Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
имени полного кавалера ордена Славы И.И. Сидорова
142061, Московская область, г. Домодедово, с. Ильинское, д. 9/1
тел.: 8(49679)6-89-34, 8(49679)6-88-34, факс: 8(49679)6-89-34
E-mail: dmdd_ilinsksosh@mosreg.ru
Методическое эссе на тему:
«Поколение Z: психолого-педагогические особенности
современных детей при обучении иностранному языку»
Автор: Панарина Любовь Николаевна, учитель английского и немецкого языков
Введение
За последние годы роль иностранного языка в современном обществе значительно повысилась. Также существенно изменился его статус. Сегодня знание иностранных языков уже не привилегия, а необходимость времени, он в наши дни превратился в ведущую дисциплину, стоящую на одном уровне со специальными предметами.
В настоящее время складывается совершенно иная, новая методология изучения иностранных языков, целью которой является формирование коммуникативной компетенции – научить взаимодействовать, разговаривать, понимать и уважать другую культуру. Иностранный язык, будь то английский, французский, китайский или любой другой, не должен отождествляться у обучающихся с учебной дисциплиной, школьным предметом, а должен выйти на более высокий уровень – как неотъемлемая часть нашей современной жизни, как средство коммуникации между людьми.
Обладая большим образовательным потенциалом, предмет «Иностранный язык» в общеобразовательной школе, помимо решения задачи всестороннего развития личности, является источником постоянного пополнения знаний, формирования и развития коммуникативных умений и навыков.
Основная часть
При обучении современных школьников иностранному языку педагоги сталкиваются с рядом проблем. Отчего это происходит? Необходимо тщательно изучить то поколение детей, которые в настоящее время обучаются, ведь именно учёт особенностей их интересов и восприятия является залогом качественного обучения.
Поколение Z(рождённые с 2003г.+) – это дети возрастных родителей поколения Х (1963-1983г.) и молодых родителей поколения Y (1983-2003г.). То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z – это уже их настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от поколения Y, так как детство детей Y прошло ещё до технологического бума.
Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению – они другие. И учить их необходимо тоже по-другому. Так в чём же их особенности? Прежде всего, эти дети ориентированы на потребление и они индивидуалистичны, они ценят честность и откровенность, быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете, такие дети иначе занимаются творчеством: делают сайты, флэш-фильмы, электронные презентации, в онлайн-играх создают целые миры. Признак успеха для них – это страничка в Википедии. Они никогда не расстаются со своими гаджетами, предпочитая одиночество и виртуальное общение живому общению с людьми. Дети поколения Z не способны подолгу сидеть за книгами и заниматься, им необходимо получить всё и сразу, они просто не видят смысл в заучивании учебного материала и запоминании.
С учётом этих психологических особенностей детей поколения Z необходим выбор адекватного стиля обучения, об основных чертах которого пишет известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Джули Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения». Основные моменты, на которые необходимо сконцентрировать внимание современному педагогу в работе с детьми поколения Z: обучающийся должен быть в центре внимания. Подросткам кажется получение образования пустой тратой времени, формальностью. Процесс обучения иностранному языку должен быть максимально привязан к реальной жизни. Педагогу следует уделять внимание воспитанию командного духа, сотрудничества в процессе обучения, так как современная молодёжь – это командные игроки. Обучение должно быть мотивирующим через «практические полезные знания», которые можно и нужно применять уже сейчас. Современным детям необходимо чувствовать эффективность применения своего времени, поскольку время – это большая ценность для сегодняшних учеников. В современном обучении иностранным языкам должна присутствовать работа на результат, на который прежде всего ориентируются современные подростки. «Главное - участие» это не про них. Педагогу при обучении следует делать приоритетными коммуникации. Основой в образовательном процессе становится диалог между учителем и учеником. Они теперь равноправные участники диалога, партнёры. При изучении иностранного языка это является главной составляющей успешному обучению. В настоящее время IT технологии становятся главными. Сегодняшние ученики, с дошкольного возраста умеющие пользоваться планшетами и компьютером, информацию учителя воспринимают намного лучше с применением высоких технологий. Здесь большую роль играет, помимо мотивации обучающихся, актуальность и привлекательность предлагаемых учителем учебных материалов, а также профессиональная и деловая компетенция педагога. Заинтересованность обучающихся на начальном этапе, как правило, является очень высокой, и перед преподавателем стоит задача поддержания её путём широкого привлечения новейших учебных пособий и актуального дополнительного материала, а также применение современных методик, стимулирующих взаимодействие между участниками учебного процесса.
Можно выделить 2 категории выявленных проблем при обучении совре-менных детей иностранным языкам: психологические и учебно-практичес-кие.
Психологические проблемы – это проблемы внутренней неготовности ученика к изучению иностранных языков. К ним относится:
неуверенность в своих силах. Большинство школьников говорят, что у них нет способностей к изучению иностранного языка, но на самом деле это ошибочное суждение;
отсутствие поддержки со стороны близких. Родственники, старшие друзья в большинстве случаев обходятся без знания иностранного языка на протяжении всей своей жизни. Поэтому, наверно, они и не считают его важным школьным предметом;
преодоление языкового барьера. Эта проблема связана с боязнью показать свою некомпетентность в иноязычном говорении. Преодолеть языковой барьер – это значит, прежде всего, устранить недостаток говорения, который исчезает не сразу, а постепенно, как ребёнок начинает чувствовать себя более уверенным, общаясь с другими людьми на иностранном языке.
Педагогу необходимо зарождать интерес и поддерживать у детей стремление к изучению иностранного языка. Детям нужно постоянно разъяснять значение знания иностранного языка для развития личности.
Учебно-практические (методические) трудности при обучении современных школьников иностранным языкам:
отсутствие у обучающихся сознательности в обучении различным видам речевой деятельности. Обучение общению подразумевает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц, так как полноценная коммуникация невозможна при отсутствии грамматической основы. Необходимо знать сочетаемость, употребление слов и грамматических правил. Так как при общении с иностранцами, не всегда общепринятые клише, устойчивые словосочетания подходят для осуществления диалога;
пробелы в знании алфавита и правил правописания при обучении письменной речи;
неумение мыслить на языке. Для выражения своих мыслей обучающиеся изначально думают на русском языке, а потом переводят на иностранный язык. Это достаточно долгий процесс, он утомителен, и допускаются лексико-грамматические и стилистические ошибки;
проблема общего понимания содержания аутентичного текста в целом
при обучении школьников чтению, понимания его основных моментов. Для большинства школьников понимание иноязычного текста подразумевает его дословный перевод и является основным достижением в знании иностранного языка. Во всех видах учебной деятельности у большинства школьников наблюдается нежелание преодолеть пассивность и лень, и минимализм в работе.
Заключение
Проанализировав психолого-педагогические особенности современных детей поколения Z, я считаю наиболее эффективным при обучении их иностранному языку использовать как классические, так и современные формы обучения в школе. Школьники демонстрируют определенные языковые компетенции, но испытывают трудности в формировании и формулировании своих мыслей, что свидетельствует о недостаточности развития коммуникативных компетенций. Какие задачи в связи с этим должен ставить перед собой педагог при организации обучения иностранному языку в школе? Изучив характерные черты поколения Z, я пришла к выводу, что в большей мере следует уделять внимание информационным компьютерным технологиям, использованию Интернета при обучении. Необходимо также создание таких условий для обучающихся на уроках, которые будут способствовать их креативной и творческой деятельности. Для активного развития речевых и коммуникативных компетенций следует формировать критическое мышление детей поколения Z, развивать умение доказывать свою точку зрения, находить доводы и факты в аргументации, участвовать в дискуссии на уроке, самостоятельно принимать решение. Преподавание иностранного языка имеет преимущество перед другими учебными дисциплинами, так как язык предоставляет возможность обучающимся общаться на любые темы: бытовые, научные, политические и профессиональные. Обучение иностранному языку включает в себя, в первую очередь, лингвистические компетенции, наряду с которыми не менее важными и значимыми являются социолингвистические, межкультурные, прагматические и социальные компетенции. Таким образом, с помощью иностранного языка формируется всесторонне развитая личность.
Используемая литература:
1. Дьяченко И.П. Особенности психологического развития поколения «Игрек» [Электронный ресурс].URL: http://www.scienceforum.ru/2013/176/5031.
2.Как учить детей поколения Y и Z? [Электронный ресурс]. URL: http://teacherclub. ru/kak-uchit-detej-pokolenij-y-i-z.html.
3. Сандомирский М. Поколение Z: те, кто будет после // Социальная психология в действии. Блог о социальной психологии малых групп, поведенческой экономике, манипуляциях и деструктивном поведении [Электронный ресурс]. URL: http://www. felicidad.ru/2011/07/z.html.
4. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.