СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к тексту варианту 36 из сборника И.П.Цыбулько. 2018 год. Примерный круг проблем, авторская позиция, аргументы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал к тексту варианту 36  из сборника И.П.Цыбулько предназначен для учащихся и учителя. В предлагаемом материале указан  примерный круг проблем, авторская позиция, аргументы.

Просмотр содержимого документа
«Вариант 36»

Вариант 36.

(1)Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет... (2)Через минуту входит ко мне молодой человек приятной наружности. (З)Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях: он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы. (4)Таких молодцов, которых я, выражаясь на студенческом языке, гоняю или проваливаю, у меня ежегодно набирается человек семь. (5)Те из них, которые не выдерживают экзамена по неспособности или по болезни, обыкновенно несут свой крест терпеливо и не торгуются со мной; торгуются же и ходят ко мне на дом только сангвиники, широкие натуры, которым проволочка на экзаменах портит аппетит и мешает аккуратно посещать оперу. (б)Первым я мирволю, а вторых гоняю по целому году. — (7)Садитесь, — говорю я гостю. — (8)Что скажете? —  (9)Извините, профессор, за беспокойство... — начинает он, заикаясь и не глядя мне в лицо. — (10)Я бы не посмел беспокоить вас, если бы не... (11)Я держал у вас экзамен уже пять раз и... и срезался. (12)Прошу вас, будьте добры, поставьте мне удовлетворительно, потому что... (13)Аргумент, который все лентяи приводят в свою пользу, всегда один и тот же: они прекрасно выдержали по всем предметам и срезались только на моём, и это тем более удивительно, что по моему предмету они занимались всегда очень усердно и знают его прекрасно; срезались же они благодаря какому-то непонятному недоразумению. —  (14)Извините, мой друг, — говорю я гостю, — поставить вам удовлетворительно я не могу. (15)Подите ещё почитайте лекции и приходите. (16)Тогда увидим. (17)Пауза. (18)Мне приходит охота немножко помучить студента за то, что пиво и оперу он любит больше, чем науку, и я говорю со вздохом: —  По-моему, самое лучшее, что вы можете теперь сделать, это совсем оставить медицинский факультет. (19)Если при ваших способностях вам никак не удаётся выдержать экзамена, то, очевидно, у вас нет ни желания, ни призвания быть врачом. (20)Лицо сангвиника вытягивается. —  (21)Простите, профессор, — усмехается он, — но это было бы с моей стороны по меньшей мере странно. (22)Проучиться пять лет и вдруг... уйти! —  (23)Ну да! (24)Лучше потерять даром пять лет, чем потом всю жизнь заниматься делом, которого не любишь. (25)Но тотчас же мне становится жаль его, и я спешу сказать: —  Впрочем, как знаете. (26)Итак, почитайте ещё немножко и приходите. —  (27)Когда? — глухо спрашивает лентяй. —  (28)Когда хотите. (29)Хоть завтра. (30)И в его добрых глазах я читаю: «Прийти-то можно, но ведь ты опять меня прогонишь!» —  (31)Конечно, — говорю я, — вы не станете учёнее оттого, что будете у меня экзаменоваться ещё пятнадцать раз, но это воспитает в вас характер. (32)И на том спасибо. (ЗЗ)Наступает молчание. (34)Я поднимаюсь и жду, когда уйдёт гость, а он стоит, смотрит на окно, теребит свою бородку и думает. (Зб)Становится скучно. (Зб)Голос у сангвиника приятный, сочный, глаза умные, насмешливые, лицо благодушное, несколько помятое от частого употребления пива и долгого лежанья на диване; по-видимому, он мог бы рассказать мне много интересного про оперу, про свои любовные похождения, про товарищей, которых он любит, но, к сожалению, говорить об этом не принято. (37)А я бы охотно послушал. — (38)Профессор! (39)Даю вам честное слово, что если вы поставите мне удовлетворительно, то я... (40)Как только дело дошло до «честного слова», я махаю руками и сажусь за стол. (41)Студент думает ещё минуту и говорит уныло: —  В таком случае прощайте... (42)Извините. —  (43)Прощайте, мой друг. (44)Доброго здоровья. (45) Он нерешительно идёт в переднюю, медленно одевается там и, выйдя на улицу, вероятно, опять долго думает; ничего не придумав, кроме «старого чёрта» по моему адресу, он идёт в плохой ресторан пить пиво и обедать, а потом к себе домой спать. (46)         Звонок. (47)Входит молодой докторант в новой чёрной паре, в золотых очках и, конечно, в белом галстуке. (48)Рекомендуется. (49)Прошу садиться и спрашиваю, что угодно. (50)Не без волнения молодой жрец науки начинает говорить мне, что в этом году он выдержал экзамен на докторанта и что ему остаётся теперь только написать диссертацию. (51)Ему хотелось бы поработать у меня, под моим руководством, и я бы премного обязал его, если бы дал ему тему для диссертации. —  (52)Очень рад быть полезным, коллега, — говорю я, — но давайте сначала споёмся относительно того, что такое диссертация. (53)Под этим словом принято разуметь сочинение, составляющее продукт самостоятельного творчества. (54) Не так ли? (55)Сочинение же, написанное на чужую тему и под чужим руководством, называется иначе... (бб)Докторант молчит. (57)Я вспыхиваю и вскакиваю с места. —  (58)Что вы все ходите, не понимаю? — кричу я сердито. — (59)Лавочка у меня, что ли? (60)Я не торгую темами! (61)В тысячу первый раз прошу вас всех оставить меня в покое! (62)Извините за неделикатность, но мне, наконец, это надоело! (бЗ)Докторант молчит, и только около его скул выступает лёгкая краска. (64)Лицо его выражает глубокое уважение к моему знаменитому имени и учёности, а по глазам его я вижу, что он презирает и мой голос, и мою жалкую фигуру, и нервную жестикуляцию. (65)В своём гневе я представляюсь ему чудаком. —  (66)У меня не лавочка! — сержусь я. — (67)И удивительное дело! (68)Отчего вы не хотите быть самостоятельными? (69)Отчего вам так противна свобода? (70)Говорю я много, а он всё молчит. (71)В конце концов я мало-помалу стихаю и, разумеется, сдаюсь. (72)Докторант получит от меня тему, которой грош цена, напишет под моим наблюдением никому не нужную диссертацию, с достоинством выдержит скучный диспут и получит ненужную ему учёную степень. (По А. П. Чехову)



Просмотр содержимого презентации
«Вариант 36 2018»

Пишем сочинение вместе Вариант 36 И.П. Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык2018

Пишем сочинение вместе

Вариант 36

И.П. Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык2018

Примерный круг проблем Авторская позиция 1. Проблема отношения к учебе, к науке. (Как нужно относиться к учебе, к науке?) Те, кто занимается учебой, наукой, должны проявлять интерес к занятиям, быть более самостоятельными, ответственными, творчески подходить к написанию научных работ. 2. Проблема выбора профессии, своего жизненного пути. (Почему важно, чтобы человек самостоятельно, ответственно подходил к выбору своей профессии, своего жизненного пути?) Человек должен самостоятельно, очень ответственно подходить к выбору своей профессии, своего жизненного пути, чтобы не заниматься всю оставшуюся жизнь делом, которое он не любит. 3. Проблема отношения к проявлению невежества и лени. (Как люди относятся к проявлению невежества и лени?) К невеждам и лентяям отношение у людей нетерпимое: человек невежественный и ленивый не располагает к себе, не вызывает ни у кого доверия. 

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема отношения к учебе, к науке. (Как нужно относиться к учебе, к науке?)

Те, кто занимается учебой, наукой, должны проявлять интерес к занятиям, быть более самостоятельными, ответственными, творчески подходить к написанию научных работ.

2. Проблема выбора профессии, своего жизненного пути. (Почему важно, чтобы человек самостоятельно, ответственно подходил к выбору своей профессии, своего жизненного пути?)

Человек должен самостоятельно, очень ответственно подходить к выбору своей профессии, своего жизненного пути, чтобы не заниматься всю оставшуюся жизнь делом, которое он не любит.

3. Проблема отношения к проявлению невежества и лени. (Как люди относятся к проявлению невежества и лени?)

К невеждам и лентяям отношение у людей нетерпимое: человек невежественный и ленивый не располагает к себе, не вызывает ни у кого доверия. 

Консультация +

Консультация +

  • Для формулировки проблемы надо понять, каким должен быть студент, как он должен относиться к своему основному труду – приобретению знаний для будущей полезной для общества деятельности. Сочинение можно начать так: «Русский классик А.П. Чехов затрагивает проблему отношения к учению».
Консультация +

Консультация +

  • Кратко ответив на вопросы: О чем рассказывает автор? Как относятся к учению студенты? – можно получить комментарий , который выглядит примерно так: «В тексте говорится о том, как студент, который не смог с первого раза сдать экзамен, приходит сдавать его снова. Преподаватель, зная все оправдательные аргументы студентов, предлагает серьезнее отнестись к экзаменам. Другой студент просит помочь в написании диссертации». 
Консультация +

Консультация +

  • Когда раскрываем позицию рассказчика, обращаем внимание на то, чтό он утверждает, например: «Рассказчик-преподаватель утверждает, что в ходе обучения человек должен проявлять самостоятельность, должен относиться к учению творчески».
Консультация +

Консультация +

  • Собственное отношение к позиции рассказчика надо пояснить, например: «С таким утверждением я согласна. На любой ступени обучения – будь то ученик или студент – человек должен быть ответственным всегда. У многих обучающихся найдется немало причин неуспеваемости. Но нужно честно преодолевать трудности обучения, не откладывать учебную работу на потом, не накапливать незнание, которое потом может превратиться в значительные неудачи на экзаменационных испытаниях».
Консультация + Читательский аргумент №1 может выглядеть так : «Не желающим повышать образовательный уровень показан главный герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Митрофан Простаков. Он не привык трудиться, поэтому для него учение – тяжёлое занятие. О самостоятельности, о настойчивом и творческом отношении к занятиям и речи не идет. Митрофанушка не знал самого элементарного. Когда его спросили, какой частью речи является слово «дверь», он вместо ответа спросил, какая дверь. Он рассуждал так: та, которую навесили, является именем прилагательным, потому что она приложена к своему месту. А вот дверь у чулана будет именем существительным, потому что пока еще не навешена».

Консультация +

  • Читательский аргумент №1 может выглядеть так : «Не желающим повышать образовательный уровень показан главный герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Митрофан Простаков. Он не привык трудиться, поэтому для него учение – тяжёлое занятие. О самостоятельности, о настойчивом и творческом отношении к занятиям и речи не идет. Митрофанушка не знал самого элементарного. Когда его спросили, какой частью речи является слово «дверь», он вместо ответа спросил, какая дверь. Он рассуждал так: та, которую навесили, является именем прилагательным, потому что она приложена к своему месту. А вот дверь у чулана будет именем существительным, потому что пока еще не навешена».

Консультация +

Консультация +

  • Читательский аргумент №2 может быть, например, таким: «Серьезным, ответственным отношением к учебе отличался мальчик – главный герой автобиографического рассказа В. Распутина «Уроки французского». Он рос «башковитым», как его в деревне называли, учился хорошо, целеустремленно. Несмотря на тяжелые условия жизни после войны, вдали от семьи, в районной школе, он продолжал интересоваться знаниями. Только в изучении французского языка его подводило произношение. Когда учительница иностранного языка Лидия Михайловна решила проводить дополнительные занятия, он согласился. Интерес к знаниям, несмотря на материальные трудности, у мальчика не угасал».
Консультация +

Консультация +

  • Думая над выводом, ответьте на вопрос: что должно проявиться в характере человека во время обучения? Ответить можно так: «Итак, во время получения образования человек должен проявлять желание систематически тренироваться, стремиться к самостоятельному поиску, к развитию творческого «я».
Проблему отношения к образованию мы видим и в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Слова, сказанные главным героем Митрофанушкой: «Не хочу учиться, а хочу жениться», давно записаны в крылатые фразы и означают нежелание учиться и узнавать что-то новое. Митрофан - глупый и неграмотный человек.
  • Проблему отношения к образованию мы видим и в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Слова, сказанные главным героем Митрофанушкой: «Не хочу учиться, а хочу жениться», давно записаны в крылатые фразы и означают нежелание учиться и узнавать что-то новое. Митрофан - глупый и неграмотный человек.
Проблема выбора профессии, жизненного пути Аргумент к сочинению ЕГЭ из романа Л. Улицкой
  • Проблема выбора профессии, жизненного пути Аргумент к сочинению ЕГЭ из романа Л. Улицкой "Зелёный шатер." Миха, очень добрый, честный и искренний человек, находит радость в помощи людям. Окончив филологический факультет, парень увлекается дефектологией и «учит русскому языку и литературе глухонемых и глухих детей». Несмотря на спартанские условия и маленькую зарплату, он переезжает в Подмосковный интернат для глухонемых детей. Жизненный путь, который он для себя выбирает, делает его счастливым, ведь «его интерес к дефектологии шел из самой глубины личности, от его дара эмпатии». Он неделями не выезжает из интерната, придумывая новые методики преподавания, дети любят его, а он с радостью дарит им свою любовь. К сожалению, жизнь вносит свои коррективы: Миху увольняют за чтение запрещенной литературы. Чутье к языку и любовь к литературе помогают найти себя в новом деле. Миха начинает заниматься самиздатом и становится соавтором литературной газеты. Новое дело увлекает его, он чувствует важность своей работы.
Так, в произведении «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова главный герой Чацкий учился за границей. Возвратившись в Москву, он показывает окружающим совершенно отличный от их взгляд на мир, выражает решительно новые идеи. Нам становится ясно, что он – один, кто может благодаря своим убеждениям и знаниям смотреть на высшее общество того времени рассудительно. Если сравнивать Чацкого с Репетиловым или Молчалиным, то последние только способны повторять мнения людей, которые выше их по социальному положению. У них нет образования, поэтому им сложно принять, а тем более понять передовые идеи и мысли Чацкого.
  • Так, в произведении «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова главный герой Чацкий учился за границей. Возвратившись в Москву, он показывает окружающим совершенно отличный от их взгляд на мир, выражает решительно новые идеи. Нам становится ясно, что он – один, кто может благодаря своим убеждениям и знаниям смотреть на высшее общество того времени рассудительно.
  • Если сравнивать Чацкого с Репетиловым или Молчалиным, то последние только способны повторять мнения людей, которые выше их по социальному положению. У них нет образования, поэтому им сложно принять, а тем более понять передовые идеи и мысли Чацкого.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!