СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар»

Методический семинар на тему:  «Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста  посредством игровой деятельности

Методический семинар на тему: «Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"

Подготовил:

Воспитатель

МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»

Фирсова Светлана Вячеславовна

Балабаново, 2024

На сегодняшний день одним из актуальных вопросов, в дошкольном образовании, является развитие эмоциональной сферы у разновозрастных детей, что включает в себя: проведение систематической работы по обеспечению эмоционального благополучия развитию эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости способности к сопереживанию неудач и радости за успехи сверстников, адекватному проявлению своих чувств.

На сегодняшний день одним из актуальных вопросов, в дошкольном образовании, является развитие эмоциональной сферы у разновозрастных детей, что включает в себя:

проведение систематической работы по обеспечению эмоционального благополучия

развитию эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости

способности к сопереживанию неудач и радости за успехи сверстников, адекватному проявлению своих чувств.

Игровая деятельность - одно из средств эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детства, с помощью которой формируются умственные и нравственные качества, обеспечивается эмоциональное понимание детьми окружающего мира. Эмоциональный интеллект - это способность контролировать не только свои эмоции, но и умело управлять эмоциями других людей в своих целях.

Игровая деятельность - одно из средств эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детства, с помощью которой формируются умственные и нравственные качества, обеспечивается эмоциональное понимание детьми окружающего мира.

Эмоциональный интеллект - это способность контролировать не только свои эмоции, но и умело управлять эмоциями других людей в своих целях.

Анализируя проблему развития эмоционального интеллекта, я обратилась к исследованиям А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и сделала вывод: в дошкольном возрасте развитию эмоционального интеллекта будет способствовать игровая деятельность, которая является основным видом деятельности детей

Анализируя проблему развития эмоционального интеллекта, я обратилась к исследованиям А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и сделала вывод: в дошкольном возрасте развитию эмоционального интеллекта будет способствовать игровая деятельность, которая является основным видом деятельности детей

Цель: развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста через использование игровых технологий. Для реализации данной деятельности, определила ряд задач : Проанализировать теоретические основы проблемы формирования эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Выявить уровень развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Осуществить просветительскую работу и консультативную работу с родителями.

Цель: развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста через использование игровых технологий.

Для реализации данной деятельности, определила ряд задач :

Проанализировать теоретические основы проблемы формирования эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Выявить уровень развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Осуществить просветительскую работу и консультативную работу с родителями.

Планируемые результаты:  Создание благоприятной психологической атмосферы в группе;  Сплочение коллектива, формирования чувства принадлежности к одной социальной группе;  Развитие способности к адекватному проявлению своих эмоции с использованием возможностей мимики и пластики тела, способности контролировать аффективные импульсы;  Развитие коммуникативных навыков, способности максимально точно вербально выражать свои мысли, чувства и переживания.  Осознание родителями важности развития эмоционального интеллекта и умение организовывать совместную деятельность с детьми для развития эмоциональной сферы ребенка.

Планируемые результаты:

Создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

Сплочение коллектива, формирования чувства принадлежности к одной социальной группе;

Развитие способности к адекватному проявлению своих эмоции с использованием возможностей мимики и пластики тела, способности контролировать аффективные импульсы;

Развитие коммуникативных навыков, способности максимально точно вербально выражать свои мысли, чувства и переживания.

Осознание родителями важности развития эмоционального интеллекта и умение организовывать совместную деятельность с детьми для развития эмоциональной сферы ребенка.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:  Теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования);  Эмпирические (наблюдение, беседа) Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы, направленной на развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Практическая значимость: разработанное содержание игровой деятельности может быть использовано педагогами - психологами, воспитателями при организации работы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста. Новизна заключается в том, что подобраны различные технологии, методы и средства для развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования);

Эмпирические (наблюдение, беседа)

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы, направленной на развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Практическая значимость: разработанное содержание игровой деятельности может быть использовано педагогами - психологами, воспитателями при организации работы по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста.

Новизна заключается в том, что подобраны различные технологии, методы и средства для развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста.

 Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:   Фундамент эмоционального разума закладывается в детстве. Поэтому разработана дополнительная общеобразовательная программа

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

Фундамент эмоционального разума закладывается в детстве. Поэтому разработана дополнительная общеобразовательная программа

"Азбука эмоций" включающая в себе как игры и игровые упражнения, так и занятия в арт-терапевтических техниках.

Я воспринимаю (э тот компонент свидетельствует о наличии способности воспринимать, определять эмоции)

Я понимаю (э тот компонент свидетельствует о наличии способности понимать эмоции, связи между эмоциями, причины возникновения той или иной эмоции, переходы от одной эмоции к другой)

Я управляю ( эта способность связана с контролем над эмоциями. Умение переживать как негативные, так и позитивные эмоции)

Я стимулирую мышление, используя эмоции (д анный компонент свидетельствует о наличии способности вызвать определенную эмоцию, контролировать ее)

Формы работы с родителями:  Информационно - аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос, тестирование, анкетирование;  Познавательные формы - повышении уровня психологической и педагогической компетентности, освоение навыков, необходимых для выстраивания эффективной информационной и эмоциональной коммуникации со своими детьми;  Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. При реализации данной программы использовала следующие формы работы с детьми:  Систематические занятия важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста, которое строится на принципе от «простого к сложному»;  Индивидуальная работа является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых ФГОС.

Формы работы с родителями:

Информационно - аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос, тестирование, анкетирование;

Познавательные формы - повышении уровня психологической и педагогической компетентности, освоение навыков, необходимых для выстраивания эффективной информационной и эмоциональной коммуникации со своими детьми;

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

При реализации данной программы использовала следующие формы работы с детьми:

Систематические занятия важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста, которое строится на принципе от «простого к сложному»;

Индивидуальная работа является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых ФГОС.

Технологии, методы и средства, используемые в работе с детьми: Беседа; Ситуативный разговор; Игровые обучающие ситуации; Использование литературных текстов (стихотворения, рассказы, сказки); Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; Создание выставок детского творчества; Настольно - дидактические игры; Театрализация; Имитационные игры; Психогимнастика; Арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия) Сказкотерапия Камнетерапия

Технологии, методы и средства, используемые в работе с детьми:

  • Беседа;
  • Ситуативный разговор;
  • Игровые обучающие ситуации;
  • Использование литературных текстов (стихотворения, рассказы, сказки);
  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;
  • Создание выставок детского творчества;
  • Настольно - дидактические игры;
  • Театрализация;
  • Имитационные игры;
  • Психогимнастика;
  • Арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия)
  • Сказкотерапия
  • Камнетерапия
Использование ИКТ

Использование ИКТ

Основные принципы развития эмоционального интеллекта:  Внимание к желаниям и потребностям ребенка;  Создание атмосферы, способностей проявлению эмоций;  Тренировка распознавания эмоций у себя и других на примерах;  Предотвращение и сглаживание конфликтов;  Поощрение детей справляться со своими эмоциями;  Обучение различным способам снятия напряжения и управления эмоциями.
  • Основные принципы развития эмоционального интеллекта:
  • Внимание к желаниям и потребностям ребенка;
  • Создание атмосферы, способностей проявлению эмоций;
  • Тренировка распознавания эмоций у себя и других на примерах;
  • Предотвращение и сглаживание конфликтов;
  • Поощрение детей справляться со своими эмоциями;
  • Обучение различным способам снятия напряжения и управления эмоциями.
Эмоциональная среда включает в себя следующие компоненты:  Отношения между участниками совместной жизнедеятельности - эмоционально - поддерживающий компонент среды;  Режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада, эмоционально - стабилизирующий компонент среды;  Внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели);  Организация занятости детей - игры, упражнения, занятия, сюрпризные моменты, эмоционально - активизирующий компонент среды;  Проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально - тренирующий компонент среды. При построении предметно - пространственной среды учитывается принцип комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослого. Для создания атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия в группе создан
  • Эмоциональная среда включает в себя следующие компоненты:
  • Отношения между участниками совместной жизнедеятельности - эмоционально - поддерживающий компонент среды;
  • Режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада, эмоционально - стабилизирующий компонент среды;
  • Внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели);
  • Организация занятости детей - игры, упражнения, занятия, сюрпризные моменты, эмоционально - активизирующий компонент среды;
  • Проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально - тренирующий компонент среды.
  • При построении предметно - пространственной среды учитывается принцип комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослого.

Для создания атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия в группе создан "Уголок настроения"

Средства мониторинга

Средства мониторинга "Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста": (автор Н. В. Кузьмина, авторы Т. Грабенко, Т. Зинкевич Евстигнеева, Д. Фролов)

Таблица 1

Диагностическая карта изучения уровня эмоционального развития детей 3-4 лет

Показатели

Диагностические задания

– знание ребенка об эмоциях и чувствах

Проективная методика 1. «Фейстест» (автор: Н. В. Кузьмина)

– преобладающее эмоциональное состояние ребенка

– актуальное состояние ребенка

Проективная методика 2. «Волшебная страна чувств» (авторы: Т. Грабенко, Т. ЗинкевичЕвстигнеева, Д. Фролов).

– эмоциональное отношение ребенка к сверстникам и взрослому

Методика 3. Наблюдение за детьми в процессе их деятельности

– преобладающее эмоциональное состояние ребенка – эмоциональное отношение ребенка к сверстникам и взрослому

Методика 4. Опросник для родителей «Оценочная шкала эмоциональны

В исследовании принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста

Диаграмма уровня развития на начало года Диаграмма уровня развития на конец года Результаты показали, что все игры, игровые упражнения и арт-терапия оказывают положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта ребенка. Работа по данной программе способствует раскрепощению детей, помогает развить у них смелость и уверенности в себе, развивает вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику, помогает формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу. Таким образом, цель достигнута, поставленные задачи решены.

Диаграмма уровня развития на начало года

Диаграмма уровня развития на конец года

Результаты показали, что все игры, игровые упражнения и арт-терапия оказывают положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта ребенка. Работа по данной программе способствует раскрепощению детей, помогает развить у них смелость и уверенности в себе, развивает вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику, помогает формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу.

Таким образом, цель достигнута, поставленные задачи решены.

Игры и игровые упражнения

Игры и игровые упражнения

Театрализация и сказкотерапия    Имитационные игры

Театрализация и сказкотерапия

Имитационные игры

Арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия)

Арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия)

Камнетерапия

Камнетерапия

В.А. Сухомлинский говорил:

В.А. Сухомлинский говорил: "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития... Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Таким образом, игровая деятельность является важным средством развития эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!