СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методических рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающимися.docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполению самостоятельной работы обучающимися в условиях объединения дополнительного образования детей.

Просмотр содержимого документа
«Методических рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающимися.docx»

Методических рекомендации к выполнению самостоятельной работы обучающихся

В системе образования России особое место занимает социальный институт дополнительного образования. В этой системе возможно быстрое реагирование на изменения, происходящие в обществе, что способствует развитию данного социального института в условиях введения ФГОС, таким образом, полученные и приобретенный учащимися в школе определенный опыт учения, ориентируют их на применение знаний и отработку умений в активной социально-практической деятельности.

Необходимость программирования образовательного процесса для одаренных и талантливых детей давно обоснована специалистами в области образования. Следует учитывать то обстоятельство, что такие дети представляют собой совершенно особую часть детского контингента, который требует индивидуализированного обучения. Согласно публикациям Сампшенко, Норриса и Терлина, необходимо уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.

В основу положены семь принципов творческого планирования (Пассов). Это планирование должно предусматривать:

– детальное углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления;

– развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;

– возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к природе знаний;

– наличие и свободное использование соответствующих источников;

– поощрение инициативы и самостоятельности в учебе и развитии;

– развитие их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, культурой, природой и т.п.;

– должное оценивание в соответствии с выше изложенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способности к творчеству и исполнительскому мастерству.

С учетом специфики объединения, целью деятельности с одаренными детьми будет являться: формирование художественно-конструкторской компетентности обучающихся на основе художественного проектирования изделий. С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности: овладеть практическим применением знаний и компетенций в области самореализации в дизайне.

Задачи:

обучающие:

- актуализация системы представлений обучающихся об основах дизайна;

- обучение навыкам и приемам декора изделий;

- формирование умения организовывать последовательную комплексную работу, осознанно планируемую и объединяющую в себе исследовательскую, креативную и реализационную деятельность.

Развивающие:

- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка его потенциальных возможностей и способностей, способствующих процессу его социализации;

- развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного.

Воспитательные:

- воспитание художественно-эстетического вкуса обучающихся,

- воспитание культуры сотворчества, творческой активности, организации индивидуальной и коллективной деятельности.

Мотивационные:

- создание благожелательной, творческой атмосферы, комфортной обстановки на занятиях;

- формирование интереса обучающихся к декоративно-прикладному творчеству и дизайну;

- способствование развитию творческой инициативы обучающихся при освоении навыков работы по решению творческой задачи.

Социально-педагогические:

- актуализация личностного потенциала обучающихся для успешной превентивной личной и социальной адаптации на основе навыков планирования, самореализации, саморазвития;

- осуществление педагогической поддержки по формированию у обучающихся переноса знаний и умений в новую творческую ситуацию.

Занятия с одаренными детьми предполагают создание для обучающегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в образовательном процессе, не просто усваивать предлагаемый педагогом материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самостоятельно искать ответы и не останавливаться на найденном решении, как на окончательной истине. Особенностью занятий является то что, её специализация неразрывно связана с технологическими и социальными проблемами, хотя эстетические представления являются основой деятельности.

Ведущим является метод проектирования, который направлен на творческую самореализацию и повышение мотивации к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты.

Здесь хотелось бы обратить внимание на следующее: ориентирование детей в создании так называемых «творческих» пар или звеньев, с учётом их возраста, опыта работы в студии, в направлении их практической и творческой деятельности на создании новых разработок. Причём инициатива исходит от самих детей, педагог лишь корректирует, помогает при возникновении сложностей в работе. Вследствие чего у учащихся развивается активность самого высокого уровня: проблемно-творческая. Она связана с сообразительностью, самостоятельностью, поиском, с обдумыванием трудовых операций, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

Хотелось бы отметить, что на занятиях по проектированию изделий, педагог выступает в роли слушателя, консультанта, и только затем – руководителя, направляя деятельность обучающихся по следующему вектору:

идея проекта банк идей и предложений работа над техническим рисунком (эскизы, схемы и т.п.) описание выбранного проекта моделирование и конструирование изделия выбор и характеристика материала технология изготовления экономический расчет экологическое обоснование.

На таких занятиях формируются такие общетехнические умения и навыки, которые независимо от характера дальнейшей профессиональной деятельности обучающегося могут быть легко перенесены от одного вида работы к другому, что, по всей видимости, является объективной необходимостью в условиях современной экономики.

Предметными результатами изучения курса дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская декора» является формирование знаний об основах эстетических понятий: эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое. По художественно-творческой деятельности учащиеся овладевают основами знаний по особенностям материалов, используемых в своей деятельности, и их возможностями при создании образа; основам рисунка: точка, линия, пятно, цвет, симметрия, композиция, узор, орнамент; простейшим основным видам декора и художественных отделок, а так же умениями выполнять эскизы. По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся овладевают знаниями по основным материалам и инструментам; последовательности изготовления художественных изделий; требованиям техники безопасности и личной гигиены при выполнении работ; умению организовывать рабочее место, изготавливать поделки и простейшие декоративные композиции; самостоятельно определять количество деталей в поделке, подбирать необходимый инструмент и материал для осуществления замысла; реализовывать совместно с педагогом творческий замысел.

Планируемые метапредметные результаты направлены на развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; умение анализировать, планировать предстоящую практическую работу с помощью педагога, творчески применять приемы декора. На занятиях с обучающимися по предложенной программе формируются УУД:

- регулятивные — анализ ситуации и моделирование выхода из затруднения; умение планировать свою деятельность; самоконтроль; самооценка; рефлексия; умение владеть навыками анализа произведений художественной культуры, раскрывающих специфику современного социально-экономического и духовного развития региона; умение отбирать и критически относится к различным видам, источникам и содержанию информации;

- познавательные — планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; определение адекватных к имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; моделирование технических объектов и технологических процессов; технологическая грамотность и культура организации труда по выполнению этапов при декорировании изделий, умение разрабатывать элементы дизайна через самостоятельный информационный поиск, отбор, обработку и оформление; умение выделять эстетическую составляющую любой практической деятельности; умение применять техники декора при изготовлении изделий, умение анализировать по результатам своего труда, сопоставлять, делать выводы;

- коммуникативные — организовывать и планировать учебное сотрудничество, проявляя инициативу, работать в команде, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, владеть письменной и устной речью

Планируемые личностные результаты направлены на формирование эмоционально-ценностных отношений к жизни в личностно-значимой сфере; проявление потребности в саморазвитии через ознакомление с различными видами декоративно-прикладного творчества и творчеством мастеров.

Творческая деятельность в студии ведет к созданию индивидуальных и коллективных продуктов творчества, организовано их обсуждение и анализ, в ходе чего осуществляется актуализация рефлексивной сферы подростка, укрепление механизмов его саморегуляции.


Рассмотрим самостоятельную работу учащихся на примере занятия.

Тема занятия: «Новые подходы к декорированию изделий из нитей».

Используемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: «Мастерская декора», возраст обучающихся 7-17 лет, срок реализации – 5 лет, художественная направленность, разработчики: Вонсович О.А., Попова Ю.А.

Предложенное занятие предназначено для обучающихся 13-15 лет в объединениях дополнительного образования по направлению декоративно-прикладного творчества.

Занятие направлено на создание условий для развития художественно-эстетического восприятия окружающего мира обучающегося, его учебной мотивации, познавательных интересов и творческой деятельности посредством использования информационных технологий.

На данном занятии мы предлагаем рассмотреть преобразование техник по художественной обработке нитей. Традиционно сложилось, что постоянными спутниками каждой женщины и девушки являются иголки и нити. Но нитками можно не только шить, но и создавать произведения искусства. В последнее время в моду вошли изделия, выполненные из ниток различными техниками. Изонить (изображение нитью), нитяная графика, ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Помимо творческой, занятия предусматривает исполнительскую деятельность, средствами обеспечения которой являются традиционные практические упражнения по изонити и ганутели.

На протяжении всего занятия демонстрируется презентация с flash-анимацией «Декоративные композиции из нитей», количество слайдов: 27.


Опорная схема занятия


Продолжительность занятия

90 минут

Возрастная группа учащихся

13-15 лет.

Цель занятия

Способствовать развитию творческой инициативы обучающихся при освоении навыков работы по созданию декоративных композиций из нитей.
Задачи:


Образовательные:

- актуализировать систему представлений учащихся о приемах декорирования нитью;

-. формировать практические умения при работе с нитью.

Воспитательные:

- инициировать осознание чувств сопричастности к творчеству мастеров по ДПИ;

- воспитывать культуру сотворчества, организации индивидуальной и коллективной деятельности.

Развивающие:

- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к приемам декорирования нитью;

- совершенствовать коммуникационные качества и умения;

- осуществлять педагогическую поддержку для формирования умений учащихся переносить знания и умения в новую творческую ситуацию.

Методы обучения

Можно условно разделить:

по видам деятельности педагога: объяснительно-иллюстративный, практический;

по видам деятельности обучающегося: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный, проблемно-творческий.

Организация деятельности учащихся

Индивидуально, групповая, фронтальная.

Тип занятия

Комбинированное.

Использованные технологии

Развивающего обучения, сотрудничества.

Форма занятия

Беседа с демонстрацией презентации, практическая работа.

Ведущие понятия.

Декоративные композиции из нитей, изонить, ганутель.

Межпредметные связи

Геометрия (работа по изонити), физика (умение пользоваться сведениями по жесткости проволоки и ее подбору), литература (умение пользоваться терминами и понятиями, помощь при выборе образа), история (умение пользоваться сведениями об истории рукоделия), технология (приемы и техника работы с нитью), МХК (умения пользоваться сведениями о работах художников и мастеров по ДПИ), ИЗО (работа над эскизами).

Оборудование и основные источники информации

Учебный кабинет с мини-выставкой работ, выполненных в технике декорирования нитей; персональный компьютер, мультимедийный проектор;

материал для практической работы: нити, ножницы, основа под ганутель (скрученная в пружину проволока) карандаш, ручка, бумага.

Основные источники информации:

  1. Астратенко Ирина, Бисер и редкие рукоделия [Электронный ресурс]: Ганутель – эксклюзивное мальтийское рукоделие. - Режим доступа: Бисер и редкие рукоделия http://.beadsky.com (дата обращения: 16.03.2012) - Заголовок с экрана

  2. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. – СПб.: Азбука-классика, Т.6., 2007 г.

  3. Вонсович О.А. Художественная обработка кожи (Образовательная программа для обучающихся 10-16 лет).//«Практика административной работы в школе». – 2004. -№ 4 - с. 51 -59.

  4. Вонсович О.А., Попова Ю.А. К вопросу о дизайн – образовании// Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции 12-13 декабря 2006 г.: В 4 ч. – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т.,2006 часть 2. - с. 8 12.

  5. Волшебная нить. Вязание и плетение. Для начинающих [Электронный ресурс]: Аппликация из ниток. - Режим доступа: http://magicthread.ru/ , 12.06.2010 - Заголовок с экрана.

  6. Павлова М., Черно-белые пространства Нины Буткевич, Колесо: научно-популярный иллюстрированный альманах о традиционной культуре народов Среднего Урала, Екатеринбург: «Издательство УМЦ УПИ», №1, 2012 г.

  7. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). – М.: Изд-во «5 за знания», 2007. – 208 с.

  8. Попов, Г.М. Мастерские декоративно-прикладного искусства ЛиК / Г.М. Попов — М.: Интербук-бизнес, 2004. — 238 с.

  9. Толковые словари [Электронный ресурс]:- Режим доступа:Энциклопедический словарь - буква Д - Декоративное Искусство http://www.edudic.ru/bes/17711/ (дата обращения: 16.03.2012) - Заголовок с экрана.

  10. Учебник «Технология» 5-9 классы (девочки): уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2009. – 220с.

  11. Шабалина, Н.М. Промыслы и ремесла / Н.М. Шабалина. // Челябинская область: энциклопедия. — 2008. — Т. 5 — с. 402–406.

Среда (редактор), в которой выполнена презентация:

Microsoft PowerPoint 2007; слайд 16 содержит гиперссылку на файл с flash-анимацией (ганутель.swf), для просмотра которой необходим проигрыватель Adobe Flash Player.

Рекомендации на подготовительный период

Изучается литература по теме занятия, подготавливается демонстрационный материал.


рекомендации по использованию презентации

Слайд 1

Объявление темы занятия.

Данный слайд будет скрыт, так как предлагается обучающимся высказать предложения по определению темы в конце занятия, тем самым мотивируя детей на более активное включение в образовательный процесс.

Слайд 2

Иллюстрирует композиции, выполненные в различных техниках работы с нитью.

Слайд 3

Актуализация знаний учащихся, повторение ранее известных понятий. В слайде по ходу опроса открываются наиболее популярные ответы.

Слайд 4

В форме самоконтроля обучающиеся уточняют известные им понятия: аппликация, изонить. Для уточнения нажимаем на фигуры «Аппликация (нажми и вспомни)» (переход на слайд №5) и «Изонить (нажми и вспомни)» переход на слайд №6.

Фигура с надписью «Ганутель (узнай новое)» осуществляет переход на слайд 7.

Указатель перехода переводит на слайд 9.

Слайд 5

Актуализация знаний обучающихся, повторение ранее известного понятия «Аппликация». Указатель перехода возвращает на предыдущий слайд.

Слайд 6

Актуализация знаний обучающихся, повторение ранее известного понятия «Изонить». Указатель перехода возвращает на слайд №4.

Слайд 7

Изучение нового материала, объясняем новое понятие «Ганутель». Указатель перехода переводит на слайд 8.

Слайд 8

Иллюстрирует работы мастеров в технике «ганутель».

Указатель перехода возвращает на слайд №4.

Слайд 9

Подготавливаем учащихся к практической работе.

Слайд 10

Обращение учащихся к их субъектному опыту через устный опрос. На слайде по ходу опроса открываются наиболее популярные ответы.

Слайд 11

Информирование о цели дальнейшей практической работы.

Слайд 12

Организация самостоятельной работы синхронно с педагогом.

Слайд 13

Закрепление изученного материала, анимация помогает выделить основные техники декорирования нитью.

Слайд 14

Закрепление изученного материала. В слайде открываются наиболее популярные ответы

Слайд 15

Закрепление изученного материала по основным понятиям, анимация помогает уточнить основные термины приемов декорирования нитью.

Слайд 16

Формирование новых умений. На слайде представлен видеоролик, выполненный в flash –анимации.

Слайд 17

Формирование умений работать в технике «ганутель».

Слайд 18

Формирование умений работать в технике «ганутель».

Слайд 19

Закрепление изученного материала на примере образца. Анимация помогает рассмотреть особенности использования приемов декорирования нитью.

Слайд 20

Организация деятельности для дальнейшей самостоятельной работы учащихся.

Слайд 21

Закрепление изученного материала, иллюстрация материалов и инструментов, необходимых для работы по созданию композиции из нити.

Слайд 22

Демонстрация творческих работ учащихся, выполненных в смешанной технике декорирования нитью.

Слайд 23

Организация самоконтроля учащихся.

Слайд 24

Рефлексия. Если учащийся в ходе рефлексии на основе социальной пробы данного занятия определил для себя достаточный уровень знаний и умений, то он завершает деятельность в данном направлении.

При решении продолжать работу, обучающимся предлагается домашнее задание.

Слайд 25

Подведение итогов занятия.

Обучающиеся высказывают предположения по определению направление темы занятия, согласно предварительному условию в начале занятия.

Слайд 26

Слайд представляет домашнее задание.

Слайд 27

Представлен список информационных источников для самостоятельного выполнения учащимися декоративной композиции из нити, который был использован в ходе создания данной презентации.

Презентация для организации самостоятельной работы учащихся