Методический материал к презентации
«Общая и моторная плотность организованной образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ»
Слайд 1
Рациональное использование времени и повышение двигательной активности на занятиях во многом зависит от правильного выбора способов организации детей при разучивании, закреплении и совершенствовании основных движений.
Слайд 2
Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
При выборе того или иного способа организации детей учитываются задачи организованной образовательной деятельности по физической культуре и ее содержание, уровень двигательных навыков детей, их физическое развитие и материальная оснащенность физкультурного зала.
Слайд 3
Физкультурные занятия являются одной из основных форм систематического обучения, воспитания и физического развития детей и состоят из трех частей.
Вводная часть включает упражнения, подготавливающие организм к нагрузке – различные виды ходьбы, бега, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки.
В основную часть физкультурного занятия входят общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, способствующие закреплению двигательных навыков, дающие возможность развивать эмоционально-волевую сферу детей.
Заключительная часть, как правило, предполагает проведение упражнений, подвижных игр разной степени подвижности.
Слайд 4
Теперь перейдем к рассмотрению способов обучения основным видам движений.
Поточный способ предусматривает выполнение упражнений по очереди, что неизбежно приводит к ожиданию тем более продолжительному, чем больше детей в группе.
Слайд 5
Фронтальный способ предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми детьми одновременно, что исключает или сокращает до минимума ожидание.
Слайд 6
При групповом способе формируется 2-3 подгруппы детей, каждая получает свое задание. С одной проводится обучение запланированному движению, остальным предлагается выполнение уже знакомых, не требующих страховки упражнений. При использовании данного способа повышается общая и моторная плотность занятия, обеспечивается целесообразная, постепенно нарастающая динамика пульса, появляется возможность закрепления навыков при повторении упражнений. Групповой способ целесообразен в работе со старшими дошкольниками.
Слайд 7
Индивидуальный способ заключается в выполнении упражнения каждым ребенком отдельно. Остальные наблюдают за ним. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого на качество движения, увидеть основные недостатки.
Слайд 8
На каждом физкультурном занятии инструктор должен добиваться достаточной физической нагрузки. Нагрузка должна быть посильна для детей. Для этого необходимо знать какое влияние оказывают физические упражнения на организм ребенка. Это можно определить по динамике пульса.
Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной оси откладывается структура занятия по частям, на вертикальной – прирост пульса.
Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением:
- после вводной части не менее чем на 20-25 %;
- после развивающих упражнений - не менее чем на 50%;
- после обучения основным движениям – не менее чем на 60 %;
- после подвижной игры – до 70-90 %;
- в конце занятия пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо превышает его на 15-20 %.
Слайд 9
Оценка двигательной активности детей на занятиях осуществляется путем вычисления общей и моторной плотности.
При определении общей плотности учитывается время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснения инструктора, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (педагогически оправданная деятельность), за вычетом времени, затраченного на простой детей по вине инструктора, ожидание очереди, восстановление нарушенной дисциплины и т.д. (не педагогически оправданная деятельность).
Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%.
Слайд 10
Моторная плотность физкультурного занятия характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах.
При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%.
Двигательная активность детей зависит от методики организации занятия. Она выше при использовании фронтального, поточного или группового способов организации детей. Но на первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод обучения, в связи с чем, моторная плотность может быть ниже.
Слайд 11
Пути повышения общей и моторной плотности организованной образовательной деятельности по физической культуре:
- Инструктор должен стремиться к максимальному использованию времени, к более рациональной затрате его на разрешение педагогических задач;
- Дети должны быть подготовлены (переодеты) заранее;
- Для более быстрого построения к выполнению упражнений следует использовать ориентиры;
- Во вводной части занятия рекомендуется включать больше знакомых упражнений, изменяя отдельные детали их выполнения;
- Исправлять ошибки детей следует по ходу выполнения упражнений (методическими указаниями);
- В основной части нужно избегать длительных перестроений и пауз, связанных с подготовкой и уборкой мест;
- Использовать разнообразные предметы при выполнении упражнений;
- При подготовке к занятию тщательно продумывать способы организации детей на выполнение физических упражнений;
- Содержание занятия должно быть интересно детям, представлено на достаточно эмоциональном уровне;
- Чаще давать положительную оценку действиям детей, побуждая их к активным двигательным действиям;
- Соблюдать технику безопасности.
Слайд 12
Таким образом, физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.