СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический обзор Работа с учащимися колледжа по реализации Директивы №3 Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 27.12.2006.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический обзор

Работа с учащимися колледжа по реализации Директивы №3 Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 27.12.2006.

 

Просмотр содержимого документа
«Методический обзор Работа с учащимися колледжа по реализации Директивы №3 Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 27.12.2006.»









В современных условиях энергосбережение становится неотъемлемой составляющей нашей жизни в обществе, и, следовательно, учебно-воспитательного процесса. На теоретических и практических занятиях, на практике, в быту, при создании комфортной и безопасной среды, при проведении мероприятий и конкурсов данная, энергосберегающая компетенция, является важной характеристикой личностных качеств современного человека, и, безусловно, будущего специалиста.

Многовекторность педагогического взаимодействия, стремление учитывать различные возможности и творческие способности учащихся позволяют вовлекать в процесс учащихся всех курсов разных форм обучения, их домашнее окружение, воспитанников детских дошкольных учреждений при прохождении практик, сотрудников колледжа, общественность. Трудно сегодня определить доминирующий вид педагогического взаимодействия с учащимися по вопросам энергосбережения, но постоянно изменяющиеся формы, инициированные учащимися проекты и направления, позволяют формировать энергосберегающие компетенции учащихся и активно пропагандировать способы экономии.

Определяющим фактором для формирования экологической инициативы учащихся стало активное участие в конкурсах «Энергомарафон», «Энергия и среда обитания», в конкурсе агитбригад по пропаганде раздельного сбора мусора, в конкурсе по созданию молодежных экологических сайтов, что способствовало актуализации экологических компетенций и принесло ряд высоких результатов в разнообразных конкурсах:

  • (2 место в областном этапе конкурса «Энергомарафон» в номинации «Лучший педагог по организации работы по воспитанию культуры энергосбережения у учащихся» в 2011г.;

  • 1,2 места в номинациях : «Лучший слоган сайта», «Лучшее название сайта», «Лучший логотип сайта» в областном этапе конкурса по оформлению молодежного экологического сайта,

  • 2 место в Республиканском конкурсе на лучшее название сайта в 2013г;

  • 3 место в конкурсе экологических агитбригад (2013 г.)

  • 3 место в областном этапе конкурса «Энергомарафон-2013» в номинации агитбригад.

  • с января 2014 г. УО СГПК получила сертификат участника SPARE проекта.

Конкурсы позволяют раскрывать возможности реализации энергосберегающей пропаганды через разнообразную и неформальную деятельность в среде учащихся.

В методіческом обзоре представлены формы педагогического взаимодействия с учащимися по реализации Директивы №3 Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 27.12.2006., отражающие системность, непрерывность и роль учреждения образования в формировании энергосберегающих компетенций будущих специалистов.



Виды деятельности, реализуемые через проекты

Учащиеся колледжа с момента поступления вовлечены в энергосберегающую деятельность. Первокурсники активно включаются в работу агитбригады, в органы студенческого самоуправления, это облегчает пропаганду энергосбережения в общежитии. Учащиеся старших курсов создали группы «Энергменеджмент», провели работу по популяризации советов по энергосбережению в комнатах общежития. В работу групп входили следующие виды деятельности: опросы, анкетирование, создание знаков экономии ресурсов: «Не проливай воду», «Накрывай крышкой кастрюлю», «Мой посуду экономно», «Всегда выключай свет». В каждой комнате на дверях размещены самые доступные для использования правила и советы по энергосбережению, плакаты и рисунки. Энергосбережение становится приемлемым стилем жизни в общежитии колледжа.

Одним из путей повышения познавательного интереса является вовлечение обучаемых в проектную деятельность. Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе формирует способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация метода проекта во внеаудиторной работе ведет к изменению привычной позиции преподавателя. Из авторитетного источника информации становится инициатором исследовательского потенциала учащихся, консультантом.

За последние три года работы в данном направлении с учащимися эффективно использовались разнообразные формы проектной деятельности в рамках преподавания дисциплин «Охрана окружающей среды и энергосбережения» и «Основы экологии», которые всегда вызывали интерес и формировали основную мотивационную составляющую к участию в энергосберегающей деятельности. Наибольший интерес представляют проекты , созданные по следующим направлениям:

  • создание проектов детских экологических движений, направленных на формирование ресурсосберегающей и энергосберегающей культуры;

  • формирование культуры энергосбережения дошкольников через игровую деятельность;

  • формирование культуры энергосбережения учащихся и реализация энергосбережения в быту, в колледже, в общежитии.



Практика в детских дошкольных учреждениях по специализации «Экологическое воспитание» с прошлого года используется как средство приобщения к энергосберегающей деятельности воспитанников с раннего детского возраста.

И нтересным был и проект по созданию дидактической игры «Экологическое лото», при ее создании мы ставили основной целью следующие цели познакомить с ресурсами и объектами бережного отношения (вода, тепло, электричество, энергия), развивать эмоции, способствующие формированию навыков бережливости к энергоресурсам и пресной воде. Игра была успешно апробирована в старших группах на учебной практике в ДДУ. Воспитанники с удовольствием восприняли информацию и успешно трактовали понятия «Бережливость», «Ресурсы», «Экология» легко угадывали загадки и с интересом изучали карточки для игры.

Уже не первый год учащиеся разрабатывают концепции современных детских экологических движений, исходя из возрастной группы, и в данном направлении учащиеся стремяться пропагандировать идеи бережливости .Такими проектами стали:«Экознайка» (Януш Т.), «Академия Экоши»(Плышевская Т.), «Берегоша» (Козлова О.Э.) и другие.

Все учащиеся 4 курса, выполняет проект «Энергосбережение в быту», который нацелен на анкетирование, опрос круга знакомых, по вопросам энергосбережения, при этом делает выводы о просвещенности окружающих и самостоятельно разрабатывает правила энергосбережения или практические советы. В данных проектах наибольший интерес представляют выводы учащихся и практические советы.

  • «Относительная доступность энергии, тепла, горячей воды создают представление у многих людей о том, что эти блага появляются сами собой и, никогда не исчерпают себя. Конечно, во многих домах установлены счетчики на воду, газ, свет и тепло, но полезные привычки - отсутствуют. Опрашиваемые начинают задумываться впервые над вопросом «Сколько электроприборов у вас включено в сеть вечером?». Ответ обычно удивляет всех- как правило, от 8 и более, не считая приборов в режиме «ожидания».Результат опроса показывает, что если каждый научится выполнять простые правила энергосбережения, то расходы на энергозатраты значительно уменьшаться.».Левшеня Е.(гр.ПА-41);

  • «Проводя опрос , я выяснила, что членам моей семьи нужно еще учиться экономить энергоресурсы, а вот сокурсники продемонстрировали знание правил энергосбережения» Карпович Е.(гр.ДА-42.).

В настоящее время силами учащихся создан банк советов по энергоэффективности данных под девизом «Потребляем, а не распыляем энергию!» по направлениям:

  • экономия тепла;

  • экономия электрической энергии;

  • экономия воды;

  • экономия газа при приготовлении пищи;

  • экономная стирка;

  • советы по экономичной работе с компьютером;

  • альтернативные источники энергии;

  • как выбрать правильную технику;

  • строим экономный и теплый дом;

  • современные строительные материалы;

  • нестандартные советы;

  • ненужные бытовые приборы;

  • современные экогаджеты , девайсы.

«Советы по экономичной работе с компьютером», «Современные строительные материалы», «Ненужные бытовые приборы», « Нестандартные советы», «Современные экогаджеты и девайсы» - это те направления, которые подсказали сами учащиеся.

Стремление придумать оригинальные рекомендации по энергосбережению, привело учащихся к различным идеям и потребности узнать побольше о научных разработках в мире, нацеленных на использование альтернативных источников энергии, на формирование новых приоритетов - экологичной стратегии поведения в быту.

«Советы по экономичной работе с компьютером»- помогаю учащимся разобраться в экономичных настройках работы компьютера, «Ненужные бытовые приборы» - советы направленные на отказ от разнообразных бытовых приборов. «Нестандартные советы» демонстрируют косвенную связь энергоресурсов и бережливости, один из таких советов ходить пешком и не пользоваться лифтом, отказываться от личного транспорта в пользу общественного, в том числе, такси; собирать вторичное сырье и учиться сортировать уже дома, использовать сумки и авоськи вместо пакетов и др.

Наибольший интерес у учащихся вызывают современные необычные экогаджеты, позволяющие экономить ресурсы. Примером таких необычных приборов, информацию о которых подготовили учащиеся могут служить следующие современные разработки, поражающие воображение простотой, практичностью и доступностью в применении: дверь, вырабатывающая энергию, зарядное устройство-эспандер, солнечные розетки для зарядки мобильных устройств и другие.

Мероприятия, апробированные при проведении месячника энергосбережения в колледже.

Энергосберегающая деятельность в учебном заведении стала неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса, а ежегодные традиционные мероприятия, проводящиеся в рамках «Энергомарафона», нацелены на формирование позитивного интереса к идеям энергосбережения учащейся молодежи и сотрудников колледжа. Традиционный девиз месячника «Энергосбережение – дешевый источник энергии».

Акции по пропаганде энергосбережения

Разнообразные акции позволяют проводить агитационную работу в группах, актуализировать энергосберегающие компетенции всех участников учебного процесса. Наиболее эффективными стали следующие акции:

  • акция «Поделись рецептом энергобережливости!»;

  • волонтерская акция « Сохраним ресурсы»;

  • акция – дайджест рекламных роликов «Почувствуй пульс планеты» , «Планета в ожидании перемен…» под девизом: «Я нуждаюсь в твоей помощи…!» Планета;

  • волонтерская акции «Энергоаудит в общежитии!»;

  • акция «Береги! Экономь! Умножай!»;

  • акция «Я и энергосбережение моего дома»;

  • акция «Участвуй! Действуй! Решай!»;

  • акция «Проверь экологический IQ».



Конкурсы рисунков, плакатов.

Проводятся конкурсы рисунков и плакатов, которые стали достато но популярными в среде учащихся, так как использован демократический подход,кто не умеет рисовать может использовать фотоиллюстрации и придумывать к ним подписи. Конкурс плакатов «Экодом» и рисунков «Энегосберегай» под девизом «Бережливый - значит богатый!!!


Р аспространение буклетов по пропаганде энергосбережения.

Ежегодно проводятся конкурсы по созданию буклетов. В текущем году наиболее успешными стали буклеты «Минус 60 ватт в каждой квартире», «Энергосбережение» учащейся Симончик Е. ДА-43.Буклеты распространяются по всем подразделениям колледжа, на базах практик, на родительских собраниях; силами учащихся создаются и устанавливаются предупреждающие знаки в бытовых помещениях общежития.

Пополнение банка презентаций и видеоматериалов.

В настоящее время собран банк из 64 презентаций и 32 видеосюжетов, который продолжает пополняться творческими разработками учащихся, и позволяет вести эффективную работу по пропаганде энергосбережения не только на уроках и факультативных занятиях, но и при проведении кураторских часов, обзоров литературы, воспитательных мероприятий и акций.

Формирование позитивного интереса к проблемам энергосбережения у учащихся колледжа обусловлено разнообразными формами педагогического взаимодействия с учащимися и высокой результативностью экологических инициатив.

Трудно сегодня определить доминирующий вид педагогического взаимодействия с учащимися по вопросам энергосбережения, но постоянно изменяющиеся формы, инициированные учащимися проекты и направления, позволяют формировать энергосберегающие компетенции учащихся и активно пропагандировать способы экономии ресурсов как в образовательном пространстве колледжа, так и в быту.

Безусловно, данная работа не исчерпывает всего разнообразия форм педагогического взаимодействия, но позволяет увидеть возможности реализации энергосберегающей пропаганды через разнообразную и неформальную деятельность в среде учащихся.

Проект отражает систему работы с обучающимися в студии «Лянок» учреждения образования «Солигорский государственный педагогический колледж» по изучению и воссозданию ткаческого ремесла в южном регионе Минской области. Проект описывает создание рушника с особенностями орнамента, характерными для южных регионов Минской области.

Содержание проекта ориентировано на руководителей объединений по интересам учреждений профессионально-технического и среднего специального образования и содержит методологические обоснования, систему проектных заданий, описание деятельности участников проекта, системы социального партнерства, описание результатов проекта.

Все фотоматериалы выполнены в период реализации проекта.

В материалах проекта представлена также его презнтация, список испльзованной литературы.






223710, г. Солигорск, Минская область, ул. Л.Комсомола, 41

Телефон: 80174221482

Факс: 80174221524

Сайт: http://sgpk.minsk-region.edu.by/

Эл.почта: [email protected]




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!