СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание образовательной модели персонифицированного обучения

 

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар»


Методическая разработка

как педагогическая квалификационная работа


Цель данных методических рекомендаций оказать слушателям Школы молодых педагогов помощь в оформлении методических разработок уроков, воспитательных и иных мероприятий для участия в фестивале «Open method», дать советы, которые, будут полезны и предостерегут от типичных ошибок.

Написанием методических разработок приходится заниматься педагогам самых разных специальностей и с самым разным опытом. Методическая разработка является одним из видов педагогической квалификационной работы, которая помогает обобщать и тиражировать педагогический опыт.

Умение написать методическую разработку очень важно для любого специалиста. С одной стороны, это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия, которой могут воспользоваться коллеги. С другой стороны, сам автор методической разработки в процессе подготовки текста систематизирует собранную по теме информацию, логично и стройно представляет ее в первую очередь для себя самого.

!


Определимся с понятием

Методическая разработка  разновидность методической продукции, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения урока, серии уроков, отдельной темы рабочей программы по предмету, внеурочного занятия, родительского собрания, воспитательного мероприятия, применения диагностических материалов.

Методическая разработка наряду с описанием последовательности действий педагога и учащихся включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, конкретные учебные материалы сопровождается соответствующими методическими советами и рекомендациями по организации занятия (сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки, игры и т.д.).

Чаще всего методическая разработка приурочена к конкретному уроку (занятию, мероприятию) или серии уроков (занятий, мероприятий).

Для ее успешной подготовки стоит заранее определиться с видом проводимого урока (занятия, мероприятия): лекция, беседа, самостоятельная, контрольная, практическая или лабораторная работа, конференция, деловая игра, экскурсия и т.п. или смешанный вид занятия, на котором используются несколько видов деятельности (например, проектная работа + игра).

Погружаясь в ту или иную тему и планируя посвятить ей методическую разработку, педагог должен опираться на накопленный опыт и личный интерес, а также предварительно изучить имеющиеся источники.



!

Требования к методической разработке

  1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

  2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации урока или мероприятия, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного или иного материала, применения современных технических и информационных средств обучения или воспитания.

  3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

  4. Язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать содержанию.

  5. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения или воспитания должны основываться на своем педагогическом опыте.

  6. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления образовательного процесса.

  7. Ориентировать организацию образовательного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения

  8. Методическая разработка должна раскрывать вопросы «Как учить», «Как организовать совместную деятельность».

  9. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, тесты, задания и т.д.).

  10. Разработка должна быть логически выдержана, в ней соблюдается единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая, стилистическая грамотность.

!


Структура и содержание методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. При необходимости дополнительно в структуру методической разработки включается приложение (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки).

Титульный лист должен содержать: наименование образовательного учреждения, где выполнялась работа, наименование работы, название, информация об авторе (ФИО, должность, можно использовать слова: разработал, выполнил, автор). Внизу листа указывается дата. Желательно не загромождать титул лишней информацией, ненужными картинками.

Название методической разработки на титульном листе  максимально информативная часть текста, словесная формулировка, отражающая тематику методической разработки. По своему характеру название методической разработки должно раскрывать основной результат, полученный педагогом в образовательной деятельности и педагогические средства (методические средства, приемы, формы…), используемые в разработке.


В аннотации в нескольких предложениях ставится проблемный вопрос, которому посвящена методическая разработка, описывается целевая аудитория материала, то есть те, кому содержание разработки может быть интересно и полезно. 


Во введении, как и в случае с любой квалификационной работы, следует раскрыть актуальность материала, указать цели и задачи, описать методы.

Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково ее место в содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в Вашей деятельности или в деятельности детей. Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок.

Цели и задачи методической разработки.

Цель методической разработки – основной результат, который должен быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме

Задачи описания методической разработкой опыта конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при ее достижении.

Основная идея педагогической деятельности.

На основе самоанализа своей профессиональной деятельности опишите основную педагогическую идею методической разработки опыта, ее составные части (это могут быть уже адаптированные или новые идеи и технологии, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе Вашей системы работы.

Новизна методической разработки.

Под новизной понимается отличие полученных (ожидаемых) результатов, рассматриваемых в методической разработке, от имеющихся и отраженных в литературе. Различают три степени новизны:

  • методическая разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или практические рекомендации;

  • методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какой-либо существующий опыт:

  • методическая разработка отражает принципиально новые идеи.

Рекомендуемый объем – до 2 страниц печатного текста.

Основная часть будет посвящена описанию хода занятия или мероприятия, указанию на возможные трудности и советы по их предупреждению.

Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы. Количество разделов в основной части работы может изменяться в зависимости от объема имеющегося материала и поставленной перед собой целью.

Желательно, чтобы в первом разделе более подробно, чем во введении была описана основная идея педагогического опыта, давалось более глубокое психолого-педагогическое обоснование со ссылкой на теории, технологии.

Во втором разделе, рекомендуется представить описание:

  • приемов и методов образования;

  • организации творческой деятельности обучающихся;

  • приемов и методов использования информационных технологий;

  • новых методик и технологий обучения.

В качестве описания деятельности на уроке может быть предложена технологическая карта.

В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты.

Рекомендуемый объем – не менее половины общего объема работы.


В заключении подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые поставлены педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Рекомендуемый объем – до 1 страницы печатного текста


В список литературы по порядку включаются те источники, которые использовались при написании работы.

На все перечисленные в «Списке литературы» источники должны быть ссылки в основном тексте работы в виде номеров из списка, заключенных в квадратные скобки. Если разработка носит только практический характер, не требует теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.


В раздел «Приложение» помещают относящиеся к работе дополнительные материалы, которые усиливают или иллюстрируют важные стороны излагаемых вопросов. В качестве таких материалов могут быть даны примеры раздаточных карточек, опорных конспектов, схемы изложения учебных вопросов, фрагменты из конспектов открытых уроков, выдержки из авторских описаний лабораторных или демонстрационных работ и пр.


Содержание работы печатается на отдельном листе. Здесь даются наименование разделов и указываются соответствующие страницы по тексту. Разделы «Аннотация», «Введение», «Заключение» и «Список литературы» не нумеруются. Разделы «Основная часть» могут иметь сквозную нумерацию и нумерацию подразделов.


!

Технические требования к оформлению методической разработки

Общий объем методической разработки воспитательного мероприятия (исключая приложения) должен составлять не более 24 листов компьютерного текста (формат А4).

Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов (исключая приложения).

Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 14, жирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Шрифт текста 14 TimesNewRoman. Межстрочный интервал – полуторный. Параметры страницы: поля вверху – 15 мм, внизу – 20 мм; справа – 10 мм; слева – 30 мм; отступ – 1,25 мм.

По ходу изложения можно представлять необходимые таблицы и рисунки. Их нумерация обычно проводится в пределах текущего раздела (например, рис.2.1., таблица 1.3. и т.д.). Таблица должна иметь название и «шапку» с наименованием колонок.

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках. Например: [5], где 5 - это номер по порядку источника в списке.


!

Рецензия на методическую разработку

Рецензию составляет наставник молодого педагога.

Рецензия должна содержать:

  • наименование темы методической разработки;

  • упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений;

  • обязательную характеристику метод разработки с точки зрения ее актуальности;

  • перечень положительных сторон метод разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости метод разработки;

  • вывод о возможности применения разработки в образовательном процессе как самим автором, так и другими педагогами;

  • должность и место работы рецензента, его подпись.

!


Особенности написания методической разработки воспитательного мероприятия

Примерная схема методической разработки:

  1. название разработки;

  2. название и форма проведения мероприятия;

  3. объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предлагаемого метода; возраст детей, на которых рассчитано мероприятие; условия его осуществления;

  4. оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов лозунгов, плакатов, музыкальное сопровождение);

  5. методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений, работа подготовительных групп, советов, большие и малые мероприятия, предшествующие основному и нацеливающие на него, роль педагогов в этот период);

  6. сценарный план, ход проведения мероприятия;

  7. сценарий мероприятия, включающий все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц;

Сценарий – самый распространенный вид прикладной методической продукции, конспективная, подробная запись любого мероприятия. В нем дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление; световая партитура; движение участников праздника на сцене и т.д.

  1. методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные и трудные моменты обратить внимание, каких ошибок избежать, где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, способы создания эмоционального настроя);

  2. методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие мероприятия провести для закрепления полученного результата и т.п.).

 (Методическая деятельность/Словарь-справочник

под ред. Е. Титовой. Санкт-Петербург. 1991.)










5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!