Методических рекомендации к выполнению самостоятельной работы обучающихся
В системе образования России особое место занимает социальный институт дополнительного образования. В этой системе возможно быстрое реагирование на изменения, происходящие в обществе, что способствует развитию данного социального института в условиях введения ФГОС, таким образом, полученные и приобретенный учащимися в школе определенный опыт учения, ориентируют их на применение знаний и отработку умений в активной социально-практической деятельности.
Необходимость программирования образовательного процесса для одаренных и талантливых детей давно обоснована специалистами в области образования. Следует учитывать то обстоятельство, что такие дети представляют собой совершенно особую часть детского контингента, который требует индивидуализированного обучения. Согласно публикациям Сампшенко, Норриса и Терлина, необходимо уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.
В основу положены семь принципов творческого планирования (Пассов). Это планирование должно предусматривать:
– детальное углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления;
– развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;
– возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к природе знаний;
– наличие и свободное использование соответствующих источников;
– поощрение инициативы и самостоятельности в учебе и развитии;
– развитие их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, культурой, природой и т.п.;
– должное оценивание в соответствии с выше изложенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способности к творчеству и исполнительскому мастерству.
С учетом специфики объединения, целью деятельности с одаренными детьми будет являться: формирование художественно-конструкторской компетентности обучающихся на основе художественного проектирования изделий. С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности: овладеть практическим применением знаний и компетенций в области самореализации в дизайне.
Задачи:
обучающие:
- актуализация системы представлений обучающихся об основах дизайна;
- обучение навыкам и приемам декора изделий;
- формирование умения организовывать последовательную комплексную работу, осознанно планируемую и объединяющую в себе исследовательскую, креативную и реализационную деятельность.
Развивающие:
- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка его потенциальных возможностей и способностей, способствующих процессу его социализации;
- развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного.
Воспитательные:
- воспитание художественно-эстетического вкуса обучающихся,
- воспитание культуры сотворчества, творческой активности, организации индивидуальной и коллективной деятельности.
Мотивационные:
- создание благожелательной, творческой атмосферы, комфортной обстановки на занятиях;
- формирование интереса обучающихся к декоративно-прикладному творчеству и дизайну;
- способствование развитию творческой инициативы обучающихся при освоении навыков работы по решению творческой задачи.
Социально-педагогические:
- актуализация личностного потенциала обучающихся для успешной превентивной личной и социальной адаптации на основе навыков планирования, самореализации, саморазвития;
- осуществление педагогической поддержки по формированию у обучающихся переноса знаний и умений в новую творческую ситуацию.
Занятия с одаренными детьми предполагают создание для обучающегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в образовательном процессе, не просто усваивать предлагаемый педагогом материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самостоятельно искать ответы и не останавливаться на найденном решении, как на окончательной истине. Особенностью занятий является то что, её специализация неразрывно связана с технологическими и социальными проблемами, хотя эстетические представления являются основой деятельности.
Ведущим является метод проектирования, который направлен на творческую самореализацию и повышение мотивации к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты.
Здесь хотелось бы обратить внимание на следующее: ориентирование детей в создании так называемых «творческих» пар или звеньев, с учётом их возраста, опыта работы в студии, в направлении их практической и творческой деятельности на создании новых разработок. Причём инициатива исходит от самих детей, педагог лишь корректирует, помогает при возникновении сложностей в работе. Вследствие чего у учащихся развивается активность самого высокого уровня: проблемно-творческая. Она связана с сообразительностью, самостоятельностью, поиском, с обдумыванием трудовых операций, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
Хотелось бы отметить, что на занятиях по проектированию изделий, педагог выступает в роли слушателя, консультанта, и только затем – руководителя, направляя деятельность обучающихся по следующему вектору:







идея проекта банк идей и предложений работа над техническим рисунком (эскизы, схемы и т.п.) описание выбранного проекта моделирование и конструирование изделия выбор и характеристика материала технология изготовления экономический расчет экологическое обоснование.
На таких занятиях формируются такие общетехнические умения и навыки, которые независимо от характера дальнейшей профессиональной деятельности обучающегося могут быть легко перенесены от одного вида работы к другому, что, по всей видимости, является объективной необходимостью в условиях современной экономики.
Предметными результатами изучения курса дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская декора» является формирование знаний об основах эстетических понятий: эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое. По художественно-творческой деятельности учащиеся овладевают основами знаний по особенностям материалов, используемых в своей деятельности, и их возможностями при создании образа; основам рисунка: точка, линия, пятно, цвет, симметрия, композиция, узор, орнамент; простейшим основным видам декора и художественных отделок, а так же умениями выполнять эскизы. По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся овладевают знаниями по основным материалам и инструментам; последовательности изготовления художественных изделий; требованиям техники безопасности и личной гигиены при выполнении работ; умению организовывать рабочее место, изготавливать поделки и простейшие декоративные композиции; самостоятельно определять количество деталей в поделке, подбирать необходимый инструмент и материал для осуществления замысла; реализовывать совместно с педагогом творческий замысел.
Планируемые метапредметные результаты направлены на развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; умение анализировать, планировать предстоящую практическую работу с помощью педагога, творчески применять приемы декора. На занятиях с обучающимися по предложенной программе формируются УУД:
- регулятивные — анализ ситуации и моделирование выхода из затруднения; умение планировать свою деятельность; самоконтроль; самооценка; рефлексия; умение владеть навыками анализа произведений художественной культуры, раскрывающих специфику современного социально-экономического и духовного развития региона; умение отбирать и критически относится к различным видам, источникам и содержанию информации;
- познавательные — планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; определение адекватных к имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; моделирование технических объектов и технологических процессов; технологическая грамотность и культура организации труда по выполнению этапов при декорировании изделий, умение разрабатывать элементы дизайна через самостоятельный информационный поиск, отбор, обработку и оформление; умение выделять эстетическую составляющую любой практической деятельности; умение применять техники декора при изготовлении изделий, умение анализировать по результатам своего труда, сопоставлять, делать выводы;
- коммуникативные — организовывать и планировать учебное сотрудничество, проявляя инициативу, работать в команде, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, владеть письменной и устной речью
Планируемые личностные результаты направлены на формирование эмоционально-ценностных отношений к жизни в личностно-значимой сфере; проявление потребности в саморазвитии через ознакомление с различными видами декоративно-прикладного творчества и творчеством мастеров.
Творческая деятельность в студии ведет к созданию индивидуальных и коллективных продуктов творчества, организовано их обсуждение и анализ, в ходе чего осуществляется актуализация рефлексивной сферы подростка, укрепление механизмов его саморегуляции.
Рассмотрим самостоятельную работу учащихся на примере занятия.
Тема занятия: «Новые подходы к декорированию изделий из нитей».
Используемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: «Мастерская декора», возраст обучающихся 7-17 лет, срок реализации – 5 лет, художественная направленность, разработчики: Вонсович О.А., Попова Ю.А.
Предложенное занятие предназначено для обучающихся 13-15 лет в объединениях дополнительного образования по направлению декоративно-прикладного творчества.
Занятие направлено на создание условий для развития художественно-эстетического восприятия окружающего мира обучающегося, его учебной мотивации, познавательных интересов и творческой деятельности посредством использования информационных технологий.
На данном занятии мы предлагаем рассмотреть преобразование техник по художественной обработке нитей. Традиционно сложилось, что постоянными спутниками каждой женщины и девушки являются иголки и нити. Но нитками можно не только шить, но и создавать произведения искусства. В последнее время в моду вошли изделия, выполненные из ниток различными техниками. Изонить (изображение нитью), нитяная графика, ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Помимо творческой, занятия предусматривает исполнительскую деятельность, средствами обеспечения которой являются традиционные практические упражнения по изонити и ганутели.
На протяжении всего занятия демонстрируется презентация с flash-анимацией «Декоративные композиции из нитей», количество слайдов: 27.
Опорная схема занятия |
Продолжительность занятия | 90 минут |
Возрастная группа учащихся | 13-15 лет. |
Цель занятия | Способствовать развитию творческой инициативы обучающихся при освоении навыков работы по созданию декоративных композиций из нитей. |
Задачи: | Образовательные: - актуализировать систему представлений учащихся о приемах декорирования нитью; -. формировать практические умения при работе с нитью. Воспитательные: - инициировать осознание чувств сопричастности к творчеству мастеров по ДПИ; - воспитывать культуру сотворчества, организации индивидуальной и коллективной деятельности. Развивающие: - содействовать развитию познавательного интереса учащихся к приемам декорирования нитью; - совершенствовать коммуникационные качества и умения; - осуществлять педагогическую поддержку для формирования умений учащихся переносить знания и умения в новую творческую ситуацию. |
Методы обучения | Можно условно разделить: по видам деятельности педагога: объяснительно-иллюстративный, практический; по видам деятельности обучающегося: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный, проблемно-творческий. |
Организация деятельности учащихся | Индивидуально, групповая, фронтальная. |
Тип занятия | Комбинированное. |
Использованные технологии | Развивающего обучения, сотрудничества. |
Форма занятия | Беседа с демонстрацией презентации, практическая работа. |
Ведущие понятия. | Декоративные композиции из нитей, изонить, ганутель. |
Межпредметные связи | Геометрия (работа по изонити), физика (умение пользоваться сведениями по жесткости проволоки и ее подбору), литература (умение пользоваться терминами и понятиями, помощь при выборе образа), история (умение пользоваться сведениями об истории рукоделия), технология (приемы и техника работы с нитью), МХК (умения пользоваться сведениями о работах художников и мастеров по ДПИ), ИЗО (работа над эскизами). |
Оборудование и основные источники информации | Учебный кабинет с мини-выставкой работ, выполненных в технике декорирования нитей; персональный компьютер, мультимедийный проектор; материал для практической работы: нити, ножницы, основа под ганутель (скрученная в пружину проволока) карандаш, ручка, бумага. Основные источники информации: Астратенко Ирина, Бисер и редкие рукоделия [Электронный ресурс]: Ганутель – эксклюзивное мальтийское рукоделие. - Режим доступа: Бисер и редкие рукоделия http://.beadsky.com (дата обращения: 16.03.2012) - Заголовок с экрана Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. – СПб.: Азбука-классика, Т.6., 2007 г. Вонсович О.А. Художественная обработка кожи (Образовательная программа для обучающихся 10-16 лет).//«Практика административной работы в школе». – 2004. -№ 4 - с. 51 -59. Вонсович О.А., Попова Ю.А. К вопросу о дизайн – образовании// Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции 12-13 декабря 2006 г.: В 4 ч. – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т.,2006 часть 2. - с. 8 12. Волшебная нить. Вязание и плетение. Для начинающих [Электронный ресурс]: Аппликация из ниток. - Режим доступа: http://magicthread.ru/ , 12.06.2010 - Заголовок с экрана. Павлова М., Черно-белые пространства Нины Буткевич, Колесо: научно-популярный иллюстрированный альманах о традиционной культуре народов Среднего Урала, Екатеринбург: «Издательство УМЦ УПИ», №1, 2012 г. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). – М.: Изд-во «5 за знания», 2007. – 208 с. Попов, Г.М. Мастерские декоративно-прикладного искусства ЛиК / Г.М. Попов — М.: Интербук-бизнес, 2004. — 238 с. Толковые словари [Электронный ресурс]:- Режим доступа:Энциклопедический словарь - буква Д - Декоративное Искусство http://www.edudic.ru/bes/17711/ (дата обращения: 16.03.2012) - Заголовок с экрана. Учебник «Технология» 5-9 классы (девочки): уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2009. – 220с. Шабалина, Н.М. Промыслы и ремесла / Н.М. Шабалина. // Челябинская область: энциклопедия. — 2008. — Т. 5 — с. 402–406. |
Среда (редактор), в которой выполнена презентация: | Microsoft PowerPoint 2007; слайд 16 содержит гиперссылку на файл с flash-анимацией (ганутель.swf), для просмотра которой необходим проигрыватель Adobe Flash Player. |
Рекомендации на подготовительный период | Изучается литература по теме занятия, подготавливается демонстрационный материал. |
рекомендации по использованию презентации
Слайд 1 | Объявление темы занятия. Данный слайд будет скрыт, так как предлагается обучающимся высказать предложения по определению темы в конце занятия, тем самым мотивируя детей на более активное включение в образовательный процесс. |
Слайд 2 | Иллюстрирует композиции, выполненные в различных техниках работы с нитью. |
Слайд 3 | Актуализация знаний учащихся, повторение ранее известных понятий. В слайде по ходу опроса открываются наиболее популярные ответы. |
Слайд 4 | В форме самоконтроля обучающиеся уточняют известные им понятия: аппликация, изонить. Для уточнения нажимаем на фигуры «Аппликация (нажми и вспомни)» (переход на слайд №5) и «Изонить (нажми и вспомни)» переход на слайд №6. Фигура с надписью «Ганутель (узнай новое)» осуществляет переход на слайд 7. Указатель перехода переводит на слайд 9. |
Слайд 5 | Актуализация знаний обучающихся, повторение ранее известного понятия «Аппликация». Указатель перехода возвращает на предыдущий слайд. |
Слайд 6 | Актуализация знаний обучающихся, повторение ранее известного понятия «Изонить». Указатель перехода возвращает на слайд №4. |
Слайд 7 | Изучение нового материала, объясняем новое понятие «Ганутель». Указатель перехода переводит на слайд 8. |
Слайд 8 | Иллюстрирует работы мастеров в технике «ганутель». Указатель перехода возвращает на слайд №4. |
Слайд 9 | Подготавливаем учащихся к практической работе. |
Слайд 10 | Обращение учащихся к их субъектному опыту через устный опрос. На слайде по ходу опроса открываются наиболее популярные ответы. |
Слайд 11 | Информирование о цели дальнейшей практической работы. |
Слайд 12 | Организация самостоятельной работы синхронно с педагогом. |
Слайд 13 | Закрепление изученного материала, анимация помогает выделить основные техники декорирования нитью. |
Слайд 14 | Закрепление изученного материала. В слайде открываются наиболее популярные ответы |
Слайд 15 | Закрепление изученного материала по основным понятиям, анимация помогает уточнить основные термины приемов декорирования нитью. |
Слайд 16 | Формирование новых умений. На слайде представлен видеоролик, выполненный в flash –анимации. |
Слайд 17 | Формирование умений работать в технике «ганутель». |
Слайд 18 | Формирование умений работать в технике «ганутель». |
Слайд 19 | Закрепление изученного материала на примере образца. Анимация помогает рассмотреть особенности использования приемов декорирования нитью. |
Слайд 20 | Организация деятельности для дальнейшей самостоятельной работы учащихся. |
Слайд 21 | Закрепление изученного материала, иллюстрация материалов и инструментов, необходимых для работы по созданию композиции из нити. |
Слайд 22 | Демонстрация творческих работ учащихся, выполненных в смешанной технике декорирования нитью. |
Слайд 23 | Организация самоконтроля учащихся. |
Слайд 24 | Рефлексия. Если учащийся в ходе рефлексии на основе социальной пробы данного занятия определил для себя достаточный уровень знаний и умений, то он завершает деятельность в данном направлении. При решении продолжать работу, обучающимся предлагается домашнее задание. |
Слайд 25 | Подведение итогов занятия. Обучающиеся высказывают предположения по определению направление темы занятия, согласно предварительному условию в начале занятия. |
Слайд 26 | Слайд представляет домашнее задание. |
Слайд 27 | Представлен список информационных источников для самостоятельного выполнения учащимися декоративной композиции из нити, который был использован в ходе создания данной презентации. |
Презентация для организации самостоятельной работы учащихся