СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал по крымскотатарской литературе (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для преподавания крымскотатарской литературы в 7 классе только во внеурочной деятельности (не как предмет) по Примерной программе "Крымскотатарская литература" (5-9 классы) под редакцией А.С.Аблятипова ("Просвещение", 2015), поэтому нет проверочных работ и оценивания. 

Просмотр содержимого документа
«Методический материал по крымскотатарской литературе (7 класс)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ

___________Малахова Н.С.

«____» ___________ 2018 г.

_____________Трещёва Н. В.

«____» ___________ 2018 г.



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО______ Савва О.Ю.

Протокол № ___от «___» _______ 2018 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Крымскотатарская литература»

7 классы

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

на 2018/2019 учебный год





Составитель: Люманова Ш.Я.,

учитель крымскотатарского языка

и литературы








Симферополь, 2018

Результаты освоения курса внеурочной деятельности: 1.Личностные результаты: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; • использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). 2.Метапредметные результаты: • умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы; формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Содержание курса внеурочной деятельности (34 ч)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и

эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота,

совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее

используемые авторами человеческие ценности.

КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (6 ч.)

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры

фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных

произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Народные песни. Частушки (чынъ ве мане). Пословицы и поговорки. Быль (Ривает).

Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в

народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность

народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в

колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр

народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка

частушек. Причина их популярности.

Бытовые песни. Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных фактов из жизни в исторических песнях. Выражение духа народа и его стремления к свободе. Обрядовые песни. Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и верности.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Героическая и трагическая судьба Алима. Всенародная любовь , вера в силу и справедливость героя.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о были. Углубление понятия о народной

песне, пословицах и поговорках.

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (3 ч.)

Создание первичных представлений о древней крымскотатарской

литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи. Литературный памятник. Жанровая особенность и идея произведения.

Юсуф Баласагуни. «Къутадгъу билиг» («Благодатное знание»). Выдающийся литературный памятник (краткие сведения о поэме). Изложение в поэтической форме нравоучительных истин: о морали, праве, управлении государством и праве. Этико-моралистическая и философская направленность поэмы.

Махмуд Крымский. «Юсуф ве Зулейха» (краткие сведения о поэме). Основа

сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном

Иосифе и его братьях).

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Первичные понятия о методе в

художественной литературе. Стихотворные размеры. Силлабическое

стихосложение.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (1 ч.)

Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства

Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки, литература.

Абдульмеджиди Къырымлы. Газель. О прекрасном и возвышенном чувстве

любви.

Сейфи Сараий. Гъазель. Хикяет (рассказ).

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (3 ч.)

Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского

ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные направления поэзии

ханского времени.

Произведения, предствляющие основные направления:

Менъли Герай; Ашыкъ Умер (Семаи. Къошма. Гъазеллер). Обзор творчества.

Тематическое богатство, философское содержание поэзии. Раздумья поэта о

жизни, смысле бытия.

Джанмухаммед. Поэма «Тогъай бей». История создания поэмы. Образ

Тогъай бея.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы.

Понятие о дестане. Понятие о поэме.

ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (1 ч.)

Создание первичных представлений о периоде.

Эшмырза. Слово о поэте. Стихотворения. О жизни кедая. Протест против жестокой политики царизма. Осуждение невыносимых условий военной службы. Близость произведения к народной поэзии.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (5 ч.)

Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.

И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская

деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман» (Переводчик). И.Гаспринский и дети.

У. Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения «Дюньяда не вар?»,

«Не керек?», «О недир?». Призыв поэта к молодому поколению.

Стихотворение о знаниях. Основной пафос стихотворения -

разоблачение социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному

народу.

Я. Шакир-Али. «Мектеп ве миллий тиль», «Танъ», «Саат», «Денъиз ве ель».

Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина мыслей.

Философское содержание лирики.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (11 ч.)

Б.Чобан-заде. Рассказ «Индемез Джемиль».

А. Гирайбай. Стихотворение «Татар оджасына». Слово о поэте.

Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное

положение в обществе.

О. Амит. Стихотворение «Ватаным меним». Слово о поэте. Восторженная

песн о любви к Родине, красоте родного края.

У. Ипчи. Рассказ «Куреш». Слово о писателе Реалистическая жизнь простых

селян. Отражение народных традиций в произведении. Тематика и

проблематика рассказа. Авторское отношение к героям.

Э. Шемьи-заде. Стихотворения «Акъшам денъиз ялысында», « Йырларым».

«Шайлы къыз». «Алиме» (отрывок из поэмы). Слово о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворениях. Мужество и стойкость девушки-разведчицы.

Ш. Алядин. Стихотворения «Танъ бульбули», «Чекюч давушы», «Къара

къыз». Слово о писателе.

А.Осман. «Аметнинъ козьяшлары». Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово о писателе.

Р. Муедин. «Асанчыкъ ве Къашкъачыкъ». Слово о писателе. Тема

депортации в произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о

страданиях и гибели мальчика и его собаки.

У. Эдемова. «Гъайып аскернинъ анасы». Тема тяжелой материнской доли в

рассказе. Драма матери, ждущей погибшего сына до последнего.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о лирическом произведении.

Особенности лирических произведений.

Резервные часы (3ч.).

Тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов


Развитие

речи

1

Литература как искусство слова.

1


2

Крымскотатарский фольклор.

6

2

3

Литература Древнего периода.

3


4

Литература периода Золотой Орды.

1


5

Литература периода Крымского ханства.

3

1

6

Литература XVIII-XIX веков.

1


7

Литература периода «Пробуждения».

5

1

8

Литература XX века.

11

3

9

Резервные часы.

Повторение и обобщение.

3



Итого

34

7













МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ

___________Малахова Н.С.

«____» ___________ 2019 г.

_____________Трещёва Н. В.

«____» ___________ 2019 г.



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО______ Савва О.Ю.

Протокол № ___от «___» _______ 2019 г.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Крымскотатарская литература»

7 классы

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

на 2019/2020 учебный год





Составитель: Люманова Ш.Я.,

учитель крымскотатарского языка

и литературы






Симферополь, 2019

урока

урока

в теме

Тема урока

Дата проведе

ния

Коррек

ция

1.

1

Литература - искусство слова.

Литература и жизнь.

03.09


2.

1

Крымскотатарский фольклор - 6 ч.

Значение. Жанры.

10.09


3.

2

Народные песни. Жанры.

17.09


4.

3

РР 1: Колыбельные песни. Частушки.

24.09


5.

4

Пословицы и поговорки.

01.10


6.

5

Быль. Понятие о были. Популярность жанра.

08.10


7.

6

РР 2: «Къулакъсыз Алим» (Безухий Алим) и другие былины. Героическая и трагическая судьба Алима.

15.10


8.

1

Литература Древнего периода— 3 ч.

Орхоно-Енисейская письменность. Рунические надписи.

22.10


9.

2

Ю.Баласагуни: «Къутадгъу билиг» (Благодатное знание). Литературный памятник.

29.10


10.

3

М.Крымский «Юсуф ве Зулейха».

/Юсуф и Зулейха/

05.11


11.

1

Литература периода Золотой Орды - 1 ч.

А.Къырымлы. Газели о любви.

12.11


12.

1

Литература периода Крымского ханства – 3 ч.

А.Умер. Семаи. Газели.

19.11


13.

2

РР 3: Джанмухаммед «Тогъайбей».

История создания поэмы.

26.11


14.

3

Урок-обобщение пройденных тем.

03.12


15.

1

Литература XVIII-XIX веков – 1 ч.

Эшмырза: жизнь и творчество.

10.12


16.

1

Литература периода «Пробуждения» - 5 ч.

И.Гаспринский. Просветитель. Газета «Терджиман» (Переводчик).

17.12


17.

2

РР 4: Творчество И.Гаспринского. Гаспринский и дети.

24.12


18.

3

У.Ш.Тохтаргъазы. Поэзия: «Дюньяда не вар?» (Что творится в мире?), «Не керек?» (Что нужно?).

14.01


19.

4

Я.Шакир-Али. Поэзия: «Танъ» (Утро), «Саат» (Часы).

21.01


20.

5

Урок-обобщение пройденных тем.

28.01


21.

1

Литература XX века – 10 ч.

Б.Чобан-заде. Рассказ «Индемез Джемиль» (Молчаливый Джемиль).

04.02


22.

2

А.Гирайбай «Татар оджасына» (Учителю татарину).

11.02


23.

3

Э.Шемьи-заде. Поэзия о природе о человеке. РР 5: выразительные средства языка.

18.02


24.

4

РР 6: Поэма «Алиме» (об отважной девушке-разведчице).

25.02


25.

5

О.Амит. Любовь к родине. «Ватаным меним» (Моя родина).

03.03


26.

6

Ш.Алядин. Поэзия: «Къара къыз» (Смуглянка), «Танъ бульбули» (Жаворонок), «Чёкюч давушы» (Звук молотка).

10.03


27.

7

У.Ипчи «Куреш» (Борьба). Отражение народных традиций.

24.03


28.

8


А.Осман «Аметнинъ козьяшлары» (Слёзы Амета).

31.03


29.

9

Р. Муедин «Асанчыкъ ве Къашкъачыкъ» (Асан и Кашкачик).

Тема депортации.

07.04


30.

10

РР 7: У.Эдемова «Гъайып аскернинъ анасы» (Мать пропавшего без вести солдата).

14.04


31.

11

Урок-обобщение знаний по литературе XX века.

21.04


32.

1

Резервный час.

Повторение и обобщение.

28.04


33.

2

Резервный час.

Повторение и обобщение.

12.05


34.

3

Резервный час.

Повторение и обобщение.

19.05