Методический семинар на тему : Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Автор : Борчашвили Аминат Рамзановна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №47 г. Грозный
Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления
Задачи:
1. Раскрыть сущность технологии развития критического мышления
2. Проиллюстрировать на примере конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Этапы (стадий):
1. стадия вызова
2. стадия осмысления
3. стадия рефлексии
Принципы технологии развития критического мышления
- активность учащихся в образовательном процессе;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;
- мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;
- использование графических приёмов организации материала. Они являются эффективными для формирования мышления. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей.
I стадия. Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
Методические приемы
Деятельность учителя
- Парная мозговая атака
- Групповая мозговая атака
- Ключевые термины
- Свободное письменное задание
- Таблица «З-Х-У»
- Плюс-минус-вопрос
- Верные и неверные утверждения
- Корзина идей
- Кластер
- Ключевые термины
Деятельность учащихся
- Выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.
- Внимательно выслушивает их ответы.
- Актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме.
- Задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Мозговая атака 1 э т а п : Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме. 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут. 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. 3. Оперативная запись высказанных предложений.
Пример: 9 класс, тема «Либеральные реформы 1860-1870 годов»
Дается задание написать причины военной реформы.
На 1 этапе группы пишут предполагаемые причины.
Учитель фиксирует их на доске.
Далее обучающиеся выбирают, на их взгляд, наиболее важные причины. Учитель выделяет их на доске.
После работы над кейсом они делают вывод, что причины, предложенные ими, являются основными положениями данной реформы. Возможно, меняют взгляд в случае обратного. Все вновь фиксируется на доске.
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» Пример: история 5 класс «Религия древних греков» Учитель предлагает ответить на вопросы словами «да» или «нет»
- 1.Главные боги живут на вершине горы Олимпа (да)
- 2.Богом всех богов является Гефест (нет)
- 3.Подобно греческой знати, олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях (да)
- 4.Самая прекрасная богиня – богиня любви Афродита (да)
- 5.Дионис – бог плодородия (нет)
«Корзина» идей В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ученика факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Кластер
Ключевые термины
Учитель записывает на доске ряд терминов по запланированной теме урока. Учащиеся должны выбрать уже известные им понятия и рассказать, что они об этом знают. Учитель выделяет их на доске. Познание остальных терминов становится одной из задач урока.
Пример. Обществознание 10 класс
Тема «Социальные нормы и отклоняющее поведение»
Ключевые термины:
социальные нормы, мораль, традиции, религия,
правовые нормы, политические нормы,
конформистское поведение, девиантное поведение, социальный контроль, санкции
II стадия. Осмысление содержания (получение новой информации)
Методические приемы
Деятельность учителя
- Инсерт-система маркировки текста.
- «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.
- Чтение с остановками.
- Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
- « Фишбоун».
Деятельность учащихся
- Поддерживает у обучающихся активность.
- Выступает в роли консультанта
- Получает новую информацию.
- Осмысливает ее.
- Соотносит с уже имеющимися знаниями
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения: Тема «Великие географические открытия и их последствия
٧ – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
Значки
Ключевые слова
Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию
+
Конкиста – завоевание
–
Колония – территория, потерявшая независимость
Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов
?
Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары
Таблица З-Х-У на уроке истории древнего мира
«З» знаем
«Х» хотим узнать
Кто такие археологи
Как работают археологи
«У» узнали
Как находят археологические памятники
Что такое исторические источники
Какие существуют виды исторических источников
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
- кто...
- что...
- когда...
- может...
- будет...
- мог ли...
- как звали...
- было ли...
- согласны ли вы...
- верно...
- дайте объяснение, почему...
- почему вы думаете...
- почему вы считаете...
- в чем разница...
- предположите, что будет, если...
- что, если...
"Фишбоун" (Рыбий скелет) Пример. Урок истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».
III стадия Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
- Возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям
- Вносит изменения, дополнения
- Даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
- Соотносит «новую» информацию со «старой», используя задания, полученные на стадии осмысления
- Обобщает полученную информацию
Правила написания синквейна 1 строчка – одно слово – тема (обычно существительное); 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы; 3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме; 4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение; 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное. Пример.Тема: « Петр I » Тема: «Избирательная система РФ»
В 10-11 классе учащиеся работают с высказываниями выдающихся личностей по направлениям:
философия, экономика, социология,
социальная психология, политология,
правоведение.
Эссе – свободное письмо на заданную тему
Темы эссе на уроках обществознания в 6 классе :
«Собственность»,
«Я - личность»,
«Дружба в моей жизни»,
«Моя Родина - Россия».
Дискуссия Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Класс делится на две группы, даётся задание для обсуждения в группах . В итоге каждая группа должна создать памятку и защитить её.
«Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ)