СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое эссе на тему: «Поколение Z: психолого-педагогические особенности современных детей при обучении иностранному языку»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое эссе на тему: «Поколение Z: психолого-педагогические особенности современных детей при обучении иностранному языку»поможет  разобраться в проблеме Как  преподавать иностранный язык сегодняшнему поколению.

Просмотр содержимого документа
«Методическое эссе на тему: «Поколение Z: психолого-педагогические особенности современных детей при обучении иностранному языку»»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Ильинская средняя общеобразовательная школа

имени полного кавалера ордена Славы И.И. Сидорова

142061, Московская область, г. Домодедово, с. Ильинское, д. 9/1

тел.: 8(49679)6-89-34, 8(49679)6-88-34, факс: 8(49679)6-89-34

E-mail: dmdd_ilinsksosh@mosreg.ru











Методическое эссе на тему:

«Поколение Z: психолого-педагогические особенности

современных детей при обучении иностранному языку»





Автор: Панарина Любовь Николаевна, учитель английского и немецкого языков



























Введение

За последние годы роль иностранного языка в современном обществе значительно повысилась. Также существенно изменился его статус. Сегодня знание иностранных языков уже не привилегия, а необходимость времени, он в наши дни превратился в ведущую дисциплину, стоящую на одном уровне со специальными предметами.

В настоящее время складывается совершенно иная, новая методология изучения иностранных языков, целью которой является формирование коммуникативной компетенции – научить взаимодействовать, разговаривать, понимать и уважать другую культуру. Иностранный язык, будь то английский, французский, китайский или любой другой, не должен отождествляться у обучающихся с учебной дисциплиной, школьным предметом, а должен выйти на более высокий уровень – как неотъемлемая часть нашей современной жизни, как средство коммуникации между людьми.

Обладая большим образовательным потенциалом, предмет «Иностранный язык» в общеобразовательной школе, помимо решения задачи всестороннего развития личности, является источником постоянного пополнения знаний, формирования и развития коммуникативных умений и навыков.




















Основная часть

При обучении современных школьников иностранному языку педагоги сталкиваются с рядом проблем. Отчего это происходит? Необходимо тщательно изучить то поколение детей, которые в настоящее время обучаются, ведь именно учёт особенностей их интересов и восприятия является залогом качественного обучения.

Поколение Z(рождённые с 2003г.+) – это дети возрастных родителей поколения Х (1963-1983г.) и молодых родителей поколения Y (1983-2003г.). То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z – это уже их настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от поколения Y, так как детство детей Y прошло ещё до технологического бума.

Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению – они другие. И учить их необходимо тоже по-другому. Так в чём же их особенности? Прежде всего, эти дети ориентированы на потребление и они индивидуалистичны, они ценят честность и откровенность, быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете, такие дети иначе занимаются творчеством: делают сайты, флэш-фильмы, электронные презентации, в онлайн-играх создают целые миры. Признак успеха для них – это страничка в Википедии. Они никогда не расстаются со своими гаджетами, предпочитая одиночество и виртуальное общение живому общению с людьми. Дети поколения Z не способны подолгу сидеть за книгами и заниматься, им необходимо получить всё и сразу, они просто не видят смысл в заучивании учебного материала и запоминании.

С учётом этих психологических особенностей детей поколения Z необходим выбор адекватного стиля обучения, об основных чертах которого пишет известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Джули Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения». Основные моменты, на которые необходимо сконцентрировать внимание современному педагогу в работе с детьми поколения Z: обучающийся должен быть в центре внимания. Подросткам кажется получение образования пустой тратой времени, формальностью. Процесс обучения иностранному языку должен быть максимально привязан к реальной жизни. Педагогу следует уделять внимание воспитанию командного духа, сотрудничества в процессе обучения, так как современная молодёжь – это командные игроки. Обучение должно быть мотивирующим через «практические полезные знания», которые можно и нужно применять уже сейчас. Современным детям необходимо чувствовать эффективность применения своего времени, поскольку время – это большая ценность для сегодняшних учеников. В современном обучении иностранным языкам должна присутствовать работа на результат, на который прежде всего ориентируются современные подростки. «Главное - участие» это не про них. Педагогу при обучении следует делать приоритетными коммуникации. Основой в образовательном процессе становится диалог между учителем и учеником. Они теперь равноправные участники диалога, партнёры. При изучении иностранного языка это является главной составляющей успешному обучению. В настоящее время IT технологии становятся главными. Сегодняшние ученики, с дошкольного возраста умеющие пользоваться планшетами и компьютером, информацию учителя воспринимают намного лучше с применением высоких технологий. Здесь большую роль играет, помимо мотивации обучающихся, актуальность и привлекательность предлагаемых учителем учебных материалов, а также профессиональная и деловая компетенция педагога. Заинтересованность обучающихся на начальном этапе, как правило, является очень высокой, и перед преподавателем стоит задача поддержания её путём широкого привлечения новейших учебных пособий и актуального дополнительного материала, а также применение современных методик, стимулирующих взаимодействие между участниками учебного процесса.

Можно выделить 2 категории выявленных проблем при обучении совре-менных детей иностранным языкам: психологические и учебно-практичес-кие.

Психологические проблемы – это проблемы внутренней неготовности ученика к изучению иностранных языков. К ним относится:

  • неуверенность в своих силах. Большинство школьников говорят, что у них нет способностей к изучению иностранного языка, но на самом деле это ошибочное суждение;

  • отсутствие поддержки со стороны близких. Родственники, старшие друзья в большинстве случаев обходятся без знания иностранного языка на протяжении всей своей жизни. Поэтому, наверно, они и не считают его важным школьным предметом;

  • преодоление языкового барьера. Эта проблема связана с боязнью показать свою некомпетентность в иноязычном говорении. Преодолеть языковой барьер – это значит, прежде всего, устранить недостаток говорения, который исчезает не сразу, а постепенно, как ребёнок начинает чувствовать себя более уверенным, общаясь с другими людьми на иностранном языке.

Педагогу необходимо зарождать интерес и поддерживать у детей стремление к изучению иностранного языка. Детям нужно постоянно разъяснять значение знания иностранного языка для развития личности.

Учебно-практические (методические) трудности при обучении современных школьников иностранным языкам:

  • отсутствие у обучающихся сознательности в обучении различным видам речевой деятельности. Обучение общению подразумевает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц, так как полноценная коммуникация невозможна при отсутствии грамматической основы. Необходимо знать сочетаемость, употребление слов и грамматических правил. Так как при общении с иностранцами, не всегда общепринятые клише, устойчивые словосочетания подходят для осуществления диалога;

  • пробелы в знании алфавита и правил правописания при обучении письменной речи;

  • неумение мыслить на языке. Для выражения своих мыслей обучающиеся изначально думают на русском языке, а потом переводят на иностранный язык. Это достаточно долгий процесс, он утомителен, и допускаются лексико-грамматические и стилистические ошибки;

  • проблема общего понимания содержания аутентичного текста в целом

при обучении школьников чтению, понимания его основных моментов. Для большинства школьников понимание иноязычного текста подразумевает его дословный перевод и является основным достижением в знании иностранного языка. Во всех видах учебной деятельности у большинства школьников наблюдается нежелание преодолеть пассивность и лень, и минимализм в работе.

























Заключение

Проанализировав психолого-педагогические особенности современных детей поколения Z, я считаю наиболее эффективным при обучении их иностранному языку использовать как классические, так и современные формы обучения в школе. Школьники демонстрируют определенные языковые компетенции, но испытывают трудности в формировании и формулировании своих мыслей, что свидетельствует о недостаточности развития коммуникативных компетенций. Какие задачи в связи с этим должен ставить перед собой педагог при организации обучения иностранному языку в школе? Изучив характерные черты поколения Z, я пришла к выводу, что в большей мере следует уделять внимание информационным компьютерным технологиям, использованию Интернета при обучении. Необходимо также создание таких условий для обучающихся на уроках, которые будут способствовать их креативной и творческой деятельности. Для активного развития речевых и коммуникативных компетенций следует формировать критическое мышление детей поколения Z, развивать умение доказывать свою точку зрения, находить доводы и факты в аргументации, участвовать в дискуссии на уроке, самостоятельно принимать решение. Преподавание иностранного языка имеет преимущество перед другими учебными дисциплинами, так как язык предоставляет возможность обучающимся общаться на любые темы: бытовые, научные, политические и профессиональные. Обучение иностранному языку включает в себя, в первую очередь, лингвистические компетенции, наряду с которыми не менее важными и значимыми являются социолингвистические, межкультурные, прагматические и социальные компетенции. Таким образом, с помощью иностранного языка формируется всесторонне развитая личность.









Используемая литература:

1. Дьяченко И.П. Особенности психологического развития поколения «Игрек» [Электронный ресурс].URL: http://www.scienceforum.ru/2013/176/5031.

2.Как учить детей поколения Y и Z? [Электронный ресурс]. URL: http://teacherclub. ru/kak-uchit-detej-pokolenij-y-i-z.html.

3. Сандомирский М. Поколение Z: те, кто будет после // Социальная психология в действии. Блог о социальной психологии малых групп, поведенческой экономике, манипуляциях и деструктивном поведении [Электронный ресурс]. URL: http://www. felicidad.ru/2011/07/z.html.

4. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.