СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Перевернутый урок"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свое выступление  я хочу начать со слов американского  философа, социолога,  футуролога Элвин Тоффлера: «Безграмотными в ХХI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

С чего начинается современное образование?  Считаю, что прежде, всего с правовой базы это ФЗ «Об образовании РФ»,  организационные и распорядительные приказы Министерства образования и науки , требования СанПин, Федеральные государственные стандарты, программы,  инструктажи по ТБ, основные регламентированные понятия, такие как - образование, воспитание, обучение и т.д..

Достаточно ли этого? Конечно, нет. Нужно быть в курсе всех процессов происходящих в образовании. Иметь представление об участниках образовательного процесса.

Что из себя представляет современный школьник?  Прагматик, у которого в голове задерживаются только те сведения и знания, про которые он понимает: зачем они ему нужны. Самоуверенный  пользователь, который нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Конформист – повторяющий поведение своих родителей, меньше высовывайся, иначе ничего не добьёшься. Скептик, у которого наблюдается потеря доверия к признанным авторитетам, особенно традиционным. Критик - пессимист, а мне это неинтересно и не надо.

Каким должен быть современный учитель? Специалистом, который в совершенстве владеет своим предметом,  профессионалом, применяющим  современные педагогические технологии,  обладающим ИКТ-компетентностью, творческим, нестандартным.

А что же на самом деле? А на самом деле в результате проведения разных диагностик и мониторингов, проводимых в школе вырисовывается несколько другая картина. Наши современные школьники имеют разнообразный букет проблем и не очень высоких показателей развития памяти, запоминания, мышления. Да конечно, показатели не должны быть высокими, но если рассматривать это в рамках школы, то данные не радуют. Например: из общего количества протестированных в нашей школе учащихся ( около 300 человек – начальной, основной и старшей школы), лишь 20% имеют средний и высокий уровень показателей, остальные очень низкий.

Что же применяют наши педагоги в своей работе, какими современными пед.технологиями они пользуются? Ну это прежде всего деятельностный подход, проблемно-поисковый, компетентностно- ориентированный, информационно-коммуникативный, ну и здоровьесберегающий с учетом того, что здоровых современных детей, к сожалению очень мало.

Использование технологий в работе педагогов обосновано следующими факторами:

Деятельностные и проблемно-поисковые:

  • осуществление преемственности между начальным и основным звеном;
  • у учащихся слабо развита самодеятельность, т.е. самостоятельность овладения знаниями;
  • недостаточная сформированность ключевых интеллектуальных умений, раскрывающих принцип практического мышления: анализировать, синтезировать, обобщать, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать или опровергать утверждения;
  • отсутствие навыков познавательной исследовательской деятельности;
  • снижение заинтересованности к процессу познания;
  • неумение учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи, т.е. в новую ситуацию.

 

Компетентностно-ориентированные:

  • неумение самостоятельно конструировать свои знания;
  • слабое ориентирование в информационном пространстве;
  • слабое развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему;
  • неготовность учащихся использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации;
  • невысокий уровень математической культуры.

 

Информационно-коммуникативные:

  • снижение интереса к предмету;
  • слабое развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.

 

Здоровьесберегающие:

  • возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке;
  • неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость;
  • повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным;
  • однообразие видов деятельности.

 

Использование современных образовательных технологий лично мне позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Китайская мудрость говорит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, и при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. Не забывая о здоровьесбережении. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ну и конечно необходимо  учитывать место предмета в образовательной системе:

  • Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека.
  • Информатика закладывает основу создания и использования ИКТ, как необходимого инструмента практически любой деятельности.
  • Информатика имеет все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
  • Информатика представляет собой «метадисциплину»,  ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Основы ИКТ-компетентности учащегося также закладываются на уроках информатики и подразумевают его готовность использовать  в учебной и практической деятельности для:

  • доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
  • обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
  •  интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
  • оценки информации (суждение о качестве, полезности, пригодности информации);
  •  создания информации (адаптация, сочинение) и т.д.

При этом деятельностный подход в обучении все больше выходит на передний план. Реализация системно - деятельностного подхода осуществляется мной посредством применения смешанного  обучения, в основе которого лежат электронная и очная форма  обучения. При этом  в своей работе я давно использую так называемую модель образовательного процесса «перевернутый класс», являющейся разновидностью смешанного обучения.

Первооткрывателями этой модели считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна. Они чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, записывали и выкладывали видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителям всего мира, воодушевившись примером коллег, они стали записывать свои видеолекции.  

В настоящий момент не существует единой модели перевернутого обучения – термин широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на просмотре предварительно записанных лекций с последующим их обсуждением непосредственно в классе. При этом подача нового материала и организация домашнего задания представлены наоборот, а роль ученика из потребителя постепенно перестраивается в активного участника образовательного процесса. Ученики приходят на занятие в школу, объединяются в группы, решают задачи, делают практические задания, задают вопросы друг другу и педагогу, при этом они сами обучают и поддерживают друг друга.  Учитель выполняет роль организатора и консультанта,  учитывая способности и уровень обученности своих школьников, он готовит разные задания для разных микро-групп.

Но есть несколько НО:

  • Модель «перевёрнутого обучения» не работает в том случае, если ребенок не заинтересован в самостоятельном добывании знаний или недостаточно мотивирован вообще.
  • Нельзя переворачивать всё и сразу.
  • Поначалу на самообучение можно закладывать до 20% учебного материала, причём темы должны быть непротиворечивы, ориентированы на факты и хорошо обеспечены ресурсами.
  • Учитель отбирает их и выдаёт учащимися для самостоятельной проработки дома, причём обязательно сопровождает их набором заданий, предполагающих выполнение, рефлексию, самооценку и коррекцию (повторное изучение) после обсуждения затруднений в классе.
  • По мере овладения необходимыми компетенциями процесс обучения сопровождается постепенно возрастающим объёмом изучаемого материала, а учащимся предлагаются всё более проблемные задания, всё более сложные темы.

Таким образом, модель позволяет просматривать один и тот же материал столько раз, сколько необходимо ученику.  На уроке разбираются  сложные вопросы.  Учитель может организовать учебную деятельность так, чтобы найти задание для всех учеников класса. Освобождаются учебные часы на совместную практическую работу( и др. виды работы, семинары и так далее).  Модель «перевёрнутого урока» можно использовать на разных уровнях обучения.

В организации работы дома для учащихся мне очень помогает материал авторской мастерской доктора пед. наук, заслуженного учителя РФ Босовой Людмилы Леонидовны, достаточно перейти в электронное приложение к учебнику.

Дети после предварительной подготовки, как правило, более лучше настроены на урок, легче справляются с задачами поставленными на уроке, лучше усваивают и закрепляют материал.

И в заключении:

  • современный курс школьной информатики – «точка роста» информатизации образования, в которой создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения для разворачивания процессов информатизации образования;
  • он как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. 

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

 

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Перевернутый урок"»

Перевернутый урок –  урок будущего? Учитель технологии, информатики МАОУ СОШ №41 г. Улан-Удэ – Басурманова Ольга Леонидовна

Перевернутый урок – урок будущего?

Учитель технологии, информатики МАОУ СОШ №41 г. Улан-Удэ – Басурманова Ольга Леонидовна

Безграмотными в ХХI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться  и переучиваться  Элвин Тоффлер

Безграмотными в ХХI веке будут не те,

кто не умеет читать и писать, а те,

кто не умеет учиться, разучиваться

и переучиваться

Элвин Тоффлер

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения..

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

 

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение…

СанПиН 2.4.2.2821-10

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (приложение)...

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «ПОРЯДОК

ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

1. Настоящий Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ устанавливает правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ (далее - образовательные программы)….

Портрет современного школьника Более сильное ощущение своего «Я», более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Для развития познавательной мотивации современных обучающихся важна работа в атмосфере диалога и сотрудничества учителя и учеников, регулярная самооценка и самоконтроль обучающимися своей деятельности.

Портрет современного школьника

Более сильное ощущение своего «Я», более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы.

Для развития познавательной мотивации современных обучающихся важна работа в атмосфере диалога и сотрудничества учителя и учеников, регулярная самооценка и самоконтроль обучающимися своей деятельности.

Современный учитель это специалист, который в совершенстве владеет своим предметом это профессионал, применяющий современные педагогические технологии это учитель, обладающий ИКТ-компетентностью это человек творческий, нестандартный

Современный учитель

  • это специалист, который в совершенстве владеет своим предметом
  • это профессионал, применяющий современные педагогические технологии
  • это учитель, обладающий ИКТ-компетентностью
  • это человек творческий, нестандартный
А что на самом деле?

А что на самом деле?

Основные образовательные технологии ШМО МАОУ СОШ №41 деятельностные, проблемно-поисковые, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям; компетентностно-ориентированные; информационно-коммуникативные; здоровьесберегающие.

Основные образовательные технологии ШМО МАОУ СОШ №41

  • деятельностные,
  • проблемно-поисковые, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;
  • компетентностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные;
  • здоровьесберегающие.
Методические особенности

Методические особенности

ИКТ-компетентность учащегося Доступ Управление Определение ИКТ-  компетентность Интеграция Сообщение Оценка Создание

ИКТ-компетентность учащегося

Доступ

Управление

Определение

ИКТ- компетентность

Интеграция

Сообщение

Оценка

Создание

1.  Повышение  учебной  мотивации  6. Формирование и развитие  коммуникативных навыков 2.  Рост  познавательной активности Деятельностный  подход  к обучению 3.Развитие  способности к  самостоятельному обучению 5. Корректировка  самооценки  учащихся 4. Выработка  навыков  работы  в коллективе

1. Повышение учебной мотивации

6. Формирование и развитие коммуникативных навыков

2. Рост познавательной активности

Деятельностный подход к обучению

3.Развитие способности к самостоятельному обучению

5. Корректировка самооценки учащихся

4. Выработка навыков работы в коллективе

Его родоначальниками называют Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса, огромную роль в пропаганде перевернутого обучения в мире сыграла Академия Хана. У нас активно идеи такого обучения популяризируют Иван Травкин и Марина Курвитс. Главный мотив этих авторов – повысить активность учащихся.

Его родоначальниками называют Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса, огромную роль в пропаганде перевернутого обучения в мире сыграла Академия Хана. У нас активно идеи такого обучения популяризируют Иван Травкин и Марина Курвитс.

Главный мотив этих авторов – повысить активность учащихся.

Авторская мастерская http://metodist.lbz.ru

Авторская мастерская

http://metodist.lbz.ru

Вывод: современный курс школьной информатики – «точка роста» информатизации образования, в которой создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения для разворачивания процессов информатизации образования; он как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Вывод:

  • современный курс школьной информатики – «точка роста» информатизации образования, в которой создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения для разворачивания процессов информатизации образования;
  • он как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Если мы будем учить сегодня так,  как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра. Джон Дьюи

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!