудничество — это взаимодействие педагогов и других специалистов в области образования с целью достижения общих целей и задач.
Мотивация — это факторы, которые побуждают обучающихся к образовательной и познавательной деятельности.
Педагогический совет — это встреча педагогов, на которой обсуждаются вопросы обучения и воспитания учеников.
Педагогическая этика — это правила поведения, которые должны соблюдать педагоги в своей работе.
Педагогическая инновация — это нововведение в сфере образования, которое может улучшить процесс обучения.
Ведущий: задание выполнили успешно, получили свои заработанные баллы. Отправляемся в путь. Следующая точка нашего маршрута «Педагогический кроссворд»
«Педагогический кроссворд» — это поле для размышлений,
Где мы находим ответы, что скрываются в тени.
Он учит мыслить логически, искать решения,
И в этом поиске мы становимся мудрее и сильней.
Ведущий: Уважаемые участники команд, вам необходимо разгадать кроссворд, состоящий из педагогических терминов, на выполнение этого задания дается 5 минут. За каждый правильный ответ вы также получаете 1 балл.
По горизонтали:
Человек, который занимается воспитательной и преподавательской работой (педагог).
Вид деятельности, направленный на развитие и обучение детей (образование).
Основной метод обучения в дополнительном образовании (игра).
Процесс передачи знаний и умений от старшего поколения к младшему (воспитание).
Процесс получения и усвоения знаний (обучение).
Специалист, который занимается разработкой и внедрением методик обучения (методист).
По вертикали:
Организация, которая занимается дополнительным образованием детей (учреждение).
План занятий на определённый период (программа).
Документ, который подтверждает успешное окончание учебного заведения (диплом).
Форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение материала (самообразование).
Процесс развития и формирования личности (развитие).
Лицо, которое осуществляет педагогическую деятельность (работник).
Ответы по горизонтали: 1. Педагог, 3. Образование, 5. Игра, 7. Воспитание, 9. Обучение, 10. Методист.
Ответы по вертикали: 1. Учреждение, 2. Программа, 4. Диплом, 6. Самообразование, 8. Развитие, 10. Работник.
Ведущий: Время вышло, проверяем правильно ли вы выполнили это задание. Внимание на экран.
Получите заработанные, за правильные ответы, баллы. А еще, я вам даю конверты, открыть которые, можно будет на вершине нашего «Педагогического Олимпа». Отправляемся дальше.
Ведущий: Третья точка нашего маршрута «Педагогический лабиринт».
«Педагогический лабиринт» — это лабиринт знаний,
Где каждый поворот ведёт к новому открытию.
Здесь каждый шаг — это шаг к просветлению,
Где ты становишься мудрее и сильнее.
Ведущий: Этот лабиринт состоит из двух методических заданий, которые командам предстоит выполнить. На выполнение задания дается 3 минуты. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
Задание 1. «Теория»
1. Что из перечисленного относится к основным принципам педагогики?
а) Гуманизм;
б) индивидуализация;
в) социализация;
г) всё вышеперечисленное.
Ответ: г)
2. Какие дидактические принципы лежат в основе современной системы образования?
а) Принцип доступности;
б) принцип научности;
в) принцип связи теории с практикой;
г) всё вышеперечисленное.
Ответ: г)
3. Какие методы воспитания используются для формирования у учащихся определённых ценностей и убеждений?
а) Метод примера;
б) метод поощрения;
в) метод наказания;
г) всё вышеперечисленное.
Ответ: г)
4. Какие психолого-педагогические особенности необходимо учитывать при организации воспитательного процесса?
а) Возрастные особенности;
б) индивидуальные особенности;
в) особенности развития личности;
г) всё вышеперечисленное.
Ответ: г)
5. Какие инновации в образовании могут способствовать повышению качества обучения и воспитания?
а) Внедрение информационных технологий;
б) применение активных методов обучения;
в) индивидуализация образовательного процесса;
г) всё вышеперечисленное.
Ответ: г)
6. К группе диагностических методов не относится
а) наблюдение
б) анкетирование
в) педагогический эксперимент
г) тестирование
Ответ: в)
7. Способ организации учебно-воспитательного процесса, который определяет построение его элементов и соответствующую логику взаимоотношений педагога с учащимися, это:
а) форма обучения;
б) метод обучения;
в) содержание обучения;
г) принцип обучения.
Ответ: а)
8. Алгоритм процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания называется педагогической (им)
а) системой
б) процессом
в) концепций
г) технологией
Ответ: г)
9. Умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства
а) умения
б) опыт
в) навыки
г) результаты
Ответ: в)
10. Педагогический такт – это
а) способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач
б) совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.
в) способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими
Ответ: б)
Задание 2. «Тест»
1. Метод обучения — это способ передачи знаний и навыков от педагога к участникам. Верно или неверно? (Ответ: верно.)
2. «Педагог» в переводе с греческого означает «учитель». Верно или неверно? (Ответ: не верно. Детоводитель (ведущий ребенка)
3. Дифференцированный подход к обучению — это метод обучения, который учитывает индивидуальные особенности участников. Верно или неверно? (Ответ: верно.)
4. Принцип системности – это когда материал должен быть доступен для понимания участниками, соответствовать их возрасту, уровню подготовки и опыту. Верно или неверно? (Ответ: не верно. Это принцип доступности)
5. Основные принципы развивающего обучения: активность, доступность, научность. Верно или неверно? (Ответ: верно.)
Ведущий. Время вышло. Проверяем ваши ответы. За каждый правильный ответ 1 балл.
Ведущий: И снова отправляемся по нашему маршруту, впереди нас ждет «Педагогический аукцион»
«Педагогический аукцион» — это путь к пониманию,
Где педагоги, как мудрецы, ищут истину в спорах.
Здесь радость от победы и грусть от поражения,
Но главное — это путь к знанию, к свету истины.
Здесь вам предлагается правильно закончить поговорку. Так же, как и в других раундах за правильный ответ -1 балл. Но, так как это все же аукцион, та команда, которая совершит меньше ошибок при выполнении задания, получит дополнительный балл. На выполнение задания дается 2 минуты.
Задание для конкурса «Педагогический аукцион»:
«Народная мудрость»
Кто хочет много знать, тому надо мало ………(СПАТЬ)
Сытое брюхо к ученью … (ГЛУХО)
Без муки нет и …(НАУКИ)
От умного научишься, от глупого … (РАЗУЧИШЬСЯ)
Мир освещается солнцем, а человек …(ЗНАНИЕМ)
Человек неученый – что топор …(НЕТОЧЕНЫЙ)
Не стыдно не знать, стыдно … (НЕ УЧИТЬСЯ)
Учись смолоду — пригодится … (В СТАРОСТИ)
Век живи — век … (учись)
Мудрым никто не родился, а … (научился)
Ученье — свет, а неученье — … (тьма).
Корень учения горек, да плод его … (сладок)
Знание человека возвышает, а невежество … (унижает)
Не гордись званием, а гордись … (знанием)
Ведущий. Время вышло. Проверяем ваши ответы.
На экране появляются вопросы с правильными ответами.
Получите заработанные, за правильные ответы, баллы. Вот еще конверты, но не забывайте, что открыть их можно будет только на вершине «Педагогического Олимпа». Отправляемся дальше.
Ведущий. Впереди нас ждет «Педагогический марафон».
«Педагогический марафон» — это путь бесконечный,
Где каждый шаг — это поиск, труд и борьба.
Здесь педагоги, как путники в ночи беспроглядной,
Идут вперёд, преодолевая себя.
В этой точке маршрута, командам необходимо, как можно быстрее и правильнее ответить на вопросы и выполнить задания. На выполнение задания дается 4 минуты. За правильный ответ дается 1 балл.
Задание.
Что из перечисленного не относится к основным принципам педагогики: целенаправленность, научность, доступность, последовательность, наглядность, эмоциональность?
Ответ: эмоциональность.
Какие типы обучения существуют: традиционное, дистанционное, смешанное, проблемное, развивающее, развлекательное?
Ответ: традиционное, дистанционное, смешанное, проблемное, развивающее.
Какие из перечисленных функций не относятся к роли учителя: образовательная, воспитательная, развивающая, организационная, контролирующая, коррекционная?
Ответ: организационная.
Какие компоненты входят в структуру учебного плана: пояснительная записка, учебный предмет, методика обучения, сетка часов, перечень учебников?
Ответ: пояснительная записка, учебный предмет, сетка часов, перечень учебников.
Что из перечисленного не способствует повышению эффективности обучения: мотивация, индивидуализация, использование современных технологий, строгая дисциплина, создание благоприятной атмосферы?
Ответ: строгая дисциплина.
Какие виды оценок успеваемости существуют: текущая, промежуточная, итоговая, предварительная, устная, письменная?
Ответ: текущая, промежуточная, итоговая.
Какие из перечисленных инноваций могут быть внедрены в образовательный процесс: внедрение новых методик обучения, использование современных технологий, индивидуализация обучения, привлечение спонсоров, создание новых учебных материалов?
Ответ: внедрение новых методик обучения, использование современных технологий, индивидуализация обучения.
Какие термины относятся к области педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, социализация, педагогический процесс, педагогический коллектив, педагогическая технология?
Ответ: к области педагогики относятся термины образование, воспитание, обучение, развитие, социализация и педагогический процесс.
Педагогический коллектив и педагогическая технология также связаны с педагогикой, но имеют более узкую направленность.
Какие методы обучения в краеведении позволяют участникам развивать навыки коммуникации и критического мышления?
Ответ: Беседа - обмен мнениями и информацией о походах, маршрутах, снаряжении и других аспектах туризма. Позволяет развивать навыки коммуникации и критического мышления.
Какие основные принципы развивающего обучения позволяют участникам активно участвовать в процессе обучения?
Ответы: Принцип активности. — участие в подготовке и проведении походов, обсуждение маршрутов и трудностей, возникающих во время путешествий.
Ведущий. Время вышло. Проверяем ответы. С преодолением этой точки маршрута, мы на шаг стали ближе к нашей цели. Вот еще конверты, которые вы откроете в конечной точке нашего маршрута.
Ведущий. И вот мы в точке «Педагогическая реликвия»
«Педагогическая реликвия» — это священный артефакт,
Что хранит в себе мудрость веков и знания.
Это наследие, что передаётся из уст в уста,
И в каждом слове — история и сила.
Ведущий. Здесь вам предстоит восстановить «реликвию», то есть собрать пазл и прочитать послание от выдающихся личностей прошлого.
«Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней» (Анатолий Васильевич Луначарский).
«Педагог — это человек, который не только учит, но и учится сам. Он постоянно развивается, совершенствует свои знания и навыки, чтобы быть на шаг впереди своих учеников» (Константин Паустовский).
«Учитель должен быть не только источником знаний, но и примером для подражания, человеком, который способен вдохновить и мотивировать своих учеников» (К. Д. Ушинский).
Ведущий. Замечательные слова великих педагогов и деятелей нашей страны актуальны и в наше время. И мне хочется прочитать еще одно послание от педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах»
Подведение итогов квеста
Ведущий: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Все точки маршрута пройдены. Посчитайте, пожалуйста, полученные вами баллы, чтобы определить победителей. Аплодисменты! Поздравляем победителей!
И конечно же, поздравляем всех вас, уважаемые педагоги. Вы сегодня с честью прошли все испытания и успешно продемонстрировали свои достижения в вашей профессиональной деятельности.
Теперь необходимо открыть конверты и расположить буквы из каждого конверта в той последовательности, чтобы получились слова, ведущие на «Педагогический Олимп» многих педагогов.
Слова в конвертах: ТАЛАНТ. ТРУД. ТВОРЧЕСТВО
Ведущий: Талант. Труд. Творчество - вот секрет успеха настоящего современного педагога. И мы с вами взошли на вершину «Педагогического Олимпа».
Подняться на этот Олимп — значит достичь вершин,
Значит стать частью великого братства педагогов.
Это путь, который требует усилий и терпения,
Но награда за него — бесценный опыт и знания.
Действительно, ничего не приходит само по себе, если даже этого очень хочется. Современный педагог не должен стоять на месте, он должен непрерывно повышать свой профессиональный уровень, учитывая тенденции развития системы образования и современного общества в целом. Современному педагогу нужно быть не просто педагогом, а творцом, который готов к саморазвитию и активной профессиональной деятельности.
Рефлексия
После проведения квеста всем участникам дается задание: на чистом листе бумаги формата А4 отразить свои впечатления от проведенного мероприятия.
Маршрутная карта
«Педагогический кроссворд»
По горизонтали:
Лицо, которое осуществляет педагогическую деятельность.
Процесс получения и усвоения знаний.
Основной метод обучения в дополнительном образовании.
Форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение материала.
Документ, который подтверждает успешное окончание учебного заведения.
Вид деятельности, направленный на развитие и обучение детей.
По вертикали:
План занятий на определённый период.
Специалист, который занимается разработкой и внедрением методик обучения.
Организация, которая занимается дополнительным образованием детей.
Процесс формирования личности.
Процесс передачи знаний и умений от старшего поколения к младшему.
Оценочный лист
Методический квест «Педагогический Олимп»
№ п/п | Команда Точка маршрута | Синие | Зеленые | Желтые |
1 | «Педагогический словарь» | | | |
2 | «Педагогический кроссворд» | | | |
3 | «Педагогический лабиринт» | | | |
4 | «Педагогический аукцион» | | | |
5 | «Педагогический марафон» | | | |
6 | «Педагогическая реликвия» | | | |
| Итого: | | | |
| Примечание | | | |