Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Формирование читательской грамотности"»
«Формирование читательской грамотности с помощью технологии продуктивного чтения»
Тапхарова В.К.
«Все должно быть изложено так просто,
как только возможно, но не проще.»
А. Эйнштейн
:
Цель технологии:
- формирование читательской грамотности школьника.
Задачи:
1.Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;
формирование эстетического вкуса;
3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой;
развитие творческих способностей детей;
4. Приобщение к литературе как искусству слова.
Грамотный читатель:
- любит и хочет читать,
- умеет выбирать книги,
- умеет читать, то есть воспринимать и понимать текст, владеет приемами смыслового чтения
Включение в чтение
- Читаем – и представляем картины, героев.
- Читаем – и ставим себя на место героев,
- Читаем – и переживаем,
- Читаем - участвуем в действии.
- Читаем – задумываемся над содержанием,
- Читаем – предполагаем конец истории,
- Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,
- Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.
Отличия
Традиционный урок
- До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…»
- Во время чтения : текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.
- После чтения : ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.
- До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
- Во время чтения : читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
- После чтения : беседуем и уточняем позицию автора.
Продуктивное чтение
Этапы работы с текстом
I этап. Работа с текстом до чтения
До чтения
Прогнозируют
Предполагают
II этап. Работа с текстом во время
чтения
Комментированное
Вопросы
чтение
Беседа
Словарная
работа
Во время чтения
Составление
плана
Ключевые
Диалог с автором
слова
III этап. Работа с текстом после чтения
После чтения
Беседа
Знакомство
с автором
Вопрос
«Кавот и Камут»
Мне с постели вставать не охота:
Я боюсь наступить на Кавота, -
- У меня под кроватью живёт
- Симпатичнейший в мире Кавот.
- И ещё с ним такая забота:
- Накормить невозможно Кавота,
- Так как каждый кусок почему-то
- Попадает в желудок Камуто.
Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы её не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения .