Методический лайфхак наставника
МБОУ «Амгинская средняя общеобразовательная школа им.Р.И.Константинова» Чурапчинского улуса РС(Я)
Учитель начальных классов – Луковцева Арина Ильинична
Наставничество
- одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Выделяют следующие основные модели наставничества:
1.Традиционное наставничество -наставник, как правило, успешный и опытный профессионал, работает с менее опытным подопечным.
2. Партнерское наставничество : «равный – равному»-наставником является сотрудник, равный по уровню подопечному, но с опытом работы в предметной области.
3. Групповое наставничество -связь нескольких лиц с более опытными коллегами.
4. Флэш наставничество -наставничество через одноразовые встречи или обсуждения.
5. Скоростное наставничество - это многоуровневый подход к организации сети профессионалов.
6. Реверсивное наставничество -профессионал младшего возраста становится наставником опытного сотрудника по вопросам новых тенденций, технологий.
7. Виртуальное наставничество -советы и рекомендации наставником предоставляются в режиме онлайн.
“ УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ”
«Учитель – учитель»
- Взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Цель - успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня.
- Результат
- высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов;
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации);
- качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах (группах);
- сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
- рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
направление №1 - КОМФОРТ
Успешная социальная адаптация молододого педагога
Педагогичес
кий коллектив
коллектив школы
Жилищно-бытовые
условия
Родители класса
МО начальных классов
Среди местного населения
Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация происходит на трёх уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.
Молодые учителя
Молодые специалисты
направление №2 - ПРИЗВАНИЕ
Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в педагогической деятельности.
- Взаимопосещения уроков;
- Повышение квалификации
(курсы, семинары и.т.д);
- Проектная деятельность;
- Работа в заседаниях
МО начальных классов;
(молодые учителя, методическое
объединение, педсовет, и.т.д.);
- Работа в МО классных руководителей;
- Участие в профессиональных конкурсах;
- И.т.д…
направление №3 - пример
На примере наставника молодой педагог прививает те качества, знания, которые считает нужными и правильными.
направление №4 - онлайн
Доска и мел - наши главные инструменты,
но хочется чего-то большего...
«Дорожная карта» работы наставника с наставляемым
Общие сведения о наставнике
ФИО наставника
Луковцева Арина Ильинична
Организация
МБОУ «Амгинская СОШ им.Р.И.Константинова» Чурапчинского улуса РС(Я)
Должность
Учитель начальных классов
Педагогический стаж
24
Квалификационная категория
Форма наставничества
высшая
«учитель-учитель» (опытный учитель-молодой педагог»
Сроки наставничества
с 2022-23уч.года в течении 3 лет
Общие сведения о наставляемой
ФИО наставляемой
Адамова Евдокия Ильинична
Организация
МБОУ «Амгинская СОШ им.Р.И.Константинова» Чурапчинского улуса РС(Я)
Должность
Учитель начальных классов
Педагогический стаж
0
«Дорожная карта» работы наставника с наставляемым
Цели и задачи наставничества
1
Цели наставничества
2
максимально успешное раскрытие потенциала личности наставляемого в профессиональной самореализации в современных условиях.
Задачи наставничества
3
-оказать молодому педагогу помощь в адаптации в коллективе;
Ожидаемые результаты
- успешная адаптация молодого педагога в образовательном учреждении;
- определить уровень профессиональной подготовки;
- активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- выявить возможные затруднения в педагогической практике, оказав молодому педагогу методическую помощь;
- создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога;
- повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах методики, педагогики и психологии;
- совершенствовать навыки применения разнообразных средств, форм и методов обучения и воспитания;
- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
- научить психологии общения с обучающимися и родителями;
- развивать потребность в необходимости самообразования и профессионального совершенствования;
- использование в работе молодого педагога инновационных педагогических технологий.
- оказать помощь в подготовке к профессиональным и творческим конкурсам разного уровня;
- предвосхищать непродуктивные психологические реакции и установки в работе молодого педагога.
«Дорожная карта» работы наставника с наставляемым
№
План мероприятий
1.
2022-23 уч.г
Сроки
-познакомить молодого педагога с нормативно-правовыми документами по организации работы в ОУ;
2.
- Выбор темы по самообразованию;
Форма отчетности
3.
- оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предметам начальных классов и составление плана по воспитательной работе;
сентябрь
октябрь
- Участие в заседании методического объединения начальных классов;
- Проведение консультации по заполнению классного журнала в СГО.
- Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов;
календарно-тематическое планирование, план воспитательной работы
4.
Отметка наставника
ноябрь
- Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.
5.
- Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися
Список учебно-дидактического материала,
- Участие в оформлении учебного кабинета;
о выполнении
Памятка по ведению и оформлению дневников и тетрадей.
- Участие в заседании методического объединения
- Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету
- Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета
Протокол заседанния МО,
декабрь
- Практическое занятие: «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»
- Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе»
январь
Выработка рекомендаций
Анализы контрольных работ
- Анализ работы за первое полугодие
Выработка рекомендаций,
- оценка, мониторинг контрольных, проверочных работ обучающихся
Список литературы, интернет сайтов
Участие учащихся в школьных конкурсах
Протокол родительского собрания
Протокол МО
- взаимодействие с родителями класса
- Сервисы видеоконференций (ватсап, ЗУМ, ТЕЛЕМОСТ, СФЕРУМ…)
Промежуточный отчет
Онлайн уроки
Разработки по теме современных образовательных технологий
«Дорожная карта» работы наставника с наставляемым
6.
7.
- общие вопросы по проведению ВПР в начальных классах
- Участие в заседании МО (выступление по теме самообразования)
8.
- Лекция "Методы изучения личности ученика и классного коллектива«
- Платформа Учи.ру
февраль
9.
Анализ ВПР предыдущих лет
- Проведение открытого урока по теме самообразования
март
- Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»
Дневник наблюдения
10.
- Отчет молодого педагога о проделанной работе
апрель
- Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический)
Протокол МО
Регистрация учи.ру, олимпиады
Памятка
Технологическая карта урока
- Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год
май
Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, администрацией, участие в Педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп
Подбор примеров - ситуаций
- анализ проделанной работы, корректировка, рекомендации плана работы на следующий учебный год.
Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе
В теч. года
направление №4 - онлайн
ФГОС, дистанционное обучение (ковид), онлайн-видеовстречи, курсы, семинары…
Гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых современных технологий
Качественное современное образование
Цели использования ЦОР
- повысить мотивацию обучения;
- повысить эффективность процесса обучения;
- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
- совершенствовать методики проведения уроков;
- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
- планировать и систематизировать свою работу;
- использовать, как средство самообразования;
- качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
ЦОР представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:
- символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики);
- образные объекты (фото, рисунки);
- аудиоинформация (устные тексты, диалоги, музыка);
- видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты);
- объекты "виртуальной реальности" (тренажёры, интерактивные модели, конструкторы).
Формы работы с ЦОР:
• фронтальная;
• групповая;
• парная;
• индивидуальная.
Внедрение ЦОР можно осуществить по таким направлениям
- Создание презентаций к урокам;
- Работа с ресурсами Интернет;
- Использование готовых обучающих программ ;
- Использование дидактических игр;
- Применение российских образовательных платформ для учителей и учеников (Учи.ру, Яндекс Учебник, Я Класс...)
образовательные проекты, программы, призванные помогать учителю в планировании урока и экономии времени, для индивидуализации учебного процесса, внеурочных занятий очной и дистанционной форм обучения.
Проекты разработаны профессиональными методистами и специалистами. Эти уроки соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
#Лайфхак 1# - урок
- Знание сервисов видеоконференций
(ТЕЛЕМОСТ, ЗУМ, Ватсап…)
- Коллекции видеоуроков по школьной
программе вы найдёте на образовательных
порталах Инфоурок , InternetUrok.ru ,
«Российская электронная школа»…
учебникам (УМК «Школа России»)
#Лайфхак 2# - олимпиады, конкурсы
- Участие младших школьников в онлайн-олимпиадах по различным предметам развивает интеллектуальные способности участников,
- Способствует вовлечению учащихся в активную творческую и познавательную деятельность, самореализации учеников начальной школы и повышению их самооценки .
НР: Учи.ру , ЯндексУчебник , Якласс ,
Skysmart , IQ-школа и.т.д
(по усмотрению ученика ,
учителя, родителей)
#Лайфхак 3# - проверка знаний
Самостоятельная онлайн-проверка своих знаний обучающимися на интернет-порталах является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. ... В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в российской школе.
- Тестирование Google Диск ;
- В образовательных порталах;
- Ватсап (опрос)
- … .
НР: Учи.ру, ЯндексУчебник , Якласс, Skysmart и.т.д
(по усмотрению ученика ,учителя, родителей)
#Лайфхак 4# - ватсап
Самое доступное, быстрое, удобное приложение. Можно по желанию вступить или выйти из ГРУПП, которые нужны в педагогической деятельности
Нр: Это могут быть группы, где можно делиться с материалами, получить ответы на интересующиеся вопросы и просто пообщаться.
- Педагогический коллектив
- МО начальных классов
- МО классных руководителей
- По классам (улус, республика)
- Молодые педагоги
- И.т.д.
#Лайфхак 5# - я патриот
Формирование ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству, способствующих развитию умений строить коммуникацию, отношения в обществе, расти здоровыми гармонично развитыми личностями.
разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие.
#Лайфхак 6# - самообразование
- Повышение квалификации в удобное время, не отрываясь от работы
- Участие на семинарах, вебинарах и.т.д
- Участие в НПК, педагогических чтениях различных уровней
- Публикация своих материалов, распространение опыта
УЧИ.ру Uchi.ru
- российская онлайн-платформа , где учащиеся изучают школьные предметы в интерактивной форме по индивидуальной образовательной траектории. Более 30 000 заданий в игровой форме.
- Разработаны предметные курсы по следующим курсам…
- Система реагирует на действия ученика, строит диалог с учеником и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. Последовательное прохождение школьной программы в комфортном темпе для каждого ученика, участие в олимпиадах, обсуждение заданий .
- Проект UCHi.RU одобрен к сопровождению экспертами Агентства стратегических инициатив. Даны заключения экспертов об эффективности использования обр.платформы. Учи.ру — интерактивная индивидуальная образовательная траектория. Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.
Ключевые преимущества учи.ру
- Повышение образовательных результатов
- Усвоение материала без пробелов
- Рост интереса к обучению
- Доступность для детей с особыми образовательными потребностями
- Статистика в реальном времени
Он [Стив Джобс] одним из первых понял:
чтобы добиться успеха в XXI веке, нужно
соединить креативность и технологии.
Спасибо за внимание!