Слайд 1. Тема: «Развитие мелкой моторики рук младшего школьника»
Добрый день! Скажите, пожалуйста, как вы себе представляете играющих детей?!
- ответы
Слайд 2. Давайте для сравнения посмотрим, как дети играли раньше, и как они это делают сейчас?
- видео
Как бы ни утрировано это выглядело, но современный образ жизни наших детей негативно сказывается на их развитии.
А чего же лишились дети, перестав играть в песочнице, в классики и в другие известные нам игры?
Слайд 3. Народная мудрость гласит: «Дайте что-нибудь ребёнку в руки, чтобы он начал думать…» Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие. В то же время, в начальной школе многие учащиеся сталкиваются с трудностями письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики. Нарушения мелкой моторики, в свою очередь, влияют на развитие речи. Поступающие в первый класс дети часто имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику рук, орфоэпические дефекты.
Слайд 3. В 2017 я набрала первый класс. Во время подготовительных занятий для будущих первоклассников я проводила различные диагностики по определению готовности детей к обучению в школе. И что я увидела?! Обратите внимание на экран.
Физическая готовность группы к обучению в школе составила 88%;
Мотивационная готовность73%;
Развитие мелкой моторики рук 43%;
Интеллектуальная готовность 59%;
Эмоционально-волевая готовность 64%;
Социальная готовность 79%.
Слайд 4. Анализируя данные группы в целом, я обратила внимание на то, что самые низкие результаты дети показали по развитию мелкой моторики рук. Изучив данные по этой диагностике, мною были определены три уровня развития моторики у будущих моих первоклассников:
низкий –44 % (8 человек);
средний –39% (7 человек);
высокий –17% (3 человека).
В начале учебного года в ходе педагогического наблюдения за учебным процессом, мною было выявлено, что проблемы в обучении возникали именно у детей с плохо развитой моторикой рук. Я начала целенаправленно заниматься изучением данной проблемы, с целью поиска способов ее решения. Изученную мной литературу по этому вопросу можно Слайд 5. резюмировать словами Василия Александровича Сухомлинского, который писал: «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
С целью разрешения обозначенной проблемы мною были отобраны различные методы и приёмы по развитию мелкой моторики рук, которые я использовала на всех уроках школьной программы.
Слайд 6. На уроках мы проводим различную пальчиковую гимнастику.
Слайд 7. Я ограничила использование в рисовании фломастеров, предпочтительнее - карандаши, краски, мелки.
Слайд 8. Очень полезны для развития пальцев рук лепка из пластилина или глины. Лепка к тому же развивает фантазию и творчество детей! Это прекрасное психопрофилактическое занятие!
Слайд 9. Вместе с детьми изготавливали пазлы, разрезав открытки и картинки, затем обменивались ими и собирали, помимо моторики рук тем самым развивали и логическое мышление.
Вырезали из журналов различные фотографии и делали вместе коллажи на самые разные темы «Большие и маленькие», «Все, что летает», «Спорт», «Одежда», «Животные» и другие.
Слайд 10. На уроках литературного чтения дети изготавливали «свою» азбуку. При знакомстве с новой буквой дети делали новую страничку Азбуки, используя различные материалы: цветная бумага, песок, крупы, пластилин, нитки, бусинки, трубочки и другие.
Следует отметить, что уроки становились более интересными, динамичными, что положительно сказалось и на учебно-познавательной мотивации детей.
Слайд 11. В конце первой четверти я провела повторную диагностику развития мелкой моторики рук. И честно скажу, результаты меня порадовали. Данные по уровням изменились:
низкий – 22 % (4 человека);
средний –50 % (9 человек);
высокий – 28% (5 человек).
Слайд 12. Такая положительная динамика вдохновила меня на дальнейшую работу в данном направлении. Я решила подключать и родителей к этому процессу. Одна из мам смогла организовать для наших детей на базе Кирзинского ДК кукольный театр «Теремок», который продолжает свою деятельность и на сегодняшний день.
Слайд 13. В конце первого года обучения по итоговым контрольным работам дети показали достаточно неплохие результаты.
Самые низкие результаты показали дети с интеллектуальной недостаточностью, а точнее дети, с задержкой психического развития, которые по результатам ПМПК были оставлены на повторное обучение в первом классе.
Во втором и третьем классах я продолжаю работать в системе по развитию мелкой моторики рук. Я показала родителям, как это важно и теперь они мои главные помощники. Изначально родители пугались ценовой недоступности различных развивающих игр. Я показала им, что можно обойтись и вовсе без денежных затрат. В школе мы пришиваем пуговицы, вышиваем, плетем из бисера, вяжем, и даже Слайд 14. шелушим фасоль, которую дети из старших классов выращивают на пришкольном участке. Способы обработки фасоли были разные, но именно для развития мелкой моторики, мы остановились на ручном способе. Знаете, как это объединяет, когда мы всем классом, на свежем воздухе садимся в кружок и за непринуждённым разговором шелушим фасоль. Совмещая приятное с полезным.
Родители, в свою очередь, помимо этих же занятий привлекают детей еще и к посильному труду: прополка грядок, перебирание крупы.
Также вместе с детьми мы смогли изготовить сенсорные мешочки Монтессори, которые теперь надолго увлекают как самих детей, так и взрослых.
Слайд 15. Настоящим открытием стал для нас песок. Казалось бы, что в нём особенного?! На самом деле это удивительный материал. Дети могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухим и мокрым, легким и тяжелым, липким и рассыпчатым. Он легко принимает любые формы. Эти свойства песка мы успешно используем опять-таки для развития мелкой моторики рук.
Таким образом, использование комплекса занятий и упражнений по развитию мелкой моторики значительно увеличивает количество детей со средним и высоким уровнем развития мелкой моторики. Применение таких упражнений, игр, заданий дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и познавательной деятельности детей. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем тем самым отделы мозга, отвечающие за речь, развиваем произвольное внимание, память, зрительно-двигательную координацию. Работа по развитию мелкой моторики позволяет сделать уроки интересными. Ребенок чувствует себя увереннее, повышается его самооценка. А значит мы на правильном пути!
Спасибо за внимание.
2