Составление АОП по физической культуре
для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1)
Слайд 1
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Данная программа определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и об этом говорится в ч. 1 ст. 72 Закона об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Слайд 2
право на образование лиц с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
В ФЗ № 273 четко прописано, что «в целях обеспечения права, на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (ст.11.п.6).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК7
Слайд 3
В ФЗ №273 даны четкие определения, что такое образовательная программа, примерная основная образовательная программа и адаптированная образовательная программа. Рассмотрим их более подробно.
Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Таким образом, ООП составляется по ступеням образованиям
К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы (далее – ООП) – образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов. Таким образом ОП рассчитана для всех ступеней образования, т.е на всю школу.
Если к термину «основные общеобразовательные программы» добавить слово «адаптированные», то получится «адаптированные основные общеобразовательные программы». По АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ
Адаптированная основная общеобразовательная программа — составляется на основе Примерной АООП. Адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная образовательная программа пишется на основе ООП и АООП программа АОП, с учетом рекомендаций ПМПК и с учетом того что прописано в ИПРА. Определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) — программа разрабатывается в рамках ПМПК учреждения. Если ребенок не усваивает АОП. Документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Слайд 4
Утверждение ФГОС для детей с ОВЗ
С 01.09.2016г. вступают в силу действие приказов № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - ФГОС НОО ОВЗ) и № 1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС О УО). Далее ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО будем обозначать как специальные стандарты. В соответствии со специальными стандартами определяется вид АООП (в том числе с умственной отсталостью).
Слайд 5
выделены 4 варианта АОП
предназначенных для следующих детей:
близких по своему развитию к возрастной норме, получают цензовое образование и аттестат об окончании обучения;
которые не достигают уровня развития сопоставимого с возрастной нормой, получают цензовое образование, но в более пролонгированные календарные сроки и аттестат об окончании обучения;
с легкой умственной отсталостью, получают нецензовое образование и свидетельство об обучении.
с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями, получают нецензовое образование и свидетельство об обучении. В этом варианте обучение осуществляется по специальной индивидуальной программой развития (далее – СИПР).
Слайд 6
По ФГОС с УО выделены 2 варианта АОП:
для детей с легкой умственной отсталостью, у которых нет других нарушений.
для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями, обучаются по СИПР. Определение варианта АОП для обучающегося с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссией (далее – ПМПК). А в случае наличия у него ИПРА – с учетом ее требований и мнения родителей. В процессе реализации АОП возможен переход с одного варианта на другой в соответствии с динамикой развития ребенка и подтвержденной рекомендациями ПМПК и с учетом мнения родителей.
Заключение ПМПК, подготовленные для ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка-инвалида, для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер: они имеют право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации. Вместе с тем, предоставленное в ОО заключение ПМПК и /или ИПРА, является основанием для создания специальных условий для обучения и воспитания ребенка:
использование специальных образовательных программ и методов обучения; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
специальных технических средств обучения;
предоставление услуг ассистента (помощника) и тьютора;
проведение коррекционных занятий;
обеспечение архитектурной доступности; и другие).
Слайд 7
Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом:
АОП обозначаются двойной нумерацией, например 7.1, первая цифра означает к какой категории относится данная программа (7 - для детей с задержкой психического развития), а вторая цифра вариант программы (1 – адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются определенные трудности).
Категория детей с ОВЗ | Варианты |
Глухие | 1.1., 1.2., 1.3., 1.4. |
Слабослышащие | 2.1., 2.2., 2.3. |
Слепые | 3.1., 3.2, 3.3, 3.4, 3.4. |
Слабовидящие | 4.1., 4.2., 4.3. |
С тяжелыми нарушениями речи (ТНР) | 5.1., 5.2. |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) | 6.1., 6.2., 6.3., 6.4 |
С задержкой психического развития (ЗПР) | 7.1, 7.2. |
С расстройствами аутистического спектра (РАС) | 8.1., 8.2., 8.3., 8.4. |
С легкой умственной отсталостью | Пр. №1599, вар.1. |
С умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) | Пр. №1599, вар.2. |
Слайд 8
Варианты АОП,
предусмотренные для детей с ОВЗ
Вид | Категория детей с ОВЗ | Варианты АООП |
I | Глухие дети | 1 | 2 | 3 | 4 |
II | Слабослышащие дети | 1 | 2 | 3 | - |
III | Слепые дети | 1 | 2 | 3 | 4 |
IV | Слабовидящие дети | 1 | 2 | 3 | - |
V | Дети с речевыми нарушениями | 1 | 2 | 3 | - |
VI | Дети с двигательными нарушениями | 1 | 2 | 3 | 4 |
VII | Дети с ЗПР | 1 | 2 | 3 | - |
VIII | Дети с расстройствами аутистического сектора | 1 | 2 | 3 | 4 |
IX | Дети с УО | - | - | 3 | 4 |
Для детей с ОВЗ разработаны от 2 до 4 вариантов примерных АОП
• Любой вариант АООП реализуется в любой форме
(инклюзивный класс, класс для детей с ОВЗ, ресурсный класс и т.д.)
• В АОП 1 и 2 планируемые результаты практически не меняются
• В АОП 3 и 4 планируемые результаты изменены или упрощены
• СИПР – механизм индивидуализации АОП
Определение одного из вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования.
При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется основная образовательная программа начального (НОО), основного общего (ООО) или среднего общего образования.
Слайд 9
Структура АОП
№ п/п | Раздел |
I | Целевой | Пояснительная записка |
Планируемые результаты освоения программы |
Система оценки достижения планируемых мероприятий |
II | Содержательный | Программа развития УУД |
Программы отдельных учебных предметов, курсов |
Программа воспитания и социализация обучающихся |
Программа коррекционной работы |
III | Организационный | Учебный план |
Календарный график |
План внеурочной деятельности |
Система условий реализации программы |
Оценочные материалы |
Методические материалы |
Иные компоненты |
При разработке АОП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.
АОП разрабатывается в соответствии с примерными АООП, размещенными на сайте fgosreestr.ru.
Слайд 10
Кто составляет АОП?
• рабочая группа
• отдельные специалисты данной образовательной организации
• специалисты других организаций, с которыми заключено соглашение (ППМС-центр,
реабилитационный центр и т.д.)
Слайд 11
Включение в ФГОС специальных требований
Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения. В связи, с чем в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 г. № 413 включены специальные требования обеспечивающие образование лиц с ОВЗ. Данные изменения вступили в силу с 16.02.2016 г.
Изменения, внесенные в стандарты, направлены на создание условий для эффективного освоения всеми обучающимися основной образовательной программы общего образования. В стандарты внесены изменения:
к требованиям результатов (личностных, предметных и метапредметных) АОП,
к структуре ООП
к рабочей программы по предмету (таблица №2 «Изменения в ФГОС ООО №1897 от 17.12.2010 г.).
Структура ООП НОО, ООП ООО и ОПП СОО для названной категории обучающихся должна содержать раздел «Программа коррекционной работы».
Для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 01.09.2016 г., при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерную АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, размещенную на сайте fgosreestr.ru.
АООП разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей лиц с ОВЗ. АОП для обучающихся с ОВЗ имеет структуру и требования к разделам, определенную требованиями ФГОС.
Слайд 12
Формы обучения
Формы обучения (очная, очно-заочная, заочная) определяется с учетом:
пожеланий и с согласия родителей (законных представителей),
состояния здоровья ребенка
других актуальных жизненных обстоятельств.
В случае ТМНР, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть рекомендованная иная форма обучения (семейное образование).
Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия.
ПМПК же определяет вариант АОП, по которой будет реализовываться образование.
Получить образование дети могут в двух формах: в образовательной организации или вне образовательной организации, с использованием дистанционных технологий.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Организация обучения по индивидуальным учебным планам (далее – ИУП) может быть организовано для любого ребенка. ИУП обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Для обучения по ИУП требуется согласие родителей (законных представителей). В основном обучение по ИУП в школе практикуется при обучении детей на дому (в т.ч. и лиц с ОВЗ) и при обучении детей осваивающих ООП СОО по углубленной программе. В дальнейшем, возможно, также будет рекомендовано обучение по ИУП обучающимся не погасившим академической задолженности в назначенные сроки, либо имеющим дезадаптации к обучению.
Слайд 13
Обучения детей с задержкой психического развития должно быть организованно в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г. № 4/15).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Слайд 14
Целью рабочей программы по физической культуре является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Слайд 15
Учебная программа по физической культуре для детей с задержкой психического развития предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной и коррекционной задач.
Оздоровительная задача — это профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата.
К образовательным задачам относятся: освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формулирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
Воспитательная задача состоит в формировании физических и морально-волевых качеств личности.
Коррекционная задача заключается в исправлении недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.
Общая численность класса, в котором обучаются дети с ЗПР, осваивающие вариант 1, не должна превышать 25 обучающихся, число обучающихся с ЗПР в классе не должно превышать четырех, остальные обучающиеся — не имеющие ограничений по здоровью.
Слайд 16
Программа основывается на двух основных принципах: практической направленности материала и его коррекционной направленности, которая позволяет реализовать индивидуальное и дифференцированное воздействие.
Коррекционная направленность обучения включает в себя коррекцию различных сторон речи (фонетической, лексической, грамматической, стилистической); коррекцию мышления (умственных операций: логичность, последовательность); коррекцию речи через знаково-смысловую дифференциацию слова.
Слайд 17
Содержание программы обеспечивает поэтапное формирование физической культуры личности.
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.
В разделе «Гимнастика» (подраздел «Практический материал») кроме построений и перестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается без изменений, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К упражнениям с предметами добавляется опорный прыжок; упражнения со скакалками; гантелями и штангой; на преодоление сопротивления; упражнения для корпуса и ног; элементы акробатики.
В раздел «Легкая атлетика» включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки, метание, которые способствуют развитию физических качеств обучающихся (силы, ловкости, быстроты и т. д.).
Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы «Подвижные игры» и «Спортивные игры», которые не только способствуют укреплению здоровья обучающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и формируют навыки коллективного взаимодействия. Начиная с V-го класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом, хоккеем на полу (последнее может использоваться как дополнительный материал). В связи с неблагоприятными погодными условиями зимой может быть изменен объем времени на прохождение лыжной подготовки и возможна замена уроков из разделов «Гимнастика» и «Подвижные игры».
Слайд 18
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «АФК» относится к образовательной области «Физическая культура» и рассчитан на пять лет изучения в основной школе. Программа предусматривает следующее количество часов по классам:
5 класс - по 3 часа в неделю, 34 учебных недели – всего 102 часа,
6 класс - по 3 часа в неделю, 34 учебных недели – всего 102 часа,
7 класс - по 3 часа в неделю, 34 учебных недели – всего 102 часа,
8 класс - по 3 часа в неделю, 34 учебных недели – всего 102 часа,
9 класс - по 3 часа в неделю, 33 учебных недели – всего 99 часов.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.
Слайд 19
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Умение ценить и принимать базовые ценности, уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;
демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;
понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя);
выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация;
демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);
определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя);
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности;
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя);
участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;
применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры.
Достаточный уровень:
представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде;
выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;
выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела),
подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя);
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;
участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения;
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений;
использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;
правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр.
Познавательные УД
пользоваться учебниками, словарями; находить ответы на вопросы;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация);
устанавливать причинно-следственные связи;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; осуществлять анализ и синтез;
составлять план к прочитанному произведению; на основе плана представлять героев, событие.
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УД
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные УД:
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Слайд 20
Основная форма организации учебного процесса – урок
В школе для детей с нарушениями интеллекта основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Каждый урок включает элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры.
Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенности развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Слайд 21
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем.. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми. Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.
Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.
Программа ориентирует учителя на последовательное решение коррекционно-воспитательных задач физического воспитания для детей с нарушением интеллекта :
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
- развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
- усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.
- содействие военно- патриотической подготовке.
Слайд 22
методы физического воспитания
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный,
соревновательный, игровой и т.д.).
Слайд 23
Используются современные образовательные технологии:
здоровье сберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений, имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
личностно-ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;
- Занятия с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Проводятся по специальной программе. Если учащиеся изъявляют желание и по заключению врача могут заниматься с классом, им разрешается участие в занятиях под особым контролем учителя, с определенными ограничениями. Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход при развитии двигательных способностей. Следует обратить внимание на необходимость заключения врача о физической нагрузке и возможностях каждого учащегося.
информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в
приобретении знаний основ физической культуры.
Слайд 24
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся.
Важной особенностью образовательного процесса является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго класса. Основное оценивание учащихся с ЗПР основывается не на количественных (тестовые результаты в различных видах программы), а на качественных показателях техники и способов выполнения изучаемых приемов, элементов и упражнений, а также на анализе развития каждого учащегося (мониторинг).
Обязательным для учителя является контроль за уровнем физического развития и состоянием здоровья. По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные ( контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти ( правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча ( 1 кг) из- з головы обеими руками из положения сидя ноги врозь.
Тесты проводятся 2 раза год: в сентябре- мае ( избирательно). Полученные данные обрабатываются, сопоставляются с показателями физического развития ( рост, вес, объем груди, спирометрия), записываются в специально отведенный журнал о состоянии здоровья, « Паспорт здоровья» и физического развития. К сдаче нормативов учащихся должен допускать врач школы.
Основанием для положительной оценки является факт улучшения контрольных показателей к концу учебного года. Для этого с помощью представленных в программе тестов учитель выявляет уровень развития учащихся в начале учебного года, а затем сравнивает их с полученными результатами в конце года и в зависимости от того, насколько улучшились результаты, оценивает учащихся. Необходимо устраивать и промежуточные проверки, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы.
Слайд 25
У учителя физкультуры должна быть следующая документация: программа ( базовая или авторская с учетом условий занятий, региона), годовой план- график прохождения учебного материала, тематическое планирование, поурочные планы- конспекты, журнал по ТБ (5-6 7-8-9-10 классы), журнал физического развития « Паспорт здоровья», план работы по физическому воспитанию на год.
Говоря о социализации выпускника с ОВЗ, нельзя забывать о том, что физическое здоровье является одной из главных составляющих его самостоятельной жизни, поэтому весь педагогический коллектив школы должен рассматривать физическое воспитание (обучение) в числе приоритетных задач, создавать все необходимые условия для успешного решения этой задачи.
17