СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар «Стратегии продуктивного чтения на разных этапах работы с текстом на уроках иностранного языка»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка рассказывает о технологии продуктивного чтения и её стратегиях на разных этапах работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«методический сем пояснительная записка»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Стратегии продуктивного чтения на разных этапах работы с текстом на уроках иностранного языка»

Бесхлебнова Е.Ф., учитель немецкого языка

МАОУ «Гимназия г. Юрги»



Слайд 1: Дорогие коллеги, здравствуйте. Сегодня я хотела бы поговорить о технологии продуктивного чтения на уроках иностранного языка. Из собственного опыта работы знаю, что научить ученика читать недостаточно. Научить его читать осмысленно, продуктивно, воспринимать текст, прослеживая причинно-следственные связи — вот важная задача учителя. Реализовать эту задачу мне помогает технология продуктивного чтения, автором которой является профессор Н.Н. Светловская. Это технология деятельностного типа, которая помогает воспитать грамотного читателя. Продуктивное (смысловое) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников.

Слайд 2:

Цель методического семинара – формирование представлений о стратегиях продуктивного чтения.

  • Задачи семинара: ознакомить участников семинара с технологией
    продуктивного чтения;

  • заинтересовать данной технологией, показав, как можно применять на
    практике стратегии продуктивного чтения;

  • научить разрабатывать уроки по данной технологии.

Слайд 3: Актуальность технологии продуктивного чтения нашла отражение в новых образовательных стандартах, которые наряду с предметными результатами подчеркивают актуальность и значимость метапредметных результатов, обязательным компонентом которых является - овладение навыками продуктивного (смыслового) чтения текстов.

Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. В большей степени эта техника способствует развитию познавательных УУД.

Цель продуктивного чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).

Таким образом, работа с текстом включает в себя три аспекта. Первый - это поиск информации и понимание прочитанного, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. Второй аспект - преобразование и интерпретация. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третий аспект - оценка информации, это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Слайд 4: Что же такое стратегии продуктивного или смыслового чтения?

Стратегии продуктивного чтения - это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Работа с любым текстом предполагает три этапа:

  • До чтения текста.

  • Во время чтения текста.

  • После чтения текста.

На каждом этапе применяются разные стратегии продуктивного чтения. Ответы на свои вопросы, а именно, КАКИЕ приемы продуктивного чтения помогут мне построить урок так, чтобы организовать эффективную учебную деятельность, КАК научить ребят работать с текстом, чтобы они точно и полно смогли понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию, я получила во время участия в методических семинарах, изучая литературу по теме, а так же при использовании технологии продуктивного чтения на своих занятиях. Охотно поделюсь с Вами своим опытом.

Слайд 5: Рассмотрим подробнее стратегии продуктивного чтения на предтекстовом этапе. Целью ориентировочных предтекстовых  стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов и ли заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации -прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом до чтения. На данном этапе применяются следующие приёмы продуктивного чтения:

  1. «Ориентиры предвосхищения содержания».

  2. «Мозговой штурм».

  3. «Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.)

  4. «Предваряющие вопросы». (Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)

  5. «Рассечение вопроса». (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.)

  6. «Прогноз и впечатления».

Слайд 6: Довольно часто на своих уроках применяю стратегию «Мозговой штурм». Это ассоциации учащихся по поводу заявленной темы. После того, как все ассоциации названы и письменно зафиксированы, учащиеся читают текст и сравнивают свои предположения с содержанием текста.

Слайд 7: Очень эффективным приемом на предтекстовом этапе считаю прием «Прогноз и впечатления». Это попытка спрогнозировать содержание текста, просмотрев иллюстрации.

Слайд 8: Прием «Ориентиры предвосхищения содержания» также облегчает понимание текста. Данная стратегия включает следующие упражнения:

  • верно-не верно;

  • согласен-не согласен;

  • до-после;

  • что к чему подходит.

На данном слайде показано упражнение «Что к чему подходит?». Учащиеся, опираясь на свои предшествующие знания, должны соотнести даты и праздники!

Слайд 9: А теперь остановимся на стратегиях продуктивного чтения на текстовом этапе. Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно.

К стратегиям текстового этапа относятся:

  • «Чтение в кружок» (попеременное чтение).

  • «Чтение про себя с вопросами» (Ответить на поставленные вопросы, соотнести тексты и иллюстрации, определить верно или неверно, заполнить пропуски в тексте).

  • «Распиленное чтение» (обмен информацией).

  • «Чтение про себя с пометками».

  • « Подбери заголовок».

  • «Кластер».

  • «Преобразование текста в таблицу».

  • «Компрессия текста».

  • «Стратегические вопросы».

Слайд 10: На данном слайде представлена стратегия «Преобразование текста в таблицу». Данная стратегия развивает у учащихся познавательные УУД: анализировать и преобразовывать текст, выделяя главную информацию.

Слайд 11: Приём «Стратегические вопросы», в немецкой дидактике он называется “W-Fragen” (Кто? Где? Когда? и т.д.) также развивает умение анализировать текст и выделять главную информацию.

Слайд 12: А сейчас рассмотрим стратегии послетекстового этапа. Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. К стратегиям послетекстового этапа относятся:

  • «Задание на соотнесения»

  • «Верно, неверно, нет информации»

  • Вопросы после текста «Множественный выбор»

  • Что к чему подходит?

  • «Люкентекст» (текст с пропусками)

  • Восстановление деформированного текста

  • Ромашка Блума

  • Синквейн

Слайд 13: Рассмотрим подробнее две стратегии: Текст с пропусками, и Синквейн. На данном слайде показан пример работы с текстом «Рождество». После прочтения учащиеся заполняют пропуски в тексте, который является кратким пересказом.

Слайд 14: Синквейн – это короткая форма стихотворения, написанного по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему текста, 2 строка – два прилагательных, 3 строка – три глагола, 4 строка – предложение. В синквейне кратко отражена главная идея текста. Таким образом, данная стратегия способствует развитию такого познавательного УУД, как - резюмировать главную идею текста в творческой форме.

Слайд 15: К творческим заданиям на послетекстовом этапе относятся также следующие:

  • Нарисуй рисунок к тексту.

  • Придумай концовку текста.

  • «Преобразование» (сделать из интервью сообщение, из монолога диалог или полилог, из письма телеграмму).

  • «Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц).

  • Организация дискуссии, ролевой игры.

  • Написать письмо, сочинение.

Слайд 16: Опираясь на собственный опыт, а также на изученную мною литературу по данному вопросу и на знания, полученные на семинарах, я хотела бы дать учителям следующие советы:

  • выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;

  • формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;

  • повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;

  • организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;

  • обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Слайд 17: В данный момент наиболее значимыми результатами внедрения технологии продуктивного чтения в процесс обучения можно считать повышение качества знаний учащихся по немецкому языку, а точнее по овладению навыками и умениями чтения.

Слайд 18: Своим опытом работы с технологией продуктивного чтения охотно делюсь с коллегами:

  • Мастер-класс для учителей иностранного языка г. Юрги, март 2016 г.

  • Открытый урок в рамках семинара для заместителей директоров школ г. Юрги «Технология продуктивного чтения», декабрь 2017 г.

  • Специализированная выставка-ярмарка «Кузбасский образовательный форум». «Технология продуктивного чтения на уроках немецкого языка», февраль 2018 года.

Слайд 19: Уважаемые коллеги! Подумайте, пожалуйста, и дополните предложения:

После семинара сегодня я бы взял(а) в свой методический багаж….

Я бы так же хотел(а) больше узнать о…













Просмотр содержимого презентации
«Бесхлебнова Е.Ф. - методический семинар»

Методический семинар «Стратегии продуктивного чтения на разных этапах работы с текстом на уроках иностранного языка» Бесхлебнова Е.Ф., учитель немецкого языка, МАОУ «Гимназия г. Юрги»

Методический семинар

«Стратегии продуктивного чтения на разных этапах работы с текстом на уроках иностранного языка»

Бесхлебнова Е.Ф., учитель немецкого языка,

МАОУ «Гимназия г. Юрги»

Цель – формирование представлений о стратегиях продуктивного чтения Задачи семинара ознакомить участников семинара с технологией  продуктивного чтения; заинтересовать данной технологией, показав, как можно применять на  практике стратегии продуктивного чтения; научить разрабатывать уроки по данной технологии.

Цель – формирование представлений о стратегиях продуктивного чтения

Задачи семинара

ознакомить участников семинара с технологией продуктивного чтения;

заинтересовать данной технологией, показав, как можно применять на практике стратегии продуктивного чтения;

научить разрабатывать уроки по данной технологии.

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы -овладение навыками продуктивного чтения текстов   поиск информации и понимание прочитанного Три основных аспекта определяющих уровень сформированности продуктивного чтения оценка информации Преобразование и интерпретация информации

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы -овладение навыками продуктивного чтения текстов

поиск информации и понимание прочитанного

Три основных аспекта определяющих уровень сформированности продуктивного чтения

оценка информации

Преобразование и интерпретация информации

Этапы работы над текстом   послетекстовый текстовый предтекстовый

Этапы работы над текстом

послетекстовый

текстовый

предтекстовый

Стратегии продуктивного чтения на  предтекстовом этапе «Ориентиры предвосхищения содержания» «Глоссарий» «Мозговой штурм» «Предваряющие вопросы» «Рассечение вопроса» «Прогноз и впечатления»

Стратегии продуктивного чтения на предтекстовом этапе

«Ориентиры предвосхищения содержания»

«Глоссарий»

«Мозговой штурм»

«Предваряющие вопросы»

«Рассечение вопроса»

«Прогноз и впечатления»

Мозговой штурм 7 класс тема “Каникулы” Ход работы: Какие ассоциации возникают  у вас по поводу заявленной темы? Записываю все называемые ассоциации. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста. Sommerferien schwimmen

Мозговой штурм

7 класс тема “Каникулы”

Ход работы:

  • Какие ассоциации возникают  у вас по поводу заявленной темы?

Записываю все называемые ассоциации.

  • Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

Sommerferien

schwimmen

Прогноз и впечатления    6 класс тема “Meine Stadt (Мой город)” Посмотрите на картинку и попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь в тексте. Это попытка спрогнозировать содержание текста, просмотрев иллюстрации.   6 класс тема “Meine Stadt (Мой город)” Посмотрите на картинку и попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

Прогноз и впечатления

6 класс тема “Meine Stadt (Мой город)”

Посмотрите на картинку и попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

Это попытка спрогнозировать содержание текста, просмотрев иллюстрации.

6 класс тема “Meine Stadt (Мой город)”

Посмотрите на картинку и попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

Ориентиры предвосхищения содержания Данная стратегия включает следующие упражнения: верно-не верно; согласен-не согласен; до-после; что к чему подходит. 8 класс, тема «Праздники». Что к чему подходит? Соотнесите даты и праздники! Ordnet die Daten und die Feste zu! Der Nikolaustag am 25. Dezember Das Weihnachten am 6. Dezember Der Nikolaustag am 1. Januar

Ориентиры предвосхищения содержания

Данная стратегия включает следующие упражнения:

  • верно-не верно;
  • согласен-не согласен;
  • до-после;
  • что к чему подходит.

8 класс, тема «Праздники».

Что к чему подходит? Соотнесите даты и праздники! Ordnet die Daten und die Feste zu!

Der Nikolaustag am 25. Dezember

Das Weihnachten am 6. Dezember

Der Nikolaustag am 1. Januar

Стратегии продуктивного чтения на текстовом этапе

Стратегии продуктивного чтения на текстовом этапе

Преобразование текста в таблицу 5 класс. Чтение текста по теме «Семья» Прочитайте и заполните таблицу.  Verena Кто живет в семье? Семейные увлечения Maike Место жительства Sebastian

Преобразование текста в таблицу

5 класс. Чтение текста по теме «Семья»

Прочитайте и заполните таблицу.

Verena

Кто живет в семье?

Семейные увлечения

Maike

Место жительства

Sebastian

Стратегические вопросы Wer? (Кто?) Wo? (Где?) W - Fragen Wann? (Когда?) Was machen? (Что делают?)

Стратегические вопросы

Wer? (Кто?)

Wo? (Где?)

W - Fragen

Wann? (Когда?)

Was machen? (Что делают?)

Стратегии продуктивного чтения на послетекстовом этапе

Стратегии продуктивного чтения на послетекстовом этапе

Люкентекст  Текст с пропусками    8 класс. Тема «Праздники» Прочитайте текст и заполните пропуски! Weihnachten Weihnachten feiert man am … … . Die Deutschen schmücken den … . Unter dem … finden die Kinder und die Eltern … . Der … ist am 24. Dezember. … ist in Deutschland ein Familienfest.

Люкентекст Текст с пропусками

8 класс. Тема «Праздники»

Прочитайте текст и заполните пропуски!

Weihnachten

Weihnachten feiert man am … … .

Die Deutschen schmücken den … .

Unter dem … finden die Kinder und die Eltern … .

Der … ist am 24. Dezember.

… ist in Deutschland ein Familienfest.

Синквейн Синквейн – это короткая форма стихотворения, написанного по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 8 класс. Тема «Ученический обмен» Schüleraustaush international populär mitteilen besprechen kommunizieren Er hilft die Sprache verbessern Freundschaft

Синквейн

Синквейн – это короткая форма стихотворения, написанного по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

8 класс. Тема «Ученический обмен»

Schüleraustaush

international

populär

mitteilen

besprechen

kommunizieren

Er

hilft

die Sprache

verbessern

Freundschaft

Творческие задания на послетекстовом этапе

Творческие задания на послетекстовом этапе

  • Нарисуй рисунок к тексту.
  • Придумай концовку текста.
  • «Преобразование»(сделать из интервью сообщение, из монолога диалог или полилог, из письма телеграмму).
  • «Изменение перспективы»(ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц).
  • Организация дискуссии, ролевой игры.
  • Написать письмо, сочинение.
Советы учителям

Советы учителям

Результативность опыта    Повышение качества знаний учащихся по немецкому языку:  Контроль навыков и умения чтения. 6 класс. 2017-2018 учебный год. Средний балл.

Результативность опыта Повышение качества знаний учащихся по немецкому языку: Контроль навыков и умения чтения. 6 класс. 2017-2018 учебный год. Средний балл.

Распространение опыта   Мастер-класс для учителей иностранного языка г. Юрги, март 2016 г. Открытый урок в рамках семинара для заместителей директоров школ г. Юрги «Технология продуктивного чтения», декабрь 2017 г. Специализированная выставка-ярмарка «Кузбасский образовательный форум». «Технология продуктивного чтения на уроках немецкого языка», февраль 2018 года.

Распространение опыта

Мастер-класс для учителей иностранного языка г. Юрги, март 2016 г.

Открытый урок в рамках семинара для заместителей директоров школ г. Юрги «Технология продуктивного чтения», декабрь 2017 г.

Специализированная выставка-ярмарка «Кузбасский образовательный форум». «Технология продуктивного чтения на уроках немецкого языка», февраль 2018 года.

Индивидуальная рефлексия Уважаемые коллеги, дополните предложения:  После семинара сегодня я бы взял(а) в свой методический багаж….  Я бы так же хотел(а) больше узнать о…

Индивидуальная рефлексия

Уважаемые коллеги, дополните предложения:

После семинара сегодня я бы взял(а) в свой методический багаж….

Я бы так же хотел(а) больше узнать о…

Буду рада помочь упаковать Ваш методический багаж и отвечу на Ваши вопросы на моем сайте: https:// multiurok.ru/elenajurga или по электронной почте: beskhlebnova@rambler.ru

Буду рада помочь упаковать Ваш методический багаж и отвечу на Ваши вопросы на моем сайте: https:// multiurok.ru/elenajurga

или по электронной почте:

[email protected]