СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал "Роль учителя в подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ и экзамену по трудовому обучению детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (ИН)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессионально – трудовое обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения – необходимо для получения новых профессиональных, технологических и практических навыков. Эффективность профессионально – трудового обучения должна обеспечивать общее развитие личности.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Роль учителя в подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ и экзамену по трудовому обучению детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (ИН)"»

Роль учителя в подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ и экзамену по трудовому обучению детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (ИН).


Профессионально – трудовое обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения – необходимо для получения новых профессиональных, технологических и практических навыков. Эффективность профессионально – трудового обучения должна обеспечивать общее развитие личности.

Для детей с ОВЗ исключительную важность представляет трудовая деятельность. Её цель – подготовка работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
     На своих уроках я формирую и развиваю такие личностные качества, как целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма, что служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.

Трудовое обучение школьников - это не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу учащихся неизмеримо больше. Это накладывает особую ответственность на учителей технологии в организации и осуществлении трудовой подготовки учащихся.
Анализ данных по дальнейшему обучению выпускников показывает, что девочки с удовольствием продолжают дальнейшее обучении про профессии швея-мотористка и многие из них оканчивают образовательное учреждение на «4» и «5». Однако эти же данные говорят о том, что выпускникам доступны лишь специальности, не предъявляющие к работникам высоких интеллектуальных требований. Как правило, они не могут овладеть такими сложными рабочими профессиями, как например, наладчик автоматических линий станков, оператор пульта управления.
Профессионально-трудовое обучение строится с учётом умственных и физических возможностей учащихся. Его конечная цель – подготовить школьников к самостоятельному выполнению несложных работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного производства.
Программа «Швейного дела» предусматривает подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской лёгкой одежды. В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приёмов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закруглённых срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. И что бы окончательно закрепить тему ученицы изготавливают салфетки, прихватки, наволочки, хозяйственные сумки. При пошиве изделий у них закрепляются навыки: ставить в начале и конце строчки закрепку и обрабатывать срезы деталей различными способами. 
В 6-8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена швейной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. После этого мы приступаем к обработке фартука с нагрудником: снимаем измерения с фигуры человека, узнаём что такое моделирование, конструирование, строим чертежи в М 1:4 и в М1:1, учимся раскраивать детали изделия на ткани, обрабатываем фартук. В конце 6 класса, мы изготавливаем самую простую модель ночной сорочки.
Материал программы в 7 - 8 классах достаточно сложен: изучаются технология пошива лёгкой одежды, свойства тканей, устройство и механизмы швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. То есть учимся выполнять поузловую обработку изделий с опорой на технологические карты и опорные схемы. Поэтому особое внимание уделяю обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Находить дефекты обработки и способы их устранения. На этом этапе обучения учащиеся изготавливают комплект постельного белья, т.е. простынь, наволочку и пододеяльник. После изучения темы «Производство шерстяных тканей» мы с девочками переходим к очень интересной теме «Пошив юбки из шерстяной ткани». Здесь им предоставляются огромные возможности творчества – это конструирование, моделирование при индивидуальном подходе к проекту.
Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленным оборудованием и промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды, скоростными приёмами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской лёгкой одежды, но по пошиву другой продукции.
Исходя из уровня подготовленности учащихся, при составлении рабочей программы на новый учебный год я сама определяю продолжительность преподавания той или иной темы. По той же причине не указываю содержание некоторых контрольных работ. 
Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках природоведения, математики, биологии и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т.д. К слову сказать, нам очень не хватает в нашем образовательном процессе уроков черчения. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов. 
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.

По окончании 9 класса с обучающимися проводится экзамен по трудовому обучению в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам. Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта можно провести экзамен в форме практической экзаменационной работы, которая длится 2-3 часа (с перерывом) и собеседования на основе выполненной практической работы. Члены экзаменационной комиссии анализируют и оценивают процесс выполнения экзаменуемым изделия в ходе практической экзаменационной работы и качество изделия, а также оценивают другие изделия (мы планируем представить не менее 5 работ), которые экзаменуемый выполнит в течение года в выпускном классе.

Экзамен по трудовому обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения является одной из основных форм предъявления результата совместной деятельности учителя и обучающегося, в центре которого – оценка функциональной грамотности и социальной компетентности школьников, рассматриваемые как показатель качества образования. Действительным результатом образованности данной категории выпускников является уровень овладения ими азами той или иной профессии, ориентированностью и готовностью работать по ней.


Для школьников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения процедура экзамена может стать фактором, отрицательно влияющим на их психофизическое здоровье. Поэтому экзамен по трудовому обучению для этих выпускников проводится в щадящих условиях, максимально ограничивающих влияние негативных факторов на состояние их здоровья. Совершенно очевидно, что дети, имеющие проблемы со здоровьем, особенно остро реагируют на увеличение нагрузки: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряжение.

Таким образом, при разработке экзаменационных материалов необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждой категории детей.

















































Основная задача трудового воспитания – дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности. Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться. Как же помочь в этом плане учащимся в самоопределении, самореализации - это и есть наша задача - оказание помощи в выборе трудового пути.

Доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является предметом пристального внимания. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. В связи с этим проводится систематический анализ успеваемости, выявляются индивидуальные характеристики и возможности школьников, проверяется качество созданных условий для успешной социальной адаптации.

С этой точки зрения, экзаменационные испытания можно рассматривать как одну из основных форм предъявления результата обучения. Деятельность по организации итоговой государственной аттестации регламентируется нормативными документами Минобразования РФ, изложенными в письме от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6. Результатом профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта является начальный уровень овладения ЗУН по выбранной профессии.

Экспериментальные данные и практические наблюдения в школе показывают, что у учащихся одного и того же класса формирование ЗУН, необходимых для экзаменационных испытаний без специально направленных на это методов и средств обучения, не достигает необходимого уровня, предусмотренного требованиями ФГОС (приказ от 19.12.2014 года № 1599). Важность этой проблемы определяется ее направленностью на изыскание новых возможных путей реализации принципа корригирующего обучения. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных подходов к воспитанию и образованию школьников с целью достижения ими более высокого уровня профессиональной подготовки и, как следствие, успешной сдачи экзамена и адаптации в современном обществе. Все вышеизложенное указывает на актуальность проводимой в нашей школе работы в данном направлении.

Учащиеся с нарушением интеллекта способны к овладению несложными профессиями и могут успешно пройти экзаменационные испытания, защитить выпускную квалификационную работу по выбранной профессиино вместе с тем их возможности в плане профессиональной подготовки значительно ограничены. Это обусловлено умственным заболеванием в разной степени сложности и недостатками физического развития. Таким образом, возникает необходимость применения в процессе подготовки к экзаменам современных образовательных технологий, позволяющих учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого ученика.

Таким образом, основная идея моей работы по подготовке к экзаменационным испытаниям заключается в оказании помощи слабым ученикам в подготовке к экзаменам, и в выявлении, поддержке и максимальном раскрытии потенциала способных в обучении учащихся. Разноуровневые теоретические и практические экзаменационные задания является той качественной основой, которая может реализовать инклюзивный подход в обучении. Он направлен на формирование раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже нацелена на социализацию, на воплощение своих идей наравне со своими сверстниками.

Содержание деятельности по подготовке к экзаменационным испытаниям основывается на принципах дидактики и направлено на развитие подростка как компетентной личности. Особое внимание уделяется информационной компетентности учащихся, направленной на формирование простейших навыков работы с источником, материалами. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: умение формулировать собственную позицию, использовать для аргументации при защите квалификационной работы в форме творческого проекта научные сведения, отвечать на поставленные вопросы, связанные с технологическим содержанием.  

Специфика содержания методов подготовки к экзаменационным испытаниям направлено на развитие рефлексивной деятельности учащихся к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, способности и готовности к профессиональной деятельности и социализации в обществе.

Успешность подготовки к экзаменационным испытаниям определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах. Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задач оптимального сочетания:

  • требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;

  • новых информационно-коммуникативных технологий и учебно-методических комплексов;

  • эмоционально психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности.


В процессе обучения труду учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Развитие мыслительных процессов на уроках труда объясняется, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями и планом, а не только выполняют волю учителя.
Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием школьников.