Методический семинар на тему: «Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
Подготовил:
Воспитатель
МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»
Фирсова Светлана Вячеславовна
Балабаново, 2024
На сегодняшний день одним из актуальных вопросов, в дошкольном образовании, является развитие эмоциональной сферы у разновозрастных детей, что включает в себя:
проведение систематической работы по обеспечению эмоционального благополучия
развитию эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости
способности к сопереживанию неудач и радости за успехи сверстников, адекватному проявлению своих чувств.
Игровая деятельность - одно из средств эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детства, с помощью которой формируются умственные и нравственные качества, обеспечивается эмоциональное понимание детьми окружающего мира.
Эмоциональный интеллект - это способность контролировать не только свои эмоции, но и умело управлять эмоциями других людей в своих целях.
Анализируя проблему развития эмоционального интеллекта, я обратилась к исследованиям А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и сделала вывод: в дошкольном возрасте развитию эмоционального интеллекта будет способствовать игровая деятельность, которая является основным видом деятельности детей
Цель: развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста через использование игровых технологий.
Для реализации данной деятельности, определила ряд задач :
Проанализировать теоретические основы проблемы формирования эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Выявить уровень развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Осуществить просветительскую работу и консультативную работу с родителями.
Планируемые результаты:
Создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
Сплочение коллектива, формирования чувства принадлежности к одной социальной группе;
Развитие способности к адекватному проявлению своих эмоции с использованием возможностей мимики и пластики тела, способности контролировать аффективные импульсы;
Развитие коммуникативных навыков, способности максимально точно вербально выражать свои мысли, чувства и переживания.
Осознание родителями важности развития эмоционального интеллекта и умение организовывать совместную деятельность с детьми для развития эмоциональной сферы ребенка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования);
Эмпирические (наблюдение, беседа)
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы, направленной на развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Практическая значимость: разработанное содержание игровой деятельности может быть использовано педагогами - психологами, воспитателями при организации работы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста.
Новизна заключается в том, что подобраны различные технологии, методы и средства для развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
Фундамент эмоционального разума закладывается в детстве. Поэтому разработана дополнительная общеобразовательная программа
"Азбука эмоций" включающая в себе как игры и игровые упражнения, так и занятия в арт-терапевтических техниках.
Я воспринимаю (э тот компонент свидетельствует о наличии способности воспринимать, определять эмоции)
Я понимаю (э тот компонент свидетельствует о наличии способности понимать эмоции, связи между эмоциями, причины возникновения той или иной эмоции, переходы от одной эмоции к другой)
Я управляю ( эта способность связана с контролем над эмоциями. Умение переживать как негативные, так и позитивные эмоции)
Я стимулирую мышление, используя эмоции (д анный компонент свидетельствует о наличии способности вызвать определенную эмоцию, контролировать ее)
Формы работы с родителями:
Информационно - аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос, тестирование, анкетирование;
Познавательные формы - повышении уровня психологической и педагогической компетентности, освоение навыков, необходимых для выстраивания эффективной информационной и эмоциональной коммуникации со своими детьми;
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
При реализации данной программы использовала следующие формы работы с детьми:
Систематические занятия важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста, которое строится на принципе от «простого к сложному»;
Индивидуальная работа является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых ФГОС.
Технологии, методы и средства, используемые в работе с детьми:
- Беседа;
- Ситуативный разговор;
- Игровые обучающие ситуации;
- Использование литературных текстов (стихотворения, рассказы, сказки);
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;
- Создание выставок детского творчества;
- Настольно - дидактические игры;
- Театрализация;
- Имитационные игры;
- Психогимнастика;
- Арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия)
- Сказкотерапия
- Камнетерапия
Использование ИКТ
- Основные принципы развития эмоционального интеллекта:
- Внимание к желаниям и потребностям ребенка;
- Создание атмосферы, способностей проявлению эмоций;
- Тренировка распознавания эмоций у себя и других на примерах;
- Предотвращение и сглаживание конфликтов;
- Поощрение детей справляться со своими эмоциями;
- Обучение различным способам снятия напряжения и управления эмоциями.
- Эмоциональная среда включает в себя следующие компоненты:
- Отношения между участниками совместной жизнедеятельности - эмоционально - поддерживающий компонент среды;
- Режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада, эмоционально - стабилизирующий компонент среды;
- Внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели);
- Организация занятости детей - игры, упражнения, занятия, сюрпризные моменты, эмоционально - активизирующий компонент среды;
- Проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально - тренирующий компонент среды.
- При построении предметно - пространственной среды учитывается принцип комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослого.
Для создания атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия в группе создан "Уголок настроения"
Средства мониторинга "Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста": (автор Н. В. Кузьмина, авторы Т. Грабенко, Т. Зинкевич Евстигнеева, Д. Фролов)
Таблица 1
Диагностическая карта изучения уровня эмоционального развития детей 3-4 лет
Показатели
Диагностические задания
– знание ребенка об эмоциях и чувствах
Проективная методика 1. «Фейстест» (автор: Н. В. Кузьмина)
– преобладающее эмоциональное состояние ребенка
– актуальное состояние ребенка
Проективная методика 2. «Волшебная страна чувств» (авторы: Т. Грабенко, Т. ЗинкевичЕвстигнеева, Д. Фролов).
– эмоциональное отношение ребенка к сверстникам и взрослому
Методика 3. Наблюдение за детьми в процессе их деятельности
– преобладающее эмоциональное состояние ребенка – эмоциональное отношение ребенка к сверстникам и взрослому
Методика 4. Опросник для родителей «Оценочная шкала эмоциональны
В исследовании принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста
Диаграмма уровня развития на начало года
Диаграмма уровня развития на конец года
Результаты показали, что все игры, игровые упражнения и арт-терапия оказывают положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта ребенка. Работа по данной программе способствует раскрепощению детей, помогает развить у них смелость и уверенности в себе, развивает вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику, помогает формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу.
Таким образом, цель достигнута, поставленные задачи решены.
Игры и игровые упражнения
Театрализация и сказкотерапия
Имитационные игры
Арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия)
Камнетерапия
В.А. Сухомлинский говорил: "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития... Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Таким образом, игровая деятельность является важным средством развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста.