СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "С первых дней школьной жизни"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "С первых дней школьной жизни"»

С первых дней школьной жизни


За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Поэтому целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.  Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков. Как заметила доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО» Г. А. Цукерман «Умение учиться – это новообразование, которое, в первую  очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества».

В новом стандарте «Портрет ученика начальной школы» складывается из многих характеристик, одной из которой является: ученик начальной школы доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Формирование коммуникативных умений  младших  школьников чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности  данных  умений  влияет  не  только  на  результативность  обучения  детей,  но  и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в  целом. В период обучения в начальной школе происходит становление индивидуальности ребёнка, развитие его способностей. От того, насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, зависит успешность его учебной, а затем и профессиональной деятельности, вся его будущая жизнь. Очень точно значение формирования коммуникативных способностей у школьников определяет известный детский психолог М. И. Лисина.  «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно». Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать.

Поэтому для меня, как учителя начальной школы, тема формирования коммуникативных УУД  актуальна.

Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.  

К  коммуникативным  умениям,  формируемым  в  младшем  школьном  возрасте  относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Рассмотрим подробно работу по формированию  коммуникативных действий на уроках в начальной школе. Эта работа начинается с первого дня пребывания ребёнка в школе и планомерно ведётся на каждом уроке.

Учебный процесс строится  так, чтобы на уроке осуществлялось непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становились бы активными субъектами собственного учения. А моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею.

Важным условием  развития первоклассника является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.  Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения - та, которая совпадает с их собственной. Переступая порог школы, дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит это, главным образом, в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей. Таким образом, от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Ученик должен научиться слушать не только учителя, но и одноклассников. Поэтому на начальном этапе происходит введение знаков «+», «-». Для этого учащимся говорится: «В другом классе в прошлом году все дети единодушно присудили Оле орден Внимания за внимательность к человеку. Оля очень добрая, она всегда стара­лась каждому помочь. Когда ученик отвечал в классе, она показыва­ла ему знак «+» (показываю перекрещенные указательные пальцы), и он был рад, что все хорошо. Иногда Оля показывала знак (указа­тельный палец вытягиваю горизонтально, имитируя знак «-»), и ре­бенок мог быстро исправиться». После этого предлагаю первоклассникам поучиться быть внимательными друг к другу. Эти знаки используются учащимися в течение всего процесса обучения в начальной школе.

Тренировать детей в применении знаков можно на материале любых вопросов. Эта тренировка имеет двоякую цель — повторить с детьми то, что введено на предыдущих уроках и ввести новый знак — «Вопрос». Введение этого знака как нового сред­ства взаимодействия - пример учебно-игровой ситуа­ции, которая является ключом к организации всего курса. Значение этого символа очень велико для всей дальнейшей работы детей. Ребенку впервые предоставляется возможность самому обращаться к учителю, брать на себя инициативу, следовательно, его роль из пассивной превращается в активную.

Задаю новый вопрос без указания формы ответа. Часть детей отвечают импульсивно, часть поднимают руку. Спра­шиваю, кому показать знак «+» — Оле за то, что она подняла руку и ждет, или Тане за то, что она сразу сообразила и назвала правиль­ный ответ? «Что же делать, когда непонятно, как надо действовать? Спрашивать. В школе, чтобы никому не мешать, спрашивают без слов», — говорю ученикам.

Вводится знак «Вопрос». (Дети изготавливают его сами, рисуя на кружке из плотной бумаги знак вопроса.) Учитель объясняет, что этот знак ученику нужен каждый день, он все время должен быть в портфеле. Ученик следит, чтобы этот знак всегда выглядел акку­ратно.

Употребление знака «Вопрос» по теме «Все ли слова русского языка мне понятны?».

Говорю от имени куклы: «Я — иностранец. Я выучил сто языков, и теперь слова разных языков спутались у меня в голове. Если я буду говорить русское слово, все поднимайте руку (знаем слово). Если я скажу нерусское слово, поднимайте знак вопроса (не знаем слово)». (Называю вперемежку 6-8 любых слов: рус­ских, английских, французских. Все слова говорятся с акцентом.) «Не только иностранцы не знают всех русских слов, — продолжаю дальше. — Каждый из нас не знает некоторых слов. Но он может спросить о них у друзей и выучить. Сейчас поучимся спрашивать друг у друга».

Беру словарь, наугад открываю его и читаю сло­во. Кто знает это слово, поднимает руку; кто не знает, спрашивает — поднимает знак вопроса.

Далее произношу слова, если ребенок никак не реагирует на это слово, обращаюсь лично к нему: «Петя, ты знаешь это слово? Тогда под­ними руку — покажи мне: я знаю. Ты не знаешь? Подними знак воп­роса — покажи мне: я хочу узнать. Я буду рад и тому и другому». Астрономия (или навигация, кибернетика...) — часть детей под­нимают руку, часть - знак вопроса. Обращаюсь к любому ребенку, поднявшему знак вопроса, например: «Валя, кому ты хо­чешь задать вопрос? Спроси у Лены... Как ты спросишь?» (Если требуется, подсказываю форму вопроса: что такое аст­рономия?). Далее зачитываю ещё слова, менее знакомые учащимся. Если весь класс поднял знак вопроса, нужно снова выяс­нить у детей, к кому обращен вопрос (к учителю). Сама объясняют значения слов, или читаю по словарю. Затем помогаю детям сформулировать вывод: «Что же надо делать, если ученик чего-то не знает, не понял? Нужно спрашивать, подняв знак вопро­са». Таким образом, учащиеся на протяжении долгого времени используют этот знак для обращения с непониманием либо к сверстникам, либо к учителю.

Следующим шагом на пути формирования КУУД является умение согласовывать усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. На этом этапе вводится работа в парах. В этом случае активно применяется методика «Перчатка» Цукерман Г. А. Задание для первоклассников звучит таким образом: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные перчатки и карандаши. Перчатки  надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию». В результате использования данной методики учащиеся приобретают умения: строить понятные для партнера высказывания; определять пути достижения цели; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

По мере приобретения опыта общения делаю следующий шаг, где совместно с детьми учимся не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей. Для этого использую методику «Кто прав?» Г. А. Цукерман и даю следующее задание: «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?».

Учебное сотрудничество предполагает, что большая часть обучения строится как групповое. Это наиболее высокий уровень осуществления взаимодействия. Совместная групповая работа детей позволяет формировать самостоятельность суждений, умение спорить, отстаивать свое мнение, умение задавать вопросы, умение быть инициативными в получении новых знаний. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но чтобы детский спор был содержательным, не превращался в склоку и взаимообвинения, собеседники должны уметь:

- сформулировать свою точку зрения;

- выяснить точки зрения своих партнеров;

- обнаружить разницу точек зрения;

- попытаться разрешить разногласие с помощью логических аргументов.

Для установления доверительных эмоциональных связей между детьми используют различные игры и упражнения, выполняя которые, дети привыкают устанавливать контакт друг с другом. Одной из них является игра «Слон-пальма-скунс». Все встают в круг. Учитель - в центре. Главная задача игры — чтобы каждый ребенок оце­нил действия другого. Учитель объясняет правила игры. Он, стоя в центре с протянутой рукой, кружится. Тот, на кого учитель укажет, остановившись и на­звав слово, будет ведущим. Его соседи справа и слева - помощ­ники. Если будет сказано «слон», ведущий изображает туловище животного: нагибается, вытягивает руки вперед, имитируя хобот. Помощники изображают уши слона. Если будет сказано «пальма», ведущий изображает ствол: поднимает руки вверх. Помощники изо­бражают ветви. Если будет сказано «скунс», ведущий приседает, изображая маленького зверька. Помощники отворачиваются, зажав носы (на доске можно условно изобразить действия трех детей).

Каждое новое правило дружелюбного спора вводится через разыгрывание различных оценок и закрепляется через учительские описания и демонстрации самых удачных споров, произошедших в классе. Так детям задается веер разнообразных «положительных» образцов сотрудничества. В анонимной форме задаются и отрицательные образцы того, как спорить не надо: не надо выяснять, кто в группе самый главный и умный, кого все в группе должны слушаться, не надо навязывать свое мнение другому и т.д. Перед началом работы проводится короткая ин­сценировка «Как не надо спорить?». Разыгрываю эту сцен­ку, используя два любых игрушечных персонажа, например, Бурати­но и Мишку. Между ними происходит диалог, переходящий в ссору. Далее задаю классу вопросы: смогут Мишка и Буратино догово­риться и сделать общее дело? Спорят они или ссорятся? Если у людей разные мнения, могут ли они поспорить, но не поссориться -не обидеть друг друга? Что надо сделать, чтобы выяснить, кто прав, -может, подраться? Дети дают советы Мишке и Буратино. Подвожу итог: «Поссориться - это значит сказать или сделать другому что-то обидное, злое. Чтобы поспорить, надо постараться отыскать доказа­тельства своей правоты. Далее совместно выводим правила ведения спора и обращаемся к ним постоянно.

В завершении, следует отметить, что важным в моей работе по формированию КУУД являются следующие принципы работы:

1) Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

2) Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

3) Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

4) Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

5) Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

6) Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

7) Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

8) А самое главное, начинать формирование коммуникативных УУД с первых дней школьной жизни.

        Положительным результатом формирования коммуникативных УУД  в своём классе считаю  то, что к концу обучения:

1) большинство учащихся умеют договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению);

2) умеют не просто высказывать, но и аргументировать своё предложение;

3) умеют и убеждать, и уступать;

4) стараются сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора;

5) умеют с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

6) пытаются брать на себя инициативу в организации совместного действия;

7) умеют осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Таким образом,  из всего сказанного, можно сделать  вывод: Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности. И если следовать в этом направлении методично и целенаправленно, то всегда можно добиться положительного результата.



Список литературы


1. Арефьева О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78.

2. Безрукова В. С. Настольная книга педагога-исследователя / В. С. Безрукова - Екатеринбург: Дом учителя, 2000.

3. Зайцева К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83.

4. Разуваева В. Ю. Умение слушать собеседника – коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 22-24.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Москва, (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357).

6. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1996.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!