СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар»

Случилось как? Когда? Не знаю… Но школа в жизнь мою вошла. Я с ней встаю и засыпаю… Я в ней призвание нашла! Борщенко Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Ермаковская СОШ № 2 Высшая квалификационная категория педагогический стаж – 28 лет Закончила: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева

Случилось как? Когда? Не знаю…

Но школа в жизнь мою вошла.

Я с ней встаю и засыпаю…

Я в ней призвание нашла!

Борщенко Ирина Геннадьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Ермаковская СОШ № 2

Высшая квалификационная категория

педагогический стаж – 28 лет

Закончила: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева

«Развитие критического мышления  на уроках в начальной школе»   методический семинар

«Развитие критического мышления на уроках в начальной школе» методический семинар

Условия возникновения и становления  педагогического опыта  «Мы учим до тех пор, пока учимся сами»    - изучение и апробирование новых педагогических технологий; -изучение опыта коллег по применению технологии развития критического мышления в обучении младших школьников ; -личные наблюдения за учащимися, общение с детьми и их родителями. Технология развития критического мышления позволяет: организовать самостоятельную работу на уроке; вовлечь каждого ученика в учебный процесс; развивать у обучающихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности; повышать уровень самоорганизации обучающихся; овладевать рациональными приемами самообразования; стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность; развивать ключевые компетентности лично значимые для обучающихся умения и навыки.

Условия возникновения и становления педагогического опыта

«Мы учим до тех пор, пока учимся сами»

- изучение и апробирование новых педагогических технологий;

-изучение опыта коллег по применению технологии развития критического мышления в обучении младших школьников ;

-личные наблюдения за учащимися, общение с детьми и их родителями.

Технология развития критического мышления позволяет:

  • организовать самостоятельную работу на уроке;
  • вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
  • развивать у обучающихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;
  • повышать уровень самоорганизации обучающихся;
  • овладевать рациональными приемами самообразования;
  • стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
  • развивать ключевые компетентности лично значимые для обучающихся умения и навыки.

Актуальность выбранной темы   Чем должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего-умением учиться. У него должны быть сформированы (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и современные педтехнологии. Одна из приоритетных -  Технология развития критического мышления.

Актуальность выбранной темы

Чем должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего-умением учиться. У него должны быть сформированы (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и современные педтехнологии. Одна из приоритетных -  Технология развития критического мышления.

 Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений , которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное, самостоятельно устанавливают и межпредметные связи. Китайская пословица: Китайская пословица: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»
  • Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений , которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное, самостоятельно устанавливают и межпредметные связи.
  • Китайская пословица:
  • Китайская пословица:

«Скажи мне – я забуду,

покажи мне – я запомню,

вовлеки меня – я пойму»

Цель и задачи методического семинара  Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе  Задачи:  Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.  Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.  Показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для формирования познавательной деятельности обучающихся.

Цель и задачи методического семинара

Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Задачи:

  • Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
  • Показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для формирования познавательной деятельности обучающихся.

Технологические этапы. 1 стадия 2 стадия Вызов: Имеющиеся знания; Интерес к получению новой информации; Постановка учеником собственных целей обучения; Осмысление содержания: 3 стадия Получение новой информации; Корректировка учеником поставленных целей обучения; Рефлексия: Размышление, рождение нового знания; Постановка учеником новых целей обучения;

Технологические этапы.

1 стадия

2 стадия

Вызов:

  • Имеющиеся знания;
  • Интерес к получению новой информации;
  • Постановка учеником собственных целей обучения;

Осмысление содержания:

3 стадия

  • Получение новой информации;
  • Корректировка учеником поставленных целей обучения;

Рефлексия:

  • Размышление, рождение нового знания;
  • Постановка учеником новых целей обучения;
Фазы урока в рамках технологии критического мышления Фаза вызова – обязательно присутствует на каждом уроке. Позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме; побудить ученика к активной работе на уроке и дома Приемы стадии вызова Загадка Мозговой штурм Отсроченная догадка Таблица «Знаю-узнал-хочу узнать» Ключевые слова « Верно-неверно», «Да-нет» Кластеры Опрос «Верите ли вы?» Корзина идей Дерево предсказаний Ассоциативный куст

Фазы урока в рамках технологии критического мышления

Фаза вызова обязательно присутствует на каждом уроке. Позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме; побудить ученика к активной работе на уроке и дома

Приемы стадии вызова

  • Загадка
  • Мозговой штурм
  • Отсроченная догадка
  • Таблица «Знаю-узнал-хочу узнать»
  • Ключевые слова
  • « Верно-неверно», «Да-нет»
  • Кластеры
  • Опрос «Верите ли вы?»
  • Корзина идей
  • Дерево предсказаний
  • Ассоциативный куст
«Кластер»   БЕЛЕЕТ   М.Ю.ЛЕРМОНТОВ   ГРУСТЬ «Ассоциативный куст»       ПАРУС СТИХОТВОРЕНИЕ   ИЩЕТ   ОДИНОКИЙ

«Кластер»

 

БЕЛЕЕТ

 

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

 

ГРУСТЬ

«Ассоциативный куст»

 

 

ПАРУС

СТИХОТВОРЕНИЕ

 

ИЩЕТ

 

ОДИНОКИЙ

«Тонкие и толстые вопросы» Тонкие вопросы Что такое имя существительное? Что такое глагол? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Для чего служит предлог? Какую роль выполняет местоимение? Назовите морфологические признаки существительных. В чем различие между именем существительным и предлогом? Могут ли существительные быть разными членами предложения?  Толстые вопросы О чем же пойдет речь на уроке? Предположим, что из нашей речи исчезли глаголы. Что будете делать? … имена прилагательные. Что произойдет? Почему некоторые вопросы называют смысловыми, а некоторые падежными? Согласны ли вы, что предлоги, союзы и местоимения – это служебные части речи? Аргументируйте свой ответ

«Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы

  • Что такое имя существительное?
  • Что такое глагол?
  • На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  • Для чего служит предлог?
  • Какую роль выполняет местоимение?
  • Назовите морфологические признаки существительных.
  • В чем различие между именем существительным и предлогом?
  • Могут ли существительные быть разными членами предложения?

Толстые вопросы

  • О чем же пойдет речь на уроке?
  • Предположим, что из нашей речи исчезли глаголы. Что будете делать?
  • имена прилагательные. Что произойдет?
  • Почему некоторые вопросы называют смысловыми, а некоторые падежными?
  • Согласны ли вы, что предлоги, союзы и местоимения – это служебные части речи? Аргументируйте свой ответ
«Верные и неверные высказывания» 1 . Текст состоит из предложений. + 2. К тексту нельзя придумать название. - 3. Все предложения в тексте имеют свои границы. + 4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. - 5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. + 6. Текст можно разделить на части. + 7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +  1   2 3       4   5       6     7        

«Верные и неверные высказывания»

1 . Текст состоит из предложений. +

2. К тексту нельзя придумать название. -

3. Все предложения в тексте имеют свои границы. +

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. -

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. +

6. Текст можно разделить на части. +

7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +

1

 

2

3

 

 

 

4

 

5

 

 

 

6

 

 

7

 

 

 

 

увеличение численности появление новых растений продолжение жизни на земле  «Корзинка идей» Размножение растений – это… процесс «Ромашка вопросов»

увеличение численности

появление новых растений

продолжение жизни на земле

«Корзинка идей»

Размножение растений – это…

процесс

«Ромашка вопросов»

Фаза реализации (осмысления) – позволяет: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. Приемы стадии осмысления Инсерт Чтение с пометами Маркировочная таблица Сводная таблица Бортовой журнал Чтение с остановками «6 шляп мышления»  Тонкие и толстые вопросы

Фаза реализации (осмысления) – позволяет: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.

Приемы стадии осмысления

  • Инсерт
  • Чтение с пометами
  • Маркировочная таблица
  • Сводная таблица
  • Бортовой журнал
  • Чтение с остановками
  • «6 шляп мышления» 
  • Тонкие и толстые вопросы
«Чтение с остановками» Л.Толстой «Лев и собачка»  Чтение 1 части:  - Как вела себя собачка, оказавшись в клетке у льва? Прочитайте, что она чувствует в этот момент? Что мы знаем о льве? Какое это животное? Найдите слова, которые бы подтвердили Ваши мысли? Чтение 2 части: - Найдите ключевые слова, показывающие, поведение льва, когда он увидел маленькое существо в клетке? - Какими словами автор показывает, что лев – хищник? Какое это чувство? Чтение 3 части: - Попробуйте предположить, что может произойти дальше. Придумайте окончание рассказа. Чтение 4 части:   - Оправдался ли Ваш прогноз? - Почему животные расстались? Что их разлучило? - Были ли у Вас такие горькие моменты в жизни?

«Чтение с остановками» Л.Толстой «Лев и собачка»

Чтение 1 части:

- Как вела себя собачка, оказавшись в клетке у льва?

Прочитайте, что она чувствует в этот момент? Что мы знаем о льве? Какое это животное? Найдите слова, которые бы подтвердили Ваши мысли?

Чтение 2 части:

- Найдите ключевые слова, показывающие, поведение льва, когда он увидел маленькое существо в клетке?

- Какими словами автор показывает, что лев – хищник? Какое это чувство?

Чтение 3 части:

- Попробуйте предположить, что может произойти дальше. Придумайте окончание рассказа.

Чтение 4 части:

  - Оправдался ли Ваш прогноз?

- Почему животные расстались? Что их разлучило?

- Были ли у Вас такие горькие моменты в жизни?

 «Знаю, хочу узнать, узнал» Знаю Хочу узнать Органов чувств – 5 Узнал Глаза отвечают за зрение, уши за слух, язык за восприятие вкуса, нос за обоняние, кожа за осязание Какой орган чувств самый большой и почему, его строение  

«Знаю, хочу узнать, узнал»

Знаю

Хочу узнать

Органов чувств – 5

Узнал

Глаза отвечают за зрение, уши за слух, язык за восприятие вкуса, нос за обоняние, кожа за осязание

Какой орган чувств самый большой и почему, его строение

 

«Сводная таблица» Название Основные свойства Известняк Использование Белого, серого или желтого цвета; Гранит Глина Зернистый. Твердый и прочный Строительство, мел, мрамор. Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро. Песок Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой. Кирпич, посуда В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый. Железная руда Дороги, стекло Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы. Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

«Сводная таблица»

Название

Основные свойства

Известняк

Использование

Белого, серого или желтого цвета;

Гранит

Глина

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство, мел, мрамор.

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Песок

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Железная руда

Дороги, стекло

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

«Сюжетная таблица» Н.Носов «Заплатка» Кто? Что сделал? Бобка Мама Порвал штаны Когда? Где? Ругала Ребята Однажды Увидела На заборе Почему? Стали смеяться Бобка Пришил заплатку Дома Зацепился Увидели Рассердилась Во дворе Со второй попытки Дома Осуждают Стало стыдно

«Сюжетная таблица»

Н.Носов «Заплатка»

Кто?

Что сделал?

Бобка

Мама

Порвал штаны

Когда?

Где?

Ругала

Ребята

Однажды

Увидела

На заборе

Почему?

Стали смеяться

Бобка

Пришил заплатку

Дома

Зацепился

Увидели

Рассердилась

Во дворе

Со второй попытки

Дома

Осуждают

Стало стыдно

Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые» Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты . Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные. Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых. Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды. Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства. Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно. Синяя . Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
  • Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»
  • Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
  • Белая шляпа. Факты . Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.
  • Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.
  • Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
  • Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.
  • Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.
  • Синяя . Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Фаза рефлексии  - позволяет: целостно осмыслить, обобщить полученную информацию; присвоить новое знание; сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому. Приемы стадии рефлексии Cинквейн Эссе Бортовой журнал Дневники: обычный, дневник – художественный альбом,. Письменное интервью Кластеры

Фаза рефлексии - позволяет: целостно осмыслить, обобщить полученную информацию; присвоить новое знание; сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.

Приемы стадии рефлексии

  • Cинквейн
  • Эссе
  • Бортовой журнал
  • Дневники: обычный, дневник – художественный альбом,.
  • Письменное интервью
  • Кластеры
«Круги по воде» П – похожи по форме на шар Л – Л уна – спутник Земли А  – активны всегда Н – называются по-разному Е  – если темно, их видно Т  – теперь их 8 А  – атмосферы планет различны «Дневник исследователя»

«Круги по воде»

Ппохожи по форме на шар

ЛЛ уна – спутник Земли

Аактивны всегда

Нназываются по-разному

Еесли темно, их видно

Ттеперь их 8

Аатмосферы

планет различны

«Дневник исследователя»

«Синквейн»  Почва  Живая, плодородная ,  Разрушается, впитывает, выращивает  Солнце, ветер и вода разрушают горы  Земля .

«Синквейн»

Почва Живая, плодородная , Разрушается, впитывает, выращивает Солнце, ветер и вода разрушают горы Земля .

Результаты выполнения итоговой работы

Результаты выполнения итоговой работы "Читательская грамотность" по классу (ИКР, 4б класс, 2014/2015 уч. год

Успешность выполнения (% от максимального балла)

Вся работы (общий балл)

Задания по группам умений

Среднее значение по классу (%)

Среднее значение по региону (%)

72,22%

Общее понимание и ориентация в тексте

Уровни достижений (% учащихся)

70,59%

80,83%

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Достигли базового уровня (включая повышенный)

77,50%

Использование информации из текста для различных целей

79,98%

48,75%

74,82%

Достигли повышенного уровня

48,04%

95,00%

95,52%

50,00%

39,62%

Проверка техники чтения в 4б класс- 2014-2015 г. 14% (3) 52% 33%

Проверка техники чтения в 4б класс- 2014-2015 г.

14% (3)

52%

33%


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!