СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический сборник Воспитательные события «Диалог после уроков» (школьный музей)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 в сборнике предствален материал пло созданию школьного 

музея

Просмотр содержимого документа
«Методический сборник Воспитательные события «Диалог после уроков» (школьный музей)»


Департамент образования администрации Владимирской области

Управление образования администрации округа Муром

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»









Методический сборник

Воспитательные события «Диалог после уроков»

(школьный музей)



























Муром, 2018 г.









УДК

ББК

- Методический сборник Воспитательные события «Диалог после уроков»

из опыта МБОУ СОШ № 7 о.Муром / Под ред. Т.В.Князевой , Южаловой Л.ВБогаевой Е.А., Вельховецкой И.С. - Муром, 2018 – с.

ISBN





В сборнике представлен опыт работы школы по созданию школьного музея «Живая нить времен», сценарий открытия музея «Живая нить времен», заседание группы «Поиск» по теме: «Взгляд сквозь века». Раскрыта миссия школьного музея – создание в школе образовательного пространства для развития и творческой самореализации личности,



Сборник предназначен для заместителей директоров школ по воспитательной работе, педагогов-организаторов, руководителей школьных музеев, классных руководителей образовательных учреждений.


 


ISBN

УДК

ББК





 



















Содержание






Ведение




Значение музея в образовательном процессе

История музея «Живая нить времен»

Приложение


Сценарий открытия музея «Живая нить времен»


Заседание группы «Поиск» по теме: «Взгляд сквозь века»


Приложение


Литература

























Ведение


Надо хранить прошлое…

Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.

Д.С. Лихачёв

Значительная роль музеев в образовании и воспитании учащихся ни  у кого не вызывает сомнений. Разработаны и успешно реализуются многочисленные формы включения музеев в образовательный процесс: экскурсии, уроки в стенах музея, конференции, круглые столы.

Исключительная особенность школьного музея состоит в том, что созданный и действующий в образовательном пространстве школы, он, прежде всего, должен реализовывать задачи обучения школьников, получения и накопления ими новых знаний, служить развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Школьный музей создает условия для применения активных форм обучения, реализации деятельного подхода к усвоению новых знаний. Учащиеся из пассивных объектов обучения превращаются в настоящих коллег учителя в процессе познания, что служит дополнительной мотивацией к учебе. Активность, самостоятельность в учебной и воспитательной работе – такие качества формируются у школьников в процессе обучения при использовании методов музейной педагогики. Особенность школьного музея заключается в том, что образовательно-воспитательная функция практически реализуется на всех направлениях его деятельности, так как учащиеся сами собирают, изучают, экспонируют и  пропагандируют музейные материалы, постоянно знакомятся с ними в процессе внеурочных и учебных занятий.

История возникновения музеев уходит в глубокое прошлое. Музей (от греч. мuseion – дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.

От слова «мuseion» произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусств и другие памятники прошедших времен.

Жизнь школы незаметно, но сильно и прочно связана с историей музея. Практически на каждой перемене ребята идут в музей: кто рассматривает заинтересовавший предмет, кто подбирает необходимый материал для подготовки к урокам. Мы же пришли в музей, понимая, что это место, где происходит соприкосновение с прошлым. Истории нашего школьного музея 40 лет, хотя он существует всего несколько месяцев. Нам стало интересно, какова же история возникновения нашего музея и как он работает сегодня?





Значение музея в образовательном процессе

«Музей хранит историю вещей

И тех, кого уж с нами нет, людей,

Он будет возрастать повсюду славой,

Пока гордимся мы историей своей»

Школьный музей – это ближайшее к ребенку музейное пространство, которое в наибольшей степени открыто его логическому и чувственному познанию. Это мир фактов, где повседневное превращается в уникальное. Здесь закладываются основы гражданской позиции, здесь зарождается любовь к малой родине, к своему Отечеству.

Очень непросто воспитывать сегодня у детей уважение к своим предкам, формировать любовь к родному краю, но без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих корней. Мы верим, что каждый должен знать свои корни, свои истоки. Каждый должен гордиться своими предками, а для этого мы должны знать историю своей семьи, своей школы, своего микрорайона. И такую возможность дает нам школьный музей.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

«Музейная работа направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира». (Пузиков А.В. Школьные музеи. Сб. научных статей. Выпуск 1. Изд. СГПИ. 1996.)

Школьный музей - это хранитель реликвий, старины, священный храм, где происходит соприкосновение с прошлым, но в тоже время это современный центр военно-патриотического и нравственного воспитания.

2. История создания школьного музея

Музей нашей школы «Живая нить времен» был торжественно открыт 08 сентября 2017 года по инициативе нашего директора Князевой Татьяны Валентиновны.

Мы попросили Татьяну Валентиновну рассказать об истории открытия музея. «Инициатива открытия музея, на самом деле, принадлежит всем нам: педагогам, ребятам, их родителям». Свидетельством этого интереса стало появление пока еще не в музее, огромного количества экспонатов. В результате поисково-исследовательской деятельности учащихся нашей школы, стали создаваться странички нашего музея.

Вместе с членами краеведческого кружка, учителями, учащимися школы проделали многогранную работу: выпускали исторические газеты, проводили большую поисковую работу по истории микрорайона Южный, школы. Собирали материал об участниках Великой Отечественной войны, Герое Советского Союза Копытине Михаиле Владимировиче, детях войны, о строительстве школы, о развитии пионерского движения в школе. Ребята, совместно с педагогами совершали виртуальные экскурсии по историческим памятным местам, находящимися в других городах страны, посещали музеи. Все представленные в нашем музее экспонаты – подлинные. Их приносили дети и взрослые. Благодаря их помощи актив музея создал несколько экспозиций, каждая из которых тесно связана с историей микрорайона, семьи, и, конечно же, своего Отечества. Как говорил один из умнейших людей нашего времени Д.С. Лихачев « …Без малого не может быть большого…». Без любви к своей семье и к своей малой Родине не может быть Любви к Отечеству, к своей стране. Поэтому работа музея школы начинается с самого родного и близкого для ребенка - семьи. Это наиболее эффективный шаг на пути познания Отечества. Через изучение семейной истории, знакомство с семейными традициями, реликвиями, с профессиями дедушек и бабушек, отцов и матерей, старших братьев и сестер, через их рассказы о времени, в котором они жили, особенностях быта, традициях того времени ребята ненавязчиво познают историю Отечества через историю своей семьи.

«Листая школьные странницы» - это первая экспозиция нашего музея. Она рассказывает Вам об истории школы, ее учителях, выпускниках. 15 октября 1977 года в микрорайоне Южный была построена новая школа с номером семь, рассчитанная на 1076 мест. Педагогический и ученический коллектив переводились из школы № 4 в школу № 7 (Приложение 1).

Главное достояние школы — ее выпускники. Мы начали собирать материал о выдающихся выпускниках школы. На этом стенде представлены некоторые из них. Это председатель территориальной избирательной комиссии Дмитрий Сергеевич Мышленник; председатель комитета территориального самоуправления Светлана Васильевна Дударева; врач стоматолог Михаил Геннадьевич Синицын; полковник Дмитрий Михайлович Малыгин, участник боевых действий на Северном Кавказе; работники правоохранительных сил: заместитель руководителя следственного отдела Александр Михайлович Морозов, заместитель начальника полиции Дмитрий Владимирович Киреев, старший помощник прокурора Наталья Владимировна Белова. Многие выпускники школы продолжили дело своих учителей и тоже стали педагогами (Приложение 2).


«В школьном деле я не мыслю одиночных усилий. Коллектив единомышленников, дружно осуществляющий свою работу – непременное условие школы».

Станислав Теофилович Шацкий

Главное богатство любого коллектива - его сотрудники. Школьный педагогический коллектив формируется годами, десятилетиями, впитывая сложившиеся традиции и создавая свои, раскрывая талант и формируя характер. Всё это направлено на создание имиджа школы, на создание благоприятных условий для работы педагогов и успешного обучения детей. Формирование детских характеров, повышение качества знаний невозможно без создания в школе коллектива единомышленников (Приложение 3).

На базе нашей школы работает образцовая детская музыкальная студия русских народных инструментов «Карусель». В музыкальной студии у ребят развивается интерес к исконно русской классике. Педагоги студии стремятся подготовить и сформировать в своих учениках - личность, способную приумножить культуру и музыкальные традиции нашего народа. Студия была создана 1994году. В 1999 году студия получила звание «Образцовая». Руководитель студии педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ - Сергей Александрович Корнишов. Класс домры – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Светлана Юрьевна Корнишова. Основополагающим предметом в обучении детей в студии является оркестр-ансамбль русских народных инструментов. Ежегодно оркестр участвует в окружных Фестивалях искусств школьников и занимает призовые места, а также успешно выступает на Всероссийских и Международных фестивалях – конкурсах. За все годы музыкальная студия «Карусель» воспитала немало талантливых исполнителей на русских народных инструментах. И среди таких учащихся особенно выделяются: Зимина Елизавета, Журавлева Любовь, Колпикова Елена, Кизимов Даниил и самая титулованная исполнительница на домре – Гришина Яна (обладатель стипендии окружного конкурса им. Ермакова А.В.) (Приложение 4).

Невозможно представить советскую школу без пионерской организации.

Пионерская дружина 7 школы г. Мурома носила имя Юлиуса Фучика. Почему именно имя этого человека носила пионерская организация нашей школы? Потому что город Муром был городом, побратимом чехословацкому городу Мосту. У истоков школьной пионерской организации стояли Наталья Ивановна Щелокова, Ольга Николаевна Домнина, Татьяна Петровна Морозова, Людмила Васильевна Южалова.

Чем занималась пионерская дружина имени Ю. Фучика 7 школы г. Мурома? Проводила сборы, дружины, заседания Учкомов, принимала в октябрята, пионеры, комсомольцы, участвовала в разных акциях. Например, в 1980 году в городской операции «Готов ли ты стать комсомольцем?», где была признана лучшей организацией города. На базе школы действовал клуб интернациональной дружбы, который занимался сбором материалов о герое Юлиусе Фучике, о побратимом городе Мосте, организовывал встречи с делегациями из Чехословакии. Классы школы вели переписку с учениками из чехословацких школ. Традиционным был фестиваль национальной дружбы. Активисты дружины награждались поездками в Чехословакию на родину Юлиуса Фучика (Приложение 5).

Особое место в нашем музее занимает экспозиция «Годы войны-века памяти». Активисты детского общественного объединения «Форум» ведут поисковую краеведческую деятельность. Нами начат сбор материалов об участниках Великой отечественной войны микрорайона Южный и детях войны, ведь именно они являются живой связующей нитью поколений. В микрорайоне Южный более 400 человек имеют статус «Дети войны». В музее представлены семейные портреты участников Великой отечественной войны, книга памяти, личные вещи, письма с фронта.

В центре музея вы видите совместный проект детей и родителей: “Блокадный хлеб” и макет памятника, посвященного детям, погибшим в годы войны. (Приложение 6).

Наша школа находится в микрорайоне Южный. Потому одна из экспозиций нашего музея посвящена истории микрорайона и предприятий: «Живет завод — живет Россия». Почему микрорайон так называется? Потому что он находится в южной части города за Выемкой. Южный делится на «Старый Южный» с барачным типом застройки и «Новый Южный» в соответствие с этапами строительства. Границей Старого и Нового Южного является улица Орловская. 1 января 1939 года Михаилу Ивановичу Назарову, первому директору Муромского Радиозавода было поручено строительство в южном пригороде Мурома завода по выпуску инструмента. До войны были построены здания проходной, деревообрабатывающего цеха, водозабора и рядом с заводом возведено 13 бараков для работников будущего предприятия. А после войны работникам завода разрешили самим строить себе дома. А на месте нашей школы в то время был красивый цветущий сад, некоторые яблони даже сохранились и по сей день. Посреди сада был пруд. В этом районе находилась и школа № 4. Сейчас в этом здании находится отделение «Звукотехники». Это и есть нынешний «Старый Южный».

В начале 60-х годов по решению правительства того времени, все силы были брошены на улучшение жилищной сферы. Основными строителями тогда выступили заводы. В 1962 году началась застройка нового микрорайона заводом РИП. Дома строились типовые, пятиэтажные. Первый дом называли «Кораблик», т. к. он был один в поле, как корабль в море.

Но кроме этого, строились и объекты социальной инфраструктуры: поликлиники, детские сады, новая школа № 4, которая была переведена из старого здания, Муромский институт. Позже было построено Профессиональное училище 37, в котором обучались будущие рабочие для заводов.

Сейчас микрорайон Южный активно развивается, идет строительство Микрорайона Юбилейный, правая сторона улицы Энгельса, район за магазином Магнит.

Южный микрорайон — это промышленный район. Здесь сосредоточено большое количество предприятий. Это Радиозавод, Муроммашзавод, завод РИП, и другие, материал о которых нам еще предстоит собрать (Приложение 7).

Музейным активом будут проводиться уроки мужества на материале музея, встречи поколений, вечера воспоминаний, конкурсные программы, музейные уроки, классные часы, военно-исторические викторины и другие игровые программы гражданско-патриотической направленности.

Музей – это память поколений, мы должны его беречь и сохранить для будущих поколений.

3. Заключение

Таким образом, музей является воспитательным и образовательным пространством. Он полезный и доступный для учащихся и педагогов. Необходимо еще больше привлекать учащихся к деятельности музея, участию их в исследовательской, экспозиционной и экскурсионной работе. Классные руководители должны использовать школьный музей как активное средство патриотического воспитания подрастающего поколения. Важной стороной деятельности школьных музеев должен быть взаимообмен опытом, методическими находками, а также участие в мероприятиях и акциях музееведческой направленности на уровне школы, микрорайона и города.

Положено начало созданию информации о деятельности музея, его достижениях, планируется создание страницы «Школьный музей» на сайте образовательного учреждения. И свою исследовательскую работу мы хотим закончить такими замечательными словами:

Посетите музей иногда,

Не теряйте с историей связь.

Здесь в витринах застыли века-

След эпохи, что вдаль унеслась.








Приложение 1

Первым директором школы был Петр Павлович Пушков (с 1977 по 1983г) – ветеран Великой Отечественной войны. Школа, которую он возглавил, была самой современной, красивой и уютной в городе. В коридорах пахло свежей краской. На первом этаже было огромное фойе. Пол устилали красные дорожки, на стенах висели кашпо с цветами. Журнальные столики стояли возле кожаных диванов и кресел. Здесь проводились диско вечера с конкурсами и концертными номерами. Вокруг школы был сад, в котором осенью собирали яблоки, и сдавали их в столовую. Была теплица, где ухаживали за декоративными цветочными растениями. Школа в эти годы была похожа на большую творческую лабораторию, которую возглавляли опытные и талантливые заместители - Владимир Иванович Трошин и Нина Ивановна Ванина. Именно благодаря им проводилось большое количество семинаров, конференций, круглых столов, открытых творческих мастерских. В поддержании материальной базы школы и подготовке к новому учебному году большую помощь оказывали шефы — завод РИП.

В 1983 году школу принял Вячеслав Иванович Буданов. Он пытался идти в ногу со временем и ввести в школе демократические порядки, т.к. в это время началась перестройка. Это был период поиска демократического пути управления школой.

С 1987 по 1990 год школу возглавляла Нина Александровна Москвина. Был сделан ремонт во всей школе. В начальных классах ввелись физкультминутки, а в среднем звене зарядки. Проводилось много открытых и внеклассных мероприятий, уроков. Действовала «Школа молодого специалиста», в рамках которой молодые педагоги проводили серию открытых уроков, помогали им в этом опытные учителя - наставники. Завершением недели было творческое выступление молодого учителя в актовом зале. Уделялось очень большое внимание развитию спорта. Весь первый этаж был превращен в мини стадион для младших школьников. Была хорошо развита система дополнительного образования. Работали специалисты музыкального, лингвистического, художественного, спортивного, танцевального и трудового профиля.

С 1991 года по 2012г школой руководила Ольга Владимировна Кочанова. Она сама выпускница нашей школы. В 1989 года она стала заместителем директора по УВР, а с 1991 года работала директором школы и руководила ею 21 год. Колоссальный труд она вложила в школу, детей. Ольга Владимировна – отличник народного просвещения. Она продолжила традиции, начатые Ниной Александровной Москвиной, поддерживала творческий подход в профессиональной деятельности учителей. Разрабатывались и внедрялись новые программы обучения и развития личности учащихся, создавались научных обществ. Был модернизирован компьютерный класс. Помогали управлять школой Ольга Анатольевна Елизарова, Мария Аркадьевна Гаврилова, Людмила Васильевна Южалова, Лариса Евгеньевна Ларюшкина, Татьяна Васильевна Ванюхина. Под руководством Ольги Владимировны в 2008 году школа стала победителем конкурса школ, активно внедряющих инновационные программы.

С 2012 по 2014 год директором школы был Игорь Владимирович Афонин. В это время в школе была внедрена областная опытно-экспериментальная площадка по теме «Формирование диалогического опыта личности как способа её духовно – нравственного становления».

В настоящее время школу возглавляет Татьяна Валентиновна Князева, которая продолжает традиции школы, заложенные предшественниками.


Приложение 3

В средней школе № 7 был создан замечательный коллектив. Многие учителя приходили в школу раз и навсегда. Более 20 лет проработали в школе:

  • учителя русского языка и литературы - Татьяна Васильевна Андреева, Людмила Владимировна Смирнова;

  • учителя математики - Нина Ивановна Балашова, Людмила Михайловна Метелькова, Антонина Ивановна Сафонова, Ольга Анатольевна Елизарова;

  • учителя физики Галина Борисовна Устинова, Маргарита Алексеевна Коваль-Зайцева;

  • учителя начальных классов - Татьяна Васильевна Ванюхина, Мария Федоровна Исаева, Татьяна Васильевна Киселева, Елена Егоровна Лякина, Римма Ефимовна Парушева, Наталья Михайловна Сочнева;

  • учителя иностранного языка - Татьяна Константиновна Григорьева, Ирина Геннадьевна Хлопкова.

Более 30 лет отдали школе Ирина Васильевна Есина, учитель химии и биологии, Татьяна Петровна Морозова, учитель этики и МХК, руководитель театральной студии.

За долголетний доблестный труд многие были награждены званиями и наградами. Зинаида Ивановна и Нина Ивановна Ванины, Нина Ивановна Балашова имеют звания отличник народного просвещения.

Для многих учителей школа №7 стала родной и близкой, вторым домом. В школе жизнь била ключом, был театральный кружок, где ставили спектакли, капустники.

Таким образом, школа – это мир, многогранный, необходимый каждому, мир, который всегда и во всем с тобой.




Приложение 4

Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге, столице Чехии. Учился на философском факультете Пражского университета. С 1921 года — член компартии Чехословакии и с 1920-х годов один из редакторов печатных органов компартии Чехословакии — газеты «Руде право», журнала «Творба». Юлиус Фучик был убеждённым антифашистом, а во время Второй мировой войны — деятелем Движения Сопротивления. В период немецкой оккупации Чехословакии им были опубликован цикл патриотических статей и эссе. В апреле 1942 года он был арестован гестапо. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую известную свою книгу «Репортаж с петлей на шее». Каждый день «липовый» надсмотрщик СС Адольф Колинский приносил Фучику чистую бумагу и карандаш, а вечером забирал готовый текст и выносил его за пределы тюрьмы. Последняя страница была дописана заключенным 9 июня 1943 года, за день до отправки его в Берлин. Летом 1943 года Юлиус Фучик заключён в концлагерь в Германии, подвергнут пыткам и в 1943 году казнён в берлинской тюрьме Плётцензее на гильотине. В 1945 году его книга была опубликована и позднее переведена на 70 языков мира. Книга является документально-художественным свидетельством о борьбе антифашистского подпольного движения Сопротивления в Чехословакии во время Второй мировой войны. За эту свою книгу Юлиус Фучик был посмертно в 1950 году удостоен Международной премии Мира.


Приложение 7

В советское время у каждой школы был свой завод-шеф. Нашим шефом был завод радиоизмерительных приборов.

Ещё в первую мировую войну перед службами противовоздушной обороны всех стран встала проблема своевременного обнаружения самолетов. С появлением сверхзвуковых истребителей эта задача стала еще более актуальной. Решить ее можно было, только развивая радиолокацию. 4 мая 1947 года было подписано распоряжение Совета Министров СССР о строительстве в Муроме предприятия, изготавливающего радиолокационные станции. 25 октября 1949 года, завод получил название «Завод № 312». Именно этот день и считается датой основания завода. В дальнейшем он был переименован в предприятие «Почтовый ящик 49». В 1966 году было присвоено открытое наименование «Муромский завод радиоизмерительных приборов»

Предприятие специализировалось на выпуске военной продукции, многая из которых была засекречена. Это такие изделия, как ракетно-локационные станции «Гамма», «Подлёт», «Каста» и другие.

Кроме военной техники, завод известен и изделиями массового потребления.

В 1953 году состоялся выпуск первого радиоприемника АРЗ (Александровский Радио Завод). В 1957 году - радиоприемника «Муромец».

С 60-х годов начали выпускать радиолы «Рассвет» и «Гамма».

В это же время в стране становятся популярными вокально-инструментальные ансамбли, в результате чего появился спрос на переносные электромузыкальные инструменты. В 1965 г. была запущена в производство «Юность».

В 1982 г. начался выпуск первого в стране министереокомплекса «Ода» и усилительного комплекса «Эстрада».

В середине восьмидесятых годов специалистами завода разработаны одни из первых персональных компьютеров «Криста» и «Квазар».

АО «Муромский завод радиоизмерительных приборов» в настоящее время входит в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и является одним из крупных современных предприятий отрасли по выпуску наземных радиолокаторов обнаружения низколетящих целей. Завод занесен в «ГАЛЕРЕЮ СЛАВЫ» Владимирской области и имеет множество наград.

ОАО «Муромский радиозавод»

Как уже говорилось выше, свое рождение микрорайон Южный обязан радиозаводу, первому заводу, созданному здесь. Его строительство началось в 1939 году в районе Торского болота. В связи с началом Великой Отечественной войны строительство было приостановлено, и возобновлено только в 1946 году. Год спустя, была выпущена первая партия трансляционных усилителей ТУ-500. Затем был освоен выпуск изделий «Штиль», «Нерпа».

Муромский радиозавод производил и производит оперативную, командную громкоговорящую и телефонную связь для военно-морского флота. Первые такими изделиями были «Каштан» и «Березка». На смену им приходят судовые комплексы «Лиственница» и «Рябина». Затем был освоен выпуск унифицированных комплектов «Крапива» и «Красавица». В настоящее время перспективным изделием для военно-морского флота является корабельная система громкоговорящей связи и трансляций на основе изернет-технологий. Она предназначена для оснащения модернизированных и вновь строящихся кораблей всех классов и рангов без ограничения районов плавания. Аппаратурой Муромского радиозавода оснащены атомные станции, станции метрополитенов, практически все морские суда, корабли и подводные лодки.

Кроме военной продукции Радиозавод выпускает и мирную. В 1952 году начинается массовый выпуск автомобильных радиоприемников. Первым был А-5, который устанавливался на автомобилях «ЗИЛ», а позже А-8 для машины «Победа». Один из них был установлен в машине Иосифа Виссарионовича Сталина, сейчас данных приемник находится на выставке в цехи, где когда-то его сделали. На всемирной выставке, в Брюсселе, в 1958 году, первые автомобильные приемники были удостоены золотой медали. Легендой советских времен стал автомобильный радиоприемник «Былина», которым комплектовались автомобили «Волга», «Жигули» и «Москвичи». Сейчас на заводе выпускаются сувенирные мультимедийные центры и репродукторы «Ретро-Муромец». В честь 70-летия Победы такие репродукторы подарены всем ветеранам города Мурома и Муромского района, а также Владимиру Владимировичу Путину, Дмитрию Анатольевичу Медведеву, и другим представителям власти.

«Муроммашзавод» - одно из старейших машиностроительных предприятий России. Завод имеет старую и интересную историю. Длительное время в г. Муроме развивались и выпускали продукцию два предприятия. Спустя годы они будут объединены в одно - «Муроммашзавод им. Орджоникидзе».

Первый завод — Торский чугунолитейный завод Петра Васильевича Зворыкина. Он был создан в 1867 г. Изготавливали здесь весовые гири. В годы Первой мировой войны на заводе был освоен выпуск снарядов и гранат. Позже было начато производство шлифовальных, точильно - бритвенных и ножовоприсадочных станков. 1 сентября 1933 г завод был переименован в Муромский машиностроительный завод им. Коммунистической партии Франции.

Второй завод - Завод Павла Федоровича Валенкова. Был основан в 1887 г. Строили на заводе судовые машины вплоть до пароходов. В 1915 г. оборудование завода было распродано, и предприятие погибло. 27 июля 1931 г. вновь организовано предприятие - Муромский инструментальный завод «Союзстанкоинструмент». Выпускал он патроны к токарным станкам. Позже завод переименован в «Станкопатрон». 13 марта 1932 г. «Станкопатрону» было присвоено имя С. Орджоникидзе. В годы предвоенной пятилетки на заводе выпускались сверлильные и токарные патроны, механические, эксцентриковые и пневматические тиски для строгальных и фрезерных станков, воздушные цилиндры для пневматических зажимных приспособлений. С началом Великой Отечественной войны завод полностью перешел на выпуск военной продукции.

1 апреля 1950 г. согласно постановлению Совмина СССР принято решение об объединении этих двух заводов в единое предприятие. Завод выпускал холодильники марки «Ока». Проект начали разрабатывать в 1949 г., а уже в 1957 г. выпустили первые холодильники. Заем они усовершенствовались. Многие помнят холодильники «Ока-3» и «Ока-6». С 1970 г. на заводе выпускаются тренажеры для механиков-водителей танков и БМП. В настоящее время это одно из крупнейших предприятий Владимирской области. На заводе выпускаются: продукция оборонного назначения; узлы трансмиссии для дорожно-строительной техники; оборудования для нефтяной промышленности; погрузчики-экскаваторы.

На производственных мощностях Муроммашзавода сейчас создано несколько производств. Одни из них Муромэнергомаш и «Муромский завод трубопроводной арматуры». В 2008 году было создано ЗАО "Агис Инвест", который производил трансмиссии для гусеничной техники. А в январе 2010 года объединение было переименовано в завод "МуромЭнергоМаш". Завод сейчас производит многогранные опор линий электропередач, опоры освещения, мачты сотовой связи, металлоконструкции нестандартного оборудования.

«Муромский завод трубопроводной арматуры» начал собственное производство в сентябре 2001 года. Сейчас предприятие освоило 7 типоразмеров задвижки и ее модификаций, чугунных дисковых поворотных затворов, а так же краны шаровые. Высокое качество и репутация выпускаемой продукции позволяет предприятию занимать ведущие позиции на рынке трубопроводной арматуры и поставлять продукцию крупнейшим Российским потребителям. Среди клиентов предприятия такие компании как ОАО «Газпром», Лукойл, Роснефть и многие другие.

Так же в нашем микрорайоне находятся и другие предприятия, например, ОАО «Звукотехника», пекарня Леванта, ООО «Торис-групп». Материал об этих предприятиях нам еще предстоит собрать.




















Сценарий открытия школьного музея

Учитель истории и обществознания

Южалова Л.В.

высшей квалификационной категории

Цель: содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений


Задачи :

1.способствовать формированию у учащихся гражданственности, патриотизма, гуманизма

2.расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей, социальной активности учащихся

3.проведение работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению, формированию у учащихся навыков поисковой, научно-исследовательской работы


(звон колоколов)

Чтецы: 1-й : Что это? Ты слышишь?
2-й : Это колокола. Колокола памяти...
1-й : Памяти? А разве такие бывают?
2-й : Бывают, слушай

Чтец 3: Забвенье или память? – спросишь ты.

И я тебе отвечу, жизнь, без спора;

Конечно, память! В ней мои мосты

В грядущий день. Она моя опора.

Чтец 4: Когда приходит памяти конец,

Ты – дом, где окна досками забиты.

Что может быть опаснее сердец,

В которых пережитое убито?

Чтец 5: Забыть, что было – значит обокрасть

Самих себя своими же руками.

Становятся слепыми ум и страсть,

Когда у человека меркнет память.

Ведущий 1: Мы начинаем торжественную церемонию открытия музея «Живая нить времен» средней общеобразовательной школы №7 г.Мурома

 Звучат гимны РФ , затем фоновая музыка.

Ведущий 2: На наше праздничное мероприятие мы пригласили гостей, с которыми нам хотелось бы разделить радость и гордость по поводу открытия школьного музея

Ведущий 1: Сегодня здесь присутствуют ветераны войны, труженики тыла, педагоги, стоявшие у истоков создания нашего музея, активисты школьного общественного движения, члены поискового отряда «поиск», победители смотра строя и песни, и в качестве почетных гостей представители администрации.

Ведущий:2017 год является юбилейным для нашего города и мы надеемся , что открытие музея станет частью истории малой Родины потому, что в истории города появятся новые странички, рассказывающие о военных и трудовых подвигах жителей южного микрорайона.


Чтец:

1.Хорошо, что в школах есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе всё-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.


2.Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.


3.Прикоснись к чужой судьбе и жизни.

Подвигам отцов ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь.


Ведущий:  Мы приглашаем к микрофону Главу о. Муром Е.Е.Рычкова.

(танец)


Ведущий: Всё начинается когда-то и с чего-то

И в школе нашей с продолжением традиций

Музей сегодня мы торжественно откроем

А через годы будем им гордиться!


Ведущий: Здесь оживут истории страницы,

Расскажут нам о прожитых годах,

О славных, героических делах,

О людях, промелькнувших вереницей…

Ведущий: 

Наш музей – это целая в жизни эпоха,

Это множество памятных, значимых встреч,

Экспонаты свои собирали по крохам,

И на долгие годы сумеем их сберечь.

Ведущий: Слово для приветствия предоставляется начальнику Управления образования администрации о. Муром –И.И.Раевской.

Ведущий: Наш музей – это совместный труд учащихся, педагогов ,родителей, выпускников школы, а также руководителей предприятий южного микрорайона.

Ведущий: В течение двух лет поисковая группа нашей школы занималось поиском материала об истории школы, южном микрорайоне, о людях, живущих в нем.

Ведущий: В нашем музее перед вами откроется несколько экспозиций.

«Листая школьные страницы» расскажет вам об истории школы, об учителях, выпускниках.

Ведущий:

Смотрит учитель, с портрета улыбаясь.

Прямо в душу проникает взгляд.

Будто ненадолго возвращаясь,

Встрече нашей несказанно рад.

(песня, вручение цветов ветеранам)

Ведущий: Все меньше остается ветеранов ВО войны , живых свидетелей тех суровых военных лет. Но связь поколений жива. и нашу следующую экспозицию мы назвали «Годы войны-века памяти»

Ведущий: Время листает страницы истории.

Но в нашей памяти есть имена

Тех, кто остались навечно героями.

Жалко, что жизнь у них только одна.

Ведущий: Нам очень приятно видеть, что на нашем празднике присутствует ФИО представитель организации «Дети войны» и мы приглашаем вас к микрофону.

(танец)

Ведущий: На протяжении всей истории наш город был и остается крупным промышленным центром Владимирского края. Строятся новые заводы,

эффективно работают предприятия. И школа по-прежнему поддерживает

тесную связь с предприятиями южного микрорайона.

Поэтому следующую экспозицию мы назвали» Живет завод-живет Россия.»

Ведущий: «Южным» зовется наш микрорайон.

Здесь наша школа и здесь мы живем.

Здесь живут самые разные люди

И у них самые разные судьбы.

Вед: Люди различных занятий, профессий,

Люди труда, жертвы войн и репрессий.

Труженик тыла, участник войны,

Тот, кто осваивал север страны.

Кто поднимал города из руин...

Ходят сегодня в один магазин.

Вед; М ы приглашаем к микрофону­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________


(Моя Россия»-флешмоб)

Ведущий. Сегодня солнце радости нам светит –
Родная школа, ты Музей свой принимай!
Пусть радуются взрослые и дети,
Пусть радуется весь любимый край!

Ведущий :И чтоб времён незыблемую нить

Сумели  навсегда мы сохранить,

Гордились чтоб историей своей,

Нас приглашает школьный наш музей.

Ведущий: Школа, внимание! Наступает торжественный момент открытия школьного музея.

Ведущий: .На благо людям открывайся, Музей!
Пусть в дань традициям, которые мы чтим,
Разрезана сегодня будет лента
Перед прекрасным будущим твоим.
Ведущий: Право разрезать ленточку предоставляется  начальнику Управления образования администрации о. Муром И.И. Раевской и ученику 11 класса победителю муниципального этапа гуманитарной игры Умники и умницы Земли Владимирской» ,призеру Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию Алексею Ибраимову.

Ведущий: Просим гостей, руководителей образовательных организаций пройти в музе й для проведения экскурсии


(звучит музыка)


Сценарий


заседание группы «Поиск» по теме: «Взгляд сквозь века»

Учитель истории и обществознания

Богаева Е.А.

высшей квалификационной категории

учитель русского языка и литературы

Вельховецкая И.С.

первой квалификационной категории


Цель: Формирование гражданской идентичности школьников посредством деятельности школьного музея «Живая нить времен»

Задачи:

-формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края

-воспитывать чувство патриотизма, любви к Малой Родине

-преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох

- способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, истории малой Родины

Участники: учащиеся 8-11 классов, активисты школьных музеев



Ход занятия.

  • Приветствие в музее. Мини-экскурсия по музею.

Ведущий:

- Здравствуйте уважаемые гости, ребята. Сегодня мы проводим необычное заседание актива музея, группы «Поиск». На нашем заседании присутствуют гости ,и надеемся будут принимать активное участие в его прохождении. Заседание пройдет в форме диалогического моста, обмена информацией, опытом.

- Как сказал один из историков : «История — это мост, соединяющий прошлое и настоящее, и указывающий дорогу в будущее». Музей и является таким мостом, который соединяет прошлое и настоящее, указывает дорогу в будущее, помогает нам понять современный мир. Именно по средством музея происходит формирование мировоззрения современного подрастающего поколения, закладываются истоки нравственности, патриотизма, гражданственности. А молодежь — это будущее нашей страны. Потому, какая будет молодежь, такое будущее и ждет наше государство, так будет развиваться Россия. Как же называется этот мост? Сегодня на заседании нашего музея в процессе работы мы дадим название этому мосту.

Ведущий:

Буква П. - С чего начинается музей? Конечно же с Поиска, розыска, прощупывания, присматривания, приискивания, признания и нахождения предмета. Это буква П.

- А с чего начинается поиск? (определить что искать, где искать, как, с помощью чего искать)

- Что бы вы хотели искать и найти?

- Где можно осуществлять поиск? Как определить это место?

- Какие инструменты, приборы, приспособления вам понадобятся?

Поиск — это одно из сложнейших занятий музейщиков. Сегодня своим опытом поисковой деятельности поделится заведующая музеем средней школы № 33. а ныне лицея № 1 Наталья Викторовна Кудимова.

Выступление Кудимовой. Учащиеся могут задавать вопросы.

Ведущий:

-Итак, Мы нашли предмет. Предмет, памятник, вещь.

Буква А. Или он правильно называется артефакт — предмет, подвергнутый в прошлом направленному воздействию человека, обнаруженный в результате целенаправленной поисковой деятельности.

- В каждом музее хранится большое количество памятников, артефактов. Они могут различаться по размеру, возрасту, сохранности, назначению, ценности. В некоторых музеях хранится множество артефактов, предметов, например в Государственном Эрмитаже, в Третьяковской галерее. Но есть вещи, олицетворяющие какое-либо историческое событие или человека, которые достойны отдельного музея. Поэтому есть музее одного предмета, например, музей Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге, музей «Ваза» - корабль викингов в Стокгольме, музей колокола «Свобода» в Пельсильвании, США, музей штабного вагончика маршала Фоше, Франция. В школьных музеях обычно представлены множество предметов разной ценности.

- Какой же артефакт нашего музея мы считаем наиболее ценным? (Бюст Ленина Анурина)

-Уважаемые гости,а какие артефакты есть в ваших школьных музеях?

-Поделитесь опытом (выступление школ)

Ведущий:

  • Буква М. В Музей, музеум, галерея, пинакотека, кунскамера. Буква М.

- Существует особая наука — музеология. Музеология — это научная дисциплина, изучающая определенные отношения между человеком и окружающем миром. Она изучает внутреннюю музейную работу (исследование, каталогизация, регистрация, экспонирование предметов), а также место и функции музея в обществе. И конечно же она изучается этапы становления и развития музея.

А как же создается музей? Я вам предлагаю ответить на этот вопрос.

А) Задание: сделайте алгоритм создания и функционирования музея. Для этого расположите в хронологической последовательности стадии развития музея. У вас есть листы, клей, стадии — подсказки, картинки к стадиям.

Стадии развития музея:

  • Появление идеи темы музея

  • Собирание коллекции музея

  • Оборудование помещения для музея

  • Проектирование экспозиции

  • Создание экспозиции музея

  • Описание коллекции

  • Разработка экскурсии

  • Открытие музея

  • Проведение экскурсий

  • Пополнение фондов музея

  • Научная деятельность в музее

  • Группы представляют свои работы.


Б) Профиль музея. Создав музей, обязательно надо определить профиль музея. Профиль музея, специализация музея, которая определяется связью собрания музейного и/или музейного объекта с какой-либо отраслью науки или сферой деятельности.Это определяет состав музейного собрания, принципы комплектования музейных фонов, а также тематику экспозиционной, исследовательской и просветительской работы. Вы сейчас находитесь в школьном музее «Живая нить времен». Я вас попрошу определить профиль нашего музея. Для этого у вас есть материал о профилях музея, ознакомьтесь с ним и дайте ответ на вопрос.

Профиль музея - специализация музея, которая определяется связью собрания музейного и/или музейного объекта с какой-либо отраслью науки или сферой деятельности. Это определяет состав музейного собрания, принципы комплектования музейных фонов, а также тематику экспозиционной, исследовательской и просветительской работы.

1. Исторические музеи (документируют историю развития общества в целом и в отдельных его аспектах).Коллекции таких музеев документируют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом, ориентироваться только на национальную историю, могут быть и узкоспециализированными: археологическими, этнографическими, нумизматическими и т.п. 

- Ответы групп на вопрос о профиле нашего школьного музея.

Ведущий:

Музей — это не только помещение и экспонаты, это еще и люди, работающие в нем. В обычных музеях работает большое количество человек с разной специальностью. Это хранители, научные сотрудники, методисты, экскурсоводы, смотрители. В школьном музее есть только руководитель музея и ученики, увлеченные историей, поиском, т. е. активисты музея. И именно они, вместе с руководителем выполняют всю работу в музее.

Буква Я -Какова же ваша роль в музее? Чем мы занимаемся в музее?

Задание: Деятельность же школьных музеев многогранна. Я вас попрошу соотнести функции работы музея с теми, кто их выполняет. (по группам)

-Итак, первая группа…ответы

Функции

Члены школьного музея

1. Создание новой экспозиции

1. Руководитель музея

2. Пополнение фондов музея

2. Активист музея

3. Составление экскурсий


4. Проведение экскурсий


5. Создание плана работы музея


6. Описание экспонатов


7. Инвентаризация экспонатов


8. Паспортизация музея


9. Проведение музейных уроков,10.науч.-исслед.деят.


-Таким образом, наша деятельность взаимосвязана, дополняя друг друга ,у нас получается общее дело.

Ведущий:

5. Буква Т. В музеологии выделяют основные социальные функции музея:

1) функцию документирования явлений и процессов в природе и обществе посредством сохранения и освоения культурного и природного наследия;

2) функции образования и воспитания.

3) В кон. 20 в. в связи с акцентированием роли человека как субъекта коммуникации музейной исследователи признали за музеем также функции рекреационную и коммуникативную.

4) В современном музееведении выделяются также: репрезентативная, информационная, эстетическая, экономическая и другие функции.

Таким образом, мы видим, что музей создается для людей. Музей - это то место, где человек может прикоснуться к тайнам прошлого страны, человечества, народа, и т. д. Тайна! Буква Т. Прийдя в музей, можно прикоснуться к кусочкам реальности из прошлого, почувствовать это прошлое, увидеть подтверждение, того, что оно было. Оно было по настоящему. Вот и мы предлагаем вам прикоснуться к прошлому и откроем одну из тайн.
Вы наверное знаете, что первый в мире компьютер был создан в США 14 февраля 1946 году. В 1976 году был выпущен ПК, направленный на массовую продажу и использование – Apple I . В СССР первый персональный компьютер -  «Искра-1256»— появился в 1979 году. Однако всего через пару лет ситуация сильно изменилась — примерно с 1983 года за рубежом ПК стали массовым видом электроники, в том числе и домашней. Активно они стали выпускаться и в нашей стране. В том числе и в городе Муроме на заводе радиоизмерительных приборов (РИП).

Квазар-86 начали выпускать в 1992 году. Это 16-разрядный домашний аналог IBM PC/XT-совместимый ПК на базе процессора-клона Intel 8086. Компьютер Криста был частично совместим с Радио-86РК. Работал на процессоре КР580ВМ80А. Его продавали с 1986 года по цене 510 рублей. 
"Криста" — 8-разрядный советский домашний персональный компьютер на базе процессора "КР580ВМ80А" (клон Intel 8080), частично совместимый с первым отечественным домашним компьютером "Радио-86РК". Применялся также в учебных заведениях и научно-исследовательских организациях для приобретения навыков работы с ЭВМ, использовался для обучения методам программирования, решения задач расчетного и исследовательского характера. На компьютере можно было хранить всевозможные картотеки, справочники и словари, изучать нотную грамоту, хранить и воспроизводить фрагменты из музыкальных произведений, играть в электронные игры. Компьютер мог использоваться радиолюбителями для ускорения операции обмена радиограммами в любительской радиосвязи. Обладал высокой помехоустойчивостью. При работе с компьютером в качестве дисплея для отображения информации использовался обычный бытовой телевизор, а для хранения, записи и воспроизведения программ или другой информации — любой кассетный магнитофон. Языки программирования — макроассемблер, Бейсик. Компьютер «Криста» — единственная из советских бытовых машин, изначально укомплектованная световым пером .

Ведущий:

  • Слово ПАМЯТЬ. Итак, у нас получилось название нашего моста- ПАМЯТЬ.

  • Музей — это память. А что человек без памяти? Обживая планету, человек по кирпичику складывает здание своего дома, имя которому - культура.. Эту миссию и выполняют музеи. Музей – это место, где хранится наша история, значит музей – это хранилище нашей памяти. Как говорил Михаил Борисович Пиатровский, директор Государственного Эрмитажа : «Музей – это святое, памятное место, хранилище памяти нашего народа. Недаром музей сравнивают с Ватиканом».


Стоят монументы стихами и в прозе,

Взывают к потомкам святые слова.

Но память живет не в граните и бронзе,

А в людях-

Без нас эта память мертва!











































Приложение

































Литература

1. Материал из школьного музея.
2. Музей и школа: Пособие для учителя / Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др.; Сост. Э.А. Павлюченко; Под общ. ред. Т.А. Кудриной. -М.: Просвещение, 1985.
3. Михайловская Т. Музейная экспозиция (организация и техника). М.: Советская Россия, 1964.
4. Новый формат организации музейной деятельности // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2006.

5. Пузиков А.В. Школьные музеи. Сб. научных статей. Выпуск 1. Изд. СГПИ. 1996.