Чему учить? Ради чего учить? Как учить?
(о значимости ФГОС в формировании умений адаптации выпускников в современном мире)
Методический семинар учителя
истории МОУ СОШ с. Решетино
Азеевой Джамили Джафяровны.
«Скажи мне
- и я забуду.
Покажи мне
- и я запомню.
Дай мне действовать самому
- и я научусь.»
- Почему многие выпускники не могут адаптироваться в современном мире?
?
ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт
- не предметный, а личностный результат
Приемы мотивации на уроках истории и обществознинии.
(Урок обществознания 9 класс)
(Урок обществознания 9 класс)
Зачем на местные - то выборы ходить?
Как будто там крутые претенденты
И могут они что-то изменить.
Зависит всё в стране от президента.
И что изменится, когда в глухой деревне,
Где коровы бледные мычат,
Вдруг вместо бывшей Марьи Алексеевны
Все выберут Ивана Ильича?
На основе этого стихотворения
определите тему урока.
- На основе этого стихотворения определите тему урока.
Продолжение:
- «Почему демократическому государству нужны выборы?»
- Не все граждане хотят воспользоваться своим активным избирательным правом.
- - Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах
- На этом же уроке можно создать альтернативную ситуацию:
альтернативную ситуацию. альтернативную ситуацию.
Деление класса на группы – альтернативы .
Одна группа приводит аргументы
«за» участие в выборах, другая – «против».
Тема: «Политические режимы». 9 класс .
« Ещё в 6 веке до н. э. в Древней Греции состоялся разговор между рабом и рабовладельцем: « Знаешь ли ты, раб, что я могу поступить с тобой так, как захочу?»
«да,- ответил раб, - я опутан оковами рабства, но мысли мои не знают оков».
История не сохранила имени рабовладельца, а имя мудрого раба-Эзоп.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- От чего зависит мера свободы личности? (от политических условий, в которых живет и действует личность)
.
Примеры проблемных ситуаций:
- Свобода человека: вседозволенность или ответственность?
- Сила права или право силы?
- Независимость судебной власти: миф или реальность?
- Правовое государство:
миф или реальность?
Примеры проблемных ситуаций:
Примеры проблемных ситуаций.
Отцы и дети: кто прав?
Тема: «Древняя Русь в IX-XII вв.
Тема «Древняя Русь в IX – XII вв.»
проблема:
Почему распалась Киевская Русь?
(или «Почему на смену единому государству пришла раздробленность?»)
Работа
в группе
Коммуникативное развитие .
Коммуникативная деятельность – основная составляющая коммуникативных УУД
Коммуникативная деятельность – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и
достижения общего результата
(М.И. Лисина)
Условия формирования коммуникативных УУД на уроках обществознания в основной школе
- Организация совместной деятельности школьников на уроке
- Организация разнообразные дискуссий на уроках
- Использование проектных форм деятельности
- Использование учителем демократического стиля общения с обучающимися
Задание «Кто прав?»
Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД, помогающих пониманию позиции собеседника и коммуникативная рефлексия
Инструкция: ученикам в группах раздаются карточки с заданиями и вопросами. Задание строится как столкновение двух (и более) разных точек зрения по одному вопросу. Учащимся предлагается прочитать текст и выработать общий ответ на вопрос
Задание на уроке обществознания, 9 класс: Проанализируйте мнения россиян по вопросам политики и власти
Задание «Кто прав?»
Мнение 1. 4 6% опрошенных разделяют точку зрения «Нашей стране нужны не столько законы и политические программы, сколько сильные, энергичные лидеры, которым бы верил народ»
Мнение 2. 23% поддержали такое мнение: Президент должен стать полновластным хозяином страны. Только тогда мы прорвемся.
Мнение 3. 21% россиян согласились с утверждением: «В России нужно, чтобы власть боялись. Иначе ее не будут уважать».
Мнение 4. 10 % опрошенных склонны к такой формулировке «Мне все равно, какими методами действует политик, если его деятельность идет на благо народа».
Показатели уровня выполнения задания «Кто прав»
- задача, решение которой позволяет проанализировать господствующую тенденцию развития в течение определённого периода, нацеливает на понимание сущности явления. Она выводится из исходного противоречия, т.е. противопоставления явлений, которое нуждается в объяснении, но одновременно зримо и понятно учащимся.
Три уровня учебных задач:
Параллель с жизнью. А зачем нужны нам эти учебные задачи? А что нужно человеку, чтобы жить хорошо?
Деньги!?
ИП деньги не падают с неба!
УЗ - как заработать деньги? Что для этого нужно?
Организация учебной деятельности.
Здоровье
ЗОЖ (нет алкоголю,
нет сигаретам,
Нет наркотикам,
Да спорту )
Образование
Профессия
Работа
Деньги
ОР : Любимое занятие, позволяющее удовлетворить материальные потребности человека. Успешная, счастливая личность.
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Будем же искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны ученики».
Л.Н. Толстой
Тема: «Политические режимы», 9 класс
- Примеры проблемных ситуаций.