СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический приём "Кластер как способ анализа учебного текста на уроках истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический приём "Кластер" поможет:

-реализовать системно - деятельностный подход для развития активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

- организовать самостоятельную деятельность учащихся;

-формировать универсальные учебные действия..

Просмотр содержимого документа
«Методический приём "Кластер как способ анализа учебного текста на уроках истории"»

Кластер как способ анализа учебного текста на уроках истории Подготовила учитель истории и обществознания Яковенко Е.В.

Кластер как способ анализа учебного текста на уроках истории

Подготовила учитель истории и обществознания Яковенко Е.В.

Кластер как способ анализа учебного текста на уроках истории

Как готовить кластер?

При подготовке кластера работа с учебником развивается по такому плану:

  • прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы;
  • после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;
  • на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам);
  • попытаться установить связи между отдельными блоками и /или «веточками» кластера и соединить их стрелками;
  • на основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике, но необходимыми для представления данной проблемы.

Цель : развитие познавательных способностей учащихся через современные приемы работы с текстом.

Направления педагогической деятельности:

- реализация системно - деятельностного подхода для развития активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

- организация самостоятельной деятельности учащихся;

-формирование универсальных учебных действий.

Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация.

В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.

Применение в учебной деятельности При изучении нового:  учитель составляет кластер вместе с детьми;  используя кластер как опорный конспект, работая в паре и группе, учащиеся несколько раз проговаривают изложенный материал; на последующих уроках, учащиеся самостоятельно воспроизводят материал кластера. На этапе целеполагания :  для стимулирования мыслительной деятельности;  для концентрации внимания учащихся на изучаемой проблеме;  для актуализации уже имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала;  -

Применение в учебной деятельности

При изучении нового:

  • учитель составляет кластер вместе с детьми;
  • используя кластер как опорный конспект, работая в паре и группе, учащиеся несколько раз проговаривают изложенный материал;
  • на последующих уроках, учащиеся самостоятельно воспроизводят материал кластера.

На этапе целеполагания :

  • для стимулирования мыслительной деятельности;
  • для концентрации внимания учащихся на изучаемой проблеме;
  • для актуализации уже имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала;

-

На этапе закрепления :  для структурирования учебного материала; даёт возможность понять и усвоить содержание материала; помогает найти главную информацию в тексте; способствует развитию аналитических умений и запоминанию нового в структурированном виде. На стадии рефлексии: при подведении итогов того, что учащиеся изучили; для понимания на какой ступени знаний находятся учащиеся; для осуществления контроля и самоконтроля.

На этапе закрепления :

  • для структурирования

учебного материала;

  • даёт возможность понять и усвоить содержание материала;
  • помогает найти главную информацию в тексте;
  • способствует развитию аналитических умений и запоминанию нового в структурированном виде.

На стадии рефлексии:

  • при подведении итогов того, что учащиеся изучили;
  • для понимания на какой ступени знаний находятся учащиеся;
  • для осуществления контроля и самоконтроля.
Формирование универсальных учебных действий Регулятивные Познавательные . Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации. Сличают свой способ действия с эталоном. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Формирование универсальных учебных действий

Регулятивные

Познавательные

.

  • Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
  • Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.
  • Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
  • Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации.
  • Сличают свой способ действия с эталоном.
  • Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
  • Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
  • Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
  • Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

Коммуникативные

.

  • Чувство гордости за свою страну.
  • Уважение истории, культурных и исторических памятников.
  • Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.
  • Уважение и принятие других народов и мира.
  • Межэтническая толерантность.
  • Готовность к равноправному сотрудничеству.
  • Уважение личности и ее достоинства.
  • Доброжелательное отношение к окружающим.
  • Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.
  • Уважение ценностей семьи.
  • Любовь к природе.
  • Умеют слушать и слышать друг друга.
  • С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
  • Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
  • Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
  • Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
  • Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!