Методические материалы «Чайные традиции на Руси»
Многие столетия на Руси о чае ничего не знали - пили квасы, сбитни, взвары, меды, травяные настои, заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту, ромашку, фруктовые чаи, приготовленные из смеси измельченных фруктов и ягод с добавлением их же высушенных листочков малины, смородины, вишни, клубники и т.п., «деревянные» чаи, за основу которых брались листья или даже кора дуба, березы, ясеня. А вот чаёвничать чаем на Руси начали лет 300 назад , но никто уже и не помнит о том, что чай - чужак, иностранец и пришел к нам из Китая. Существует предание: однажды, много веков назад, китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!» Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях, поэтому возникло выражение «Чайком побаловаться». Хотя, чай долгое время был дорогим удовольствием доступным только зажиточным людям, многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Только в начале ХVIII века чай прочно вошёл в русский быт и стал национальным напитком, а в XIX веке уже стал доступным абсолютно всем. Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество. За чаем решались семейные дела, заключались торговые сделки и брачные союзы.
Много лет тому назад в 18 веке, наши талантливые предки, не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, изобрели русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. В то время чая было мало, и он был очень дорогим. Где-то с 12 века в России пили в больших количествах сбитень — горячий медовый напиток с травами и специями. В зимнее время он был особо востребован и его разносили уличные торговцы, которых называли «сбитенщиками», в медных сосудах в виде чайниках с трубами, поддувалами и с углями для подогрева, покрытых теплой тканью, называемыми - «сбитенниками», ставшие впоследствии прототипом русского самовара. Затем постепенно, с развитием спроса, сосуды увеличивались, их стали носить на спине и из них стало неудобно наливать сбитень за ручку сверху — сделали две ручки по бокам. Носик тоже со временем решили для удобства заменить краником, при случайном наклоне напиток проливался на землю, а краник решил эту проблему. Так и появился самовар в том привычном для нас виде.
Самовар– по определению В.И.Даля — ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды. Особенность самовара и отличие его от простого чайника в том, что он сделан как котёл для воды из металла, а внутри его установлена труба, по которой поднимается горячий воздух от топки расположенной внизу самовара. Через решётку в трубе создается тяга в топке, горячий воздух поднимается, и вода в самоваре закипает. В обычных русских избах трубу самовара даже соединяли с печной трубой для создания тяги или, чтобы самовар не чадил, на него надевали специальную трубу, один конец которой был выставлен в отдушину. А если этого приспособления не было, то на трубу самовара одевали сапог, и искусственно создавали тягу. При закипании, сверху на трубу ставили заварочный чайник, который уменьшал тягу и за счёт этого кипение замедлялось, вода сохранялась долго горячей, а наверху трубы заваривался крутой «купеческий чай». Еще в середине XVIII века на вершине самовара появилась конфорка — подставка для заварочного чайника, в котором чай экстрагировался лучше всего, поскольку вода в нём не доходила до кипения. Настаивать чайную заварку отдельно, а после разбавляя её кипятком — это чисто русская традиция, которой не было ни в одной из других чайных стран — ни в Китае, ни в Англии, ни в Японии.
Родиной самовара на Руси считается Урал, причем в разных источниках сообщаются различные места и время создания самовара.
летом самовар целый день кипятился на улице, потому что чаепитие было любимым семейным занятием. А когда приезжали гости из города со связками баранок, чаепитие продолжалось до поздней ночи, с рассказами и песнями. Ведя увлекательные беседы, гостями могло быть выпито от 5 до 20 чашек ароматного напитка, однако и этим порой не ограничивались.
Из-за сурового климата в России такие самовары быстро вошли в моду, та как из них не только можно попить кипятку, а и обогреть жилище. Другое использование самовара было сугубо хозяйственное. Хозяйкам постоянно нужна была горячая вода, поэтому ее грели на огне и переливали в самовар, который благодаря горячим углям мог долго сохранять тепло. Нередко самовар брали с собой на полевые работы, изредка подкидывая в него угольки. В трактирах такая практика была вообще обычным делом, ведь хозяин должен был в любой момент напоить пришедших гостей горячим чаем. Поэтому и стал самовар таким популярным среди русского народа, невзирая даже на немалую стоимость. И что интересно, цена этого уникального приспособления определялась его весом. Чем тяжелее был самовар - тем дороже.
Что касается названия, то и здесь есть было множество вариантов, в зависимости от местности. Так в Ярославле это - “самогар”, в Курске – “самокипец”, вятичане же величали - “самогрей”. Но везде прослеживалась одна идея предназначения медного друга - «сам варит». В народе же самовар получил много интересных прозвищ: Банка», «Ваза», «Дуля», «Рюмка», «Желудь», «Пасхальное яйцо». Самовары дарили, отправляли за границу. «Русская чайная машина», так европейцы именовали самовар.
На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит», «Выпей чайку, забудешь тоску», «Чай пьёшь - до ста лет проживёшь». Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. Его заботливо начищали, и не случайна о человеке нарядном и самодовольном говорили: «Сверкает, как медный самовар». В богатых семьях было по два самовара: один - повседневный, а другой - праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
Во-первых, самовары различали по устройству: жаровые на угле или дровах, с керосиновой топкой, такие в основном использовали на Кавказе, самовары "Паричко" со съемным кувшином, фонтаны для охлаждения и бульотки со спиртовкой.
Это ещё один атрибут русского чаепития - специальные грелки-накрывашки, которыми накрывают заварочный чайник. Сшитые из плотного материала, они также являются настоящими образцами народного декоративного искусства, которые по-настоящему украшали стол. Им придавали форму петухов, сказочных птиц или кукол-матрешек. На заварочный чайник сверху надевали такую тряпичную куклу, которая исполняла роль грелки для распаривания чая.
Три–пять минут чай упаривается. Потом чай "женят, из заварочного чайника отливается немного заварки в чашку, а затем выливается назад. При этом все взвешенные частицы чая оседают на дно чайника. Должен получиться вкусный ароматный напиток насыщенного цвета. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара.
Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.
Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. За столом было самое почетное место — под образами, туда садились хозяева или оно отводилось самым дорогим гостям. Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая на палец от края чашки, что считалось хорошим тоном.
Традиция пить чай не из чашек, а из блюдец возникла именно в связи с распространением самоваров. В самоваре, как правило, находился кипяток, пить который было невозможно, а ждать, когда он остынет - долго. В блюдце же чай остывал быстро. Чаепитие из блюдца стало важной составляющей целой чайной церемонии, сложившейся в России в XIX веке. Чтобы показать, что чаепитие окончено и гость больше чаю не хочет, гость переворачивал свою чашку на блюдце. То же самое означал перевернутый стакан у бедных слоев населения, и ложечка, оставленная в чашке — у знати.
При сервировке праздничного стола для чаепития его положено накрывать красивой скатертью и обязательно белоснежной кружевной. Чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю подавалось обилие традиционных сушек, баранок, пряников, сухари, бублики, мелко колотый сахар. И, конечно, на столе должно стоять варенье. Это исконно русское лакомство. Ягоды должны быть целыми, сироп – тягучим.
Сахар в XIX веке был совсем непохож на нынешний, он был неосветленным, желтоватого цвета и большой спрессованной грудой, хозяин дома откалывал его кусками от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску» или, как тогда говорили, «с угрызением». Колотый сахар был плотным и не растворялся моментально, он был «долгоиграющим», как леденец, что помогало растянуть удовольствие. Колотый сахар подавали в общей вазочке, для него необходимо было использовать специальные щипцы, с помощью которых необходимое количество кусочков можно положить себе в чай или на блюдце. Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску, откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем, ну и конечно, лакомились пряниками, калачами, блинами, вареньем и медом. И, конечно, как и сегодня, в чай добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки. Мед, варенье и сахар подавали к чаю отдельно. Так же отдельно подавались к чаю горячие сливки или молоко с пенками, предварительно около часа томленные в керамическом горшочке в русской печке
Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар гудит, шумит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец – самовар
Пословицы, поговорки:
За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
Пей чай, беды не знай!
С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
Чай не пьёшь – где силу берёшь?
Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!
Чай пить – приятно жить!
Выпьешь чайку – позабудешь тоску!
Чай пить – не дрова рубить.
Самовар кипит – уходить не велит.
Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.
В Тулу со своим самоваром не ездят.
Выпей чайку - позабудешь тоску .
С чая лиха не бывает!
Пей чай, не вдавайся в печаль!
Частушки.
1. На столе у нас пирог, пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек чайные частушки.
2. В пляске не жалей ботинки! Предлагаю чай друзьям
Если в чашке есть чаинки, значит, письма пишут нам!
3.Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.
4. Посидеть за самоваром рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
5. Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.
К потолку пускает пар наш красавец самовар.
Ведущая: Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “Чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи.
Шуточные стихи. (Читают дети)
1. Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
2. Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу,
Да петрушки корешок.
3. Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подать.
4. Гости с барином плевались,
Сам он даже озверел,
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
5. Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить.
А потом- то догадался,
Что забыл я посолить.
Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник - Пряник – разгоняй! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение – Пряник-разгоняй!
Посиделки – вечеринки,
У кого ты не спроси,-
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря до новых встреч!
Сладкий праздник РАЗГОНЯЙ, посиделки закрывай!
Чай на Кавказе — святой напиток. Представить народы Закавказья без дружеских чаепитий невозможно. Как и во многих странах, в горных республиках издревле сформировались свои этнические традиции, связанные с чаепитием.
Кавказцы пьют и черный, и зеленый, и травяной чай. Но у определенных народностей существуют и свои пристрастия к рецептуре напитка. Например, черкесы любят пить чай с молоком и травяной чай, приготовленный из особой луговой горной травы. Чабрец у них также традиционно популярен.
А вот у адыгеев предпочтение отдается зеленому чаю с молоком, солью и перцем. Причем на Кавказе подается он обычно с едой: лепешками, маслом, сыром и медом.