Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа села Батурино
Асиновского района Томской области
Принято на заседании пед.совета Протокол от ______№ ____ | | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________ Н.И.Чурилова « ____ » __________ г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Спортивные игры»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 13-15лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Обеднин Сергей Михайлович,
учитель физической культуры,
1 кв.категория
Батурино 2022
Оглавление
Пояснительная записка ________________________________________ 3
Цели, задачи курса____________________________________________ 3
Планируемые результаты курса_________________________________ 4
Формы аудиторных занятий____________________________________ 4
Учебный план________________________________________________ 4
Календарный учебный график___________________________________ 5
Содержание___________________________________________________ 5
Календарно-тематический план__________________________________ 7
Организационно-педагогические условия_________________________ 8
Методические материалы______________________________________ 9
Оценочные материалы_________________________________________
Пояснительная записка
Учебные программы по физической культуре предусматривают несколько разделов; лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры лыжная подготовка, плавание и другое в зависимости от возможности школы. Всё многообразие видов деятельности идёт в ущерб отдельной специализации одной из видов деятельности. Данная программа поможет учащимся не только углубить свои знания и умения в отдельных видах деятельности, а именно в спортивных играх, но и приучить к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Целью программы «Спортивные игры» является развитие и совершенствование основных приёмов наиболее популярных и распространённых в нашем районе спортивных игр.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Образовательная область программы «Спортивные игры» призвана сформировать у учащихся устойчивые потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
2. Обучение технике двигательных действий базовых видов спорта и элементам тактического взаимодействия во время соревнований.
3. Развитие физических качеств;
- ловкости,
- быстроты,
- координации движений,
- силовых качеств,
- хорошей пространственной и временной ориентировкой.
4. Развитие морально волевых качеств;
- настойчивости в достижении поставленной цели,
- смелости и решительности,
- коллективизма и товарищества,
- товарищества.
задачами являются:
профилактика, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового, физически активного образа жизни;
расширить и углубить знания о видах спорта и физкультурно-спортивной деятельности;
формировать стойкую мотивацию для систематических занятий различными видами спорта, в частности, футболом;
пропаганда здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи;
популяризация игровых видов спорта волейбол, футбол, баскетбол;
привитие интереса к волейболу, баскетболу и воспитание спортивного трудолюбия;
укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка;
развитие качеств необходимых волейболисту и баскетболисту : быстроты, силы, выносливости, ловкости;
изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении и защите;
ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями о влиянии физических упражнений на организм занимающихся и об играх в волейбол и баскетбол;
приобретение опыта участия в соревнованиях.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Формы занятий:
групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;
занятия оздоровительной направленности;
праздники;
эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
информационно-познавательные (беседы, показ);
творческие (развивающие игры);
методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы)
спортивные соревнования;
Занятия позволяют:
максимально поднять уровень физического здоровья среди детей среднего и старшего школьного возраста;
развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой;
развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость, выносливость;
сформировать мотивацию к занятиям физической культурой;
подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и соревновательной деятельности.
Ожидаемые результаты.
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Знать и иметь представление:
об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
о способах и особенностях движений, передвижений;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.
Формы занятий
групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;
занятия оздоровительной направленности;
праздники;
эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
информационно-познавательные (беседы, показ);
творческие (развивающие игры);
методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы)
спортивные соревнования;
Календарный учебный график
№ | Вид деятельности | Тема занятия | часы |
| Теория | Охрана труда. Основные правила игр. | Девушки | Юноши |
4 | 4 |
| Общая физическая подготовка (ОФП) | Упражнения на развитие основных физических качеств. | 3 | 3 |
| Специальная физическая подготовка (СФП) | Упражнения на развитие специальных физических качеств. | 2 | 2 |
| Соревнование | Соревнования по видам спорта | 3 | 3 |
| Основы судейство | Особенности судейства по видам спорта. Практика судейства. | 2 | 2 |
| Футбол | Вид спорта. | - | 6 |
| Баскетбол | Вид спорта. | 6 | 6 |
| Волейбол | Вид спорта. | 6 | 6 |
| Русская лапта | | 6 | - |
| Настольный теннис | Вид спорта. | 3 | 3 |
| итого | 35 | 35 |
Содержание
Физическая подготовка занимает 40—45% общего времени и способствует в основном дальнейшему развитию двигательных качеств, общей тренированности. Повышается удельный вес специальной физической подготовки (соотношение общей и специальной физической подготовки должно составлять примерно 1:2).
Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и преимущественно направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости (особенно в прыгучести и в ударных движениях).
Технической подготовке отводится примерно 35—40% общего времени. Основное внимание уделяется освоению и совершенствованию техники владения мячом и техники перемещения в условиях, приближенных к игровой обстановке, с учетом функций, выполняемых игроками.
Тактическая подготовка на этом этапе начинает преобладать (25—30% общего времени). Значительное внимание уделяется освоению и совершенствованию индивидуальных действий с учетом выполнения игроками обязанностей в команде, осваиваются новые групповые взаимодействия и командные действия, а также уточняются и совершенствуются ранее изученные коллективные действия. Уточняются составы команд и функции отдельных игроков.
Индивидуальные, групповые и командные действия совершенствуются в защите и в нападении в основном в условиях игровой и соревновательной обстановки.
Средства, применяемые на втором этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения специальной физической подготовки, специальные упражнения в технике и тактике, учебные и товарищеские игры.
В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяется повышению переносимости тренировочных нагрузок, индивидуальным средствам тренировки и сыгровке команд к предстоящим соревнованиям.
В теоретической подготовке предусматривается изучение материалов по общим основам тренировки, анализ записей в дневниках, выполнение индивидуальных заданий, выступление на теоретических занятиях с сообщениями на различные темы технической и тактической подготовки. В конце этого этапа проводятся контрольные испытания по физической и технической подготовке, контрольные и товарищеские встречи, в которых проверяется технико-тактическое мастерство команды и отдельных игроков. Основные формы тренировки на данном этапе — комплексные занятия по физической, технической и тактической подготовке, тематические тренировки по игровой подготовке, контрольные встречи и сыгровка команд в подводящих соревнованиях.
Динамика нагрузки характеризуется уменьшением общего объема и дальнейшим возрастанием ее интенсивности до уровня соревновательной и выше.
Главная задача соревновательного периода — достижение стабильных максимальных результатов. Поэтому следует обращать внимание на сохранение и улучшение спортивной формы, устранение недостатков, выявленных в играх, на техническую, тактическую и психологическую подготовку к каждой конкретной игре, учитывая возможности противника и свои.
Физическая подготовка направлена на достижение высокой тренированности, сохранение ее на этом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренированности.
Техническая подготовка должна обеспечить дальнейшее совершенствование точности, быстроты и стабильности применения приемов в сложных условиях.
В тактической подготовке уточняются формы ведения игры и действия отдельных игроков с учетом игры конкретного противника и устраняются недостатки, выявленные в предыдущих встречах.
Психологическая подготовка должна обеспечить максимальную мобилизацию и готовность волейболиста к каждой календарной игре и соревнованиям в целом.
В моральной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевых качеств, связанных с непосредственным участием игрока в соревнованиях: воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игровых действиях, воли в преодолении отрицательных эмоций во время соревнований (неуверенность в себе, боязнь действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты игры, подавленность, связанная с отдельными неудачами).
Теоретическая подготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательном периоде, а также на расширение знаний, способствующих успешному росту спортивного мастерства и выступлению в соревнованиях.
Средства, применяемые в соревновательном периоде:
специальные игровые упражнения, двусторонние игры, а также упражнения специальной физической подготовки, совершенствования в технике игровых приемов, а также в групповых и командных тактических действиях.
Календарно – тематическое планирование программы
Девочки. 1 час в неделю, 34 недели, всего 35 часов
№ урока | | Тема урока | Месяц |
| теория | Охрана труда №59 Основные правила игры в футбол. | Сентябрь |
| ОФП | Бег ОРУ беговые упражнения. |
| Русская лапта | Удары битой по летящему мячу. |
| Приём катящегося мяча, после удара. |
| Соревнование по правилам игры. |
| Теория | Основные правила игры в баскетбол. | Октябрь |
| ОФП | Бег. ОРУ беговые упражнения. Работа с набивными мячами. |
| Баскетбол | Бросок мяча двумя руками от груди. |
| Бросок мяча одной рукой от плеча. |
| Бросок мяча в кольцо с расстояния 6.25 м. |
| Передача мяча от груди двумя руками с отскоком и без. | Декабрь |
| Передача мяча от щита. |
| Навесная передача мяча в контратаке. |
| Судейство | Особенности судейства спортивной игры баскетбол. |
| Соревнование | Общешкольное соревнование по баскетболу. |
| Теория | Основные правила игры в волейболе. | Январь |
| СФП | ОРУ силовые упражнения с собственным весом. |
| Волейбол | Верхняя передача мяча над собой. |
| Верхняя передача мяча через сетку. |
| Верхняя передача мяча в зону 2 и 4. |
| Нижняя передача мяча над собой. |
| Нижняя передача мяча через сетку. | Февраль |
| Нижняя подача через сетку в зону 2, 4 и 6. |
| Соревнование | Общешкольное соревнование по волейболу. |
| Теория | Основные правила игры в настольный теннис. |
| СФП | Бег. ОРУ челночный бег 3х10 м. СФП |
| Настольный теннис | Подача мяча в настольном теннисе. | |
| Подача мяча с обратным вращением. | Март |
| Приём мяча и перевод на сторону соперника. |
| Соревнование | Общешкольное соревнование по настольному теннису. |
| ОФП | Бег 2 км. По пересечённой местности. | Апрель |
| Русская лапта | Разметка площадки. Судейство |
| Удары битой по летящему мячу. |
| Удары по мячу. Приём катящегося мяча | Май |
| Судейство | Особенности судейства Русской лапты «Феер-плей». |
Календарно – тематическое планирование программы
Юноши. 1 час в неделю, 34 недели, всего 35 часов
№ урока | | Тема урока | Месяц |
| теория | Охрана труда №59 Основные правила игры в футбол. | Сентябрь |
| ОФП | Бег ОРУ беговые упражнения. |
| Футбол | Удары по неподвижному мячу. |
| Удары по катящемуся мячу. |
| Удары по летящему мячу. | Октябрь |
| Теория | Основные правила игры в баскетбол. |
| ОФП | Бег. ОРУ беговые упражнения. Работа с набивными мячами. |
| Баскетбол | Бросок мяча двумя руками от груди. |
| Бросок мяча одной рукой от плеча. | Декабрь |
| Бросок мяча в кольцо с расстояния 6.25 м. |
| Передача мяча от груди двумя руками с отскоком и без. |
| Передача мяча от щита. |
| Навесная передача мяча в контратаке. | Январь |
| Судейство | Особенности судейства спортивной игры баскетбол. |
| Соревнование | Общешкольное соревнование по баскетболу. |
| Теория | Основные правила игры в волейболе. |
| СФП | ОРУ силовые упражнения с собственным весом. | Февраль |
| Волейбол | Верхняя передача мяча над собой. |
| Верхняя передача мяча через сетку. |
| Верхняя передача мяча в зону 2 и 4. |
| Нижняя передача мяча над собой. |
| Нижняя передача мяча через сетку. | Март |
| Нижняя подача через сетку в зону 2, 4 и 6. |
| Соревнование | Общешкольное соревнование по волейболу. |
| Теория | Основные правила игры в настольный теннис. |
| СФП | Бег. ОРУ челночный бег 3х10 м. СФП | Апрель |
| Настольный теннис | Подача мяча в настольном теннисе. |
| Подача мяча с обратным вращением. |
| Приём мяча и перевод на сторону соперника. |
| Соревнование | Общешкольное соревнование по настольному теннису. | Май |
| ОФП | Бег 2 км. По пересечённой местности. |
| Футбол | Ведение мяча по прямой с ударом по воротам. |
| Ведение мяча с изменением направления и скорости. |
| Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. |
| Судейство | Особенности судейства футбольных матчей «Феер-плей». |
Методические материалы для реализации программы
Место проведения:
Инвентарь:
Волейбольные мячи;
Баскетбольные мячи;
Футбольные мячи;
Кегли или городки;
Скакалки;
Теннисные мячи;
Малые мячи;
Гимнастическая стенка;
Гимнастические скамейки;
Сетка волейбольная;
Щиты с кольцами;
Секундомер;
Маты;
Ракетки;
Шашки;
Обручи.
Анализ результатов
освоения программы осуществляется следующими способами:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и
развитию физических качеств (способностей);
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять основные технические действия и приёмы в футболе, волейболе и баскетболе, в условиях учебно - игровой деятельности;
выполнять подачи и передачи мяча, приёмы и сбросы, удары по воротам и атакующие удары
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств (способностей).
Контроль
освоения программы осуществляется следующими способами:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
итоговый контроль умений и навыков;