МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«Стратегии продуктивного чтения на разных этапах работы с текстом на уроках иностранного языка»
Бесхлебнова Е.Ф., учитель немецкого языка
МАОУ «Гимназия г. Юрги»
Слайд 1: Дорогие коллеги, здравствуйте. Сегодня я хотела бы поговорить о технологии продуктивного чтения на уроках иностранного языка. Из собственного опыта работы знаю, что научить ученика читать недостаточно. Научить его читать осмысленно, продуктивно, воспринимать текст, прослеживая причинно-следственные связи — вот важная задача учителя. Реализовать эту задачу мне помогает технология продуктивного чтения, автором которой является профессор Н.Н. Светловская. Это технология деятельностного типа, которая помогает воспитать грамотного читателя. Продуктивное (смысловое) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников.
Слайд 2:
Цель методического семинара – формирование представлений о стратегиях продуктивного чтения.
Задачи семинара: ознакомить участников семинара с технологией
продуктивного чтения;
заинтересовать данной технологией, показав, как можно применять на
практике стратегии продуктивного чтения;
научить разрабатывать уроки по данной технологии.
Слайд 3: Актуальность технологии продуктивного чтения нашла отражение в новых образовательных стандартах, которые наряду с предметными результатами подчеркивают актуальность и значимость метапредметных результатов, обязательным компонентом которых является - овладение навыками продуктивного (смыслового) чтения текстов.
Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. В большей степени эта техника способствует развитию познавательных УУД.
Цель продуктивного чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).
Таким образом, работа с текстом включает в себя три аспекта. Первый - это поиск информации и понимание прочитанного, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. Второй аспект - преобразование и интерпретация. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третий аспект - оценка информации, это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Слайд 4: Что же такое стратегии продуктивного или смыслового чтения?
Стратегии продуктивного чтения - это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Работа с любым текстом предполагает три этапа:
До чтения текста.
Во время чтения текста.
После чтения текста.
На каждом этапе применяются разные стратегии продуктивного чтения. Ответы на свои вопросы, а именно, КАКИЕ приемы продуктивного чтения помогут мне построить урок так, чтобы организовать эффективную учебную деятельность, КАК научить ребят работать с текстом, чтобы они точно и полно смогли понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию, я получила во время участия в методических семинарах, изучая литературу по теме, а так же при использовании технологии продуктивного чтения на своих занятиях. Охотно поделюсь с Вами своим опытом.
Слайд 5: Рассмотрим подробнее стратегии продуктивного чтения на предтекстовом этапе. Целью ориентировочных предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов и ли заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации -прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом до чтения. На данном этапе применяются следующие приёмы продуктивного чтения:
«Ориентиры предвосхищения содержания».
«Мозговой штурм».
«Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.)
«Предваряющие вопросы». (Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)
«Рассечение вопроса». (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.)
«Прогноз и впечатления».
Слайд 6: Довольно часто на своих уроках применяю стратегию «Мозговой штурм». Это ассоциации учащихся по поводу заявленной темы. После того, как все ассоциации названы и письменно зафиксированы, учащиеся читают текст и сравнивают свои предположения с содержанием текста.
Слайд 7: Очень эффективным приемом на предтекстовом этапе считаю прием «Прогноз и впечатления». Это попытка спрогнозировать содержание текста, просмотрев иллюстрации.
Слайд 8: Прием «Ориентиры предвосхищения содержания» также облегчает понимание текста. Данная стратегия включает следующие упражнения:
верно-не верно;
согласен-не согласен;
до-после;
что к чему подходит.
На данном слайде показано упражнение «Что к чему подходит?». Учащиеся, опираясь на свои предшествующие знания, должны соотнести даты и праздники!
Слайд 9: А теперь остановимся на стратегиях продуктивного чтения на текстовом этапе. Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно.
К стратегиям текстового этапа относятся:
«Чтение в кружок» (попеременное чтение).
«Чтение про себя с вопросами» (Ответить на поставленные вопросы, соотнести тексты и иллюстрации, определить верно или неверно, заполнить пропуски в тексте).
«Распиленное чтение» (обмен информацией).
«Чтение про себя с пометками».
« Подбери заголовок».
«Кластер».
«Преобразование текста в таблицу».
«Компрессия текста».
«Стратегические вопросы».
Слайд 10: На данном слайде представлена стратегия «Преобразование текста в таблицу». Данная стратегия развивает у учащихся познавательные УУД: анализировать и преобразовывать текст, выделяя главную информацию.
Слайд 11: Приём «Стратегические вопросы», в немецкой дидактике он называется “W-Fragen” (Кто? Где? Когда? и т.д.) также развивает умение анализировать текст и выделять главную информацию.
Слайд 12: А сейчас рассмотрим стратегии послетекстового этапа. Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. К стратегиям послетекстового этапа относятся:
«Верно, неверно, нет информации»
Вопросы после текста «Множественный выбор»
Что к чему подходит?
«Люкентекст» (текст с пропусками)
Восстановление деформированного текста
Ромашка Блума
Синквейн
Слайд 13: Рассмотрим подробнее две стратегии: Текст с пропусками, и Синквейн. На данном слайде показан пример работы с текстом «Рождество». После прочтения учащиеся заполняют пропуски в тексте, который является кратким пересказом.
Слайд 14: Синквейн – это короткая форма стихотворения, написанного по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему текста, 2 строка – два прилагательных, 3 строка – три глагола, 4 строка – предложение. В синквейне кратко отражена главная идея текста. Таким образом, данная стратегия способствует развитию такого познавательного УУД, как - резюмировать главную идею текста в творческой форме.
Слайд 15: К творческим заданиям на послетекстовом этапе относятся также следующие:
Придумай концовку текста.
«Преобразование» (сделать из интервью сообщение, из монолога диалог или полилог, из письма телеграмму).
«Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц).
Организация дискуссии, ролевой игры.
Написать письмо, сочинение.
Слайд 16: Опираясь на собственный опыт, а также на изученную мною литературу по данному вопросу и на знания, полученные на семинарах, я хотела бы дать учителям следующие советы:
выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
Слайд 17: В данный момент наиболее значимыми результатами внедрения технологии продуктивного чтения в процесс обучения можно считать повышение качества знаний учащихся по немецкому языку, а точнее по овладению навыками и умениями чтения.
Слайд 18: Своим опытом работы с технологией продуктивного чтения охотно делюсь с коллегами:
Мастер-класс для учителей иностранного языка г. Юрги, март 2016 г.
Открытый урок в рамках семинара для заместителей директоров школ г. Юрги «Технология продуктивного чтения», декабрь 2017 г.
Специализированная выставка-ярмарка «Кузбасский образовательный форум». «Технология продуктивного чтения на уроках немецкого языка», февраль 2018 года.
Слайд 19: Уважаемые коллеги! Подумайте, пожалуйста, и дополните предложения:
После семинара сегодня я бы взял(а) в свой методический багаж….
Я бы так же хотел(а) больше узнать о…