СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к презентации "Реализация содержания АОП по физической культуре для обучающихся с НОДА"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

    На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АОП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к презентации "Реализация содержания АОП по физической культуре для обучающихся с НОДА"»


Тема: Реализация содержания адаптированной образовательной программы по физической культуре для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3 и 6.4)


Слайд 1

АОП для умственно отсталых обучающихся с НОДА учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Слайд 2

Общая характеристика АОП

Адаптированная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АОП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

Определение одного из вариантов АОП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее ― ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Слайд 3

Варианты АОП обучающихся с НОДА.

На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА.

Вариант 6.1. - адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.

Вариант 6.2. - рекомендуется обучающимся, обнаруживающим помимо двигательных нарушений, негрубую задержку психического развития.

Вариант 6.3. предназначен для образования обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обязательными являются организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей и использование СИПР, которая при необходимости индивидуализируется. Рабочее место каждого обучающегося организуется в соответствии со специфическими потребностями детей с НОДА, особенностями развития и особыми образовательными потребностями конкретного ребёнка.

Вариант 6.4. - предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР — умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, сочетающаяся с двигательными нарушениями, а в ряде случаев еще и с другими расстройствами (сенсорной, эмоционально-волевой патологией), а также соматическими расстройствами.

Слайд 4

Целевое назначение АОП
  1. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и коммуникации в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

  2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, воспроизводить учебные операции. Производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.

  3. Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных процессов обучающихся.


Для достижения этой цели необходимы:

  • расширение прав ребенка и родителей;

  • уважение к личности ребенка;

  • учет образовательных интересов каждого ученика;

  • соответствие образовательного процесса возрасту;

  • обеспечение полноценного психического и физического развития;

  • охрана здоровья детей.

  • создание условий для достижения учащимися определенного уровня ключевых компетенций;

  • создание условий для развития новообразований младшего школьника произвольность, внутренний план действий, рефлексия, эмпатия);

  • развитие культуры учебного труда, коммуникативных навыков;

  • организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на

  • психологические и личностные особенности младших школьников.


Слайд 5

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

- формирование основ учебной деятельности;

- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) на основе усвоения государственного образовательного стандарта;

- адаптация и социализация обучающихся с ОВЗ и инвалидностью к жизни в обществе;

- сохранение и укрепление здоровья;

- предоставление обучающимся возможности накопления социального опыта, сформированных в процессе изучения учебных предметов и знаний, умений и способов деятельности;

- обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;

- развитие личности обучающихся с НОДА в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.


Слайд 6

подходы к формированию АОП

В основу разработки заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АОП для детей с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических (скорость, интенсивность, длительность протекания психических реакций) и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АОП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА требованиями к:

  • структуре образовательной программы;

  • условиям реализации АОП;

  • результатам образования.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.

В контексте разработки АОП реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

  • прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Слайд 7

принципы формирования АОП

В основу формирования АОП образования обучающихся с НОДА и УО положены следующие принципы:

  • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

  • онтогенетический принцип – разработка методики коррекционно-логопедического воздействия (связь речи с др. сторонами психики);

  • принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся;

  • принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»;

  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

  • принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;

  • принцип сотрудничества с семьей.


Слайд 8

Физическое сопровождение

Адаптивная физическая культура (АФК) для детей с НОДА является направленным педагогическим процессом, а также методом активной терапии. Следовательно, физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося.


Физическое сопровождение включает в себя:

  • правильно организованное рабочее место;

  • индивидуальный ортопедический режим;

  • использование техники и приемов перемещения.


Слайд 9

Нормативно-правовую базу разработки АОП образования обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:

Нормативные правовые документы:
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ);

  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

  • Приказ Минобрнауки России от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (СанПиН 2.4.2.3286-15);

  • Устав ОУ.

Слайд 10

Психологический портрет школьника с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Умственно отсталые - это обучающиеся, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).

  • Дети с НОДА составляют широкую и неоднородную группу, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.

  • Дети с НОДА отличаются крайне замедленным темпом психомоторного развития, нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса. У многих детей отмечаются нарушения осанки, сколиоз, деформации костно-мышечной системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей.


Слайд 11

Категории

Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей могут быть обусловлены врожденными или рано приобретенными заболеваниями и повреждениями. В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства.


К первой категории (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с ДЦП. Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и наиболее многочисленной в образовательных учреждениях. Так как двигательные расстройства при ДЦП сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы, то наряду с психолого-педагогической и логопедической коррекцией основная часть детей данной категории нуждается также в лечебной и социальной помощи.


Ко второй категории (с ортопедическим характером двигательных расстройств) относятся дети с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.

Слайд 12

особенности восприятия

Характер и тяжесть двигательных нарушений, возможные нарушения зрения и слуха предопределяют качественные особенности восприятия и переработки любой сенсорной информации, задержку темпа и сроков формирования сложных функций, основанных на интеграции сенсорной информации (зрительно-моторной координации и др.).

Особенности зрительного восприятия характеризуются изменением темпа восприятия, фрагментарностью и недифференцированностью, трудностями фиксации взгляда и удержания его на объекте, зрительного прослеживания за объектом/предметом. У детей с преимущественным поражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение или значительное ограничение полей зрения, что не только затрудняет формирование сложных зрительно-моторных координаций, но и в значительной степени определяет трудности формирования первичных форм зрительной коммуникации (контакта «глаза в глаза»).

Особенности слухового восприятия характеризуются неустойчивостью ориентировочно-поисковых слуховых реакций. Ребенок не всегда ориентируется на источник звука, испытывает затруднения в определении направленности и силы звучания, в различении контрастных звучаний.

Внимание и память имеют ряд особенностей. Часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Требуется дополнительное время для переключения внимания с одного вида деятельности на другой. Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического). Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем операции обобщения.

Часто отмечается эмоциональная лабильность - разнообразные речевые расстройства. В качестве ведущих специалисты выделяют дизартрию (расстройство произносительной стороны речи, при котором расстройства артикуляции сочетаются с нарушениями голоса и дыхания) или анартрию (отсутствие звучащей речи).

Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие ребенка с ДЦП в целом. Однако прогноз психического развития детей с ДЦП связан не только и не столько с глубиной поражения опорно-двигательной системы. Решающее значение здесь имеют компенсаторные возможности ребенка (его внутренние ресурсы) и адекватные условия его социальной адаптации (внешние ресурсы).

Слайд 13

Структура АОП

ФГОС для обучающихся с НОДА с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяет дифференцированно, с учетом особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся, создавать варианты АОП (вариант 6.3, 6.4), которые содержат дифференцированные требования к структуре адаптированной программы, результатам ее освоения и условиям реализации.

В структуре каждого варианта АОП представлены:

  1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цель и задачи, срок освоения АОП и психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся).

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП.

  3. Содержание образования:

  • Учебный план, включающий годовой календарный график организации учебного процесса (календарный учебный график).

  • Рабочие программы учебных предметов.

  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

  • Программа внеурочной деятельности.

  1. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АОП.

  2. Условия реализации АОП:

  • кадровые условия,

  • финансово-экономические условия,

  • материально-технические условия.


Слайд.14

Разделы

Структура АОП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел определяет

  • общее назначение,

  • цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП образовательной организацией,

  • способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП.

Содержательный раздел определяет

  • общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Включает:

  • программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов.

Организационный раздел определяет

  • общие рамки организации образовательного процесса,

  • механизмы реализации АОП образовательной организацией.

Организационный раздел включает:

  • учебный план с пояснительной запиской;

  • годовой учебный календарный график

  • систему специальных условий реализации АОП в соответствии с требованиями ФГОС.

Слайд15

Требования к структуре АОП для обучающихся с НОДА


Слайд 16

Требования к содержанию и организации образовательной деятельности

АОП определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования.

Вариант 6.3. предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения.


Вариант 6.4. предполагает, что обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с НОДА, не имеющих дополнительные ограничения. На основе АОП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с ТМНР. СИПР должна включать:

  • общие сведения об обучающемся;

  • характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

  • индивидуальный учебный план;

  • содержание образования в условиях организации и семьи;

  • условия реализации потребности в уходе и присмотре;

  • перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

  • перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

  • перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

  • средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Кроме того, СИПР может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

При реализации Варианта 6.4. в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является дозированное расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. СИПР предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Слайд 17

Требования к разработке вариантов АОП

На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АОП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Вариант 6.3. предназначен для образования обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обязательными являются организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей и использование СИПР, которая при необходимости индивидуализируется. Рабочее место каждого обучающегося организуется в соответствии со специфическими потребностями детей с НОДА, особенностями развития и особыми образовательными потребностями конкретного ребёнка.

Вариант 6.4. предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР - умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая сочетается с двигательными нарушениями, а в ряде случаев еще и с сенсорной, эмоционально-волевой, а также соматическими расстройствами.

Слайд 18

АОП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса

Обязательная частьвыполняет требования ФГОС и реализуется в ОУ, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитации основным образовательным программам.

Формируемая часть – включает различные направления, выбранные участниками ОО из числа предлагаемых программ или созданных ими самостоятельно. Учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов семьи и педагогов.


Вариант 6.3 Обязательная часть АОП составляет - 70%, часть, формируемая участниками образовательных отношений - 30% от общего объема.

Вариант 6.4. Обязательная часть АОП составляет - 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 40% от общего объема.

В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательного процесса, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающегося.


Слайд 19

Учебный план включает

обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.

Предметная область: Физическая культура, Вариант 6.3.

Предметная область: Адаптивная физическая культура, Вариант 6.4.

Коррекционно-развивающая область: обязательная часть внеурочной деятельности


Слайд 20

обязательные предметные области

Вариант 6.3. Предметная область: Физическая культура.

Основные задачи реализации содержания:

  • Овладение основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций.

  • Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.

  • Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.

  • Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

  • Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни: соблюдение индивидуального режима питания и сна.

  • Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других.

  • Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.

  • Овладение основами доступных видов спорта в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.

  • Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.

  • Воспитание нравственных качеств и свойств личности.


Вариант 6.4. Предметная область: Адаптивная физическая культура (АФК).

Основные задачи реализации содержания:

  • Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

  • Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием ортопедических приспособлений).

  • Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Коррекция двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности ходьба на лыжах, плавание и другие.


Слайд 21

Коррекционно-развивающая область: обязательная часть внеурочной деятельности


Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АОП.

Основные задачи реализации коррекционно-развивающей области.

  • Обеспечение коррекции индивидуального двигательного нарушения в зависимости от тяжести поражения опорно-двигательного аппарата.

  • Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук и коррекция ее нарушений.

  • Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования обучающихся с умственной отсталостью и НОДА.

Коррекционно-компенсаторная область носит строго индивидуализированный характер.

Слайд 22

Программа коррекционной работы 6.3. должна обеспечивать:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальной программой реабилитации (ИПР);

  • возможность освоения АОП и их адаптации к условиям образовательного учреждения.

Слайд 23

Программа коррекционной работы 6.4 должна обеспечивать:

  • поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов);

  • мотивацию двигательной активности;

  • поддержку и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, обучение переходу из одной позы в другую;

  • освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

  • формирование функциональных двигательных навыков, которые ребенок в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни;

  • развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;

  • формирование ориентировки в пространстве;

  • обогащение сенсомоторного опыта.


Слайд 24

Программы коррекционной работы должна содержать:

  • программы коррекционных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их адаптацию к условиям в образовательной организации и освоение ими АОП;

  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении АОП, выбор коррекционных мероприятий;

  • описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе без барьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательных или других организаций.

Для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений:

  • недостатков общего психического развития;

  • преимущественно двигательных;

  • преимущественно речевых;

  • сочетание двигательных и речевых.

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться дифференцированно.


Слайд 25

Разрабатываемые программы характеризует выраженная практическая и профилактическая направленность. Изучение основ безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни должно способствовать овладению обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основными навыками здорового образа жизни, элементарными приемами, действиями в опасных ситуациях и при несчастных случаях, в том числе простыми способами оказания или поиска помощи, а также формированию стереотипов безопасного поведения в типичных ситуациях.

Формы организации внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительные мероприятия, досугово-развлекательные мероприятия, ролевые игры, занятия, развивающие ситуации, общественно полезная практика, спортивные игры, соревнования, дни здоровья, занятия в кружках, прогулки, тематические беседы, праздники, недели здорового образа жизни, мини-проекты, экологические акции, походы по родному краю и т.д.



Слайд 26

Обучение детей проводится с соблюдением следующих требований:

Сформированность базовых учебных действий определяется по завершению обучения с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого обучающегося.

Для обучающихся срок обучения пролонгирован в начальных классах, включен 1 дополнительный класс, срок освоения АОП 9 (10) лет, профессиональная подготовка в школе не реализуется.

    • учебные занятия проводятся при 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

    • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый);

    • в середине дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;

    • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

    • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. (7 календарных дней).


Начало учебного года: учебный год начинается с 01 сентября

Продолжительность учебного года:

  • I дополнительные и I классы – 33 учебные недели;

  • II –IV классы – 34 учебные недели;

Продолжительность уроков в 1 классе в первом полугодии по «ступенчатому» режиму.

Продолжительность уроков составляет со 2-го класса 40 минут.

Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, 2 перемены по 20 минут.

В середине учебного дня организована динамическая пауза продолжительностью не менее 30 минут.

Дополнительные кружковые занятия проводятся после перерыва в 40 минут, после последнего урока.


Слайд 27

Требования к условиям реализации АОП для обучающихся с НОДА

Требования к кадровым условиям

В штат специалистов организации, реализующей АОП для обучающихся с НОДА могут входить специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), медицинские работники.

Если обучающийся с неврологическим профилем посещает организацию, не имеющую медицинских кадров, то необходимо, чтобы его обучение и воспитание сочеталось с лечением на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.

При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые позволят привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с обучающимися с НОДА для удовлетворения их особых образовательных потребностей.


Требования к материально-техническим условиям

В организации должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения организации и их пребывания, а также обучения и воспитания (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.). С этой целью на территории предусматриваются плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую часть и другое. Объекты игровых площадок должны предусматривать возможность их использования детьми с различными нарушениями (зрения, слуха, координации, опорно-двигательного аппарата).

Вдоль коридоров необходимо сделать поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них передвигаться по зданию. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см., иначе ребенок на коляске в них не пройдет.

На каждом уроке после 20 минут занятий необходимо проводить 5-минутную физкультпаузу с включением лечебно-коррекционных мероприятий.

В организации должны быть помещения, как общие для всех типов школ, так и специальные:

  • кабинет медицинского назначения,

  • кабинет для ЛФК и массажа,

  • специально оборудованный физкультурный зал,

  • сенсорные комнаты релаксации.

Кабинет медицинского назначения с целью оказания квалифицированной медицинской помощи обучающимся, приобщение их к здоровому образу жизни, в том числе посредством обеспечения системы рационального питания (в том числе диетического), организации физкультурно-оздоровительных мероприятий и закаливания; обеспечение соблюдения в школе санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

Кабинет лечебной физкультуры должен быть оснащен тренажерами и приспособлениями, которые дают возможность специалистам применять современные технологии физической реабилитации для индивидуальной работы, для компенсации двигательной составляющей учебных навыков.

Организация может иметь следующее специальное оборудование - средства передвижения:

различные варианты инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные), подъемники для пересаживания, ходунки, костыли, трости; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах и другое.

Специально оборудованный физкультурный зал

Содержательная область "Адаптивная физическая культура" должна обеспечивать обучающимся с НОДА возможность физического самосовершенствования, даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ), так и специальное адаптированное оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами) и другие.



Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.


Требования к организации рабочего места ребёнка с НОДА, в том числе для работы удаленно.

В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения.



Требования к техническим средствам комфортного доступа ребёнка с НОДА к образованию (ассистивные средства и технологии).

В организациях, осуществляющих реализацию АОП и программы коррекционной работы для обучающихся с НОДА, должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения.


Слайд 28

Требования к результатам освоения АОП для обучающихся с НОДА

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АОП:

- личностные,

- метапредметные,

- предметные.

Слайд 29

Личностные результаты освоения АОП

6.3. Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают:

  • индивидуально-личностные качества,

  • специальные требований к развитию жизненной социальной компетенции,

  • ценностные установки.

и должны отражать:

  • развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

  • развитие мотивации к обучению;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и другими;

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • развитие положительных свойств и качеств личности;

  • готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.


Слайд 30

Личностные результаты освоения АОП

6.4. Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с НОДА с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) заносятся в СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и могут включать:

  • осознание себя, как "Я";

  • осознание своей принадлежности к определенному полу;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

отражают:

  • развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире,

  • овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе,

  • понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения;

  • развитие самостоятельности,

  • овладение общепринятыми правилами поведения;

  • наличие интереса к практической деятельности.


Слайд 31

Метапредметные результаты освоения АОП.

Вариант 6.3 и 6.4 Не предусматриваются


Слайд 32

Предметные результаты освоения АОП 6.3.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с легкой степенью умственной отсталости предметные результаты должны отражать:

  • Овладение основными представлениями о собственном теле.

  • Знание основных частей тела.

  • Знание о значение укрепления костно-мышечной системы человека.

  • Выполнение доступных упражнений, направленных на укрепление костно-мышечной системы (упражнения на развитие правильной осанки, дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, общеразвивающие и корригирующие упражнения и т.д.).

  • Овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями организма основными двигательными качествами: сила, ловкость, быстрота, вестибулярная устойчивость.

  • Овладение представлениями о возможностях и ограничениях физических функций.

  • Представление о влиянии адаптивной физической культуры на организм: значение ходьбы, спортивных игр, гимнастических упражнений и т.д. для укрепления здоровья человека.

  • Представление о двигательном, ортопедическом режиме и соблюдение основных правил.

  • Владение навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений.

  • Знание и соблюдение правил техники безопасности при выполнении физических упражнений.

  • Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Осознание связи между физическими нагрузками и телесным самочувствием (усталость и появление болевых мышечных ощущений после физических нагрузок).

  • Осознание значения подготовительных упражнений (разминки) для формирования положительного настроя к занятиям по физической культуре и сглаживания негативных самоощущений

  • Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Овладение гигиеническими навыками при выполнении физических упражнений;

  • Соблюдение режима питания и сна.

  • Осознание значение здорового образа жизни как одного из условий поддержания физической и творческой активности человека

  • Овладение умениями включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе.

  • Овладение музыкально-ритмической деятельностью в процессе выполнения доступных упражнений с предметами: танцевальных и ритмико-гимнастических упражнений; игр под музыку.

  • Организация и участие в подвижных играх, доступным ученикам;

  • Участие в занятиях на свежем воздухе (лыжная подготовка)

  • Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств.

  • Контроль самочувствия во время выполнения физических упражнений (рассказ о самоощущениях, измерение частоты сердечных сокращений).

  • Отслеживание продвижения в росте физической нагрузки и в развитии основных физических качеств.

  • Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и возможности.

  • Способность взаимодействовать и устанавливать межличностные контакты во время проведения эстафет, подвижных и спортивных игр и других мероприятий.

  • Способность рассказать о своих ощущениях, возникающих в процессе и после выполнения физических упражнений.

  • Понимание инструкций для участия в играх и по выполнению физических упражнений.

  • Знание правил организации игр под музыку, спортивных и подвижных игр.

  • Освоение доступных видов музыкально-ритмической и физкультурно-спортивной деятельности легкая атлетика (ходьба, бег, прыжки), гимнастика, подвижные и спортивные игры и другие.

  • Интерес к музыкально-ритмической и физкультурно-спортивной деятельности.

  • Овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями доступными видами физкультурно-спортивной деятельности.

  • Получение удовлетворения от занятий адаптивной физической культурой.


Слайд 33

Предметные результаты освоения АОП 6.4.

  • восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

- освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела:

сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

- освоение двигательных навыков, координации движений,

  • соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью

  • умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой:

- усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических упражнений.


Слайд 34

Результаты освоения коррекционно-развивающей области АОП

Планируемые результаты программы коррекционной работы должны уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с НОДА. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы определяется ПМПК и ИПР в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.


Слайд 35

Итоговая оценка качества освоения обучающимися АОП

6.3. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с НОДА АОП является достижение предметных результатов и достижение результатов освоения программы коррекционной работы.


6.4. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с НОДА АОП является достижение результатов освоения программы коррекционной работы (специальной индивидуальной программы развития).


Система оценки должна ориентировать на:

социальную адаптацию и нравственное развитие;

на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и предметов (курсов) коррекционно-развивающей области.


Слайд 36

Организация и содержание занятий по АФК для детей с НОДА.

Основным средством АФК являются различные движения в виде дозированных физических упражнений, проводимых под руководством и с помощью педагога ЛФК.

Длительность занятия составляет обычно 35 минут.

Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Оптимальное количество детей в группе - не больше 8-10 человек. На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг - друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение. Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных движений.

Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации. Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием.

 Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются:

  • без предметов и с различными предметами ( с гимнастической палкой, обручем, мячом);

  • с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании.

Гимнастические упражнения прикладного характера:

  • построения и перестроения;

  • ходьба и бег, передвижение при помощи технических средств (ходунки, коляска);

  • ритмические и танцевальные упражнения.

  • передвижение по гимнастической стенке;

  • преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания;

  • передвижение по наклонной гимнастической скамейке;

упражнения с предметами в силу их особого значения для детей, вынесены в данный раздел и представлены большим практическим материалом, который необходимо освоить с учениками для обогащения их двигательного опыта (это упражнения с гимнастическими палками, малыми мячами, с флажками, обручами).

Самостоятельные занятия:

  • дыхательные упражнения,

  • упражнения для расслабления мышц,

  • упражнения для формирования функций равновесия, прямостояния,

  • упражнения для формирования свода и подвижности стоп,

  • упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой можно выделить:

  • занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками.

Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие.

Развитие вестибулярного анализатора. Сюда входят:

  • упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др.;

  • кувырки, перекаты, группировки;

  • упоры, стойка на коленях

Лёгкая атлетика.

  • броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

  • метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

При прохождении программы особое внимание нужно уделять формированию правильной, устойчивой и быстрой ходьбы, с индивидуальной коррекцией дефектов походки. Учителю физического воспитания необходимо знать об особенностях ходьбы в аппаратах, с костылями, с палочкой, знать основные деформации нижних конечностей, меры ортопедической профилактики, требования ортопедического режима.

Слайд 37

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Просветительская работа с родителями (законными представителями) направлена на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формирования безопасного образа жизни включает:

  • проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов, конференций, круглых столов и т.п. с приглашением медицинских работников;

  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению оздоровительных, природоохранных мероприятий, спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.


В содержательном плане просветительская работа направлена на ознакомление родителей широким кругом вопросов, связанных с особенностями психофизического развития детей, укреплением здоровья детей, созданием оптимальных средовых условий в семье, соблюдением режима дня в семье, формированием у детей стереотипов безопасного поведения, повышением адаптивных возможностей организма, профилактикой вредных привычек, дорожно-транспортного травматизма и т. д.


Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности администрации школы, всех специалистов, работающих в образовательной организации (педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, медицинских работников и др.). Отслеживание динамики развития и состояния здоровья рассматривается регулярно на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума и службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения школы, что позволяет достичь высоких результатов коррекционно – развивающей работы.


26