Система образования вследствие постоянного и быстрого обновления знаний должна формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования.
В нормативно-правовых документах всех уровней заявляется о необходимости формирования личности способной творчески мыслить, находить нестандартные решения.
Важность раскрытия способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире является не просто правовой нормой, которой должна руководствоваться школа, а запросом времени, общества и будущего.
В условиях социального запроса на активную и творческую личность особую остроту и значимость приобрела проблема индивидуализации обучения. Основным условием реализации данной проблемы является изучение и учет индивидуальных психологических, возрастных особенностей учащихся и построение на этой основе личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Вместе с тем, в реальной практике современной системы образования существует противоречие, обусловленное с одной стороны необходимостью раскрытия способностей каждого учащегося в соответствии с запросами времени и общества, и с другой - существованием классно-урочной системы, которая в ситуации совместного пребывания и взаимодействия одновременно многих обучающихся, препятствует индивидуализации образования.
Необходимость разрешения указанного противоречия определяет использование в практике работы т.н. удаленного и дистанционного обучения, суть которых заключается в том, что существующая классно-урочная система в современных социокультурных и экономических условиях являясь «устаревшей», не учитывает индивидуальные способности наших лицеистов, что в свою очередь приводит к поиску альтернативных форм организации образовательного процесса на современном этапе. Тем более что этому способствует и ситуация в условиях COVID-19.
Одним из средств индивидуализации обучения в текущих условиях может стать организация обучения «на расстоянии».
Методологической основой данной деятельности являются:
− системно-деятельностный подход в педагогике (А.Г. Асмолов, Н.Ф. Талызина, и др.);
− компетентностный подход (И.Я. Зимняя, А.В. Хуторской и др.);
− личностно-ориентированный подход к анализу процесса обучения, системообразующим стержнем которого является личность как субъект познания (JI.C. Выготский, И.С. Якиманская и др.).
Теоретическую основу составляют:
− теория индивидуализации обучения, проблемы индивидуализации и индивидуального подхода (А.А. Бударный, А.А. Кирсанов, В.Б. Лебединцев, Е.С. Рабунский, И.Э.Унт и др.);
− идеи осуществления дистанционного образования (А.А. Андреев, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин и др.);
− основные положения теории технологизации процесса обучения (В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко и др.).
«Обучение на расстоянии» позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности обучающегося, наблюдать за каждым ее действием и операцией при решении конкретных задач. Следить за процессом освоения новых знаний, своевременно вносить необходимые коррекции как в деятельность учащегося, так и в собственную деятельность педагога, приспосабливаясь к ситуации, которая постоянно меняется, но остается контролируемой со стороны учителя и со стороны учащегося. Все это позволяет лицеисту трудиться в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил.
Разумеется, индивидуальное обучение предполагает наличие учителя с высокой педагогической квалификацией.
Важным отличием данной модели от традиционной является также развитие личностных качеств обучаемого, в частности, его способности к непрерывному образованию и самообразованию в развитой учебной среде, базирующейся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. При организации обучения с использованием дистанционных технологий важную функцию выполняет самоконтроль, так как основную часть учебной нагрузки обучаемый должен выполнять самостоятельно.
− Модель кейс-технологии.
Эта модель основана на самостоятельном изучении учащимися специального набора учебно-методических материалов – кейсов.
Модель с использованием кейсов подразумевает размещение учебно методических материалов либо на специально созданном сайте или в системе дистанционного обучения. Возможна также рассылка материалов по электронной почте. Данная модель характеризуется быстротой внедрения и небольшими финансовыми затратами. Однако в случае отсутствия систематической обратной связи реализация данной модели не будет являться эффективной.
− Модель корреспондентского обучения.
Процесс обучения в данной модели осуществляется без очных контактов. Обучаемый и преподаватель обмениваются учебными материалами, заданиями и результатами их выполнения с помощью традиционной почты.
− Радиотелевизионная модель обучения.
Данная модель предполагает использование в качестве средства доставки учебного материала телевидение, радио, радиотрансляционных городских сетей.
Модель с применением трансляционных технологий похожа на первую, только материалы записываются в видеорежиме. Отсутствие интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса также не позволит достичь желаемого эффекта.
− Модель сетевого обучения.
Модель базируется на использовании сети Интернет как для доставки учебных материалов, так и для организации взаимодействия между участниками процесса обучения.
Модель с применением сетевой технологии, по мнению авторов, более энергоемкая и трудозатратная, но в то же время в рамках этой модели можно говорить о возможности достижения планируемых результатов обучения. Данная модель подразумевает разработку курсов в системе дистанционного обучения, которую использует образовательная организация. На мой взгляд, именно модель с применением сетевой технологии, точнее ее технические возможности, позволяют осуществлять индивидуализацию образовательного процесса.
− Модель мобильных технологий.
Это вариант обучения, при котором учащиеся используют мобильные портативные персональные компьютеры и телефоны.
Просмотр содержимого документа
«Методический семинар «Обучение «на расстоянии»: организация удаленного обучения в условиях Брестского областного лицея имени П.М.Машерова. Проблемы и их решение»»