СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к презентации "Образовательные программы по профилактике вредных привычек"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вредные привычки        — навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении человека, его физическом и психическом развитии.

К вредным привычкам относят те, что, с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека, а с другой – вызывают неприязненное и часто брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к презентации "Образовательные программы по профилактике вредных привычек"»

Тема: Образовательные программы по профилактике вредных привычек


Слайд. 1

Человеческий организм приобрел огромный запас прочности, который во много раз превышает нагрузки, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Если правильно использовать все возможности мозга человека, то можно освоить программу трех университетов и с легкостью говорить на шести языках.

Реализация данных возможностей зависит от привычек, которые приобретаются в основном в детском возрасте. Сформировавшиеся в детском возрасте привычки не всегда бывают положительными.

У каждого из нас есть свои слабости, которые по-разному отражаются на нашем образе жизни, здоровье и социальном положении. Некоторые из слабостей перерастают во вредные привычки, которые не несут нам и окружающим нас людям ничего хорошего.

Слайд.2

Классификация вредных привычек

Вредные привычки — навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении человека, его физическом и психическом развитии.

К вредным привычкам относят те, что, с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека, а с другой – вызывают неприязненное и часто брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.

Из статистических данных по этой проблеме, выделяем перечень основных вредных привычек, относящихся к подростковому возрасту:

·пристрастие к наркотикам;

·пристрастие к алкоголю;

·табакокурение;

·неправильное питание;

·игромания;

·ненормативная лексика.


Слайд. 3

Концепция программы.

Программа по профилактике вредных зависимостей в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им.

Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.


Слайд.4

Цель.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в профилактической программе следующие цели:

  • развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся;

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;

  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;

  • содействие воспитанию нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;

  • выявление особенностей личности обучающихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни;

  • первичная профилактика рискованного поведения и социально-значимых заболеваний среди подростков посредством формирования системы духовнонравственных ориентиров.


Слайд.5

Задачи, решаемые данной программой:

  • Формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактической деятельности для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики.

  • Мониторинг состоянии организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка её эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с вредной зависимостью обучающимися.

  • Исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся.

  • Формировать у обучающихся устойчивого отрицательного отношения к вредной зависимости.

  • Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.

  • Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников, представлений об этических общечеловеческих ценностях.

  • Формировать психологические компетентности как важного ресурса духовно-нравственного роста (развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения);

  • Формирование навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своим взглядами, убеждениями, ценностями;

  • Развитие умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки:

  • Формирование навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь;

  • Формирование навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения;

  • Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

  • Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

  • Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

  • Информировать подростков о рискованном поведении и сопряженных с ним проблемах, развитие представлений об основных источниках риска.

  • Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни.


Слайд.6

Принципы, на которых строится программа

1.Системно-структурная группа принципов:

        • -непрерывность;

        • -повторение;

        • -конкретность и доступность;

        • -стратегическая целостность.

2.Социальная группа принципов:

  • -деловитость;

  • -активная инициатива и опережение;

  • -выработка индивидуальных и социальных установок.

3.Психологическая группа принципов:

  • -правдивость;

  • -доверие;

  • -поддержка и стимулирование;

  • -скрытое оздоровительно-профилактическое воздействие.


Слайд. 7

Основание для разработки программы:

  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44\25 Генеральной ассамблеей от 20 ноября 1989 года.

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями)

  • Федеральный закон от 24 июня 199 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  • Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000Н№ 103 –ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170 –ФЗ).

  • Федеральный закон от 8 января 1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).



Слайд.8

Структура программы.

Программа состоит из занятий. Основные типы уроков - комбинированные, которые проводятся по классической схеме: беседа ,изучение нового , практика ,закрепление. Некоторые уроки проводятся в форме игры, используются активные методы, изложение материала в форме устного рассказа, демонстрация фрагментов кинофильма и т. д. Все формы, методы, приемы изучения нового материала предполагают переход самих школьников от пассивных слушателей в активных участников уроков.


Слайд.9

Методы и формы реализации программы:

Методы социальной работы:

  • методы социальной диагностики;

  • метод социальной адаптации;

  • методы социальной реабилитации;

  • социально –экономические методы;

Методы социальной профилактики:

  • методы социального контроля;

  • метод социального анализа;

  • мониторинг;

Психологические методы:

  • психодиагностические методы;

  • психокоррекционные методы;

  • методы психического консультирования;

  • метод поведенческих навыков;

Педагогические методы:

  • организационные методы (поручение, требование, состязание, создание ситуации успеха);

  • методы воспитания (внушение, призыв);

  • методы организации социально- педагогического взаимодействия.


Слайд. 10

Прогнозируемый результат:

  • повышение возраста начала первой пробы среди обучающихся;

  • повышение знаний обучающихся о вреде табака;

  • формирование умения противостоять групповому давлению и умению говорить «нет»;

  • увеличение количества обучающихся, ведущих здоровый образ жизни;

  • доведение до минимума количество курящих учителей;

  • наработка опыта по организации и проведению работы по профилактике табакокурения.




Слайд.11

Требования к специалистам, реализующим программу.

Программу реализует педагог в рамках профессиональной компетентности которого имеется проведение специально-организованных развивающих занятий.

Для этого педагогу необходимо иметь:

  • высшее педагогическое образование или диплом переподготовки в
    области психологии;

  • иметь психолого-педагогический стаж работы не менее одного года;
    умения и навыки разработки учебных программ;

  • коммуникативную компетентность;

  • знание возрастных особенностей подростков;

  • опыт проведения развивающих занятий;

  • развитые морально-нравственные качества.


Слайд.12

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для
реализации программы.

Занятия проводятся в комнате психологической разгрузки или в кабинете педагога-психолога. Можно проводить занятия в обыкновенном школьном кабинете, при условии его подготовки перед началом занятия. Для проведения занятий необходимо: просторное помещение, наличие магнитофона и всех канцелярских изделий, используемых подростками во время занятий (бумага, фломастеры, ватманы, ручки, цветные карандаши и т.д.). На занятиях применяются активные методы групповой работы – занятия с элементами тренинга, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры. Они имеют широкие развивающие возможности.


Слайд. 13

Этапы реализации программ

Подготовительный этап.

  • Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.

  • Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

Основной этап.

  • Реализация мероприятий программы.

  • Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:

  • Участие в акциях.

  • Декада здоровья (комплекс мероприятий).

  • «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.

  • Спортивные мероприятия.

  • Классные часы, беседы по данной проблеме.

Аналитический этап.

  • Социальный прогноз.

  • Анализ реализации программы.

  • Оформление отчётов.

  • Оценка результатов.

Слайд.14

Механизм реализации программ осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив.

  • взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.

  • внедрение здоровье сберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

  • привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурениясреди несовершеннолетних

  • повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.


Слайд.15

Участники программ:

  • Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурениясреди несовершеннолетних. Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 7 до 16 лет.

Слайд.16

Управление, контроль, мониторинг:

  • Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, библиотекарь.


Слайд.17

Программы предполагают:

  • Организацию управления и контроля системы профилактической работы в школе.

  • Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических веществ, алкоголя на организм человека и его последствиях.

  • Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.

  • Индивидуальную работу с учащимися.

  • Работу с родителями.

Слайд.18

Основные требования к условиям реализации программ:

  • продолжительность одного занятия не более 30 минут;

  • курс занятий краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;

  • группа может быть довольно большой (15-20 человек), объединенной в один класс большей частью случайно, а не только в силу индивидуальных психологических особенностей;

  • занятия может вести классный руководитель один раз в четверть перед учащимися выступает заместитель директора по учебно-воспитательной работе, один раз в полугодие – инспектор по делам несовершеннолетних.


Слайд.19

Профилактические программы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных учреждениях.


Название программы

Авторы

Аннотации программы

Программы профилактики в младшем школьном возрасте

1

Полезные привычки. Полезные навыки


Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С..

Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми. Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков, разделенные на четыре блока по два урока в каждом. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления.

2

Программа педагогическойпрофилактической профилактики наркотизма среди младших школьников

Макеева А.Г., Лысенко И.В.

Программа рассчитана на учащихся 2-3 классов. Цель: предупреждение вредных привычек. Антинаркогенные занятия предполагается проводить в рамках уроков
естествознания, ОБЖ или во внеурочное время. Основной формой организации профилактической работы является игра. Соведущими занятия являются сказочные персонажи.


Программа профилактики злоупотребления ПАВ у младших школьников

«Волшебная страна Чувств»

Гусева Н.А.

Программа первичной профилактики ПАВ.

Цель: гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы, формирование и укрепление антинаркотических установок. Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах


Программа «Все цвета, кроме черного»

Безруких М.М.

Программа предназначена для учащихся начальных классов.

Цель программы - формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Программа представлена в виде учебно-методического комплекта, состоящего из методического пособия для учителя, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2, 3, 4 классов.

Использование комплекта "Все цвета, кроме черного" определяется его модульным характером, что предполагает: Реализация комплекта может также осуществляться за счет

регионального или школьного компонента учебного плана.

Программы профилактики в среднем школьном и старшем подростковом возрасте


Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами

Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.

Программа рассчитана на детей 5-7 классов и может быть успешно реализована в структуре внеклассной работы школьного коллектива, является развитие у подростков значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы. Программа состоит из двух основных частей, включающих подробное описание занятий с детьми и родителями, приложения и рабочей тетради для учащихся: занятия, предлагаемые программой, рассчитаны в среднем на 2-3 часа. Их рекомендуется проводить один раз в неделю, однако занятия по материалу первых трех разделов можно объединить в единый тренинг и провести его на осенних или зимних каникулах.


«Перешеек». Учебно- профилактическая программа.

Ананьев В.А.

Программа отражает основную идею – научить школьников преодолевать трудности.

Цель: первичная профилактика наркозависимости через самосознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности и выработку

навыков здорового стиля жизни. Занятия, предусмотренные программой, можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. Форма проведения занятий: психологический тренинг.


Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет.

Соловов А.В.

В основу положена программа «Life skills» В. Спрангера. Цель: формирование у школьников отрицательного отношения к наркотикам. Основным принципом программы является строгий учет особенностей ребенка. Методика предполагает непрерывное обучение, как в учебное время, так и в оздоровительных лагерях.


Программа

«Путешествие во времени»

Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородцева

М.Н.

Программа представляет собой цикл из 10 групповых занятий.

Цель: самостоятельное преодоление опасных привычек. Основная форма работы – групповая с использованием различных методов и упражнений.


«Мой выбор». Спецкурс обучения учащихся 8-9 классов основной средней школы.

Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др.

Цель: сформировать у учащихся первичные умения анализировать информацию, необходимую для принятия ответственных решений, потребность принимать решения, связанные с важными личными проблемами. Курс является практико-ориентированным, так как его основное содержание непосредственно связано с жизнью.


Формирование здорового жизненного стиля.


Сирота Н.А., Ялтонский В.М, Зыков О.В. и др. Сирота Н.А., Ялтонский В.М, Зыков О.В. и др.

Программа профилактики злоупотребления

наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. Программа предполагает работу с подростками среднего и старшего возраста. Цель: формирование здорового стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими ПАВ. В процессе реализации программы проводится работа по подготовке волонтеров из среды подростков. Методы работы: групповая работа, тренинг поведения, дискуссии и др.

Комплексные и универсальные программы профилактики злоупотребления психоактивных веществ у несовершеннолетних


Уроки профилактики наркомании в школе

Николаева Л.П., Колесов В.Д.

Содержание программы построено на основе принципов педагогической наркологии,

Цель: формирование отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления. Уроки содержат доступный для усвоения детьми материал, соответственно для младших, средних и старших классов. Дополнительно дается информация о признаках наркотического опьянения, краткий словарь терминов, а также анкета для учащихся, содержащая вопросы для проверки

усвоения ими учебного материала и позволяющая оценить степень их устойчивости к наркогенному давлению среды.


Школьная валеология.

Образовательная программа по валеологии для школьников

Зайцев Г.К.

Программа представляет собой интегрированный курс валеологии. Цель:: формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического

компонента здорового образа жизни; половое и физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития.

Программы развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами


«Ровесник – ровеснику»

Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А.,

Речнов Д.Д.

В основе программы лежит установка на изменение отношения к употреблению наркотиков через ситуационную обусловленность.

Цель: создание и поддержка молодежного антинаркотического движения с целью формирования адекватного отношения к употреблению наркотиков в среде сверстников.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!