СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал "Дополнительная образовательная программа "Спортивные игры" (7-8класс. 1ч в неделю)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 13-15 лет.

Программа рассчитана на 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Дополнительная образовательная программа "Спортивные игры" (7-8класс. 1ч в неделю)»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа села Батурино

Асиновского района Томской области







Принято

на заседании пед.совета

Протокол от ______№ ____



УТВЕРЖДЕНО Директор школы

___________ Н.И.Чурилова

« ____ » __________ г.






Дополнительная общеобразовательная программа

«Спортивные игры»


Направленность программы: физкультурно-спортивная

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 13-15лет

Срок реализации программы: 1 год










Автор-составитель программы:

Обеднин Сергей Михайлович,

учитель физической культуры,

1 кв.категория











Батурино 2022

Оглавление


  1. Пояснительная записка ________________________________________ 3


  1. Цели, задачи курса____________________________________________ 3


  1. Планируемые результаты курса_________________________________ 4


  1. Формы аудиторных занятий____________________________________ 4


  1. Учебный план________________________________________________ 4


  1. Календарный учебный график___________________________________ 5


  1. Содержание___________________________________________________ 5


  1. Календарно-тематический план__________________________________ 7


  1. Организационно-педагогические условия_________________________ 8


  1. Методические материалы______________________________________ 9

  2. Оценочные материалы_________________________________________

































Пояснительная записка

Учебные программы по физической культуре предусматривают несколько разделов; лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры лыжная подготовка, плавание и другое в зависимости от возможности школы. Всё многообразие видов деятельности идёт в ущерб отдельной специализации одной из видов деятельности. Данная программа поможет учащимся не только углубить свои знания и умения в отдельных видах деятельности, а именно в спортивных играх, но и приучить к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Целью программы «Спортивные игры» является развитие и совершенствование основных приёмов наиболее популярных и распространённых в нашем районе спортивных игр.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Образовательная область программы «Спортивные игры» призвана сформировать у учащихся устойчивые потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

2. Обучение технике двигательных действий базовых видов спорта и элементам тактического взаимодействия во время соревнований.

3. Развитие физических качеств;

- ловкости,

- быстроты,

- координации движений,

- силовых качеств,

- хорошей пространственной и временной ориентировкой.

4. Развитие морально волевых качеств;

- настойчивости в достижении поставленной цели,

- смелости и решительности,

- коллективизма и товарищества,

- товарищества.

задачами являются:

  • профилактика, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового, физически активного образа жизни;

  • расширить и углубить знания о видах спорта и физкультурно-спортивной деятельности;

  • формировать стойкую мотивацию для систематических занятий различными видами спорта, в частности, футболом;

  • пропаганда здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи;

  • популяризация игровых видов спорта волейбол, футбол, баскетбол;

  • привитие интереса к волейболу, баскетболу и воспитание спор­тивного трудолюбия;
    укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка;

  • развитие качеств необходимых волейболисту и баскетболисту : быстроты, силы, выносливости, ловкости;
    изучение основных приемов техники игры и про­стейших тактических действий в нападении и защите;
    ознакомление с некоторыми теоретическими све­дениями о влиянии физических упражнений на организм занимающихся и об играх в волейбол и баскетбол;
    приобретение опыта участия в соревнованиях.



Методическое обеспечение образовательной программы.

Формы занятий:

  • групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;

  • занятия оздоровительной направленности;

  • праздники;

  • эстафеты, домашние задания.

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

Эффективность реализации программы:

  • информационно-познавательные (беседы, показ);

  • творческие (развивающие игры);

  • методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы)

  • спортивные соревнования;

Занятия позволяют:

  • максимально поднять уровень физического здоровья среди детей среднего и старшего школьного возраста;

  • развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой;

  • развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость, выносливость;

  • сформировать мотивацию к занятиям физической культурой;

  • подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и соревновательной деятельности.

Ожидаемые результаты.


   В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- повысить уровень своей физической подготовленности;

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;

- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;

- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;

- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.

Знать и иметь представление:

  • об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;

  • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;

  • о способах и особенностях движений, передвижений;

  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;

  • о причинах травматизма и правилах предупреждения.

Уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

  • взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.

Формы занятий

  • групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;

  • занятия оздоровительной направленности;

  • праздники;

  • эстафеты, домашние задания.

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

Эффективность реализации программы:

  • информационно-познавательные (беседы, показ);

  • творческие (развивающие игры);

  • методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы)

  • спортивные соревнования;

Календарный учебный график

Вид деятельности Тема занятия часы

Теория

Охрана труда. Основные правила игр.

Девушки

Юноши

4

4

Общая физическая подготовка (ОФП)

Упражнения на развитие основных физических качеств.

3

3

Специальная физическая подготовка (СФП)

Упражнения на развитие специальных физических качеств.

2

2

Соревнование

Соревнования по видам спорта

3

3

Основы судейство

Особенности судейства по видам спорта. Практика судейства.

2

2

Футбол

Вид спорта.

-

6

Баскетбол

Вид спорта.

6

6

Волейбол

Вид спорта.

6

6

Русская лапта


6

-

Настольный теннис

Вид спорта.

3

3

итого

35

35


Содержание


Физическая подготовка занимает 40—45% общего вре­мени и способствует в основном дальнейшему развитию двигательных качеств, общей тренированности. Повыша­ется удельный вес специальной физической подготовки (соотношение общей и специальной физической подготов­ки должно составлять примерно 1:2).

Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и преимущественно направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и спе­циальной выносливости (особенно в прыгучести и в удар­ных движениях).

Технической подготовке отводится примерно 35—40% общего времени. Основное внимание уделяется освоению и совершенствованию техники владения мячом и техники перемещения в условиях, приближенных к игровой обста­новке, с учетом функций, выполняемых игроками.

Тактическая подготовка на этом этапе начинает пре­обладать (25—30% общего времени). Значительное вни­мание уделяется освоению и совершенствованию индиви­дуальных действий с учетом выполнения игроками обя­занностей в команде, осваиваются новые групповые взаимодействия и командные действия, а также уточня­ются и совершенствуются ранее изученные коллективные действия. Уточняются составы команд и функции отдель­ных игроков.

Индивидуальные, групповые и командные действия совершенствуются в защите и в нападении в основном в условиях игровой и соревновательной обстановки.

Средства, применяемые на втором этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения специальной физиче­ской подготовки, специальные упражнения в технике и тактике, учебные и товарищеские игры.
В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяется повышению переносимости тренировочных нагрузок, индивидуальным средствам тренировки и сыгровке команд к предстоящим соревно­ваниям.
В теоретической подготовке предусматривается изуче­ние материалов по общим основам тренировки, анализ записей в дневниках, выполнение индивидуальных зада­ний, выступление на теоретических занятиях с сообщения­ми на различные темы технической и тактической подго­товки. В конце этого этапа проводятся контрольные испыта­ния по физической и технической подготовке, контроль­ные и товарищеские встречи, в которых проверяется тех­нико-тактическое мастерство команды и отдельных игро­ков. Основные формы тренировки на данном этапе — ком­плексные занятия по физической, технической и тактиче­ской подготовке, тематические тренировки по игровой подготовке, контрольные встречи и сыгровка команд в подводящих соревнованиях.
Динамика нагрузки характеризуется уменьшением об­щего объема и дальнейшим возрастанием ее интенсивно­сти до уровня соревновательной и выше.
Главная задача соревновательного периода — дости­жение стабильных максимальных результатов. Поэтому следует обращать внимание на сохранение и улучшение спортивной формы, устранение недостатков, выявленных в играх, на техническую, тактическую и психологическую подготовку к каждой конкретной игре, учитывая возмож­ности противника и свои.
Физическая подготовка направлена на достижение вы­сокой тренированности, сохранение ее на этом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренирован­ности.
Техническая подготовка должна обеспечить дальней­шее совершенствование точности, быстроты и стабильно­сти применения приемов в сложных условиях.
В тактической подготовке уточняются формы ведения игры и действия отдельных игроков с учетом игры кон­кретного противника и устраняются недостатки, выявлен­ные в предыдущих встречах.
Психологическая подготовка должна обеспечить мак­симальную мобилизацию и готовность волейболиста к каждой календарной игре и соревнованиям в целом.
В моральной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевых качеств, связанных с не­посредственным участием игрока в соревнованиях: воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игро­вых действиях, воли в преодолении отрицательных эмо­ций во время соревнований (неуверенность в себе, боязнь действовать решительно и активно в наиболее ответствен­ные моменты игры, подавленность, связанная с отдельны­ми неудачами).
Теоретическая подготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательном периоде, а также на расширение знаний, способствующих успешно­му росту спортивного мастерства и выступлению в сорев­нованиях.                               
Средства, применяемые в соревновательном периоде:
специальные игровые упражнения, двусторон­ние игры, а также упражнения специальной физической подготовки, совершенствования в технике игровых прие­мов, а также в групповых и командных тактических действиях.

Календарно – тематическое планирование программы

Девочки. 1 час в неделю, 34 недели, всего 35 часов


№ урока

Тема урока

Месяц

теория

Охрана труда №59 Основные правила игры в футбол.

Сентябрь

ОФП

Бег ОРУ беговые упражнения.
Русская лапта

Удары битой по летящему мячу.


Приём катящегося мяча, после удара.

Соревнование по правилам игры.

Теория

Основные правила игры в баскетбол.

Октябрь

ОФП

Бег. ОРУ беговые упражнения. Работа с набивными мячами.

Баскетбол

Бросок мяча двумя руками от груди.

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Бросок мяча в кольцо с расстояния 6.25 м.

Передача мяча от груди двумя руками с отскоком и без.

Декабрь

Передача мяча от щита.

Навесная передача мяча в контратаке.

Судейство

Особенности судейства спортивной игры баскетбол.

Соревнование

Общешкольное соревнование по баскетболу.

Теория

Основные правила игры в волейболе.

Январь

СФП

ОРУ силовые упражнения с собственным весом.


Волейбол

Верхняя передача мяча над собой.

Верхняя передача мяча через сетку.

Верхняя передача мяча в зону 2 и 4.

Нижняя передача мяча над собой.

Нижняя передача мяча через сетку.

Февраль

Нижняя подача через сетку в зону 2, 4 и 6.

Соревнование

Общешкольное соревнование по волейболу.

Теория

Основные правила игры в настольный теннис.

СФП


Бег. ОРУ челночный бег 3х10 м. СФП

Настольный теннис

Подача мяча в настольном теннисе.



Подача мяча с обратным вращением.


Март

Приём мяча и перевод на сторону соперника.


Соревнование Общешкольное соревнование по настольному теннису.

ОФП

Бег 2 км. По пересечённой местности.


Апрель


Русская лапта

Разметка площадки. Судейство


Удары битой по летящему мячу.


Удары по мячу. Приём катящегося мяча


Май

Судейство Особенности судейства Русской лапты «Феер-плей».



Календарно – тематическое планирование программы

Юноши. 1 час в неделю, 34 недели, всего 35 часов


№ урока

Тема урока

Месяц

теория

Охрана труда №59 Основные правила игры в футбол.

Сентябрь

ОФП

Бег ОРУ беговые упражнения.
Футбол

Удары по неподвижному мячу.

Удары по катящемуся мячу.

Удары по летящему мячу.

Октябрь

Теория

Основные правила игры в баскетбол.

ОФП

Бег. ОРУ беговые упражнения. Работа с набивными мячами.

Баскетбол

Бросок мяча двумя руками от груди.

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Декабрь

Бросок мяча в кольцо с расстояния 6.25 м.

Передача мяча от груди двумя руками с отскоком и без.

Передача мяча от щита.

Навесная передача мяча в контратаке.

Январь

Судейство

Особенности судейства спортивной игры баскетбол.

Соревнование

Общешкольное соревнование по баскетболу.

Теория

Основные правила игры в волейболе.

СФП

ОРУ силовые упражнения с собственным весом.

Февраль

Волейбол

Верхняя передача мяча над собой.

Верхняя передача мяча через сетку.

Верхняя передача мяча в зону 2 и 4.

Нижняя передача мяча над собой.

Нижняя передача мяча через сетку.

Март

Нижняя подача через сетку в зону 2, 4 и 6.

Соревнование

Общешкольное соревнование по волейболу.

Теория

Основные правила игры в настольный теннис.

СФП

Бег. ОРУ челночный бег 3х10 м. СФП

Апрель

Настольный теннис

Подача мяча в настольном теннисе.


Подача мяча с обратным вращением.


Приём мяча и перевод на сторону соперника.


Соревнование Общешкольное соревнование по настольному теннису.

Май

ОФП

Бег 2 км. По пересечённой местности.


Футбол

Ведение мяча по прямой с ударом по воротам.

Ведение мяча с изменением направления и скорости.
Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника.
Судейство Особенности судейства футбольных матчей «Феер-плей».

Методические материалы для реализации программы

Место проведения:

  • Спортивная площадка;

  • Класс (для теоретических занятий);

  • Спортивный зал.


Инвентарь:

  • Волейбольные мячи;

  • Баскетбольные мячи;

  • Футбольные мячи;

  • Кегли или городки;

  • Скакалки;

  • Теннисные мячи;

  • Малые мячи;

  • Гимнастическая стенка;

  • Гимнастические скамейки;

  • Сетка волейбольная;

  • Щиты с кольцами;

  • Секундомер;

  • Маты;

  • Ракетки;

  • Шашки;

  • Обручи.

Анализ результатов

освоения программы осуществляется следующими способами:

  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;


  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;


  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности

 планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и

развитию физических качеств (способностей);


  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;


  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями;


  • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.


  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;


  • выполнять упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);


  • выполнять основные технические действия и приёмы в футболе, волейболе и баскетболе, в условиях учебно - игровой деятельности;


  • выполнять подачи и передачи мяча, приёмы и сбросы, удары по воротам и атакующие удары

  • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств (способностей).

Контроль

освоения программы осуществляется следующими способами:

  • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

  • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

  • взаимоконтроль;

  • итоговый контроль умений и навыков;

Похожие файлы