МКОУ «Школа №15» с.Демарино
Методический проект учебного занятия по математике в рамках методической недели по теме:
«Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся»
5 класс
Тема: « Умножение обыкновенных дробей»
Конспект урока
Тема урока: Умножение обыкновенных дробей.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Действия с обыкновенными дробями»:
вывести правило умножения дробей, сформировать умение умножать обыкновенные дроби и смешанные числа.
В ходе урока учащиеся смогут:
- самостоятельно сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число;
- применить правило при решении упражнений.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формировать устойчивый познавательный интерес, умение работать в парах.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД: ученик получит возможность вступать в обсуждение, аргументируя свою точку зрения, используя адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности на основе взаимоуважения к партнёру по работе.
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: записывать выводы в виде правил «если..., то...».
Предметные результаты:
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.
Ресурсы:
1. Алгоритм умножения обыкновенной дроби на натуральное число (каждый пункт правила на отдельной табличке).
2. Задание по группам.
1.Этап мотивации.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Здравствуйте!
Проверьте все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У каждого из вас лежит дополнительный материал, по мере необходимости вы будете на уроке его использовать.
Демонстрируют готовность к уроку
2. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Устная работа. а) Как называются данные числа? Разбей дроби на группы и укажи признак разбиения:
5/9, 8/14, 7/5, 3/4, 18/21, 5/3, 3/6, 8/9.
Какие дроби называются правильными?
Какие две дроби называются неправильными?
Какие дроби называются сократимыми?
Вычислить:
Как найти площадь прямоугольника? S = a × b
Какие действия с обыкновенными дробями мы уже знаем?
Задача.
Длина прямоугольника 2/5дм, а ширина 3/5дм. Чему равна площадь прямоугольника?
Что нужно сделать для того, чтобы найти площадь прямоугольника?
Но как найти произведение
?
3. Постановка проблемы.
Цель этапа: сформулировать проблему, тему и цели урока.
-Почему не смогли решить задачу?
-Почему не смогли выполнить умножение дробей?
-Как вы думаете, какая тема урока сегодня будет?
-Запишите число и тему урока.
-Какие цели поставим на сегодняшний урок? Чему вы хотели бы сегодня научиться?
- А как мы поймем научились мы умножать обыкновенные дроби или нет?
Давайте вместе проговорим, чему мы должны научиться на уроке.
По мере постановки учащимися учебных задач учитель записывает их на доску.
-вывести правило умножения обыкновенных дробей;
-применять это правило при выполнении примеров и решении задач.
- Не умеем умножать обыкновенные дроби.
Умножение обыкновенных дробей.
вывести правило умножения обыкновенных дробей и смешанных чисел;
-применять это правило при выполнении примеров и решении задач
Записывают число, тему урока в тетради.
4. Открытие учениками нового знания.
Цель этапа: организовать решение проблемной ситуации.
Т.к.
. Следовательно: S=
Формулируем правило. Сравниваем вывод детей с правилом в учебнике.
Алгоритм умножения обыкновенных дробей:
1.Перемножить их числители.
2.Произведение записать в их числителе.
3.Перемножить их знаменатели.
4.Произведение записать в знаменателе.
Формула: 
Выполняют задания в тетрадях.
Озвучивают выводы.
Читают правило в учебнике.
Записывают формулу в тетради.
5. Этап закрепления изученного материала. Первичное закрепление
Цель этапа: организовать решение и объяснение задания.
Каким правилом мы пользовались при умножении дробей?
Учащиеся решают задания у доски с комментарием.
Дети проговаривают правило (несколько человек).
А разве нельзя сначала сократить, а потом записывать ответ?

Учащиеся решают задания у доски с комментарием.
Как же нам сформулировать алгоритм умножения дроби на натуральное число?
Составим алгоритм:
1.Умножить число на числитель.
2.Записать произведение в числитель.
3.Знаменатель записать без изменения.
Работа у доски по алгоритму:
,
,
,
,
.
6.Самостоятельная работа (работа в парах)
Цель этапа: создать условия для самостоятельного решения и нахождения ошибок в работе.
7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Проверочная работа





8.Этап контроля и оценки. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
-Какая задача стояла перед нами в начале урока?
- Можно ли считать, что мы сами вывели это правило?
-Что нам помогло?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Дают ответы на вопросы
-Да
Анализируют работу на уроке через самооценку
Домашнее задание
1.Выучить правило умножения обыкновенных дробей.
2. Прочитать материал § 9.4.
3.Выполнить № 983, № 990.
Записывают домашнее задание
Самоанализ урока:
Цель урока:
Задачи урока (реализация задач каждого этапа):
Организационный момент: самоопределение к деятельности.
Актуализация: повторение и закрепление сокращения дробей, сложение и вычитание смешанных чисел, вычисление объемов и площадей фигур. Фиксация затруднения: площадь прямоугольника с дробными измерениями.
Постановка проблемы: причина затруднения – «не умение умножать обыкновенные дроби».
Открытие нового знания: вывод алгоритма умножения дробей.
Первичное закрепление: решение типовых задач с озвучиванием алгоритма.
Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой: фиксация затруднений, выход из затруднения.
Повторение: включение в систему знаний.
Итог урока: рефлексия.
Домашнее задание.