МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Зам. директора по УВР | Директор МБОУ |
___________Малахова Н.С. «____» ___________ 2018 г. | _____________Трещёва Н. В. «____» ___________ 2018 г. |
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО______ Савва О.Ю.
Протокол № ___от «___» _______ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Крымскотатарская литература»
7 классы
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
на 2018/2019 учебный год
Составитель: Люманова Ш.Я.,
учитель крымскотатарского языка
и литературы
Симферополь, 2018
Результаты освоения курса внеурочной деятельности: 1.Личностные результаты: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; • использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). 2.Метапредметные результаты: • умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы; формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Содержание курса внеурочной деятельности (34 ч)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и
эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота,
совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее
используемые авторами человеческие ценности.
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (6 ч.)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры
фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных
произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Частушки (чынъ ве мане). Пословицы и поговорки. Быль (Ривает).
Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в
народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность
народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в
колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр
народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка
частушек. Причина их популярности.
Бытовые песни. Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных фактов из жизни в исторических песнях. Выражение духа народа и его стремления к свободе. Обрядовые песни. Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и верности.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Героическая и трагическая судьба Алима. Всенародная любовь , вера в силу и справедливость героя.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о были. Углубление понятия о народной
песне, пословицах и поговорках.
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (3 ч.)
Создание первичных представлений о древней крымскотатарской
литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи. Литературный памятник. Жанровая особенность и идея произведения.
Юсуф Баласагуни. «Къутадгъу билиг» («Благодатное знание»). Выдающийся литературный памятник (краткие сведения о поэме). Изложение в поэтической форме нравоучительных истин: о морали, праве, управлении государством и праве. Этико-моралистическая и философская направленность поэмы.
Махмуд Крымский. «Юсуф ве Зулейха» (краткие сведения о поэме). Основа
сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном
Иосифе и его братьях).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Первичные понятия о методе в
художественной литературе. Стихотворные размеры. Силлабическое
стихосложение.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (1 ч.)
Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства
Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки, литература.
Абдульмеджиди Къырымлы. Газель. О прекрасном и возвышенном чувстве
любви.
Сейфи Сараий. Гъазель. Хикяет (рассказ).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (3 ч.)
Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского
ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные направления поэзии
ханского времени.
Произведения, предствляющие основные направления:
Менъли Герай; Ашыкъ Умер (Семаи. Къошма. Гъазеллер). Обзор творчества.
Тематическое богатство, философское содержание поэзии. Раздумья поэта о
жизни, смысле бытия.
Джанмухаммед. Поэма «Тогъай бей». История создания поэмы. Образ
Тогъай бея.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы.
Понятие о дестане. Понятие о поэме.
ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (1 ч.)
Создание первичных представлений о периоде.
Эшмырза. Слово о поэте. Стихотворения. О жизни кедая. Протест против жестокой политики царизма. Осуждение невыносимых условий военной службы. Близость произведения к народной поэзии.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (5 ч.)
Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.
И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская
деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман» (Переводчик). И.Гаспринский и дети.
У. Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения «Дюньяда не вар?»,
«Не керек?», «О недир?». Призыв поэта к молодому поколению.
Стихотворение о знаниях. Основной пафос стихотворения -
разоблачение социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному
народу.
Я. Шакир-Али. «Мектеп ве миллий тиль», «Танъ», «Саат», «Денъиз ве ель».
Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина мыслей.
Философское содержание лирики.
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (11 ч.)
Б.Чобан-заде. Рассказ «Индемез Джемиль».
А. Гирайбай. Стихотворение «Татар оджасына». Слово о поэте.
Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное
положение в обществе.
О. Амит. Стихотворение «Ватаным меним». Слово о поэте. Восторженная
песн о любви к Родине, красоте родного края.
У. Ипчи. Рассказ «Куреш». Слово о писателе Реалистическая жизнь простых
селян. Отражение народных традиций в произведении. Тематика и
проблематика рассказа. Авторское отношение к героям.
Э. Шемьи-заде. Стихотворения «Акъшам денъиз ялысында», « Йырларым».
«Шайлы къыз». «Алиме» (отрывок из поэмы). Слово о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворениях. Мужество и стойкость девушки-разведчицы.
Ш. Алядин. Стихотворения «Танъ бульбули», «Чекюч давушы», «Къара
къыз». Слово о писателе.
А.Осман. «Аметнинъ козьяшлары». Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово о писателе.
Р. Муедин. «Асанчыкъ ве Къашкъачыкъ». Слово о писателе. Тема
депортации в произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о
страданиях и гибели мальчика и его собаки.
У. Эдемова. «Гъайып аскернинъ анасы». Тема тяжелой материнской доли в
рассказе. Драма матери, ждущей погибшего сына до последнего.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о лирическом произведении.
Особенности лирических произведений.
Резервные часы (3ч.).
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов | Развитие речи |
1 | Литература как искусство слова. | 1 | |
2 | Крымскотатарский фольклор. | 6 | 2 |
3 | Литература Древнего периода. | 3 | |
4 | Литература периода Золотой Орды. | 1 | |
5 | Литература периода Крымского ханства. | 3 | 1 |
6 | Литература XVIII-XIX веков. | 1 | |
7 | Литература периода «Пробуждения». | 5 | 1 |
8 | Литература XX века. | 11 | 3 |
9 | Резервные часы. Повторение и обобщение. | 3 | |
| Итого | 34 | 7 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Зам. директора по УВР | Директор МБОУ |
___________Малахова Н.С. «____» ___________ 2019 г. | _____________Трещёва Н. В. «____» ___________ 2019 г. |
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО______ Савва О.Ю.
Протокол № ___от «___» _______ 2019 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Крымскотатарская литература»
7 классы
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
на 2019/2020 учебный год
Составитель: Люманова Ш.Я.,
учитель крымскотатарского языка
и литературы
Симферополь, 2019
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Дата проведе ния | Коррек ция |
1. | 1 | Литература - искусство слова. Литература и жизнь. | 03.09 | |
2. | 1 | Крымскотатарский фольклор - 6 ч. Значение. Жанры. | 10.09 | |
3. | 2 | Народные песни. Жанры. | 17.09 | |
4. | 3 | РР 1: Колыбельные песни. Частушки. | 24.09 | |
5. | 4 | Пословицы и поговорки. | 01.10 | |
6. | 5 | Быль. Понятие о были. Популярность жанра. | 08.10 | |
7. | 6 | РР 2: «Къулакъсыз Алим» (Безухий Алим) и другие былины. Героическая и трагическая судьба Алима. | 15.10 | |
8. | 1 | Литература Древнего периода— 3 ч. Орхоно-Енисейская письменность. Рунические надписи. | 22.10 | |
9. | 2 | Ю.Баласагуни: «Къутадгъу билиг» (Благодатное знание). Литературный памятник. | 29.10 | |
10. | 3 | М.Крымский «Юсуф ве Зулейха». /Юсуф и Зулейха/ | 05.11 | |
11. | 1 | Литература периода Золотой Орды - 1 ч. А.Къырымлы. Газели о любви. | 12.11 | |
12. | 1 | Литература периода Крымского ханства – 3 ч. А.Умер. Семаи. Газели. | 19.11 | |
13. | 2 | РР 3: Джанмухаммед «Тогъайбей». История создания поэмы. | 26.11 | |
14. | 3 | Урок-обобщение пройденных тем. | 03.12 | |
15. | 1 | Литература XVIII-XIX веков – 1 ч. Эшмырза: жизнь и творчество. | 10.12 | |
16. | 1 | Литература периода «Пробуждения» - 5 ч. И.Гаспринский. Просветитель. Газета «Терджиман» (Переводчик). | 17.12 | |
17. | 2 | РР 4: Творчество И.Гаспринского. Гаспринский и дети. | 24.12 | |
18. | 3 | У.Ш.Тохтаргъазы. Поэзия: «Дюньяда не вар?» (Что творится в мире?), «Не керек?» (Что нужно?). | 14.01 | |
19. | 4 | Я.Шакир-Али. Поэзия: «Танъ» (Утро), «Саат» (Часы). | 21.01 | |
20. | 5 | Урок-обобщение пройденных тем. | 28.01 | |
21. | 1 | Литература XX века – 10 ч. Б.Чобан-заде. Рассказ «Индемез Джемиль» (Молчаливый Джемиль). | 04.02 | |
22. | 2 | А.Гирайбай «Татар оджасына» (Учителю татарину). | 11.02 | |
23. | 3 | Э.Шемьи-заде. Поэзия о природе о человеке. РР 5: выразительные средства языка. | 18.02 | |
24. | 4 | РР 6: Поэма «Алиме» (об отважной девушке-разведчице). | 25.02 | |
25. | 5 | О.Амит. Любовь к родине. «Ватаным меним» (Моя родина). | 03.03 | |
26. | 6 | Ш.Алядин. Поэзия: «Къара къыз» (Смуглянка), «Танъ бульбули» (Жаворонок), «Чёкюч давушы» (Звук молотка). | 10.03 | |
27. | 7 | У.Ипчи «Куреш» (Борьба). Отражение народных традиций. | 24.03 | |
28. | 8 | А.Осман «Аметнинъ козьяшлары» (Слёзы Амета). | 31.03 | |
29. | 9 | Р. Муедин «Асанчыкъ ве Къашкъачыкъ» (Асан и Кашкачик). Тема депортации. | 07.04 | |
30. | 10 | РР 7: У.Эдемова «Гъайып аскернинъ анасы» (Мать пропавшего без вести солдата). | 14.04 | |
31. | 11 | Урок-обобщение знаний по литературе XX века. | 21.04 | |
32. | 1 | Резервный час. Повторение и обобщение. | 28.04 | |
33. | 2 | Резервный час. Повторение и обобщение. | 12.05 | |
34. | 3 | Резервный час. Повторение и обобщение. | 19.05 | |