Тема: Образовательные программы по профилактике вредных привычек
Слайд. 1
Человеческий организм приобрел огромный запас прочности, который во много раз превышает нагрузки, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Если правильно использовать все возможности мозга человека, то можно освоить программу трех университетов и с легкостью говорить на шести языках.
Реализация данных возможностей зависит от привычек, которые приобретаются в основном в детском возрасте. Сформировавшиеся в детском возрасте привычки не всегда бывают положительными.
У каждого из нас есть свои слабости, которые по-разному отражаются на нашем образе жизни, здоровье и социальном положении. Некоторые из слабостей перерастают во вредные привычки, которые не несут нам и окружающим нас людям ничего хорошего.
Слайд.2
Классификация вредных привычек
Вредные привычки — навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении человека, его физическом и психическом развитии.
К вредным привычкам относят те, что, с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека, а с другой – вызывают неприязненное и часто брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.
Из статистических данных по этой проблеме, выделяем перечень основных вредных привычек, относящихся к подростковому возрасту:
·пристрастие к наркотикам;
·пристрастие к алкоголю;
·табакокурение;
·неправильное питание;
·игромания;
·ненормативная лексика.
Слайд. 3
Концепция программы.
Программа по профилактике вредных зависимостей в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им.
Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.
Слайд.4
Цель.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в профилактической программе следующие цели:
развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;
формирование потребности вести здоровый образ жизни;
содействие воспитанию нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
выявление особенностей личности обучающихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни;
первичная профилактика рискованного поведения и социально-значимых заболеваний среди подростков посредством формирования системы духовнонравственных ориентиров.
Слайд.5
Задачи, решаемые данной программой:
Формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактической деятельности для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики.
Мониторинг состоянии организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка её эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с вредной зависимостью обучающимися.
Исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся.
Формировать у обучающихся устойчивого отрицательного отношения к вредной зависимости.
Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.
Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников, представлений об этических общечеловеческих ценностях.
Формировать психологические компетентности как важного ресурса духовно-нравственного роста (развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения);
Формирование навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своим взглядами, убеждениями, ценностями;
Развитие умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки:
Формирование навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь;
Формирование навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения;
Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.
Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.
Информировать подростков о рискованном поведении и сопряженных с ним проблемах, развитие представлений об основных источниках риска.
Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Слайд.6
Принципы, на которых строится программа
1.Системно-структурная группа принципов:
2.Социальная группа принципов:
-деловитость;
-активная инициатива и опережение;
-выработка индивидуальных и социальных установок.
3.Психологическая группа принципов:
-правдивость;
-доверие;
-поддержка и стимулирование;
-скрытое оздоровительно-профилактическое воздействие.
Слайд. 7
Основание для разработки программы:
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44\25 Генеральной ассамблеей от 20 ноября 1989 года.
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 24 июня 199 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000Н№ 103 –ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170 –ФЗ).
Федеральный закон от 8 января 1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).
Слайд.8
Структура программы.
Программа состоит из занятий. Основные типы уроков - комбинированные, которые проводятся по классической схеме: беседа ,изучение нового , практика ,закрепление. Некоторые уроки проводятся в форме игры, используются активные методы, изложение материала в форме устного рассказа, демонстрация фрагментов кинофильма и т. д. Все формы, методы, приемы изучения нового материала предполагают переход самих школьников от пассивных слушателей в активных участников уроков.
Слайд.9
Методы и формы реализации программы:
Методы социальной работы:
методы социальной диагностики;
метод социальной адаптации;
методы социальной реабилитации;
социально –экономические методы;
Методы социальной профилактики:
методы социального контроля;
метод социального анализа;
мониторинг;
Психологические методы:
психодиагностические методы;
психокоррекционные методы;
методы психического консультирования;
метод поведенческих навыков;
Педагогические методы:
организационные методы (поручение, требование, состязание, создание ситуации успеха);
методы воспитания (внушение, призыв);
методы организации социально- педагогического взаимодействия.
Слайд. 10
Прогнозируемый результат:
повышение возраста начала первой пробы среди обучающихся;
повышение знаний обучающихся о вреде табака;
формирование умения противостоять групповому давлению и умению говорить «нет»;
увеличение количества обучающихся, ведущих здоровый образ жизни;
доведение до минимума количество курящих учителей;
наработка опыта по организации и проведению работы по профилактике табакокурения.
Слайд.11
Требования к специалистам, реализующим программу.
Программу реализует педагог в рамках профессиональной компетентности которого имеется проведение специально-организованных развивающих занятий.
Для этого педагогу необходимо иметь:
высшее педагогическое образование или диплом переподготовки в
области психологии;
иметь психолого-педагогический стаж работы не менее одного года;
умения и навыки разработки учебных программ;
коммуникативную компетентность;
знание возрастных особенностей подростков;
опыт проведения развивающих занятий;
развитые морально-нравственные качества.
Слайд.12
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для
реализации программы.
Занятия проводятся в комнате психологической разгрузки или в кабинете педагога-психолога. Можно проводить занятия в обыкновенном школьном кабинете, при условии его подготовки перед началом занятия. Для проведения занятий необходимо: просторное помещение, наличие магнитофона и всех канцелярских изделий, используемых подростками во время занятий (бумага, фломастеры, ватманы, ручки, цветные карандаши и т.д.). На занятиях применяются активные методы групповой работы – занятия с элементами тренинга, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры. Они имеют широкие развивающие возможности.
Слайд. 13
Этапы реализации программ
Подготовительный этап.
Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.
Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.
Основной этап.
Реализация мероприятий программы.
Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:
Участие в акциях.
Декада здоровья (комплекс мероприятий).
«Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.
Спортивные мероприятия.
Классные часы, беседы по данной проблеме.
Аналитический этап.
Слайд.14
Механизм реализации программ осуществляется через:
мониторинговые исследования и определение перспектив.
взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.
внедрение здоровье сберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.
привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурениясреди несовершеннолетних
повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.
Слайд.15
Участники программ:
Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурениясреди несовершеннолетних. Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 7 до 16 лет.
Слайд.16
Управление, контроль, мониторинг:
Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, библиотекарь.
Слайд.17
Программы предполагают:
Организацию управления и контроля системы профилактической работы в школе.
Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических веществ, алкоголя на организм человека и его последствиях.
Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.
Индивидуальную работу с учащимися.
Работу с родителями.
Слайд.18
Основные требования к условиям реализации программ:
продолжительность одного занятия не более 30 минут;
курс занятий краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;
группа может быть довольно большой (15-20 человек), объединенной в один класс большей частью случайно, а не только в силу индивидуальных психологических особенностей;
занятия может вести классный руководитель один раз в четверть перед учащимися выступает заместитель директора по учебно-воспитательной работе, один раз в полугодие – инспектор по делам несовершеннолетних.
Слайд.19
Профилактические программы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных учреждениях.
№ | Название программы | Авторы | Аннотации программы |
Программы профилактики в младшем школьном возрасте |
1 | Полезные привычки. Полезные навыки | Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С.. | Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми. Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков, разделенные на четыре блока по два урока в каждом. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления. |
2 | Программа педагогическойпрофилактической профилактики наркотизма среди младших школьников | Макеева А.Г., Лысенко И.В. | Программа рассчитана на учащихся 2-3 классов. Цель: предупреждение вредных привычек. Антинаркогенные занятия предполагается проводить в рамках уроков естествознания, ОБЖ или во внеурочное время. Основной формой организации профилактической работы является игра. Соведущими занятия являются сказочные персонажи. |
| Программа профилактики злоупотребления ПАВ у младших школьников «Волшебная страна Чувств» | Гусева Н.А. | Программа первичной профилактики ПАВ. Цель: гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы, формирование и укрепление антинаркотических установок. Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах |
| Программа «Все цвета, кроме черного» | Безруких М.М. | Программа предназначена для учащихся начальных классов. Цель программы - формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Программа представлена в виде учебно-методического комплекта, состоящего из методического пособия для учителя, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2, 3, 4 классов. Использование комплекта "Все цвета, кроме черного" определяется его модульным характером, что предполагает: Реализация комплекта может также осуществляться за счет регионального или школьного компонента учебного плана. |
Программы профилактики в среднем школьном и старшем подростковом возрасте |
| Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами | Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. | Программа рассчитана на детей 5-7 классов и может быть успешно реализована в структуре внеклассной работы школьного коллектива, является развитие у подростков значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы. Программа состоит из двух основных частей, включающих подробное описание занятий с детьми и родителями, приложения и рабочей тетради для учащихся: занятия, предлагаемые программой, рассчитаны в среднем на 2-3 часа. Их рекомендуется проводить один раз в неделю, однако занятия по материалу первых трех разделов можно объединить в единый тренинг и провести его на осенних или зимних каникулах. |
| «Перешеек». Учебно- профилактическая программа. | Ананьев В.А. | Программа отражает основную идею – научить школьников преодолевать трудности. Цель: первичная профилактика наркозависимости через самосознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности и выработку навыков здорового стиля жизни. Занятия, предусмотренные программой, можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. Форма проведения занятий: психологический тренинг. |
| Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. | Соловов А.В. | В основу положена программа «Life skills» В. Спрангера. Цель: формирование у школьников отрицательного отношения к наркотикам. Основным принципом программы является строгий учет особенностей ребенка. Методика предполагает непрерывное обучение, как в учебное время, так и в оздоровительных лагерях. |
| Программа «Путешествие во времени» | Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородцева М.Н. | Программа представляет собой цикл из 10 групповых занятий. Цель: самостоятельное преодоление опасных привычек. Основная форма работы – групповая с использованием различных методов и упражнений. |
| «Мой выбор». Спецкурс обучения учащихся 8-9 классов основной средней школы. | Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. | Цель: сформировать у учащихся первичные умения анализировать информацию, необходимую для принятия ответственных решений, потребность принимать решения, связанные с важными личными проблемами. Курс является практико-ориентированным, так как его основное содержание непосредственно связано с жизнью. |
| Формирование здорового жизненного стиля. | Сирота Н.А., Ялтонский В.М, Зыков О.В. и др. Сирота Н.А., Ялтонский В.М, Зыков О.В. и др. | Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. Программа предполагает работу с подростками среднего и старшего возраста. Цель: формирование здорового стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими ПАВ. В процессе реализации программы проводится работа по подготовке волонтеров из среды подростков. Методы работы: групповая работа, тренинг поведения, дискуссии и др. |
Комплексные и универсальные программы профилактики злоупотребления психоактивных веществ у несовершеннолетних |
| Уроки профилактики наркомании в школе | Николаева Л.П., Колесов В.Д. | Содержание программы построено на основе принципов педагогической наркологии, Цель: формирование отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления. Уроки содержат доступный для усвоения детьми материал, соответственно для младших, средних и старших классов. Дополнительно дается информация о признаках наркотического опьянения, краткий словарь терминов, а также анкета для учащихся, содержащая вопросы для проверки усвоения ими учебного материала и позволяющая оценить степень их устойчивости к наркогенному давлению среды. |
| Школьная валеология. Образовательная программа по валеологии для школьников | Зайцев Г.К. | Программа представляет собой интегрированный курс валеологии. Цель:: формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни; половое и физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития. |
Программы развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами |
| «Ровесник – ровеснику» | Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д. | В основе программы лежит установка на изменение отношения к употреблению наркотиков через ситуационную обусловленность. Цель: создание и поддержка молодежного антинаркотического движения с целью формирования адекватного отношения к употреблению наркотиков в среде сверстников. |
12