Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха «школа № 3» имени И. А. Флерова
Проектно-исследовательская работа на тему:
«Народная кукла»
Работу выполнили:
Гредина София
Научный руководитель:
Голубкова Алевтина Никитична
Г.о.Балашиха
2017 г.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "НАРОДНАЯ КУКЛА"
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта
Актуальность проекта
1. История возникновения куклы
2. Виды кукол
2.1 Куклы- обереги
2.2 Игровые куклы
2.3 Обрядовые куклы
3. Экономическое обоснование
Заключение
Список литературы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта "Народная кукла"
Основной разработчик проекта : Гредина София 5 «А»
Руководитель: Голубкова Алевтина Никитична, учитель ИЗО
Цель проекта:
- пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной кукле
Задачи проекта:
- изучить историю возникновения народной куклы;
- изучить виды кукол;
- изучить технологию изготовления народных кукол;
- изготовить народную куклу;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.
В наши дни необходима популяризация народной куклы, которая и сейчас может служить как прекрасной, экологичной игрушкой для ребенка, так и изумительным, по своей красоте и самобытности украшением интерьера.
Этапы реализации проекта
1. Изучение истории возникновения народной куклы
2. Изучение видов кукол
3. Изучение технологии изготовления кукол
4. Изготовление нескольких видов кукол.
5. Презентация проекта
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила.
Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира.
Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.
Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились, по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ.
Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).
Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.
Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.
А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно разнообразие красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.
2. ВИДЫ КУКОЛ
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.
Куклы - обереги
Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено''. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище - кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.
Мое внимание привлекли несколько из огромного многообразия кукол.
Желанница
Народная тряпичная кукла Желанница – амулет на исполнение задуманного. Куколку хранили в тайном мешочке или сундучке и никому не показывали, чтобы не сглазили. Для исполнения желания нужно было сделать кукле подарок – бусы, бантики, вышивку на платьице или просто новую богатую одежку. Старое платьице тоже не снималось и не выбрасывалось. Новый наряд просто одевался сверху.
д.
Коляда
Скоро Новый Год, а за ним следом приходит в наши дома замечательный, светлый праздник Рождества. Морозная ночь, поскрипывает снег, смех и колядки…
К этому дню наши предки мастерили куклу по имени Коляда. Эта кукла – символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой народную женщину, одетую в новый наряд. От её имени колядующие желали счастья и благополучия.
Ангел
На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов. В подарок на именины делали куклу Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла - оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше - для крыльев. Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не отрезать. И сшивать тряпочки не разрешалось - только связывать или заматывать. Когда в деревнях родители уходили в поле работать, в доме с детьми оставались бабушки и чтобы как-то занять детей, делали кукол из самой простой ткани, что была под рукой.
Лицо не рисовали, считалось, что кукла должна переживать, радоваться вместе со своим хозяином.
Игровая кукла
Зайчик-на-пальчик
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда был рядом, когда родители уходили из дома. С ним не было скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Часто дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Взрослым сложнее бывает открыться и поделиться своими обидами, проблемами, а порой просто и не с кем. Зайчику легче выговаривать свои горести и беды. Эта незатейливая игрушка давала ощущение, что у тебя есть друг, который тебя выслушает и поможет.
Вот такой этот замечательный зайчик.
Технология изготовления куклы Коляда.
1. Для изготовления Коляды приготовим следующее:
Берёзовое полешко 30х3 см (желательно снизу ровно отпиленное, чтобы можно было его приклеить к более устойчивому основанию), лоскут двунити 40х80 см (если с подгибом с обеих сторон, но можно и без подгиба, тогда 30х80 см), ткань красивая яркая для юбки 60х22 см, для рубашки 30х30см, для рукавов 10х22 см каждый, два красных квадрата 12х12 см, по 1 чайной ложке крупы и соли, лоскут для косынки 40х20 см, нарядное кружевное очелье, нарядный фартук, пояс, две скрутки для груди из любого материала (т.к. в моем варианте грудь под рубашкой), два лоскута для ладошек 4х4 см, веник из лыка или льняных ниток. Сшиваем только рукава и рубашку.
2. Обматываем полешко тканью. Я люблю подворачивать ткань с обеих сторон, снизу, чтобы не осыпалась, сверху для объёма головы.
3. Обвязываем скатку в трёх местах.
4. Готовим одежду. Определившись с длиной юбки, собираем её на поясе в складку.
5. Рукава готовим как у Рябинки. Прошиваем, ладошку вставляем внутрь, перевязываем.
6. Выворачиваем — руки готовы.
7. Сделаем две скрутки для груди, размер по вашему выбору.
8. Насыпаем крупу и соль в красные квадраты.
9. Перевязываем.
10. Рубашку можно прошить. Можно рубашку сделать «до пят».
11. Привязываем грудь.
12. Прикладываем руки.
13. Рубашку лицевой стороной (низ вверху) надеваем сверх рук.
14.Привязываем вначале легко, выворачиваем, регулируем длину рук.
15. После подгонки завязываем туго.
16. Надеваем верхнюю юбку.
17. На голову надеваем очелье, лучше нарядный. Привязываем к поясу мешочки с солью и зерном, повязываем фартук и пояс. Пояс попросился завязаться назад.
18. Приклеиваем к основанию клеем что-либо для устойчивости.
19. Ярким красивым платком завершаем образ.
Поверчусь, покручусь, на колядки соберусь.
Пришла Коляда — отворяй ворота.
Технология изготовления куклы «Желанница»
Для изготовления куклы-оберега необходимы лоскуты ткани следующих размеров:
для скрутки (основа куклы) — прямоугольник любой расцветки 30 х 12 см;
для головы и рук — квадрат белый со стороной 20 см;
для платка – цветной треугольник 18 х 27 х 18 см;
для фартучка – квадрат цветной 5 х 8 см;
для юбки – цветной прямоугольник 10 х 20 см.
Вспомогательные элементы: ветошь (синтепон), ножницы (если совсем никак не получится без них), тесьма, красивая лента, нитки обязательно красные.
Из большого цветного прямоугольника делаем скрутку.
На один ее конец нитью закрепляем ветошь.
Сверху накладываем белый квадрат и формируем голову куклы (закрепляем на шее нитью) и ладони. Ладони делаем в три этапа: загибаем уголок внутрь, затем загибаем обе стороны «рукавов» к загнутому уголку и соединяем, фиксируя нитью. В районе талии тоже перевязываем нитью.
Далее одеваем куклу. На нить накладываем вверх лицевой стороной цветной прямоугольник (для юбки), на него – фартук. На эти детали кладем верхнюю часть основы куклы, сворачиваем и перевязываем нитью. Это получилась изнанка одеяния куклы. Затем расправляем юбку и фартук, опустив их вниз. На пояс повязываем красивую ленту, на голову в качестве повойника – узкую ленточку и надеваем на голову платок (концы завязываем сзади).
Главное подарить куколке украшение и загадать желание!
Технология изготовления куклы Ангел.
Для изготовления куклы потребуется
Ткань - бязь белая;
Нитки х/б;
Синтепон;
Ножницы.
Для изготовления Рождественского Ангела необходимо взять квадрат белой ткани размером 20x20см, квадрат белой ткани размером 15x15 см. (можно меньшего размера, зависит от желаемой величины.)
Для изготовления головы и тела ангела возьмите квадрат ткани 20x20 см и сложите его по диагонали.Для объёма головы приготовьте небольшой кусочек синтепона.
Положите синтепон в середину сложенного квадрата и сформируйте шарик, обмотав ниткой.
Формируем ручки:край - уголок подгибаем внутрь и перевязываем нитью.
Обозначим талию, перемотав ниткой.
Делаем крылья. Для этого возьмите квадрат белой ткани 15x15 см (края можно немного обмахрить) и сложите его по диагонали. Соберите крылья по середине нитью но её не обрезайте.
Примотайте крылья к телу Ангела, перекрещивая нить на груди.
Можно украсить Ангела по своему желанию.
То были времена чудес. Сбывалися слова пророка,
Сходили Ангелы с небес, звезда катилась от Востока.
Прошли века. И Он распят, но всё по-прежнему живой
Идёт, как истины глашатый, по нашей пажити мирской.
Технология изготовления куклы «Зайчик на пальчик».
Прямоугольный кусок ткани 10 на 15 см
Нитки
Синтепон
1.Кусок ткани складываем пополам вдоль длинной стороны.
2.Складываем угол ткани, вгибая его внутрь.
3. Завязываем ниткой ушки зайчика.
4. Вкладываем набивку , не очень много, для головы.
5. Завязываем ниткой. Нитку лучше взять длинную и оставить два длинных конца. Позднее мы их используем на обвязки туловища и ручек нашего зайки.
6.Нижний кусок материала загибаем по сторонам и скатываем (3-4 закрутки).
7.Закрутку поднимаем вверх к голове – это ручки зайчика.
8. Обматываем туловище и ручки нитками, оставшимися в шаге 5: крест на крест и на поясе – 2 раза. Это самая сложная операция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:
· была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды
· освоена технология выполнения;
· изготовлены образцы;
· планируется участие в выставках
Фея знала своё дело,
И летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело,
Совершала чудеса.
Фея Кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Всё, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно
Обретали Куклы Души.
Ведь у Кукол судьбы тоже
С человеческими схожи...
А потом свои трофеи
Раздавала людям Фея.
Потому, что это средство,
Чтобы вечно помнить детство...
Лариса Рубальская
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008.- 30 ноября
5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.- 15 ноября
6. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. - 20 ноября