СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический постоянно действующий семинар-практикум «Безопасная образовательная среда» Заседание по теме «Риски, подстерегающие нас в сети Интернет»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именно хорошая образовательная среда является для организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она, подобно доброму наставнику, отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей).

А. Маслоу

Просмотр содержимого документа
«Методический постоянно действующий семинар-практикум «Безопасная образовательная среда» Заседание по теме «Риски, подстерегающие нас в сети Интернет»»

Методический постоянно действующий семинар-практикум

«Безопасная образовательная среда»


Заседание 1. «Риски, подстерегающие нас в сети Интернет»

А. Г. Евтушенко, заместитель директора по учебной работе


Именно хорошая образовательная среда является для организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она, подобно доброму наставнику, отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей).

А. Маслоу


Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания безопасной информационной среды.

Задачи:

  • создать условия для осмысления участниками актуальности темы семинара;

  • оказать информационную и методическую поддержку в вопросах, связанных с созданием в лицее безопасной среды;

  • организовать активное взаимодействие и взаимообучение педагогов.


Форма проведения: методический коворкинг


Оборудование: мультимедийная презентация; «Методический портфель»; раздаточный материал; маркеры для рефлексии.


Оформление пространства: четыре стола и стулья для работы в группах, доска для афиширования работ, мультиборд.


Ход семинара-практикума:


I. Организационно-мотивационный этап

Ведущий называет тему и цели семинара, обращая внимание на то, что в ходе данного мероприятия будет сделан акцент на вопросы развития безопасной образовательной среды в лицее.

Участники делятся на четыре группы по принципу «яблоко–груши–сливы–вишни» с помощью карточек с соответствующими изображениями.

Упражнение «Ассоциации».

Смысл образовательной среды не является абсолютно новым, например, еще Лоренцо Вала перечисляет пять важнейших условий для ученых занятий: «общение с образованными людьми»; «изобилие книг»; «удобное место»; «свободное время»; «душевный покой».


Участники в группах подбирают ассоциации к выражению «Безопасная образовательная среда». Ведущий помогает учителям высказать свои мнения с помощью ассоциативных вопросов, которые написаны на смайликах:

1. Какого цвета безопасная образовательная среда? (белый, небесно-голубой, солнечный и теплый)

2. Какой вкус у безопасной образовательной среды? (ванильный, сладкий, нежный)

3. С какой погодой ассоциируется безопасная образовательная среда? (солнечная и теплая погода)

4. Если бы безопасная образовательная среда была фруктом, то каким? (банан, груша, дыня, яблоко)

5. С каким животным у вас ассоциируется безопасная образовательная среда? (белый голубь, дельфин, кролик, сова, капибара, альпака)

6. Какие эмоции характеризует выражение «безопасная образовательная среда»? (чувство защищенности, комфорта, добра, насыщенности, доступности, свобода мыслей, мнений, удовольствие от полученных знаний, уважения к себе, дружественное отношение друг к другу, улыбка и радость, любовь, гарантия охраны и укрепление здоровья учащихся и др.)


Ведущий. Демонстрирует педагогам облако слов, подготовленное по итогам опроса «Что вы вкладываете в понятие «Безопасная образовательная среда?» среди учащихся лицея и для сравнения — родителей учащихся.















Ведущий. Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и включает в себя психологическую, физическую, информационную составляющие. Главное – развитие диалога и уважительных отношений всех участников образовательного процесса и, конечно, комплексный подход в решении любых вопросов.

Процессы развития информационного общества оказывают значительное влияние на изменения системы образования. В настоящее время мы наблюдаем формирование новой образовательной среды, в которой традиционная часть надстраивается информационной составляющей, функционирующей на базе новейших коммуникаций, средств ИКТ и электронных образовательных ресурсов. В учреждениях образования должны быть созданы условия для функционирования информационной образовательной среды.

Безусловно, информационная образовательная среда создает принципиально новые возможности для организации учебной и внеучебной деятельности учащихся и позволяет повысить эффективность обучения. Практика показывает, что данная среда позволяет выстраивать индивидуально-ориентированный процесс обучения, способствует высокой степени самостоятельности и самореализации учащихся. Доступ к информационным ресурсам Интернета дает возможность учащимся пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в лицее, выполнять домашние задания, самостоятельно обучаться.

- Назовите виды деятельности учащихся предполагающие использование Интернета в образовательном процессе в практике вашей работы?

переписка с помощью электронной почты;

поиск, сохранение и переработка необходимой учебной информации;

создание собственных веб-страниц; обмен учебными материалами;

использование электронных образовательных ресурсов и обучающих программ;

информационное взаимодействие с педагогами;

участие в сетевых проектах, олимпиадах, конкурсах.

Использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. По статистическим данным на сегодняшний день в нашей стране две трети учащихся выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Многие учащиеся посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Бесконтрольный доступ к Интернету может привести к: киберзависимости и игромании, нарушению нормального развития, неправильному формированию нравственных ценностей, знакомству с людьми с недобрыми намерениями. В этой связи сегодня проблема информационной безопасности стала актуальной.

Рассматривая проблему обеспечения безопасности учащихся в информационной образовательной среде следует установить содержание и современное понятие «безопасность».

В контексте рассмотрения проблемы безопасности информационной образовательной среды представляется возможным рассмотреть понятие «безопасность» выделенное Бояровым Е.Н. Автор рассматривает «безопасность» в качестве педагогической категории как «защищенность жизненно важных потребностей и интересов субъектов образования в доступе к информационным образовательным ресурсам и технологиям в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество образовательного процесса».

Но, у нас остались еще нерешенные вопросы (беседа с группами).

- Кто же отвечает за обеспечение безопасности учащихся в информационной образовательной среде учреждения образования, по вашему мнению? (министерство образования, родители, педагоги, сами обучающиеся)

- Каким требованиям должно соответствовать качество образовательного контента? (должен быть актуальным, объективным, достоверным, доступным для всех категорий обучающихся, в том числе и с особыми образовательными потребностями ввиду ограниченных возможностей здоровья, а также доступным для получения по режиму функционирования образовательной среды)

- Какие методы обеспечения информационной безопасности в образовательной среде, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

(Разграничение прав доступа к информационным ресурсам, постоянный аудит ИБ, использование средств антивирусной защиты, соблюдение политики информационной безопасности , соблюдение морально-этических норм, разумное ограничение посещений агрессивных информационных пространств и т. д.)

А теперь поговорим обо всем детальнее.


II. Информационно-практический этап

Участники произвольно делятся на группы.

Ведущий. Безопасная образовательная среда учреждения образования предполагает, что каждому участнику образовательного процесса гарантируется соблюдение их прав и норм безопасности, что создаются условия для индивидуального развития каждого учащегося. При выстраивании такой образовательной среды необходимо учитывать особенности взаимодействия участников образовательного процесса, стратегии и технологии обучения и воспитания учащихся, технологии сопровождения участников образовательного процесса, систему оценивания достижений учащихся и педагогов. Две основные составляющие по созданию безопасной образовательной среды – это принятие организационно-управленческих мер и информационно-просветительская работа. И для первого и для второго мы должны быть подготовлены, а поэтому к работе.


Задание. В каждой группе распределяются роли: лидер – осуществляет общее руководство и выступает от имени группы; спикер – записывает идеи группы; генераторы идей – остальные члены группы. Используя раздаточные материалы из «Методического портфеля», глоссарий по теме и презентацию, предложенную организатором семинара-практикума группы готовят ответы на вопросы:


Группа 1) Назовите области сети Интернет, наиболее подверженные рискам. В чем заключается основной риск для пользователя и какова их характеристика?

Техническая сфера (заражение ПК либо мобильного устройства вирусом, потеря важной информации)

Сфера потребления. Заказы, покупки и услуги онлайн (безопасность личных данных (пароли доступа к банковской карте, аккаунту), мошенничество, финансовые потери)

Информационная среда. Создание, поиск, отбор, критическая оценка контента (потребление незаконного и непредназначенного для детей контента)

Сфера коммуникации. Создание, развитие, поддержание отношений, самопрезентация, идентичность, репутация (разглашение личной и/или конфиденциальной информации, троллинг, кибербуллинг)


Группа 2) Перечислите основные виды негативного контента, по вашему мнению, с которым сталкивается пользователь сети Интернет.

1)информация, пропагандирующая либо оправдывающая войну и иные международные преступления;

2) информация, пропагандирующая либо оправдывающая терроризм, иные преступления и правонарушения;

3) информация, разжигающая расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, пропагандирующая либо оправдывающая экстремистскую деятельность;

4) информация, оскверняющая историческую память, символы воинской славы или государственные символы;

5) информация, оскорбляющая религиозные чувства верующих;

6) информация, отрицающая или дискредитирующая традиционные ценности, пропагандирующая деструктивные ценности и установки;

7) информация, пропагандирующая либо оправдывающая насилие и жестокость, девиантное поведение, а также действия ,опасные для жизни и здоровья человека;

8) информация о способах и средствах совершения преступлений, иных правонарушений или антиобщественных действий, а также действий, опасных для жизни и здоровья человека;

9) сексуально откровенный контент и иная непристойная информация;

10) нецензурная брань;

11) контент устрашающего характера, включая изображение или описание насилия, жестокости, катастроф или несчастных случаев;

12) заведомо ложная информация;

13) дискредитирующая информация;

14) скрытая информация, воздействующая на подсознание человека;

15) реклама товаров и услуг, которые могут причинить вред жизни и здоровью человека.


Группа 3) Назовите наиболее важные средства защиты от нежелательного контента. Какими из них вы пользуетесь и как часто? Сформулируйте рекомендации по работе в сети Интернет.

- безопасный поиск;

- специальное ПО

-формирование и развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса

1) Внимательно следить за тем, какие веб-сайты открываются и что загружается. Адрес сайта начинается с комбинации https://– это значит, что соединение с веб-сайтом зашифровано.

2) При подключении через общедоступную сеть Wi-Fi нельзя пользоваться платежными системами и другими важными сервисами.

3) Необходимо использовать надежные пароли. Не использовать один и тот же пароль для доступа в различные аккаунты. Регулярно изменять свои пароли

4) Регулярно обновлять браузер и операционную систему. Устанавливать ПО только из надежных источников.

5) В случае обнаружения подозрительных признаков работы ПК после загрузки из сети Интернет, нужно немедленно удалить ПО и проверить систему с помощью антивирусной программы.


Группа 4) Сформулируйте правила безопасной работы в сети Интернет.

1.Поступайте и пишите в Сети так, как поступили бы в реальной жизни и как хотели бы, чтобы поступали с вами.

2.Уважайте своих собеседников и чужую собственность в Интернете, за ними скрываются настоящие люди и реальный труд.

3.Несохраняйте на своем компьютере неизвестные файлы, не переходите по ссылкам от незнакомцев, какими бы заманчивыми они не были.

4.Обязательно установите антивирус и фаервол и регулярно обновляйте их базы.

5. Не запускайте неизвестные файлы, особенно с расширением*.exe 6.Старайтесь давать как можно меньше информации о себе в Интернете.

7.Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.


Результат работы: презентация работы групп, выступление до 3-5 минут.

III. Подведение итогов.

Рефлексивное упражнение «Ключевое слово».

Ведущий предлагает участникам семинара-практикума взять карточку, на которой написано всего лишь одно слово. Участникам необходимо построить рефлексивное предложение, в котором прозвучит впечатление о занятии, при этом обязательно использовать в данном рефлексивном предложении слово, обозначенное в карточке. Например: «Сегодняшняя встреча помогла мне получить новый ОПЫТ создания безопасной и поддерживающей среды для учащихся».

Слова: ВОЗМОЖНО, ЗАДАЧА, БЫВАЕТ, ОПЫТ, ЗНАНИЕ, ПРИВЫЧНО, ЭМОЦИИ, НАВЕРНОЕ, АКТИВНЫЙ, ЖЕЛАНИЕ, СЛОЖНО, ЗНАЧИТ, ДРУГИЕ, НЕОЖИДАННОСТЬ, ОДНАКО