Методический материал к уроку информатики по теме
«Формирование изображения на экране монитора» (7 класс)
Технологическая карта
Теория
1. | Пространственное разрешение монитора | |
2. | Цветовые модели | |
3. | Видеосистема персонального компьютера | |
Задания
| Название | Уровень сложности |
1 | Графическое изображение | лёгкое |
2 | Количество пикселей | среднее |
3 | Подготовка логотипа | среднее |
4 | Способы кодирования цвета | сложное |
5 | Объём видеопамяти | сложное |
6 | Размер файла | сложное |
Теория
Пространственное разрешение монитора
Изображение на экране монитора формируется из отдельных точек. Эти точки на экране компьютера выстроены в ровные ряды.
Совокупность точечных строк образует графическую сетку. Одна точка носит название пиксель.
Пиксель — это минимальный и неделимый элемент (точка), из которого состоит изображение на экране монитора. Количество пикселей, из которых складывается изображение на его экране, определяющееся как произведение количества строк изображения на количество точек в строке, называется пространственным разрешением монитора.
Размер графической сетки обычно представлен в форме произведения числа точек в строке на число строк: M×N, где M — число точек в строке, N — число строк.
Пример:
Разрешение монитора 1366×768 означает, что изображение на его экране будет состоять из 768 строк, каждая из которых содержит 1366 пикселей.
Размер монитора характеризуется длиной его экрана, выраженной в дюймах (1 дюйм =2,54 см). Мониторы бывают с диагональю 15, 17, 19 и более.
| |
Изображение высокого разрешения состоит из большого количества мелких точек и имеет хорошую чёткость. | Изображение низкого разрешения состоит из меньшего количества более крупных точек и может быть недостаточно чётким. |
Цветовые модели
Для описания цветовых оттенков, которые могут быть воспроизведены на экране компьютера и на принтере, разработаны специальные средства — цветовые модели (системы цветов).
Цветовые модели — это способ описания цвета с помощью количественных характеристик.
Цвет может получиться в процессе излучения и в процессе отражения. Поэтому цветовые модели можно классифицировать по их целевой направленности:
-
Аддитивные модели (RGB). Служат для получения цвета на мониторе.
-
Полиграфические модели (CMYK). Служат для получения цвета при использовании разных систем красок и полиграфического оборудования.
-
Математические модели, полезные для каких-либо способов цветокоррекции, но не связанные с оборудованием, например HSВ.
Цветовая модель RGB
С экрана монитора человек воспринимает цвет как сумму излучения трёх базовых цветов: красного (Red), зелёного (Green), синего (Blue).
Такая цветовая модель называется RGB (по первым буквам).
Она служит основой при создании и обработке компьютерной графики, предназначенной для электронного воспроизведения (на мониторе, телевизоре).
Цвет на экране получается при суммировании лучей трёх основных цветов — красного, зелёного и синего. Если интенсивность каждого из них достигает 100, то получается белый цвет. Минимальная интенсивность трёх базовых цветов даёт чёрный цвет.
Для описания каждого составляющего цвета требуется 1 байт (8 бит) памяти, а чтобы описать один цвет, требуется 3 байта, т.е. 24 бита, памяти.
Глубина цвета — длина двоичного кода, который используется для кодирования цвета пикселя. Количество цветов в палитре N и глубина цвета i связаны между собой соотношением:
N=2i
И
нтенсивность каждого из трёх цветов — это один байт (т.е. число в диапазоне от 0 до 255), т.е. каждая составляющая может принимать 256 значений.
Таким образом, с использованием трёх составляющих можно описать 256⋅256⋅256=16777216 различных цветовых оттенков, а, значит, модель RGB имеет приблизительно 16,7 миллионов различных цветов.
Таким количеством цветов определяется, в основном, палитра современного монитора.
Цветовая модель CMYK
При печати изображений на принтерах используется цветовая модель, основными красками в которой являются голубая (Cyan), пурпурная (Magenta) и жёлтая (Yellow).
Чтобы получить чёрный цвет, в цветовую модель был включен компонент чистого чёрного цвета (BlacK). Так получается четырёхцветная модель, называемая CMYK.
Область применения цветовой модели CMYK — полноцветная печать. Именно с этой моделью работает большинство устройств печати.
Из-за несоответствия цветовых моделей часто возникает ситуация, когда цвет, который нужно напечатать, не может быть воспроизведен с помощью модели CMYK (например, золотой или серебряный). В этом случае применяются краски Pantone.
Все файлы, предназначенные для вывода в типографии, должны быть конвертированы в CMYK. Этот процесс называется цветоделением.
При просмотре CMYK-изображения на экране монитора одни и те же цвета могут восприниматься немного иначе, чем при просмотре RGB-изображения.
В модели CMYK невозможно отобразить очень яркие цвета модели RGB, модель RGB, в свою очередь, не способна передать тёмные густые оттенки модели CMYK, поскольку природа цвета разная.
Отображение цвета на экране монитора часто меняется и зависит от особенностей освещения, температуры монитора и цвета окружающих предметов. Кроме того, многие цвета, видимые в реальной жизни, не могут быть выведены при печати, не все цвета, отображаемые на экране, могут быть напечатаны, а некоторые цвета печати не видны на экране монитора.
Модель HSB
HSB — это трёхканальная модель цвета. Она получила название по первым буквам английских слов: цветовой тон (Hue), насыщенность (Saturation), яркость (Brightness), характеризующие параметры цвета.
Цветовой тон характеризуется положением на цветовом круге и определяется величиной угла в диапазоне от 0 до 360 градусов. Эти цвета обладают максимальной насыщенностью и максимальной яркостью.
Насыщенность (процент добавления к цвету белой краски) — это параметр цвета, определяющий его чистоту.
Если по краю цветового круга располагаются максимально насыщенные цвета (100%), то остается только уменьшать их насыщенность до минимума (0%). Цвет с уменьшением насыщенности осветляется, как будто к нему прибавляют белую краску. При значении насыщенности (0%) любой цвет становится белым.
Яркость (процент добавления чёрной краски) — это параметр цвета, определяющий освещённость или затемнённость цвета.
В
се цвета рассмотренного выше цветового круга имеют максимальную яркость (100%) и ярче уже быть не могут. Яркость можно уменьшить до минимума (0%). Уменьшение яркости цвета означает его зачернение. Работу с яркостью можно характеризовать как добавление в спектральный цвет определенного процента чёрной краски.
В общем случае, любой цвет получается из спектрального цвета добавлением определённого процента белой и чёрной красок, то есть фактически серой краски.
Основным техническим средством для оперативного формирования и отображения как текстовой, так и графической информации в компьютере является видеосистема.
Видеосистема персонального компьютера
Видеосистема компьютера состоит из трех основных компонентов:
Видеоадаптер посылает в монитор сигналы управления яркостью лучей и синхросигналы строчной и кадровой развёрток. Монитор преобразует эти сигналы в зрительные образы. А программные средства обрабатывают видеоизображения — выполняют кодирование и декодирование сигналов, координатные преобразования, сжатие изображений и др.
Видеоадаптер — это устройство, которое обрабатывает видеоданные (текст и графику) и управляет работой дисплея.
Видеоадаптер служит для программного формирования графических и текстовых изображений и является промежуточным элементом между монитором и системной шиной компьютера.
Видеоадаптер состоит из двух частей:
-
видеопамяти,
-
дисплейного процессора.
В видеопамяти содержится информация о состоянии каждого пикселя экрана. Она предназначена для хранения видеоинформации.
Видеопамять — это электронное энергозависимое запоминающее устройство.
Дисплейный процессор читает содержимое видеопамяти и в соответствии с ним управляет работой дисплея.
Таким образом, к видеопамяти имеют доступ два процессора: центральный и дисплейный. Центральный процессор записывает видеоинформацию, а дисплейный процессор периодически читает её и передает на монитор, на котором эта информация превращается в изображение.
Задания
| Тема | Задание | Ответ |
1 | Графическое изображение | Черно-белое (без градаций серого) графическое изображение имеет размер 30×20 точек. Какой объём памяти в байтах займёт это изображение? | 75 |
2 | Количество пикселей | Разрешение монитора 800×600. Определи количество пикселей (суммарно). | 480000 |
3 | Подготовка логотипа | Необходимо подготовить логотип школы для публикации на сайте. Специализация данного сайта — образование. Какую цветовую модель необходимо использовать? | RGB |
4 | Способы кодирования цвета | Выберите название цвета Яркость | Red | Green | Blue | Цвет | 0 | 0 | 1 | 0 | (светло-зелёный, зелёный, оливковый, тёмно-зелёный) | | зелёный |
5 | Объём видеопамяти | Рассчитай объём видеопамяти (в битах, в байтах, в килобайтах), необходимой для хранения графического изображения, занимающего весь экран монитора с разрешением 800×600 и палитрой из 16777216 цветов. Решение: Дано: N=16777216K=800⋅600 Воспользуемся формулами: N=2i и I=K⋅i, где I – объём видеопамяти. Находим i: 2i=16777216 → i=24 (224=16777216). Находим I: I = K⋅i = 800⋅600⋅24 = 480000⋅24 = 11520000 бит = 1440000 байт = 1406,25 кб. | 11520000 бит 1440000 б 1406,25 кб |
6 | Размер файла | В цветовой модели RGB для кодирования одного пикселя используется 4 байта. Фотографию размером 2953×4488 пикселей сохранили в виде несжатого файла с использованием RGB-кодирования. Определи размер получившегося файла в байтах. Решение: Вычисляем размер получившегося файла и получаем: 2953⋅4488⋅4 = 53012256 бит = 6626532 байта | 6626532 байта |