МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ:
«Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
в условиях инклюзивного образования в МБОУ Задоно – Кагальницкой СОШ».
Цель: повышение профессионального мастерства и компетенций педагогов по освоению содержания ФГОС НОО обучающихся с задержкой психического развития, осознание основных критериев современного урока.
Задачи:
Закрепить и обобщить представления педагогов о содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Способствовать в нетрадиционной (практической) форме закреплению представлений педагогов о современных технологиях образовательной работы с обучающимися с задержкой психического развития.
Способствовать дальнейшему развитию профессионально значимых качеств педагогов в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ЗПР (повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе, способности быстрого нахождения решений в педагогических ситуациях, творческой импровизации, повышение интереса педагогов к использованию системно- деятельностного подхода в обучении, развитию УУД у обучающихся с ЗПР);
Создать положительную атмосферу сотрудничества в коллективе педагогов в процессе решения педагогических задач в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
Осознание необходимости повышения уровня самообразования педагогов.
Обеспечение: раздаточный материал для каждого участника, для группы, ватманы, маркеры, презентация.
Ход семинара – практикума:
«Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья
нуждается в особом подходе, в нашей любви, заботе,
неустанной работе над их обучением и социализацией –
чтобы он научился жить в обществе»
1.Организационный момент. (Перед началом мероприятия каждый педагог получает часть разрезной картинки. Все педагоги рассаживаются полукругом. На экране – первый слайд презентации с названием семинара – практикума Слайд 1).
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный семинар. Начнем мы с такой притчи:
Наберись смелости и сделай попытку! (Слайд 2)
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.»
Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.
«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.
О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Нам учителям, работающим по ФГОС ОВЗ тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных стандартов и технологий в условиях инклюзивного образования.
Сегодня мы собрались на серьезное мероприятие – семинар – практикум, посвященный теме: «Реализация адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития», в рамках постоянно действующего семинара учителей начальных классов и специалистов, реализующих ФГОС НОО ОВЗ «Организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в МБОУ Задоно- Кагальницкая».
2.Актуализация знаний.
Но построим мы сегодняшнюю работу не совсем обычно, если не сказать – совсем необычно. Предлагаю вам проявить свои знания о ФГОС ОВЗ (ЗПР) и подискутировать о том, что до сих пор остается непонятным, в творческой – практической форме. Итак, настройтесь на позитивный лад нашей встречи (ведь всё самое серьезное лучше всего познается именно в позитивной атмосфере).
Взгляните на части картинки, одну из которых каждая из вас получила, заходя сегодня в зал. Сейчас мы без труда разделимся на четыре замечательные команды. За одну минуту вам предстоит объединить ваши части и получить четыре полноценные картинки. А составив картинку, не расходитесь! Так мы и определим составы наших команд. …
(Педагоги свободно перемещаются по залу, определяют по схожести изображения и составляют свои картинки. Составив картинки, располагаются вокруг собранного изображения. По завершению задания команды рассаживаются на стульях, располагаясь четырьмя небольшими полукругами. Место расположения каждой команды обозначено заранее).
Команды созданы. Все готовы начинать?
Мы уже неоднократно говорили о ФГОС НОО ОВЗ. Являясь современными учителями, мы с вами знаем, что АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатывается на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. А инклюзивное образование – обязывает обеспечивать равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Слайд 3).
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
1) структуре АООП НОО (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения АООП НОО. (Слайд 4)
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (Слайд 5,6.7).
Количество детей с ОВЗ с каждым годом стремительно растёт. В МБОУ Задоно- Кагальницкая СОШ, в начальных классах в 2022 – 2023 учебном году -293человека, а детей с ЗПР – 4 человека. (Слайд 8,9)
Поэтому наш семинар сегодня проходит под девизом – «Я знаю ФГОС ОВЗ (ЗПР)!» Не пугайтесь, мы не будем сдавать экзамен на знание ФГОС. Наша задача сегодня совместными усилиями разобраться в том, что еще остается непонятным, и, конечно, приятно провести время.
Итак, мы разделились на команды. А теперь, объявляю задание. Но прежде, познакомьтесь с воображаемым учеником. (Слайд 10,11)
Суть задания такова. Вам предстоит (проявив творческий подход) за 10-15 минут, поработать в группе и представить в наглядной форме:
Требования к АООП НОО для обучающихся с ЗПР (определить задачи коррекционно-развивающей работы и требования к планируемым результатам).
Предложить конкретные методы, технологии и приёмы работы на уроках с детьми ЗПР по предметам.
Предлагаю, согласно жеребьёвке, определиться с 4 основными предметами, каждая группа выполняет задание, согласно выбранному предмету:
Математика
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
3. Работа в группах
Участники групп выполняют творческое задание в свободной форме.
4. Выступление групп
В ходе выступления групп коллективное обсуждение, дополнение, закрепление и осознание нового.
5.Рефлексия.
Что ж, это была интересная и плодотворная работа. Мы сегодня пытались построить работу семинара по структуре современного урока в системе деятельностного обучения. Как вы думаете, нам это удалось сделать?
Возвращаемся к целям. Давайте вспомним притчу, с которой мы начали наш семинар. За что визирю дали место при дворе?
Кто из вас готов набраться смелости и уже сегодня что- то изменить в себе, в своей работе, для успешной реализации задач, поставленных ФГОС ОВЗ?
Предлагаю оценить нашу работу. У вас на столах есть листочки 4 цветов, я прошу продолжить начатые фразы и разложить их по конвертам, согласно цвету. (Слайд 15)
Я искренне надеюсь, что этот день принес вам не только возможность еще раз окунуться в Федеральный стандарт НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР), увидеть его с разных сторон, понять то, что было непонятным, но и почувствовать свою причастность к коллективу, забыть ненадолго свои переживания и проблемы, и окунуться в мир радости от путешествия на прекрасном корабле детства, где все мы плывем рука об руку, и каждый день вместе открываем новые пространства и горизонты.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Стандарты и инклюзии,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб ваши дети
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций и инклюзии!
Используемая литература
ФГОС НОО ОВЗ
Алехина С.В., Зарецкий В.К. «Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы» «Наша новая школа» //Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», М.2010 С.104-116
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
Картинка мальчика https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/103b/000a978a-ad816cc4/hello_html_12e63e16.png